Удаленка

Герда Грау
      — Последний вопрос! — коммерческая Люда оглянулась на Глеба, директора по развитию. — Возвращение людей в офис. С началом ковида удаленка была вынужденной мерой, мы шли на нее неохотно, помните, как боялись, что продажи упадут и документооборот рухнет? Прошло три года. Последний из них был вообще экстремальным для бизнеса, если вы понимаете, о чем я. Мы выжили, обстановка нормализовалась, так что вопрос ковида с повестки можно, наверное, снимать?
      Жара била в окна, директор по развитию слушал внимательно и одним глазом косил в сторону генерального.
      — Да уже давно пора! — согласился генеральный. — А то скоро другой вопрос возникнуть может. Да, Лилечка? Придет проверка в пустой офис и признает нас отсутствующими по юридическому адресу. За отсутствием присутствия.
      Он подвигал бровями в направлении главбуха.
      — А Шатов не придет, — непонятно засмеялась главбух Лиля, и пояснила на недоуменные взгляды коллег: — Налоговая уже давно по адресам не ходит. Забаррикадировались наглухо в своих инспекциях. Трубку не берут, внутрь не пускают, я пыталась однажды договориться о встрече с инспектором, а та: «Вы что, не надо к нам приходить, лучше письмо напишите, а мы ответим». Отчеты теперь все по ЭДО, камералок и выездных нет, требования о пояснении расхождений шлют, но их формирует программа при нарушении контрольных соотношений.
      — Наверное, нового вируса боятся, — предположила Люда, которая имела раньше знакомства в налоговой. — Перешли на тотальную автоматизацию.
      — Шагнули в будущее, — согласился Глеб. — Не скажу, что это плохо. Раньше сколько денег уходило на тренинги, корпоративы? Вся эта куча средств, чтобы создать подобие дружного коллектива, теперь наша экономия.
      — Но люди не стали работать хуже? — уточнил генеральный.
      — В том-то и дело, что нет. Быстрее выполняют свои задачи, меньше ошибаются, за последний год нет жалоб от клиентов, хотя из-за санкций работать всем стало тяжелее. Но выручают электронная почта, телеграмм-чаты, ватсап, тендерные площадки, и наша удаленка.
      — Кстати, клиенты очень часто благодарят за оперативный отклик в нерабочее время, — подхватил начальник торгового отдела. — Рассылка прайсов, отображение акций и скидок в интернет-магазине, обновление данных на нашем торговом портале — оказывается, удаленщики делают это даже в выходные.
      — Мне деньги в подотчет вообще перевели ночью, — ляпнул вдруг экономист Юра. — Я на время не смотрел, ну белые же ночи, написал и попросил, и через пять минут получил. А потом смотрю — половина двенадцатого ночи. Я обалдел. Раньше бы выслушал от банковской Ольги с три короба, а тут на мое спасибо в телеге она смайлик прислала с улыбкой. Лолку.
      Неформальная реплика словно расстегнула душные воротнички всему руководству, они зашумели и задвигались.
      — Признаться, я тоже как-то удивился, увидев в почте заявки на поставку, которые сделаны в шесть утра, — припомнил генеральный. — Резервирование отдельных счетов на удаленке за пятнадцать минут проходит, перевод валюты от поступления инвойса — в течении часа, и то из этого часа обработка платежа банком занимает большую часть времени. Отгрузочные документы менеджеры сами выгружают из 1С и отправляют по ЭДО покупателям. Доверенность и ЭЦП оформили на себя сами. Ни ругани, ни скандалов.
      — А помните, какая была атмосфера в офисе? — вдруг засмеялась Люда. — Кулер вечно делили, никто не хотел бутылки ставить на него, а теперь он никому не нужен. Чай и кофе тоже теперь не покупаем.
      — Кофеварку в ремонт сдали наконец-то, — вставил Глеб. — А то только тряпками подтыкали там, где она треснула. Попробуй сдай, если к ней не зарастает народная тропа.
      — Кляузы хоть перестали строчить друг на друга, — подсказал еще один полезный факт Юра. — Никто не просит отгулы на юбилеи тещи.
      — Больничных нет второй год! — радостно вставила Лиля.
      — Компенсации за использование автомобиля не платим.
      — Видимо, все эти методы сколачивания коллектива в дружную массу нужно признать отжившими, — задумчиво сказал генеральный, постукивая пальцами по столу. — Очевидно, что людям это не надо. Мы вышли на пик производительности в ковид, когда люди вообще ни с кем не виделись, значит, удаленка как-то коррелирует с раскрытием творческого потенциала и саморазвитием. Скоро все человеческие сообщества таким темпом уйдут в прошлое, наступит время одиночек и зоны комфорта. Но это я уже отвлекся. Возвращаясь к нашим баранам: год мы закрываем с прибылью, санкции вообще на нас никак не сказались, предлагаю премировать самых активных удаленщиков? Например, Субботина.
      — Хорошая идея! — оживилась Люда. — Субботин вообще ударник, двести с лишним новых клиентов нашел за полгода.
      — Все согласны?
      — Все!
      — Хорошо, — Василий поставил планшет на стол и нажал вызов Субботина в рабочий зум.
      Связь установилась быстро, только изображения не было. Вместо него был туманный серый квадрат.
      — Сергей! — радостно окликнул квадрат Субботина генеральный директор. — Это Василий Игоревич. Я тебя не вижу, что-то со связью, но у меня для тебя хорошая новость. Тебе слышно?
      — Слушаю вас, — ответил голос с той стороны экрана.
      — Премию тебе выписываем по итогам года. За ударный труд. На карту получишь.
      — Спасибо.
      — Есть какие-нибудь пожелания, пока тут все руководство в сборе? В офис обратно не хочешь?
      — Нет, не хочу. Мне дома хор…хор…рошоууу…
      Голос превратился в какой-то вой, серый квадрат пошел рябью, а потом неожиданно установилась изображение. Девушка, тревожно смотревшая в экран, никак не напоминала пожилого Субботина. Василий замолчал, все присутствующие, почуяв неладное, поднялись с мест и сбились у него за спиной, молча взирая на незнакомку.
      — Сволочь, — вместо каких-либо приветствий сказала всем девушка, и поспешно добавила: — Извините.
      — Что, простите? — тупо переспросил генеральный директор.
      — Никак не отключим, — пояснила она. — Она вместе с компьютером сама включается, не пойму, как ее удалить. Муж тоже искал, но не нашел, а весь комп жалко выбрасывать. А папа год назад умер от ковида. О, может это поможет?
      Она выдернула какой-то провод и изображение вместе со звуком погасло, оставив вместо серого квадрата черную дыру.