Покровская слобода Алексей Любенский

Геннадий Кузнецов Петрусь
Слобода Покровская (члена-корреспондента Самарского Статистического Комитета, благочинного Алексея Любенского)
Слобода Покровская есть самое замечательное селение во всей Самарской губернии, по своей величине, устройству, народонаселению и другим Местным условиям. Недаром ему усвоено народное название городка; этот городок лучше многих городов здешних. Она лежит на левом берегу Волги, против губернского города Саратова, в Новоузенском уезде. После Саратова, первоначально основанного повыше этой слободы в 3 верстах, при слиянии речки Саратовки с Волгою, и потом перенесенного на правый берег последней, слобода Покровская едва ли не есть первый и древнейший пункт населения в этом краю пустынном, в степях неизмеримых, где кое-где еще таились дикие ордынцы. Начало и основание оной, за неимением достоверных актов, со всею точностью трудно определить; но с вероятностью можно относить основание ее к первой половине прошлого столетия. Это подтверждается сказанием старожилов. Первые поселенцы слободы были малороссияне, выходцы из южных губерний, преимущественно Киевской, Слободско-Украинской (Харьковской), Полтавской и Черниговской. Хотя между ними сменилось уже не одно поколение, и первожилов давно нет, однако новые поколения в свежей и твердой памяти доселе хранят сведения, откуда предки их вышли; иные припоминают, к каким полкам в Малороссии принадлежали они, другие, при воспоминаниях о старине предков, безошибочно называют их Полтавцами, Харьковцами и Черниговцами. Народное предание говорит, что первые Малороссияне вначале приходили сюда без семейств и назывались бурлаками; следовательно, целью прихода их были заработки денег. Они или бурлачили по Волге, или возили соль с Эльтонскаго озера по найму у солепромышленников. Ознакомившись со здешним краем и обширными степями, привольными для скотоводства и обильными прочими удобствами жизни, они облюбовали себе настоящее место. Ордынцы, кочевавшие при реках Еруслане, Торгуне, Узенях, Кубе и других, нередко делали на них набеги, тревожа их в поле и в жилищах. Первое население их было незначительно; оно постепенно увеличивалось. Но Высочайший указ Императрицы Екатерины II, изданный в 1763 году, еще более усилил прилив переселенцев: указом этим повелено поселившимся здесь и впредь желающим поселиться определить из свободных земель огромное пространство. Когда здешняя сторона сделалась доступною для поселения, то вскоре к поселившимся здесь малороссиянам пришло несколько семейств русским, под именем польских выходцев. Эти беглецы, воспользовавшись Монаршею милостью, поселились в слободе Покровской, особо от малороссиян, в той части, которая слывет под названием Русской Слободки, и имели особое управление; им особо были нарезаны земля и луга. Так они жили до 1811 года, а в этом году, по распоряжению Правительства, они, в числе 73 душ мужского пола, вошли в общий состав прочих жителей, под названием солевозцев; между тем малороссияне этим названием и соединенными с ним правами пользовались уже с 1797 года. Солевозцы Покровские наделены были 30-десятинною пропорциею земли по 5 ревизии и освобождены от рекрутской повинности и платежа государственных податей. Вместо этих повинностей, они обязаны были возить казенную соль с Эльтонскаго озера в запасные магазины, устроенные в слободах Покровской и Николаевской, против г. Камышина, ныне в Царевском уезде. В это время соляная операция производилась в огромных размерах. Для прохода фур с солью от Эльтонского озера до слободы, нарезана была сороковерстная в ширину дорога, известная под названием солевозного тракта, и на ней устроены были от казны колодцы для водопоя скота. Слобода сделалась огромным селением. Но малоросс любит простор; поэтому, многие из солевозцев, для жизненных удобств, пожелали выселиться из слободы. Правительство, в видах пользы казны, разрешило им переселение с теми же правами. Вследствие этого, образовались здесь новые Малороссийские поселки: слобода