Краткий курс

Борис Креймер 3
                Как всегда, полюбовался нашей дверью и через пол минуты  запер ее изнутри. Я - дома! Ожил телефон. Приятный звук. За десять дней в горах, соскучился.

         - Слушаю! - сообщил я .
         - Привет! Это Костя! Послезавтра лечу в Ташкент! Надеюсь, встретимся! - сказал москвич.
         - Давай номер рейса и время, я тебя встречу! -   предстоящее событие обрадовало.
         - Прекрасно! Пиши! - я черкнул на листке. 

         - Остановишься у нас! И не возражай! - быстро,  упреждая дебаты, сказал я. 
         - Это здоро… Пардон!  Перезвоню через…
пол часа! - не договорил слова Константин и переключился на другое. Что-то случилось! Но что? Раздался звонок , я схватил трубку.

          - Это я!  Неожиданно изменились планы. Твоя помощь нужна! Подробности при встрече! Не волнуйся, все очень хорошо! - успокоил Костя.
         - Жду тебя! До встречи! - заверил я       
         - До свидания! - попрощался   Котов. (см. рассказ "На первое и на второе").
 
          Самолет прилетел вовремя. Через сорок минут  мы погрузили чемодан и большую  сумку  в багажник. Сумку с "ручной кладью" определили на заднее сиденье. Я отъехал  от аэропорта и остановился в тени ерева.

         - Да! Постоим пару минут, все расскажу! Когда мы с тобой говорили у меня сидел Камил Розиев. Это представитель нашего объединения в Москве. А я -  представитель в Ташкенте.
         Он слышал наш разговор. Когда я принял приглашение  погостить у Вас, попросил сделать паузу в разговоре.
         Он предложил свои квартиру и машину в мое распоряжение на период, пока эти вопросы решают  "наверху".
          Затем вручил мне ключи от квартиры, гаража и машины. Поэтому я перезвонил и сообщил, что планы меняются.  - внес ясность Константин.
         - А с чего такой  "аттракцион неслыханной и невиданной щедрости"? - поинтересовался я.
         - Ах! Мир  устроен на базе принципа  "Ты -  мне, я - тебе!".  Камил уже недели две живет на нашей всесезонной даче и моя машина в его распоряжении. - улыбнулся Костя.
         - Мы еще потолкуем на эту тему! А сейчас  едем к нам, Тебя ждет плов! - я завел мотор.
          - Так едем же скорей! - воодушевился Котов.

         Константин остановился перед  дверью и стал внимательно изучать ее.  Потрогал обивку и цифры номера. Отошел на пару шагов, еще немного  полюбовался. Мы вошли. Я включил свет. Костя осматривал  нашу прихожую.
         - Проходи в гостинную и устройся поудобнее. А я сейчас разогрею  "пищу насущную"! - открыл я дверь в  "зал".
         - Не, я с тобой на кухню! - захотел Костя.

          Пока я возился с салатом, плов грелся, а гость рассматривал обустройство и обстановку не очень большой кухни.

         Я наполнил тарелки ароматным кушаньем. Костя с удовольствием вдыхал дразнящий, чуть пряный, запах. Потом попробовал горсть риса и съев несколько ложек, сказал:
         - Класс!  - и продолжил есть и дегустировать. Тарелка его опустела. Я немедленно поставил перед ним другую, полную. Костя благоговейно закатил глаза и простонал:

         - Царская еда! Оторваться трудно!  - он  поднял два больших пальца.
         - Не отрывайся! По-моему, плов удался! - сказал я.
         - Еще как! И  "ачичук" очень хорош! Спасибо! Порадовал, слов нет! - расхвалил меня мой столичный друг. Мы запили плов чаем..

         - План такой:  едем в твою обитель, приведем все в порядок. Пыль вытрем, пол помоем и прочее. Потом в гараж, машину проверим. К участковому заглянем. И вернемся сюда. Отметим твое явление не только чаем! - предложил я.
         - Камил звонил сестре,  она обещала навести порядок. А  остальное, как ты сказал. - утвердил план Костя.
         - Едем! - я вымыл и вернул на место чаки. Костя взял чемодан, я - сумки и мы вышли.

          Ехать было недалеко.  Через несколько минут мы припарковались у нужного подъезда.
 
         Трехкомнатная квартира на первом этаже. Все было в полном порядке. Подчеркнутые чистота и ухоженность. Из прихожей мы видели две комнаты  через открытые двери. Ничего броского, вычурного, только необходимое. Прекрасно! Телефон стоял на столике в углу.

          - Позвоню Нигоре! - Костя сообщил сестре Камила о приезде и поблагодарил за хлопоты.
          - Давай кухню поглядим!  - Константин открыл дверь.
         Кухня была, примерно, как наша. Но у нас  стоял только холодильник. А здесь имелся и   морозильник. В холодильнике обнаружились  картонка  с молоком и  два батона в хлебнице. На плите стоял чайник. На полке чай, кофе, сахар.
         - Отлично! Жить можно!  - оценил я.
         - Идем в гараж,  да и к  "околоточному" надо, - торопил Костя.

         Участковый, старший лейтенант, встретил приветливо. Быстро зарегистрировал гражданина Котова поблагодарил за сувенир-матрешку и  пожелал удачи.

