О пытках. Исторический очерк

Вадим Ирупашев
       Пытка, как мучительство, применяемое к обвиняемому или подозреваемому с целью вынудить у него признание или показания, желательные судебному органу, известна с древнейших времен.
       А приемы пыток, получивших особенное развитие в духовных и светских судах средневековья, отличались большим разнообразием.
       Наряду с бичеванием применялась «дыба», тиски, забивание гвоздей под ногти, прижигание частей тела, пытка жаждой.
       Осталась в памяти человечества Инквизиция (судебная организация католической церкви). Первые суды католической церкви относятся к началу 13 века, и были упразднены лишь в 19 веке.
       Судебные процедуры инквизиции происходили тайно, при допросах применялись утонченные виды пыток, и часто признанные виновными присуждались к сожжению на костре. Особой беспощадной жестокостью прославилась испанская инквизиция, сжегшая при «великом инквизиторе» Торквемаде более 8 тысяч человек. Общее количество жертв инквизиции исчислялось десятками тысяч.
       С 18 века, с распространением в Европе гуманизма, применение пытки устраняется из всех законодательств.
       В России пытки были официально запрещены в 1801 году, но фактически продолжали применяться.
       Пытка в царской России применялась с древности. Она предусматривалась в Судебнике Ивана III (конец 15 века). А законченный и повсеместный характер пытка получила при Петре I. В Преображенском приказе использовались костры, котлы, колеса и другие орудия.
       Была даже издана специальная инструкция «Обряд, како обвиненный пытается», с точными указаниями, как применять всевозможные пытки. И применялись: особый хомут, кнутья, ремни, тиски для ломания рук и ног и другие инструменты.
       И сам император Петр Алексеевич, отличавшийся крайней психической неуравновешенностью, присутствуя на допросах, принимал участие в пытках своих противников и даже собственноручно обезглавил пятерых участников Стрелецкого бунта.
       Достаточно было «сказывать слово и дело государевы», что означало доносить о покушениях или только «умышлениях» на царское «здоровье и честь», а также замыслах измены и бунта, как палачи приступали к своей пыточной работе.   
       В 1762 году молодая императрица Екатерина II отменила выражение «слово и дело», но расследования преступлений посредством пыток остались.
       В царские времена были выдающиеся мастера пыточного ремесла, которые прославились своими изуверствами, и имена их сохранились в истории: Скуратов при Иване Грозном, Ромодановский при Петре I, Шешковский при Екатерине II.
       Были и оригиналы пыточного ремесла. Так палач Шешковский пытал людей в комнате, увешанной иконами, покрывая вопли истязуемых чтением вслух Акафиста Божией матери и Иисусу.
       А в помещичьих поместьях пытки применялись к крепостным крестьянам. Во многих поместьях были оборудованы застенки, оснащенные утонченными пыточными орудиями. В селе Шумове, имении Шеншина, в застенке был штат в 30 палачей и священник, напутствующий умирающих от пыток крестьян.
       А об уральском заводчике Шувалове сообщали, что в его застенках от пыток погибли тысячи русских людей.
       Прославился в царское время и Рижский пыточный застенок, в котором в 1905 году подвергали жесточайшим пыткам революционеров (загоняли гвозди под ногти, посыпали солью израненное тело, ломали кости, уродовали половые органы), таким образом вырывая у них признания и оговоры.
       Но и смертная казнь, обычно «простая» по закону, напоминала на практике замаскированную пытку. Колесование, четвертование, кипячение на медленном огне в воде, масле, вине, сажание на кол, вкапывание в землю, заливание горла расплавленным свинцом или оловом, вытягивание жил являлось ничем иным, как пыткой.
       И кто-то должен был исполнять эту страшную работу, пытать в застенках, приводить в исполнение смертные приговоры. В России такую работу выполняли палачи, которые назывались также «заплечными мастерами» и «катами». Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года обязывало города иметь палача. В 19 веке охотников идти в палачи почти не стало, и с 1833 года их стали назначать из осужденных за тяжкие уголовные преступления. Содержались палачи в тюрьмах, получая определенную плату. В Москве совершение казни оплачивалось в 50 — 100 рублей.
       А до 18 века и содержание заключенных в русских тюрьмах было похоже на мучительство.
        Заключенных государство не кормило и не одевало, заставляя в цепях и оковах под охраной нищенствовать на площадях или умирать с голоду. Заключенные валялись в невероятной грязи все вместе. Умерших подолгу не убирали. Бывало, что женщин сковывали с мужчинами.
       Особую славу приобрели монастырские тюрьмы (Соловецкий, Суздальский, Спасо-Евфимиевский монастыри), где содержались религиозные и государственные преступники. Заключенных приковывали к стене или держали в каменных мешках. Во многих монастырях существовали земляные тюрьмы, глубокие ямы, кишевшие крысами, которые нередко грызли заключенных.
       И такие пыточные условия содержания заключенных сохранялись в русских тюрьмах до конца 18 века. Только с 19 века начинается реформирование тюрем в России. Но реформы шли крайне медленно.
       А в советское время, в годы сталинских репрессий (1937—1939 годы) пытка стала единственным и эффективным способом получения от подозреваемых признаний и оговоров. В истории сохранились и имена наставников палачей и мастеров пыточного ремесла (Ягода, Ежов, Абакумов, Берия), которые и сами не гнушались присутствовать при допросах с пристрастием и, бывало, принимали непосредственное участие в пытках подследственных.
       А пытки при допросах были настолько изощренными и невыносимыми, что подследственные сознавались в сотрудничестве со всеми разведками мира. И даже боевые генералы не выдерживали, плакали, сознавались и сходили с ума.

       В России пытки запрещены.
       Государственная дума приняла в третьем чтении закон, ужесточающий наказание за применение пыток.
       И есть надежда, что мы окончательно избавимся от этого варварского наследия прошлого.
       Но в российском обществе широко распространено убеждение, что тюрьма без мучительства, пыток, издевательств, унижения — это уж и не тюрьма вовсе, а дом отдыха или санаторий.
       Есть даже оценочное обоснование страдания, как состояния религиозно-мистического, в котором человеку открывается истина.
       И трудно найти русского человека, который не знал бы пословицы «От суммы и от тюрьмы не зарекайся».
       Русские и не зарекаются.

       СМИ: «США и в пыточной науке оказались впереди прогресса. Физические издевательства над заключенными они стали заменять психологическими. Американцы, для получения нужной информации, разработали самую настоящую науку пыток. В качестве популярных методов они используют: лишение света путем надевания на голову плотного капюшона, дезориентацию во времени, назойливое задавание бессмысленных вопросов, включение громкой музыки и радио в течении 24 часов кряду. А в тюрьме Гуантанама, где содержались арабы, вместо мужчин допрос вели сексуальные оперативницы, одетые в облегающую форму с декольте и разрезами, которые садились допрашиваемому на колени, трогали его руками. А для шахида, уже приготовившегося стойко перенести пытку и отправиться в рай, такой физический контакт с посторонней женщиной недопустим. И арабы-террористы плакали как дети».