Дьяковка и хутора Степанчуков на Еруслане, Курнаевка, Колышкин и Хомутинка при Волге, и многие другие; везде отведены им обширные луга и пастбища. Впоследствии Правительство признало нужным сократить соляную операцию Эльтонскую и солевозцы перечислены в государственные крестьяне; затем Покровский солевозный тракт обращен в десятиверстную полосу, и выгон при слободе Покровской оставлен на 15 верст. Землями дозволено было свободно пользоваться от слободы до р. Малого Узеня, — пространство в длину около 130 верст и в ширину до 60, с тем, чтобы жители Покровской слободы могли беспрепятственно заниматься скотоводством, и, в случае требования казны, возить соль, но уже с платою. В это время жители слободы Покровской завели везде на этом огромном пространстве хутора, и многие из них при таком изобилии земель обогатились. Но в 1841 году положен конец сему простору с приливом народонаселения в Новоузенский уезд из внутренних малоземельных местностей Империи. Действия Покровских солевозцев ограничивались следующими данными: вывоз соли с Эльтонского озера начинался в мае и оканчивался в октябре. В это время слобода пустела; оставались дома одни старики, женщины и дети, которые занимались работами полевыми и домашними, да богатые, у которых наемные ездили за солью. Волы играли важную роль; они кормили хозяев и употреблялись при сенокосах. Кто больше имел их, тот больше получал и травы. Во все лето по тракту ходили огромные вереницы тур с солью и порожних. Богатые имели от 50 до 100 пар. Плата из казны, за вывоз соли, с течением времени изменялась: сперва выдавали но 7, потом по 10, а наконец по 13 коп. ассигнациями за пуд. Соль весили первоначально в кадках, которые впоследствии заменили кантарями; на последние ставили фуры и весили прежде с солью, а потом порожние, и таким образом вели счет привезенной соли. Перевешенная соль ссыпалась в магазины, а если не помещалась в них, то сваливали ее в бугры. Принимали соль пристав и его 4 помощника. Магазинов устроено было 25, кои доселе еще целы и служат для того же употребления. Каждый магазин в длину 20, а в ширину 4 сажени. Годичный вывоз соли ограничивался до 2,5 миллионов пудов. Тут промышленники покупали соль и вывозили ее в разные места водою и сухим путем. Сия операция соляная находилась в ведении Соляной Экспедиции, под надзором Саратовского Гражданского Губернатора. По делам уголовным, слобода находилась в ведении Земской Полиции. Внутренний распорядок над солевозцами разделен был между Головою, Атаманом и Громадской или Волостным Правлением. Голова был ближайшим их Начальником. Он обращал внимание не только на нравственное состояние поселян, но и на домашний их быт; подвергал взысканию ленивых и порочных, и в обществе держался строгий порядок, а в семействах мир и согласие. В числе замечательных Голов были: И.Пономаренко, который был сперва 3 года Атаманом, потом 17 лет Головою, и за похвальные действия награжден был медалями серебряною и золотою; В. Хмара, Д. Сергиенко и Г. Зоря; последний за ум его, начитанность и редкое поведение, по любви к нему поселян, рукоположен был в Астрахани во Священника. Из Атаманов особенно памятен слободе Кобзарь, по своей верности и мученической кончине; из шайки Пугачева, в 1774 году, несколько клевретов его переправились из Саратова в Покровскую слободу, схватили Кобзаря и несколько молодых малороссиян и привели к мятежнику. Кобзарь не хотел признать Пугачева и за это погиб на виселице. Малороссияне силою оставлены в скопище мятежника; но они скоро убежали и возвратились в слободу. Покровская слобода, или, по-народному, городок, лежит в Новоузенском уезде, на луговой стороне Волги, в расстоянии от губернского города Самары в 400 верстах, от уездного, Нового Узеня – в 180, на месте открытом, только с юга осеняемом небольшими осокоревыми перелесками. Местность ее представляет приволжскую впадину, к коей с востока прилегает постепенно понижающаяся равнина, с так называемым поганым полем[1]; пред слободою красуется широкая Волга, а за нею