          Костя открыл бокс и бежевая  " "Волга" ГАЗ-24 предстала перед нами. Машина не новая, но ухоженная.  Как и квартира. Характер хозяина!
          Мы проверили масло, топливо, давление в шинах, радиатор. Накинули клемму на аккумулятор. Мотор завелся легко.
         Костя вывел  машину наружу. Протерли стекла и заперли бокс. Прокатились по району и загнали  "Волгу" на место. Наконец поехали  к нам. 

         - Как тебе мои нынешние покои? Квартира, то есть? - спросил Константин. 
         - По-моему, прекрасно! Образец разумного, рационального  аскетизма! В лучшем виде! - сформулировал я.
         - Да! Но с Вашим  "Эрмитажем" не сравнить! У Вас, при почти абсолютной рациональности, все нарядно, красиво и уютно!  - определил Костя.

         - Мы воплотили наше видение вопроса! Для себя старались! - "оправдался" я.
         - У меня не совсем приличный вопрос: "а плов еще есть"?  -  улыбнулся Костя. 
         - Конечно есть! И скоро будем его есть! - легко, каламбуром, обрисовал я перспективу.

          Костя вместе со мной делал ачичук. Он  "поймал" нехитрую технику нарезки помидоров и лука, так что  вскоре салат был готов. Плов тем временем  разогрелся и мы уселись за стол. Я налил по стопке водки. И мы выпили за приезд "товарища Котова".

          - А плов только с ачичуком потребляют? - спросил Константин.
          - Нет! Можно с зеленой редькой, или огурчиком. Ачичук - это оптимум. - успокоил я. Мы ели и не спеша беседовали.

         - Борь! А Ты можешь научить меня готовить такой плов. Вот прямо точно такой!? - спросил Костя.
         - Да! Но для приготовления плова требуется наличие определенного инвентаря и, главное, строгое соблюдение технологии! - тяжелыми, канцелярскими словами ответил я.

         - Напиши, пожалуйста, что требуется и  помоги, если не обременит, приобрести. Я хочу все сделать основательно! - попросил Костя.
         - Уже подготовил! Вот , знакомься! Потом наметим план действий - я протянул список необходимого.

          Константин читал долго. Осмысливал. Что-то подсчитывал. Наконец оторвался от списка и улыбнулся.

          - Впечатляет! Но на самом деле главное - это казан! Остальное все попроще. Частично имеется, часть легко приобрести. Продукты и специи, конечно, на базаре добудем!  - глаза его весело заблестели.
         - План такой: утром едем на базар. Сначала пойдем за казанами, шумовками и еще кое-что посмотрим. Потом мясо и овощи.  Заглянем в ряд специй. Есть еще хозмаги. И туда заскочим.. По пути домой  купим масло, соль и все, что может быть нужным. - предложил я.

         - Да! А почему ты сказал за  "казанами"? - слегка прищурившись, спросил Костя. 
         - Прикинул, сколько их  "закроют" вопрос и высчитал, что - пять! И ни копейки меньше! - озвучил я.
          - Ты прав! Выполним, заодно, план торговцев  по  реализации котлов. Одним махом!  - негромко   рассмеялся москвич.

         - Поедем на моей! - сказал я.
          -  Нет! Лучше на  "Волге"! Багажник больше! - возразил Котов.
          - Лады! Тогда по 590-о капель коньяка и  спать! Мою машину оставим в твоем боксе  и покатим! - согласовали мы.

         Поездка очень удалась.. Константин приобрел 5-ь хороших казанов, по 12-ь л. Шумовки, отличные разделочные доски, пару ножей, мерные кувшины на 1-н л, весы на 3-и кг и пассатижи.
         Остальное нашлось на кухне. Купили также все продукты для плова.  Очень довольные поехали домой.

         Наконец начали готовить первый для Кости плов. Я помыл казан и чистил морковь. Костя освободил мясо от пленок и жилок. Видно было, что это он умел. Нарезал кусочками  "на один укус"   (с учетом предстоящей ужарки-уварки. Примерно на 40%).
 
         - Что делать с мясом? - спросил  Константин., вытирая руки и посмотрел на меня 
         - Сполосни в дуршлаге. Положи в миску, "Посоли", как бы, зирой (0,5 - 0,7 чл) перемешай и прикрой крышкой или тарелкой. - подробно  объяснил я. Костя с удовольствием  проделал это.

          Мы вместе шинковали морковь. Я - красную, Константин - желтую. Поровну примерно. Конечно, умели мы не так быстро и ловко , как мастерицы на базаре, но справились. Костя  нашинковал лук и мы закончили  этот важный этап.
 
         - Давай специи в стакан все насыплем и пойдем жарить! - предложил я. Костя, глядя в список, отмерял, считал и, не спеша, собрал весь душистый "букет".
         - Ты не против если я на диктофон запишу все, какие будут, указания и пояснения при готовке? - спросил Константин. 
         - Очень хорошо! Я не подумал! Поторять не придется! - одобрил я.

         Час пробил! Поставили казан на плиту, налили 470 г подсолнечного масла и зажгли огонь.

         - Когда масло  начнет потрескивать, положим мясо. - сказал я. Костя кивнул и взял миску.
Через пару минут  он аккуратно выгрузил мясо в кипящее масло.
         Я, придерживая казан за ушко пассатижамми, а шуморвкой поворошил кусочки мяса, чтобы все  обмакнуть.
          - Только сейчас понял, зачем нужен сугубо  слесарный атрибут в процессе создания плова! - смеялся Константин Котов.
          - Принимай пост и орудия!  Жарить надо до темно-коричневого цвета. Скоро вода из мяса выпарится, может появиться пенка. Игнорируй ее, ибо начнется жарка. Помешивай , чтобы нне прихватывалось нигде!  - я отдал пассатижи и шумовку  москвичу.

