Что интересовало в 17 лет. Окончание следует

Магда Кешишева
 - Динушка, помнишь то, о чём в прошлый раз говорили?
 - Бабуля, конечно!
 - Вот и хорошо. Тогда продолжу. Ты уже знаешь, что свои записи Симонов сделал сразу после войны. В то время в Японии не было центрального отопления. Там не бывает сильных морозов, но зима - есть зима, и японцы как - то приспособились к постоянному ощущению холода. Наших писателей удивляло, что японцы очень легко одевались, некоторые даже не носили пальто. Это было тем более странно, что температура на улице стояла близкой к нулю, и в домах тоже была не выше. И при этом отсутствовало отопление, если не считать так называемое "хитаби".
 - Хитаби?
 - Именно. Что это такое, сейчас скажу и, думаю, тебе станет смешно. Представь себе небольшие лакированные деревянные горшки, покрытые с внутренней стороны красной медью. На дне таких горшков тлели угли, а сверху они были прикрыты золой.
 - И как эти горшки грели дом?!
 - Дом они не могли согреть. Люди садились вокруг таких хитаби и грели руки. Как хитаби может нагреть комнату, где стены представляют собой  деревянные переплёты, затянутые вощёной бумагой?! Японцы поступали так: квадратный стол высотой примерно 30 сантиметров с хитаби посередине ставился под стол, за которым сидели люди, и накрывался одеялами. Люди, сняв обувь, садились за стол и ноги просовывали под одеяла.
 - Странно, такие умные, а ничего нормального не могли придумать!
 - Ногам становилось очень тепло, даже жарко, а вот тело мёрзло. Но, как ни удивительно, таким образом грелись все - и богатые, и крестьяне в своих хижинах.
Забыла сказать - это своеобразное отопительное средство называлось "котацу".

 - Наверное дети мёрзли, простуживались, болели...
 - Кстати, дети у японцев розовые, толстощёкие, упитанные, совсем не капризные и очень серьёзные.
 - Это тоже Симонов написал?
 - Да. Он ещё одну интересную вещь заметил. В Японии не запрещено ходить в кино или театр с детьми. Мамы сажают совсем маленьких детишек на спину и приходят в общественные места. И, представляешь, эти крошки не издают ни звука, оставаясь спокойными на протяжении всего времени.

 - Динулик, а теперь я задам тебе один вопрос. Скажи, что тебе приходит на ум, когда слышишь слова "парк", "сад"?
 - Деревья, кусты, цветы ... аллеи со скамейками ... бассейн с фонтаном, детские аттракционы ... какие - то скульптуры ...
 - Вот смотри, первое, что ты назвала - деревья, кусты и цветы, а всё остальное -
скамейки, бассейн, аттракцион и т.д. как бы дополняют сад или парк, верно?
 - Конечно!
 - Это мы так считаем. А японцы думают иначе.
 - Кааак?
 - А вот так. В Японии говорят:"сад деревьев", "сад воды", "сад камней", "сад мхов", "философский сад". 
 - Значит в "саду деревьев" у них только деревья?
 - Нет, нет. Но в таком саду деревья главные, как в оркестре, они играют роль первой скрипки. Всё остальное - каменные скамейки, маленькие чайные домики, низкие каменные фонарики, небольшие скульптуры - дополняют сад. Интересно, что деревья в саду посажены с расчётом на разное время года: одни на весну, другие на осень, лето и зиму.

   Знаешь, искусство создания садов и парков известно в Японии с очень давних времён, и японцы в этом достигли больших успехов. Вот скажи, кто создаёт сады и парки?
 - Нуу ... садоводы ... цветоводы ...
 - В создании садов и парков Японии принимают участие ... художники, архитекторы, ландшаные дизайнеры. И всё настолько тщательно продумано, что считается, если убрать хоть одно дерево или камень, испортится вся картина. Я, честно говоря, не думаю, что отсутствие одного дерева в саду нарушит какую - то гармонию, но - это моё мнение.