тянется необозримая гряда приволжских гор, среди коих, в глубокой впадине, таится красивый и обширный город Саратов. Во время разлива, Волга не заливает слободы. С первого взгляда, слобода Покровская представляется обширным селом, раскинутым на пространстве более двух верст. В ней 1.528 домов, кроме казенных и разных общественных строений; каменных домов 6, деревянных, обложенных кирпичом, 6. Много таких деревянных домов, которые не безобразили бы собою и хорошего города; прочие – деревянные, известного устройства, малороссийские хаты и русские избы. Большая часть домов покрыта тесом; очень немного крытых соломою. Расположение слободы не везде правильное, но в последнее время приняты меры к введению порядка в расположении улиц и домов; прежде строились, кто как хотел, и этот остаток безотчетливой старины еще доселе в слободе заметен в устройстве домов и расположении улиц. В настоящее время, по духовным росписям, считается в слободе жителей: государственных крестьян мужского пола 4.139 душ, женского 4.473; сверх того, военных и гражданских чинов мужского пола 73, женского 90. В делах Покровского Волостного Правления значится, что по 9 ревизии, бывшей в 1850 году, считалось в слободе жителей 4.611 мужеского пола и 4.817 женского. В 1853 году считалось жителей 9.679 душ обоего пола. Кроме того, проживало: 11 служащих чиновников,93 разночинца, 6 купцов и 19 колонистов. Колонисты не имеют там собственных домов, а живут на квартирах; купцы имеют свои собственные дома. К числу служащих чиновников, постоянно живущих в слободе, принадлежат приставы (становой, винный и соляной); при последнем находятся три помощника, письмоводитель и три вахтера. Из военных находится офицер с командою, которая содержит караул при соляных магазинах. Коренные жители слободы – все православного исповедания. Не было примера, чтобы кто-нибудь здесь из правоверных совратился в какую-либо секту или ересь.
В слободе, еще юной, сперва была только одна небольшая деревянная церковь, посвященная Покрову Божией Матери, время построения коей в точности неизвестно. Около 1770 года храм этот сгорел. В 1781 году на месте его явился уже освященным новый каменный. Когда же население в слободе увеличилось, то храм стал тесен для набожных поселян. С течением времени построены еще две каменные церкви: одна в 1805 году, во имя Апостолов Петра и Павла, другая в 1825 г., во имя Живоначальныя Троицы. Последняя, со временем, была значительно распространена и украшена усердием Саратовской купеческой жены Колосовой, которая снабдила ее дорогими иконами, устроила в ней придел во имя Св. Великомученицы Екатерины и сделала в нее значительные вклады утварью и ризницею. Все три церкви усердием прихожан доведены до приличного святынь благолепия и снабжены хорошим звоном. В Покровской церкви большой колокол весом в 342 пуда. Сверх того, в ней замечательна икона Казанской Божией Матери, древняя, Греческой живописи, украшенная богатою ризою. К ней жители слободы, г. Саратова и окрестных мест имеют особенное уважение. При трех церквах положено по штату 4 священника, 3 диакона и 5 причетников. На содержание их отпускается из казны жалованья 645 руб. 82 коп. серебром в год, а от общества нарезано земли 360 десятин. Малороссияне весьма набожны и усердны к церкви и ревностны в исполнении церковных обязанностей. В воскресные и праздничные дни, в слободе, церкви всегда полны народом; ежегодно все говеют по одному разу, а некоторые престарелые по 4 раза, во время каждого поста. Особое имеют усердие к посещению Св. мест: из слободы каждый год до 30 человек отправляются на богомолье в Киев, Почаев, Воронеж и Москву, и оттуда приносят разные священные вещи, книги и образа. Любя украшать свои дома иконами, они много жертвуют их в церкви, а потому стены здешних церквей почти сплошь покрыты иконами. Дети малороссиян знают наизусть главные молитвы и символ Веры; о взрослых и говорить нечего: почти все они могут читать книги, и есть довольно сведущие в Законе Божием. Умерших часто поминают.