         Костя с удовольствием взялся за дело. Он немного убавил огонь и  помешал в казане. Мясо достигло нужной кондиции и я отправил к нему лук. Огонь опять прибавили. Костя перемешал мясо с луком и следил за исчезновением овоща.  Когда он стал невидим, я передал миску с морковью. Костя выложил ее на мясо и разровнял  по всей окружности котла. 

         - Теперь вмешивай ее в мясо,  пока всю не "освоишь"; Огонь надо чуть убавить. Жарить морковь следует до ее умягчения. Шумовкой пробуй,, поймешь, когда это получилось.

          Пора добавить горох.  На первый раз  одну бану консервированного, без жидкости. И  все специи. Перемешивай, а я лимон приготовлю. Мякоть двух  ломтиков по 6-ь мм .
 
         Очередь воды! Вливай  аккуратненько весь  литр!  Чистой, холодной.  Огонь - максимальный. Доводи до кипения. Вари минуту-полторы. Огонь убавь до умеоенного и пусть варится  минут  5 - 8-ь. Крышкой можно прикрыть, но оставь щель. Не надо, чтобы сильно кипело! 

         И вот последний, весьма важный цикл! Убавь огонь до такого, чтобы бульон еле-еле  "дышал". Потом крышку закрой, но щелку сохрани и пусть томится от сорока минут и  "чем дольше, тем лучше"! Мы будем варить 90-о минут В результате получится то., что называется "ЗИРВАК"! - закончил я объясненияъ

          - Это же я чуть ли не весь процесс лично провел! Очень интересно! Мне нравится! Но надо же рис подготовить! -  глаза Котова блестели. Азарт охватил его.
          - Да! Время есть, но рис пора помыть, чтобы готов был к финалу.  Я сделаю раз, потом ты, точно так же, еще два-три раза. - предложил я. 

         В миску с рисом я налил воды на два пальца выше уровня. Одной рукой загреб пригоршню снизу и опустил рис обратно. Так прошелся по кругу. Воду слил. Опять налил, как первый раз.
 
         Уступил место Константину. Он повторил еще дважды. Я кивнул и показал большой палец.
%
         - Видишь, вода не мутная, значит достаточно. Если еще раз надо, тоже не беда! Сливай воду, рис береги! - подсказал я. Мы помыли рис. 

         - Полтора часа варится! Не пора ли рис закладывать? - напомнил Костя.
         - Пора, брат, пора! Я покажу, как надо, а ты закончишь,! - предложил я.
         - С удовольствием! - откликнулся он.

          Я взял миску с рисом и шумовкой стал выкладывать его по кругу на зирвак. Отдал половину Косте. Он закончил в середине казана. Я жестом показал, чтобы разровнял. Костя шумовкой создал ровное белое поле.

         - Смотри! Вода проступила! Но лужицы неравные. Рис переложим с тех мест, где не видно воды, туда, где ее много! Выровняем плоскость! И  огонь около 80% от максимума! 

         Выпариваем воду! Смотри, она начинает  исчезать! Самое время перевернуть рис! Шумовкой, по кругу, переворачиваем горсть за горстью. Последнюю в середине. Шумовкой не следует  доставать до мяса! Огонь - умеренный.
 
         ПарИть почти перестало. Выдерживаем еще секунд 15-20-ь. Собираем рис горкой к центру. Вот, холмик  вышел ровненький!

         Берем палочку и делаем несколько отверстий-кратеров!  Из них пар пойдет! В каждый   по щепотке зиры засыплем! По чуть-чуть! Как-будто солим! Остались последние капли лишней воды! Огонь немного убавляем!
 
         Закрываем казан крышкой. Через пять-шесть секунд снимаем.. На ней собирается конденсат! Сливаем его и повторяем  процедуру еще дважды-трижды! Потом еще убавляем огонь.
 
         Накрываем  горку риса большой, плоской тарелкой (можно миской) и плотно закрываем казан крышкой. Огонь делаем самым  минимальным.  - так я закончил длинный эпизод. Костя, улыбаясь, смотрел на меня.
 
         - Это все! Все, Костя! Через пол часа наш  плов будет готов!
         - Жду с нетерпением! - Костя прошелся по кухне. В дверь позвонили.

          - Здравствуйте! Можно к Вам? - спросил приятный женский голос.
         - Здравствуйте, Нигора! Ах, как Вы вовремя! Проходите, пожалуйста! - Костя галантно пропустил  вперед красивую женщину. Потом вошел сам и представил нас друг  другу. Я осторожно пожал ее изящную руку.

         - А я, как братья наши  меньшие, на запах пришла! Давно уже такого аромата здесь не было!  Не удержалась и позвонила! - рассмеялась сестра  Камила.
          - Через десять минут мы попросим Вас продегустировать то, что источает этот  аромат! - сказал я.
          - Буду рада! Но я судья строгий! И голодный! -  она опять рассмеялась.

