Поздняя картошка 41-го

Иван Шмаков 3
      Как я понял многочисленные разговоры и рассказы
моего отца и его матери ( следовательно , моей бабушки )
с упоминанием 1941 года ,
      в июне 41-го
уже овдовевшая к тому времени моя бабушка
с обоими выжившими до того времени сыновьями
( до этого два её младших сына умерли от того ,
что их простудили , открыв окно , два их малолетних
старших брата , мои отец и дядя )  — поехала
из приполярного города Мезень ( в котором жила постоянно )
вверх по реке Мезень в деревню Юрому
( статьи и о городе Мезень , и о реке Мезень , и об Юроме есть в Википедии )
на всё лето или , по меньшей мере , на значительную часть лета .
      22 июня с его известием о войне застало её в Юроме .
Бабушка вернулась домой .

      Как-то мой отец , в моём присутствии ,
сказал моей бабушке :
— Мама , помнишь ?  В 41-м мы поехали в Юрому . Вернулись домой после 22-го
и только тогда посадили картошку .  — Отец сделал паузу и закончил .  — И она выросла .
      Бабушка ничего не ответила .

В 70-х годах
я два дня ( день , ночь и ещё день )
на теплоходе ехал
не из Мезени ( мелководье не позволяло относительно крупному теплоходу
пристать к пристани Кривка города Мезень ) ,
а из посёлка Каменка на противоположном берегу реки Мезень
в деревню Березник
чуть ниже по течению села Лешуконское .
      Моя бабушка с моими отцом и дядей
ехали , наверно , не на теплоходе , а пароходе
( были ли вообще теплоходы в СССР в 41-м ? ) .
      Плыть вниз по течению , конечно , быстрее .
Возможно , пароход имел меньшую осадку
и мог пристать к Кривке
( хотя пароходу требуется много тяжёлого угля
и осадка его , скорей всего , была наоборот  — больше ) .
      Однако собственная скорость парохода
была , наверно , меньше собственной скорости теплохода .
Так что моя бабушка , видимо ,
вернулась домой не раньше вечера 24 июня .
По малонаселённой реке Мезень
пароход ходил , наверно , не каждый день ,
так что моя бабушка могла вернуться намного позже .
      Прежде чем посадить картошку ,
моей бабушке и её не шибко большим сыновьям
было необходимо вскопать огород .
      Посадка картошки в уже вскопанный огород
тоже требует времени .
      Картошку для посадки надо было ещё где-то найти !!!
( во всём городе , наверно ,
вся или почти вся старая картошка была посажена или выброшена ,
а новая ещё не выросла ) .

      Думаю ,
картошка была посажена никак не раньше 27 июня ;
скорей всего , только в июле .

Настоящая статья написана 28.03.2023 .