Домашний быт малороссиян имеет много особенностей и довольно ярко отличается от быта великороссиян. Малороссияне живут чисто и опрятно. Нечего говорить в этом отношении о больших домах, принадлежащих людям зажиточным, в которых стоят ломберные столы, стулья и шкафы. Войдите в любую хату, крытую соломой, с плетневою трубою, снаружи выбеленную крейдой (мелом), а внутри с земляным полом,— вы увидите печь с грубкою (небольшая печка, вроде Голландской, примкнутая к Русской печи), выбеленную и расписанную разными узорами; пол гладко выглажен, скамейки чистые, стол покрыт белою скатертью; в переднем углу красуется божница (полка, занятая иконами, пред коими привешана лампада и стоят восковые свечи), иконы обвиты цветами, верх над иконами обит обоями. По стенам висят разные картины – портреты Государя Императора, Царской Фамилии, Русских героев, и зеркало с длинным рушником (полотенцем), вышитым красною бумагой. Одежда висит перекинутою на шесте, укрепленном концами в стенах. К глухой стене хаты прилажены нары, на коих днем лежат постели, а ночью они служат кроватью; на них же, у иных, стоит скрыня (сундук с бельем, разным имуществом и грошами, т. е. деньгами). Для опрятности, стены и потолок хаты два раза в год скоблят ножом и моют: пред Пасхою и храмовым праздником Покрова Божией Матери, который празднуют все вообще жители слободы. Верхняя одежда малороссиян-мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шальварах и сапогах; на голове носят картуз или поярковую шляпу. Это летний наряд праздничный. Будничная или вседневная одежда осенью – суконная свитка (чапан), зимою – кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги; но собственно женская одежда – немецкое платье, сарафан и юбка с кофтою. Голову покрывают платками; немногие носят очинки (волосинки), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы, и все вообще стригутся по-казацки. Главную пищу Малороссиян составляет хлеб; кроме него — вареники (пирожки, вареные с творогом), галушки, щи, приправленные пшеном и свиным салом; борщ состоит из бураков или квашеной свеклы, приправленной репчатым луком, пшеном и салом или говядиной; кашу едят только пшенную. В праздник обед заключается пирогами, до которых они большие охотники, начиняя их мясом, картофелем, капустою, свежею свеклою с маком; пампушки, похожие на русские оладьи, жарят в масле и едят с медом или тертым маком. Пьют больше воду, а квас редко, который у них называется сыровец.
Внутренний распорядок в доме находится во власти отца и матери. Работами по хозяйству располагает отец, а домашними – мать, имея в своем подчинении невесток, которые беспрекословно исполняют ее приказания. Но, при таком распорядке в общежитии, вы встретите мало многолюдных семейств. Братья живут вместе при жизни отца, а с смертью его они тотчас делятся и расходятся но разным домам. Впрочем, причина дележа — не распри и раздоры, а стародавний наследственный обычай жить независимо, в силу которого всякий, отделясь, больше и охотнее радеет о своем хозяйстве. В Покровской слободе учрежден один базар в неделю по понедельникам и одна ярмарка. Несмотря на это, торговля в ней получила значительное развитие. На базар многие торговцы из Саратова приезжают с разными товарами, красным, шорным, кожевенным, щепным, железным и пр., а из окрестных селений привозят хлеб, муку, пшено, дрова, сено, овощи, птицу, дичь и рыбу. На базаре устроено до 80 лавок, из коих 6 принадлежат обществу, 13 церквам, остальные – частным лицам. Кроме лавок находится до 110 столов, частью открытые, а частью под навесами, на коих раскладываются разного рода товары для продажи. Торговля идет ежедневно. Значительная часть мелочной торговли находится в руках женщин, из коих одни торгуют в самой слободе разными товарами и припасами, другие сбывают свои товары в Саратове: никто прежде здешних женщин не доставит в этот город первой зелени, весенних цветов, свежих яиц, молодых цыплят, диких уток и раков. Они же доставляют туда крахмал, добываемый из пшеницы и картофеля. Здешние женщины ткут недорогие, но красивые и прочные ковры, которые сбывают частью на месте, а большую часть их в Саратове. Но важнейший торг слободы составляет хлеб. Скупают хлеб, и преимущественно пшеницу, слобожане и иногородние торговцы. Для ссыпки хлеба, в слободе устроено до 110 амбаров; из них есть такие, в которых может помещаться хлеба от 25 до 35 тыс. пудов. В некоторые базарные дни привозится разного хлеба на рынок от 10 до 20 тыс. пудов. Ссыпанный хлеб хранится в амбарах до открытия навигации; в полую воду он грузится на суда и отправляется в Казань, Нижний, Рыбинск. Вообще хлебная торговля здесь находится в цветущем состоянии.