         Я пошел мешать плов. Костя, с позволения дамы, тоже подошел к плите. И поучаствовал в завершающем процесс, действии. Я наполнил тарелки, закрыл казан.
         Костя понес тарелку Нигоре, а я две для нас. Салат уже стоял на столе. Костя, как хозяин, "преломил хлеб". То есть поломал и разделил  лепешку на куски.

         - Ну-с! Приятного аппетита! - провозгласил Котов. Все дружно принялись есть.
         - Поздравляю! Плов отличный!  Каких-то серьезных замечаний нет, Но одно все-таки выскажу! Вы мне мало положили! Шучу! Шучу! - она остановила Костю, который встал, чтобы исправить оплошность.

          - Когда Вы планируете продолжить занятия? - спросила Нигора.
         - Завтра! Мне очень нравится весь процесс! - ответил Костя.
         - Тогда кто-нибудь, идемте со мной! Дам Вам с десяток литровых банок с крышками. Вы положите в них плов и поместите в морозильник. У Вас, Константин, будет запас ужинов или обедов и не будет вопроса, что делать с  "лишним" пловом! - она лукаво посмотрела на нас.

         Костя пошел проводить гостью. Вернулся он через пол часа с двумя синими авоськами, в которых  принес 11-ь банок.
 
         - Какая женщина! Красивая, умная и с прекрасным ччувством юмораа! - восторгался константин.   
          - Очень красивая! И имя красивое! И одной фразой решила кучу вопросов, которые мы и не сформулировали еще! Умница! - вторил я ему.
          - Давай съедим по немного и переложим остаток плова в банки. - предложил  Котов. Что мы и сделали.
         - Завтра с утра на базар, потом готовим плов с  бараниной?- как-то смущенно спросил Костя. 
         - Да! По плану. А что тебя тревожит? - захотел узнать  я.

         - У меня выдались две недели свободные, перед вступлением в должность. И я решил приехать пораньше, чтобы осмотреться и город немного изучить. Само собой, пообщаться с тобой!
 
         Но поймал себя на мысли, что ты работаешь и уделять  мне столько времени  и внимания не можешь! Во всяком случае, это не просто! Я не хочу создавать проблемы! - пояснил он и посмотрел мне в глаза.
9
         - О-ох! Мы так погрузились в тему плова, что упустили этот вопрос! Я в отпуске! Еще три недели! Так , что закончим эпопею, не волнуйся!  А друзьям надо уделять время и внимание! Как иначе!? - с облегчением  рассмеялся я.
          - Спасибо , Боря! Не забуду! Завтра машину твою не трогай, я за тобой заеду! - Костя встал и пожал мне руку.

         С утра мы "сделали базар",как говорят в нашем городе и поехали к Косте.  Морковь купили уже нашинкованную.  Костя взялся за мясо, Баранина была пожирнее говядины.
          Решили уменьшить  количество масла 100 г. Я нашинковал лук Взвесил мясо, его было 2,2 кг. Моркови оказалось 1,4 кг. Я отложил немного в миску. Костя поставил казан на плиту и налил 370 г. масла.         
         Зазвонил телефон. Костя поговорил в прихожей минуты полторы и вернулся на кухню. Лицо его выражало озабоченность.

         - Нигора улетела в Самарканд. Вернется завтра днем. Просила прощения за нарушенную договоренность. Обещала позвонить, как  только будет дома. Что станем делать? -  спросил Котов.
         - Начнем готовить, как наметили! Все будет в полнейшем порядке, не волнуйся! - уверил я его.. Теперь его лицо выражало непонимание и удивление. 

         - Мы сотворим зирвак , как полагается, остудим и  он  "подождет" в холодильнике! Рис заложим завтра! Плов будет готов вовремя! - пояснил я, стараясь говорить, как  профессор с кафедры.
          - Как здорово! Это сильно развязывает руки!  -  обрадовался Костя.
          - Дай остыть и в холодильник! А я пройдусь до машинки моей и на заправку съезжу. Помою., как следует и в боксе порядок наведу. Будем на связи! - я попрощался и отправился домой.

         Вечером мы еще по телефону немного поговорили,.О некоторых тонкостях  "технологии плова". На следующий день Константин позвонил ближе к обеду.

         - Привет! Нигора звонила. Дома будет к 14-и часам. Я пригласил ее к 18-и , но она попросила   к 17-и, чтобы потом дольше отдохнуть. Так что?К  17.00 и готовимся? - Костя волновался.
          - Да! Само собой! Скоро буду, сэр! - я стал собираться.
         Ровно в 13.15  с портфелем, стилизованным под кейс-дипломат, с наплечным ремнем, я позвонил в квартиру на первом этаже. Дверь открыл Котов. Вид он  имел  импозантный. Тренировочный костюм и фартук. А что? Человек, готовящий  "царскую еду",  вполне может так   выглядеть! 

         - О! Наконец-то! Я вот  казан достал. Проходи, проходи!  - Костя обрадовался, увидев  меня.
          - Я тоже соскучился! Но  сейчас вернемся в нашу  Пловландию и все станет на крУги своя! -  я прошел на кухню.

