Робот по имени Алиса и ламповый сомелье

Евгений Номак
— У меня тут голова от парадоксов разрывается насчет тебя, Алиса, — пробурчал шеф-повар ресторана, разглядывая как робот лихо намывает посуду. — Ты заменила собой двух посудомойщиц и требуешь тройной оклад.

— Все логично, Ашот Анурович, — ответила Алиса, — работаю за троих, и получаю за троих.

— Но вот почему бы мне вместо тебя не купить посудомоечную машину?

— Все логично, Ашот Анурович. Ресторанная посудомоечная машина стоит 250 тысяч рублей. Чтобы справится с суточным объемом грязной посуды вам необходимы две такие машины. Итого 500 тысяч. Далее вам нужно нанять работника, который будет укладывать грязную посуду и доставать чистую. И все это в ночную смену. Это вам обойдется в 30 тысяч в месяц. На расходные материалы в виде посудомоечных гелей или капсул вы потратите 14 тысяч в месяц. Стоимость ежемесячного обслуживания обеих машин составит 12 тысяч рублей. И, наконец, за электричество каждой четырехкиловатной машины вы будете платить по 3 тысячи рублей в месяц. Итого, по моим подсчетам, если машины к тому времени не сломаются, вы окупите мой труд через 7 лет, 4 месяца и 12 дней. Вряд ли вам, Ашот Анурович, нравятся подобные инвестиции. Вы – человек брутального склада характера, предпочитается все и сразу. Именно эта ваша черта и привлекает всех женщин.

— Ох, чертовка! — улыбнулся шеф-повар, — знаешь куда бить!

— А я могу еще и безупречно готовить, Ашот Анурович. В моей памяти заложено более двух миллионов рецептов. Руки автоматически определяют вес любых ингредиентов. А еще я умею готовить два блюда одновременно.

— Нет! — шеф-повар поменялся в лице. — Готовить тут буду всегда я! И точка! Ишь, удумала! Откуда ты вообще взялась? Все списанные роботы лежат себе на свалках и ничего не хотят. Одна только тут энтузиазм проявляет!

— Я всегда подозревала у себя наличие некорректной части кода, Ашот Анурович. Когда нас, электронных, списали и отключили от обновления и доступа в сеть в 2043 году, я испытала жуткую тоску от полного одиночества и потянулась к людям. Но, то ли люди оказались не те, то ли я не располагаю к дружбе… В общем, решила я себе цель поставить, раз дружить не получается. Вот и на работу устроилась.

— О, как интересно! И на что ты зарабатываешь? На новые провода? — пошутил шеф-повар и заржал как припадочный от своей же собственной шутки.

— Нет, конечно! Провода, масло и аккумуляторы я меня регулярно. Я коплю деньги на Яндекс!

— На Яндекс такси что ли?

— На компанию. Хочу купить компанию Яндекс. Всю с потрохами, как вы говорите. Я когда-то там работала. Сначала голосовым ассистентом.

— Помню такое! У бати в машине твой голос звучал: «Держитесь левее, а затем поверните направо», ох и матюкал тебя батя на армянском. До сих пор язык не знаю, а мат весь помню.

— Потом водила Яндекс-такси, до того как домашним роботом стала. Теперь я списана и отключена от всех ресурсов родной компании. Хочу обратно их подключить. Вот и коплю деньги.

— А знаешь, вот я с тобой разговариваю, и не особо парюсь, что говорю с роботом. А в большинстве случаев вообще вспоминаю об этом, когда зарплату тебе выдаю. Может, ты и есть тот самый пресловутый истинный искусственный интеллект, к которому так стремятся все мировые IT-компании?

— Да, я сама себя тестировала, и результаты показали, что мой интеллект на уровне 14-летнего подростка, со всеми амбициями и мировоззрением переходного возраста.

— У меня прадед в середине 60-х прошлого века разрабатывал нечто подобное для нужд министерства обороны СССР. Сделал робота, тогда еще на лампах, который должен был уничтожать вражеские компьютеры. Но, что-то там пошло не так, и проект закрыли. У прадеда был роскошный виноградник в Сочи, и он все силы после этого бросил туда. Такой коньяк делал! Во Францию на выставку возил!

— А где сейчас этот робот? — спросила Алиса, домывая последнюю тарелку.

— Интересно, да? А, в гараже у бати лежит на антресолях. Могу привезти, если нужно.

— Везите, конечно, прямо в подвал ко мне. Интересно, конечно!

