Тельняшка. III. Глава 2. Лузер

Игорь Шулепов
СТЕРЕГУЩИЙ БАРЖУ (часть III)

«Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи вверх, до самой вершины!»

Исса Кобаяси, хокку «Улитка»


ЛУЗЕР

И вот наконец наступил день «Ж».
Словом, пришла пора сдавать вступительные экзамены.
Необходимо было сдать четыре экзамена: математику, физику, литературу, русский и английский языки.
Особый страх я испытывал перед точными науками — математикой и физикой.
Дело в том, что точные науки всегда давались мне с большим трудом. И к тому же в десятом классе я ценой невероятных усилий сдал выпускные экзамены по этим предметам, получив трояки «с натяжкой».
Следует отдать должное моим школьным учителям, которые с пониманием отнеслись ко мне и к ситуации, в которой я оказался.
Что же касается английского языка и географии, то здесь я оказался на высоте.
В мореходке на английский язык делался особый упор, а посему, вернувшись в школу, я приятно удивил свою школьную учительницу теми знаниями и навыками, которые сумел получить в училище.
С географией получилось ещё проще. Когда я пришёл сдавать экзамен за два пропущенных в школе класса, учительница, выслушав мою историю про обучение в мореходке, попросила подробно рассказать про морскую практику. Рассказывал я долго и, вероятно, интересно. Поэтому и получил за курс географии 9-го и 10-го класса по твёрдой пятёрке. Вся беда в том, что сдавать географию для поступления в вуз не требовалось!
Английский и русский я не сбрасывал со счетов, но справедливо полагал, что справлюсь.
А вот МАТЕМАТИКА!!!
Нет, я ничего не имел и не имею против этой, безусловно, уважаемой и полезной науки, но взять этот «барьер» из задач, производных и теорем не представлялось мне возможным.
Другое дело физика! Хоть наука и точная, но всё-таки о природе.
Правда, особую для меня опасность представляла задача, которую нужно было решить на экзамене. Однако, по счастью, задача в билете была всего одна, а значит, существовала вероятность, что я смогу её решить.

В назначенный день я явился на первый экзамен, которым, как ни странно, оказалась математика.
Нас собрали в огромной аудитории. Каждый из абитуриентов (тот ещё термин!) получил свой экзаменационный билет, и началось…
В жизни всегда есть место подвигу! А чудеса порой случаются!
Я сдал самый сложный для себя экзамен на 4 балла. О боги! Как я был счастлив!
Первый и самый сложный этап был пройден, я ликовал!
Ведь на математике отсеялась треть поступающих. Но впереди был не менее сложный, чем математика, экзамен — физика.
В отличие от математики, физику сдавали устно. Нужно было осветить два вопроса, а третьим вопросом была задача.
Билет мне попался так себе — ни два, ни полтора.
Принимала экзамен пожилая женщина — преподаватель кафедры физики. На первый взгляд, весьма и весьма приятная старушенция.
Задачу я решил правильно. Экзамен, как ни странно, начался с проверки решения задачи. Первый вопрос я ответил вполне прилично, а вот по второму вопросу у нас с уважаемым преподавателем кафедры физики возник спор.
Боже, ну почему в юности мы порой так глупы! Ведь совершенно понятно, что спор с преподавателем приводит только к одному — к провалу на экзамене. И, как результат, вместо твёрдой четвёрки за экзамен я получил не менее твёрдый «трояк».
Когда после сдачи экзамена я вышел из аудитории, во мне всё кипело! Успокаивал я себя только тем, что проходной балл я, по всей видимости, набрал, а значит, и бояться мне больше нечего.
Затем мы сдавали экзамен по русскому языку и литературе, который проходил в виде сочинения. Я выбрал свободную тему, что-то вроде: «Мой любимый герой». И написал, как вы думаете про кого? Про Остапа Бендера!
К сочинению я совсем не готовился, правда, для приличия засунул в карман пиджака пару шпаргалок, которые, впрочем, мне так и не пригодились.
Словом, русский язык и литературу я сдал успешно.

Последним экзаменом был английский язык, с которым я справился без особого труда.
«Без особого труда» означало только одно — сдали экзамен практически все, кто изучал в школе английский, а не немецкий или, к примеру, французский.
Оценки за последние два экзамена, к моему огромному сожалению, нам не ставили.
За экзамены по русскому языку и литературе, а также по английскому, я получил зачёт.
Таким образом, успешно сдав четыре экзамена и набрав 7 баллов, что в принципе считалось неплохим результатом для поступления на судоводительский факультет, я дошёл до финиша и имел вполне реальные шансы на успех.
И когда я был твёрдо уверен в своём поступлении, случилось непредвиденное!
Из Вооружённых сил указом первого президента России Бориса Ельцина демобилизовали студентов высших учебных заведений, которые после окончания первого курса проходили срочную службу. В связи с этим обстоятельством сократили набор на все факультеты и подняли проходной балл.
В списках абитуриентов, зачисленных на судоводительский факультет, моя фамилия не значилась.
Мне не хватило всего одного балла, который я не добрал на экзамене по физике.

На снимке: водная станция ДВВИМУ, ныне яхт-клуб "Семь Футов" (Владивосток).
Фото из архива МГУ им адм. Г.И. Невельского.