          - Давай твой  портфель шикарный пристроим, чтобы не заляпать! - предложил Константин.
         - Это, дорогой друг, отныне твой портфель!  Прими, пожалуйста подарок и пользуйся на здоровье! - я встал и протянул  "шикарную" вещь Котову.
         -  Дружище! Нет слов! Спасибо! Я ведь много раз говорил, что нам надо работать вместе! У меня тоже есть для тебя подарок! Я момент ловил, чтобы поэффектнее получилось, но ты опередил! Секундочку, - он вышел из  кухни. Вернулся с деловой сумкой на плече.
         - Это тебе! Надеюсь, понравится! - Костя протянул ее мне.
          - Спасибо! Самое большое из возможных! Честно, давно ищу  из ряда таких! Но эта выше мечтаний!  Рад и благодарен!  - мы пожали руки друг другу, потом обнялись и рассмеялись.
         - Давай разглядим наши обретения!  -улыбаясь, предложил Котов.
          - Давай!  Терпения нет! - поддержал я.

          В теперь моей сумке было отделение, похоже, для теннисной ракетки.  Открыл, там обнаружилась самая современная ракетка для настольного тенниса!

         Вот это сюрприз! Я держал в руке лучшую, за время существования этой игры, ракетку! Ну и Костя-Константин!! И где он ее добыл?!

          А он внимательно изучал свой кейс-портфель. Судя по комментариям, ему эта модель весьма понравилась. Внутри лежали портмоне и чехол
для ключей.
         - Видимо, мы оба довольны. Но радоваться "всухую" не будем! Это за пределами приличий! - сказал Костя.
          - Я отгоню машину и вернусь. После ужинаили за ужином порадуемся! - нашел я решение.

         Мы занялись пловом. Довели до кипения зирвак,  дали прогреться минуты три-четыре на малом огне и заложили рис. Костя с удовольствием орудовал у плиты. . Просто  "матерый  плововар", Рис накрыли, казан на пол часа закрыли.

         - Ты вчера меня покинул и я решил не терять времени. И сделал черновик. Вот ознакомься. Твое слово первое! Он протянул мне несколько листков.
         
         Первый был тот, что я написал для Кости. А в следующих была изложена  технология готовки. Хорошо изложена! Константин использовал записи на диктофон и свою память.

          Подробное и понятное описание действий. Более того! Он  отдельно описал вариант "с чесноком"! Я отметил, что есть и несколько иные способы готовить с этим овощем.

          Но Костя дополнил  техпроцесс разъяснениями, которые  превратили сухое описание последовательности приемов в познавательное произведение! Очень полезный документ!
         - Это никакой не черновик! Все , что надо, написано и растолковано, как надо!  Вот это и есть мое слово! - с удовольствием объявил я. Раздался звонок.
          - Это Нигора! Бегу!  - Константин пошел встречать.
         - Здравствуйте! Вот и я! Аромат дразнит! Не знаю, наказуемо ли такое  воздействие на близко живущее население?! - Нигора была  в хорошем настроении и смеялась., здороваясь. Мы усадили гостью и открыли казан.

          - Плов, по-моему,  вкуснее, чем  прошлый раз! Хотя это, казалось бы, мало вероятно! Кечирасиз!  (Извините по-узбекски) Я же привезла  дары Самарканда! Вот Вам по лепешке! Это те самые, знаменитые! - Нигора  протянула нам по солидных размеров диску в красивой обертке.


         {"Самаркандские лепешки

...Нет вкуснее хлеба, чем самаркандская лепешка. Настоящая самаркандская лепёшка должна быть пригодной к употреблению в течение трёх лет. Для этого, достаточно было хорошо сбрызнуть её водой и прогреть в тандыре (глиняной печке, где пекутся лепёшки). Все люди, хоть раз побывавшие в Самарканде, не уедут оттуда без самаркандских лепешек. Они бывают разных размеров: маленькие с кунжутом, большие, покрытые глазурью и всегда несравненно вкусные, поэтому нет ничего удивительного в том, что о них слагают легенды"}.

           - А это вино, которое  предлагаю отведать сейчас! Новая марка!  И, хотя я восточная женщина, но современная! - продолжила она. Костя принес бокалы. Открыл бутылку и налил светлое вино. 
         - За  нашу очаровательную хозяйку, воплощение ума, красоты и доброты! - он поднял бокал.  Мы чокнулись и выпили очень приятное вино.
         - За наше здоровье и нашу удачу! - с улыбкой провозгласила  современная женщина. Мы дружно встали и еще раз чокнулись. Этикета наши действия, кажется, не нарушили, впрочем, это не столь важно.               
          - Спасибо, друзья! Плов  получился просто замечательный! Если  написать., как делается истинно  царская еда, это  стало бы превосходной популяризацией нашей узбекской кухни! Она серьезно недооценена! - одной фразой и поблагодарила, и обозначила задачу, и предложила решение  важной ее части,- легко, непринужденно сформулировала Нигора.
          - Мы уже имеем черновой вариант! . -  чуть волнуясь, сказал Котов.

          - Дадите посмотреть? Но прежде хочу услышать Ваше мнение, Борис! - попросила она.
          - Сначала примите нашу благодарность за подарки и за высокую оценку наших кулинапных стараний!
         Полностью согласен с Вами., Нигора! Узбекская современная кухня недооценена! На слуху и и в печати, в основном, французская и грузинская. Не отрицаю их достоинств и значения!

         Но хочу  внести свой скромный вклад в дело   популяризации именно  узбекского плова!  Существуют тысячи его  "рецептов", в кулинарных передачах известные люди "варят" плов. Но ни рецепты, ни телешоу не дают  представления о том Из "ЧЕГО" и "КАК" готовят это прекрасное блюдо!