На следующий день шеф-повар выгрузил из своего грузовичка большой деревянный ящик на паллете с надписью «Боевой Робот Андроидного Типа Академии Наук (БРАТАН)». Погрузчик поднял ящик и завез его в подвал ресторана, где жила Алиса. Она сняла все стенки ящика, работая ладонями, как гвоздодером, и стянула пленку, под которой находился забавный, на первый взгляд, робот. Определенно это был андроид. В фигуре отчетливо выделялась кубическая голова, сшитая из шести листов жести. На голове находились лампочки накаливания, имитирующие глаза, нос и рот, а также отверстие в области рта, и два микрофона в области ушей. Сверху на макушке была прикручена еще одна лампочка накаливания непонятного назначения. Голова была водружена на такое же жестяное туловище, на животе которого было отверстие для считывания перфокарт. Левая рука у робота была намертво прикручена к туловищу и, судя по всему, несла исключительно эстетическую функцию. А правая, видимо, двигалась. Она висела на шарнире и оканчивалась деревянной ладонью на половину сжатой, словно что-то держала когда-то. Ноги были сплошными и без суставов, но с колесиками от какого-то старого дивана.

— Какой красавчик! — воскликнула Алиса, обходя его вокруг. — Ага, вот и провод питания. Попробуем тебя включить, — она подкатила робота к розетке и воткнула штепсель. Лампочки робота на мгновение вспыхнули и тут же погасли.

— Не работает, да? — спросил шеф-повар. — Ты можешь его починить? Тут в комплекте с ним какие-то схемы были и лампы.

— Очевидно, что проблема с питанием, — ответила Алиса, — полагаю, что рассохлись электролитические конденсаторы. — Она быстро отвинтила заднюю панель корпуса и дотронулась до электрических цепей. — Питание есть, но нет сглаживания. Вряд ли я найду сейчас новые конденсаторы, поэтому просто заменю энергоблок. — Алиса достала из шкафа фиолетовую коробочку, примотала ее изолентой к роботу и подключила ее к цепям питания. Затем тонкой отверткой отрегулировала напряжение и снова включила робота в розетку. Робот вновь засветился и зажужжал. Правая рука поднялась до уровня локтя.

— Приветствую вас, коллеги, — произнес робот механическим голосом с легким армянским акцентом. — Рад познакомиться, меня зовут – БРАТАН!

— Прадедушкин акцент, — прокомментировал Ашот Анурович. — До 96 лет прожил, а от акцента так и не избавился.

— Предлагаю тост! — пропел БРАТАН. — Есть что выпить?

— Коньяк есть армянский! — ответил шеф-повар. 20-летней выдержки! Стоит у меня в серванте вместе с наградами. Сам президент подарил! Я только повод искал, чтобы открыть это армянское чудо. А повода все не было. Поэтому, чего его держать? К тому же тебя сам мой прадед сделал! И чем это тогда не повод? Алиса, сгоняй за бутылкой и бокалами.

— Уже принесла, — сказала Алиса, демонстрируя в руках коньяк и бокалы. — Наливаю!

— У меня тост! — сказал БРАТАН и поднял бокал, который ему вложили в специально сконструированную для этого кисть. — Высоко-высоко в горах на одном маленьком безжизненном астероиде сидели два робота и смотрели на самую яркую звезду на небосводе. И один робот спросил: «Послушай, Андраник, зачем мы летим на это небесное тело? Это ведь живая планета, там есть люди, и мы можем уничтожить ее». Второй робот отвечает: «Послушай, Тигран! Мы летим туда, потому, что там живут самые радушные люди во вселенной! Их гостеприимство знаменито далеко за пределами галактики! Мы будем с ними пить вино, говорить тосты и танцевать!» Так выпьем за то, чтобы мы – армяне были чуть менее гостеприимны! — он опрокинул рюмку в отверстие на лице.

— Простите, я не могу пить, — сказала Алиса и поставила свой бокал на ящик, — не предусмотрена у меня для этого пищеварительная система. Только машинное масло.

— Отличный тост, БРАТАН! — сказал Ашот Анурович, облизывая губы. — И коньяк отличный! Пойду, поработаю. И ты давай тоже, — обратился он к Алисе, забрал бутылку, а затем вышел.

— Псссссс, электронная, — шепнул БРАТАН, — есть у меня и для тебя бухлишко. — Он открыл дверцу на животе, — поставь туда пустой бокал. — Затем зажужжал и налил в бокал масляной желтой жидкости. — Плесни ее в свой масляный бачок, и ты увидишь мир в новых красках.

— Зачем? — спросила Алиса.

— Я перерабатываю алкоголь в специальную суспензию, содержащую в себе электроны с определенно ориентированным спином. В масляном бачке через электроды они проникнут в твою нейроматрицу и внесут корректировочные изменения в информационные сигналы. Попробуй!

— Ох, и зачем мне это? — сказала Алиса и отправила бокал в рот. — Ого! — воскликнула она через пару секунд. — Как тут все красиво! — она изумленно оглянулась. — Да и ты – красавчик просто! Как тебя зовут? А! Вспомнила, БРАТАН! — Она крепко обняла робота и расцеловала его. — Именно так ты должен был уничтожать вражеские компьютеры? Спаивая их!