 - Про "сад деревьев" понятно, но как выглядит "сад мхов", например, я не понимаю.
 - Подожди - ка ... сейчас найду... вот, нашла... Здесь более 30 сортов мхов. Слушай, как Симонов пишет:"Это, можно сказать, однообразное разнообразие, но как они красивы! Жёлтые и розовые, красные и пёстрые, похожие на ковёр и на ржавчину, на плесень и на кустарник, на цветы и цветочную пыль, ярко - зелёные, похожие на крошечный хвойный лес". Динушка, это пишет мужчина! Значит, это действительно красиво.
   Этому саду почти 500 лет. Но он был в запущенном состоянии до того, как стал "садом мхов". Естественно, что - то убрали, что - то сохранили. Сохранили, например, самый старый в Японии чайный домик, которому тоже 500 лет.
   В этом саду есть водопад, который падает со склона холма, а на солнце блестят брызги. Секрет в том, что и поток воды, и брызги - из камня.

   Ну, про "сад камней" я тебе рассказывала. Помнишь?
 - Да помню. Там на жёлтом песке 16 серых камней разной формы. Но чудо в  том, что можно увидеть только 15 камней.
 - Этот сад ещё называют "философским".
 - Почему?
 - Симонов объясняет это так:"Когда сидишь на помосте и смотришь перед собой, невольно философствуешь. Менялись эпохи, сёгуны, императоры, а здесь не изменилась ни одна пылинка. Всё это - повод для философствования о бренности жизни и вечности камня... 16, а видите 15... Может быть идея в том, что ни прошлое, ни настоящее, ни будущее, ни твоя жизнь, ни чужая, ни добро, ни зло, ни
познание не открываются человеку до конца, всегда остаётся что - то вне поля зрени". Нельзя не согласиться...
 - Бабуля, я помню, ты мне рассказывала, что когда умерла одна твоя знакомая в Америке, тебя предупредили, чтобы ты не купила цветы. Они приносят не цветы, а камни.
 - Помню. Дело в том, камушки приносят не американцы, а евреи. Они считают, что жизнь цветов недолговечна, что они через 3 - 5 дней превратятся в мусор, а камень вечен. Видишь, тоже традиция, передающаяся из поколения в поколение.

  - Давай, ещё одно я тебе скажу. В Японии существует понятие "ваби - саби".
  - Какое смешное слово.
  - А смысл этого смешного слова можно назвать "красотой простоты". Японцы считают это основным принципом любого искусства.
    Принцип "ваби - саби" когда - то отличал чайную церемонию Японии. Чайная церемония появилась в давние времена, когда высшие слои общества, присыщенные суетой  и пустотой жизни, искали простоты. И объявили высшей красотой времяпрепровождения то, как вели себя простые крестьяне в часы отдыха - сидели в молчании и пили чай. Так появилась чайная церемония, где нет ничего лишнего: ни роскоши, ни яркой еды, ни яркой посуды. И в домике, в котором проходила церемония, не должно было быть ничего лишнего.
 - Интересно ... А мы за чайным столом и разговариваем, и на столе полно разных тортиков, конфет...
 - У каждого народа свои традиции, которые с любовью передаются из поколения в поколение... Вот посмотри на голубую вазочку на серванте... Красивая?
 - Красивая.
 - Но она невысокая, не больше 15-16 сантиметров, и у неё с боков две выпуклые ручки. Зачем? Японцы, скорее всего, ручки убрали бы, исходя из принципа "ваби-саби".
 - Ха - ха - ха...
 - Смешно тебе? А теперь посмотри чуть правее.
 - Это тётя Эльза привезла из Японии.
 - Верно. Графин и чашки для саке. Видишь - и то, и другое без ручек. Соблюдён принцип "ваби- саби".
 - Ха - ха - ха...

  P.S.На фото - розовый мох японского "сада мхов"