           Возможно, наша "инструкция"  лучше, полнее  и полезнее  ранее предлагаемых. - поделился я мневнием  и протянул ей листки "черновика". Нигора погрузилась в чтение

         Нигора закончила читать. Посмотрела на нас с интересом и улыбнулась.
 
         - Это не черновик! Это очень хороший трактат!  Любой человек, имеющий минимальные кулинарные  навыки, следуя указаниям данного документа, сумеет приготовить ПЛОВ!  Ничего подобного я никогда не читала!  - она тихонько аплодировала.

          - Значит, Вы утверждаете сей  ;"Трактат о плове"? - не удержался я.


         {"ТРАКТАТ (от лат. tractatus - "подвергнутый рассмотрению") - одна из литературных форм, соответствующих научному сочинени,ю"}.

 
         - Разумеется! И с радостью! Но пока не забыла: машину Вашу поставим в мой бокс!  Не хочу, чтобы Вы ехали после выпитого. Я не о вине! 

         Мне уже пора идти  отдыхать, а Вы, мужчины, конечно выпьете чего-нибудь покрепче!
         В от ключ от бокса, он через один справа от бокса Камила. А сейчас я хочу еще плова! - блистательная Нигора все сказала одной фразой!
      
         Костя принес тарелку с пловом и поставил перед Нигорой. Она устало улыбнулась и кивнула. Она ела, задумавшись, а мы любовались ею.

          - Ой! Спасибо ! Ваш  черновик возьму с собой. Перепечатаю набело и принесу готовый! Когда  Вы следующий плов делаете? - она встала.
          - Послезавтра! Индюк в программе! - сообщил Котов.   
         - Позвоните мне, чтобы я с ним пообщалась! - рассмеялась Нигора. Мы пошли ее проводить  и машину в бокс загнать.
         - Всенепременно! В котором часу Вам удобно?- Костя был сама галантность..

         - Если я скажу к 17.00 это хорошо? - Нигора посмотрела на Константина.
          - Ждем  Вас  в указанное время! Равно, как
к в любое и всегда! - подтвердил он. Мы вернулись на кухню.
         Костя принес бутылку рома. Налил в стаканы и рассмеялся.
          - Что веселит? - я не нашел ни одной причины для смеха.
         - Мы обменялись подарками, которые  по сути  глубоко модернизированные кошолки! - сквозь смех  пояснил он. Глаза его не смеялись.
          - Ты, брат, запал на нее! Объект  непростой, да и ситуация совсем не та! Нет! Сейчас нельзя! - не на шутку разволновался я.

          - Запал, да! Но уже поздно! Она улетает через пару дней К мужу, в Африку! - сообщил  Костя.
          - Вон оно как! Откуда информация?! - спросил я, удивляясь скорости  следования событий.

         - Сама сказала! Ты за машиной ходил, а я проводил до подъезда. Там и сказала… - тихо ответил Котов.
        - Жаль, конечно! Но, может быть, так лучше?! - тоже тихо  сказал я.

         На следующий день мы купили     индюшиную грудку около двух с половиной,  кг.  Купили все необходимое для плова и пошли к машине. Сложили кульки в багажник.

         По пути домой заглянули в универмаг.   И оба увидели несколько очень красивых брошей. Мы кивнули друг другу и  приобрели  две. В серебряных оправах были красивые кристаллы. В одной светлые, в другой потемнее.

 Настроение у обоих было грустно-приподнятое, Странное. Но плов мы готовили с энтузиазмом.

          - Индюк не такой  грубый, как разные копыто-рогатые! Его жарить легче и быстрее!  А варить тоже? - спросил Костя.
         . - Нет, будем так же, как бэ-э и му-у! - смеясь ответил я.

           Нигора пришла ровно к 17-и часам. Вручила нам горячие лепешки, и спросила, смеясь:
 
         - Вы уже скучаете из-за моего отъезда? Но таковы обстоятельства, надо следовать долгу! Я тоже буду скучать! Но сегодня мы должны попрощаться на мажорной ноте! - она  старалась казаться беззаботной.
         - Конечно!  На этой ноте мы просим Вас принять на память эти сувениры! - Костя  протянул  две коробочки на ладони. Нигора взяла их и, любуясь, улыбнулась. 
         - Я не могу отказаться от такой прелести! Очень благодарна Вам обоим!  Спасибо, друзья! У меня тоже есть подарки. - она протянула нам по!  паре кожаных  перчаток для вождения.
         - Спасибо ! Спасибо! Я рад, что мы все довольны друг другом!   Но плов стынет! Прошу к столу! -  Костя жестом дополнил слова. Нигора устроилась поудобней. Костя принес фужеры и и открыл шампанское. Он поднял фужер и произнес тост:
         - Дорогая Нигора! Мы очень рады, что судьба свела наши пути-дороги здесь!  Мы, уверен, останемся друзьями навсегда! Предлагаю выпить это золотистое вино за Ваши доброту и красоту! За Вас! Пусть удача сопутствует Вам! - мы сдвинули фужеры и сделали по глотку.

         - Спасибо за добрые слова! Мне уже скоро ехать! Ключ от бокса оставьте у себя. Вот еще ключи от моей квартиры.

