4. 1 Эволюция души и духа

Лариса Болотова
                Из разговора участников теософского общества с индусом, к которому они были приглашены на обед:

« - Но, несмотря на всё моё искреннее уважение к Дарвину и его последователю Геккелю, я не могу с ними согласиться в их окончательных заключениях, особенно с выводами последнего, - продолжал ораторствовать Шамрао.

– Этот вспыльчивый и желчный немец, так верно копирующий эмбриологию нашего Ману и все метаморфозы наших предков, теряет из вида эволюцию души человеческой, которая, по учению Ману, следует рука об руку с эволюцией материи во всех её изменениях… Сын Суайамбхувы (несотворённого) говорит так: «Каждое творение в ряду своих переселений приобретает, в дополнение к качествам всех предыдущих форм, новые, таким образом, что чем ближе оно подходит к высшему земному типу, человеку, тем ярче в нём разгорается божественная искра» и добавляет;  «Но, раз сделавшись Брамою на земле (то есть достигнув в образе человека верхней точки цикла трансмиграций), человек вступает в ряд трансмиграций сознательных». Другими словами, его будущие превращения будут зависеть не от слепого закона постепенного развития, но от поступков его на земле, за малейший из коих он будет или награждён, или наказан. Поэтому в воле человека и от него самого зависит, пойдёт ли он выше по дороге к мокше (вечному блаженству), переходя из локи в локу, пока не дойдёт до Боамалоки, или же, вследствие грехов, снова не оттолкнётся законом возмездия назад. В таком случае он будет обязан возвратиться  к прежним, уже раз безсознательно пройденным животным формам.

Таких лока в религии индусов семь главных и множество менее значительных. «Лока» значит – страна, место. Локи вообще – очистительные миры, и некоторые секты видят их в звёздах. Души не очень грешные и освобождённые от земных переселений отправляются в эти миры, постепенно переходя от одного в другой, но всегда в образе человека, хотя этот образ растёт и совершенствуется с каждым новым «локом». Такие освобожденные от земной материи духи делаются, по понятиям индусов, питрисами и девами, которым поклоняются и приносят жертвы под названием «души предков» … Последние соответствуют описанным средневековыми каббалистами планетарным духам»

Из книги  Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр. 133)