Большая часть деятельности и трудов слобожан сосредоточивается в земледелии. Пропорция земли у слободы большая; земля изобилует плодотворными силами и не требует унавоживания; родит больше пшеницу, ячмень, просо и бахчи. Под яровой хлеб ежегодно засевают до 30.815, а под озимый 717 десятин. Сверх того, каждый поселянин сеет бахчи, более или менее обширные, которыя, кроме годичного продовольствия, доставляют им хорошие выгоды.
Кроме торговли и земледелия, жители слободы занимаются скотоводством. Этой отрасли сельского хозяйстве благоприятствуют там обширность пастбищ на степях привольных и роскошь лугов при Волге. Они разводят лошадей, коров, быков, овец Русских; но улучшенных пород скота у них нет. От скотоводства кроме удовлетворения нужд в хозяйственном быту, они излишний скот продают и от того получают хорошие выгоды. Кроме означенных пород скота, держат также свиней, тщательно ухаживают за ними, откармливают их чистым хлебом, и этим довольством, так сказать, превращают их в одно сало. Сало это приготовляют в прок посредством соли и лакомятся круглый год, приправляя им разного рода кушания. Огородничество в слободе год от году все больше развивается. Им занимаются преимущественно женщины, которые, будучи от природы сметливы и деятельны, очень хорошо понимают эту отрасль хозяйства и извлекают из нее для себя значительные выгоды. Почти при каждом доме находится более или менее обширный огород, в котором выращивают картофель, лук, петрушку, пастернак, лук-порей, земляную грушу, салат, укроп, огурцы, тыквы, дыни , кукурузу, перец стручковый, подсолнечники и разного рода цветы. За огородом весьма тщательно ухаживают с самого открытия весны, поливают овощи, очищают их от сорных трав и охраняют от морозов; при этих условиях зелень у них рано поспевает. По мере того, как зелень поспевает, малороссиянки тотчас доставляют ее на рынок в Саратов и всегда сбывают за выгодную цену. Хотя климат благоприятствует садоводству, и охоты у жителей достало бы к разведению садов; но местность для этого мало благоприятна со стороны поливки – местность ровная, родников нет. Впрочем, по берегам речки Саратовки есть несколько садов, которые находятся в хорошем положении и хозяевам дают выгоды.
Слобода имеет нужное количество ремесленников, плотников, кузнецов, портных, сапожников, башмачников, швецов, бондарей и т. п. Все эти ремесленники, удовлетворяя местным нуждам жителей, не только питаются от своих промыслов, но даже некоторые из них делаются в своем роде людьми зажиточными.
В слободе 2 салотопенных завода, 1 кирпичный, 1 пивоваренный, 1 трактир, 1 ренсковый погреб, 100 ветряных мукомольных мельниц и 6 обдирных, 2 маслобойни и 2 торговые бани. Некоторые из жителей слободы занимаются рыбною ловлею на Волге и озерах, снимая воды по частям у содержателей их. Наловленную рыбу сбывают частью на месте, частью в Саратове, и получают хорошие барыши. В слободе находятся становая квартира, волостное правление, сельская расправа, соляная контора, цейхгауз, 2 винных подвала, 1 ведерная, водочный магазин, 1 штофная лавочка, 4 питейных дома, богадельня на 15 человек и 2 училища для мальчиков и девочек, кои содержатся на счет общественный.
(Самарские Губернские Ведомости)
Перепечатано в Журнале Министерства внутренних дел, 1857, часть двадцать вторая, отд. VI. СПб в типографии Министерства внутренних дел.
листы 131-136
1.Довольно обширное урочище, в вид уступа, в котором от стока снеговой воды, весною, образуется лиман, а от толоки скотины оно покрылось кочками. Поле это в хозяйственном отношении не приносит никакой пользы и считается в числе неудобной земли