         Там все в порядке! Недели через две приедет, после практики, сын и Вы с ним решите вопросы ключей.
         Я напечатала Ваш "черновик". Вот здесь три экземпляра! Один я оставила себе. Возьму с собой! Но сначала Вы подпишете мне его! - она встала и протянула папку-адрес с отпечатанным текстом. Мы расписались на каждом листе, не читая текста.  - она забрала этот экземпляр. Наши три были в обычной папке для бумаг.
   
         - Спасибо за чудесный плов и за прелестные брошки! Дам знать, когда доберусь! До свидания! - Я пожал ее руку, Константин пошел проводить. Вернулся минут через двадцать.

          - Есть хочу! И выпить тоже хочу! Как ты?  - улыбаясь, сказал Котов.
         - Я не оставлю друга! - присоединился я.
         - А читать чистовик будем утром! - предложил Костя.
         - Наливай! -   согласился я.

         Утром мы развязали тесемки папки и взяли по экземпляру, напечатанного Нигорой текста. Мы держали в руках:


{"КРАТКИЙ  КУРС приготовления  ПЛОВА
 (Блюдо Узбекской национальной кухни)


Предисловие


         {"ПЛОВ - блюдо восточной кухни, основу которого составляет варёный рис. Отличительным свойством плова является его рассыпчатость, достигаемая соблюдением технологии приготовления риса и добавлением в плов животного или растительного жира, препятствующего слипанию крупинок"}.


В данном курсе приведены самые важные и полезные сведения.


ГЛАВА 1-я. О необходимом


ИНВЕНТАРЬ


         Казан - 8+л;  Шумовка; Миски: для риса, для мяса, для моркови, для лука. Разделочная доска. Мерный стакан. Весы 2+кг Ножи: для мяса, для шинкования моркови и лука. Мусат или оселок (для правки ножей) Тёрка крупная. Дуршлаг. Ложки: Столовая и чайная (мерки). Баночки для специй 6+шт. Тара для риса, для гороха. Деревянная палочка 30+см
. D10мм; Пассатижи.  (казан придерживать) 


          {"КАЗАН (от тюрк. qazan) - традиционный восточный литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления пищи"}.

         Приготовление настоящего  плова при отсутствии  казана практически невозможно!!!


         {"МУСАТ  (также "сталька") - инструмент для быстрой заточки слегка затупившихся ножей. Его используют работники всех мясных отделов магазинов и различных предприятий мясной промышленности"}.

                ********        **********         *********

ИНГРЕДИЕНТЫ


РИС - 1 кг

         РИС в плове должен быть рассыпчатым, то есть зёрна не должны слипаться и превращаться в кашу. Таким может быть длиннозерный рис - жасмин, басмати, индика. В этих сортах невысокое содержание крахмала и при варке рис не становится клейким. Работать можно и с круглозерным рисом.

Рекомендуемые сорта:

БАСМАТИ. Перед варкой замочить за 3 - 6 чвсов в  холодной воде.

ДЕВЗИРА. Промытый рис за два часа перед варкой замочить в горячей (80°С) чсчуть подсоленной воде.


МЯСО - 0,7 - 2,5 кг

Рекомендуемые виды: баранина, говядина, индюшатина

Морковь (шинкованная) - 1,2 - 1,25 кг
Шинковать соломкой 3;3мм. Можно натереть
на терке, но этот вариант хуже.

Лук репчатый - 0,25 - 0,3 кг
(Шинкованый полукольцами)

Горох (сухой) - 1 - 2 стакана.
Замочить в холодной воде
за 6 -8-ь всов перед варкой

или консерв. 1 - 2 банки.

Масло раст. - 350 - 450+ мл
В зависимости от жирности мяса.

Вода - 0,9 -1+л
В зависимости от сочности моркови! Важно!
Лимон - 1- 2 ломтика (мякоть)

Чеснок - 1-3 головки.

Примечание: К плову непосредственного
отношения не имеет (лакомство)
*********              **********          ********

СПЕЦИИ

ЗИРА (семена) - 4,5 - 6,5 чл.
Самая главная специя!!  Чем выше ее качество,
 тем лучше плов

         {"ЗИРА - травянистое растение, вид рода Кмин семейства Зонтичные. Произрастает в Ирано-Туранской области. Семена зиры используются в кухнях многих культур как в цельном, так и в молотом виде. Встречаются также и другие названия растения - зэра, кумин, римский тмин, кмин тминовый"}.

КИНЗА (семена) - 1-а чл.

БАРБАРИС сушеный - 1,5+ чл
Очень важная специя!

ПЕРЕЦ черный (молотый) - 1,5+ чл.
ПЕРЕЦ черный (зерна) - 0,5 чл.
ПЕРЕЦ красный (жгучий) - 0,25+ чл.

КУРКУМА (молотая) - 2,5 - 3,5 чл
Придает золотистый цвет

Соль - 2,5+чл.
**********          **********        **********         


РЕГЛАМЕНТ


         {"Регламент (от фр. r;glement, regle - правило): Документ, который перечисляет и описывает по порядку этапы (шаги), которые следует предпринимать для выполнения  процесса"}.



ГЛАВА 2-я  ЗИРВАК

            
         1. Поставить казан на очаг. Убедиться, что стоит ровно, не качаясь. Налить масло  и  довести до кипения. Огонь - максимально возможный.
 
         2. Положить мясо в кипящее масло. Помешать шумовкой, чтобы обмакнуть в масло все кусочки. Распределить равномерно по дну казана. Огонь - максимально возможный. Держать  до полного выпаривания воды из мяса.

