Неоценимые и недооценённые

Шая Вайсбух
Название выбрал несколько неудачное, но это первое что пришло на ум.
 
Недавно довелось наткнуться на ряд картин ранее мне неизвестного Марселя Пажо. Что ж в нём особенного? Один из многих, о котором широкой публике мало что известно. Палитры мастер?.. может где-то во Франции или в определённой тусовке мастеров специфического жанра. Ну а рядовому обывателю?.. который иногда заглядывает в галереи-музеи, или поедает взглядом средневековые палаццо-храмы-дворцы вырвавшись «на Европу» в очередной отпуск.

Здесь я и не пытаюсь навязать свои убеждения-вкусы, но несколько удивлён, что с его именем не сталкивался и до сих пор не был знаком. Заурядный художник? Один из миллионов?.. Да нет, скорее один на миллион!

Чтобы стать звездой первой величины следует прежде всего уповать на м-мм... Вспомнил  интервью Игоря Крутого, когда на вопрос: Как он выбился в первую шеренгу композиторов из многочисленных «претендентов»? Не кривя душой скромно заметил: Счастье. Поверьте. Судьба! Капризная фортуна соизволила повернуться ко мне лицом.

Но вернёмся к Пажо.
Нет, я не считаю себя знатоком живописи, где скрытые нюансы, цвета, секреты композиции, обязаны(!) «протолкнуть» того-иного мастера палитры в шеренгу величин мирового наследия. Что ж такого необяснимо-особенного навевают на меня картины француза? Таинство, скрытый смысл, некая вульгарность, чувство неведомого и неизведанного… И весь этот «арсенал» Пажо умудрился изобразить холодными тонами в определённом ракурсе-композиции.

Невероятно! Выше всех похвал!!

Я могу долго смотреть на его «полёт мысли» и подмечать новые детали, штрихи, нюансы, переплетение красок, где он пытается окунуть зрителя в "омут" неповторимо-загадочной атмосферы.

Великолепно! Нумеро уно!! Один из немногих… для  меня… ведь о вкусах не спорят?

Взгляните на одну из его картин, которую я выставил в оглавлении. Это и есть крик души! а не то что изображено у Мунка, который не вызывает у меня абсолютно никаких эмоций. Мимика лица старика-дирижёра совместима с глубиной чувств Ивана Грозного изображённого на картине Репина, что и является основой успеха этого полотна. Но где Репин и кто такой Пажо!?
Жанр?.. Стиль?.. Композиция?.. Это не главное в живописи. Секрет лишь в одном: какова противоречивость ощущений зрителя, обратившего свой взгляд на картину мастера?
 
В нашем мире существуют тысячи неоценённых и недооценённых, которым так и не суждено будет прорваться к широкому кругу ценителей живописи, и следует лишь сожалеть.