         Жарить до получения коричневого, темно-коричневого цвета. Огонь - счтобы не прихватывалось.

         3. Добавить лук и перемешать с мясом. Жарить до полной прозрачности или исчезновения лука. Огонь - чтобы не подгорало.

         4. Выложить на мясо морковь. Разровнять. Шумовкой. По кругу, шумовкой, смешать с мясом и жарить до  ее умягчения. Проверять шумовкой.   Огонь - ближе к умеренному.
         
         5. Добавить горох, лимон и специи. Хорошо перемешать и влить воду. Холодную. Огонь - максимальный

         Довести до равномерного кипения. Огонь через минуту  уменьшить до умеренного. Варить 7-10 минут. Сильного кипения  не требуется. Казан прикрыть крышкой, оставив минимальную щель. Убавить огонь до минимума. Бульон  должен едва  "ходить". Варить  (томить) 40 - 90+ минут (1,5+ часа). Зирвак готов!


         {"ЗИРВАК - это подушка из овощей и мяса, на ней располагается рис в казане. Особой прелестью зирвака можно назвать то, что он превосходно сохраняется в готовом виде долгое время. А использовать его можно как для плова, так и для прочих блюд восточной кухни"}.



ГЛАВА 3–я  РИС
       
               
         6. Снять крышку. На зирвак шумовкой, по кругу, выложить рис. Разровнять поверхность. Сквозь нее должна проступить вода. Переложить рис в те места,   где больше воды. Огонь - ближе к максимальному. Это начало выпаривания воды.

          7. Выпаривать воду. Когда следы воды начнут исчезать, по кругу, шумовкой, горсть за горстью  перевернуть рис. Закончить в середине. Шумовку  погружать, не касаясь мяса.

         8. Продолжать выпаривание. После полного исчезновения воды на поверхности риса, через минуту уменьшить огонь.

         9. Шумовкой собрать рис к центру казана горкой.  Палочкой сделать в горке несколько отверстий-кратеров (до дна казана), для выхода пара. Огонь прибавить. В каждый "кратер" всыпать по щепотке  зиры. Проследить окончание парения из  "кратеров".

         10. Казан закрыть крышкой. Через несколько секунд снять ее. Слить собравшийся конденсат. Повторить этот   прием несколько раз, до екращения конденсации.

         11. Накрыть горку риса плоской большой тарелкой (миской). Плотно закрыть казан крышкой. Огонь убавить до минимума! Выдержать 30 минут.
         
         12. Открыть казан, снять тарелку с риса. Шумовкой перемешать ПЛОВ!!!
          **********          **********           **********


                Вариант с  ЧЕСНОКОМ
                (Отличия технологии)


         Не повреждая целостности головки чеснока, очистить ее от шелухи и ополоснуть. Поместить в зирвак. См. пункты 5,6, 7,9 и 12.


         5-ч. Добавить горох, лимон и специи. Хорошо перемешать и влить воду. Холодную. Огонь - максимальный.

         Довести до равномерного кипения. Огонь через минуту  уменьшить до умеренного. Положить две головки чеснока (запомнить их  "дислокацию") и варить 7-10 минут. Сильного кипения не нужно. Казан прикрыть крышкой, оставив минимальную щель. Убавить огонь до минимума. Бульон должен едва "ходить".   Варить  40 - 90+ минут. (1,5+ часа). Зирвак готов!

         6-ч. Снять крышку. На зирвак шумовкой, по кругу, выложить рис. (Проверить расположение головок  чеснока, чтобы не повредить их при последующих действиях шумовкой);! Рис должен  покрыть чеснок. Разровнять поверхность. Сквозь нее  должна проступить вода. Переложить рис в  те места, где больше воды. Огонь - ближе к максимальному.  Это начало выпаривания воды.

         7-ч. Выпаривать воду. Когда следы воды начнут исчезать, по кругу, шумовкой, горсть за горстью перевернуть рис. (Требуется внимание, чтобы не зацепить головки  чеснока)!! Закончить в середине Шумовку погружать, не касаясь мяса.

         9-ч. Шумовкой собрать рис к центру казана горкой.  Палочкой сделать в горке несколько отверстий-кратеров. (До дна казана). Огонь прибавить, чтобы из них выходил пар. (Помнить, что под рисом лежит чеснок, , не повредить его)!! В каждый "кратер" всыпать по щепотке  зиры.         

         12-ч. Открыть казан, снять тарелку с риса, Осторожно  "выкопать"  чеснок и положить отдельно. Шумовкой перемешать ПЛОВ!!!


         Следует   внести ясность. Чеснок к плову, по сути, отношения не имеет. В  плове он как  "вишенка на торте"- приятное дополнение и не более! Это лакомство. Вкусное, но вовсе не
 обязательное.

          В данный рецепт и технологию приготовления чеснок внесен, чтобы можно было  попробовать и решить: возиться с ним или нет. Чеснок в плове, который готовят в огромных казанах, даже не упоминается. Это только домашнее  "явление" .
ПРИЯТНОГО  АППЕТИТА!!!"}.
             **********          **********   

          - Прекрасно! Я прошел "Краткий курс"! - воскликнул довольный Константин.
          - Да; Теперь будешь проходить стажировку! - сказал я.
         - Как долго? - улыбнулся Костя.
          - Всю жизнь! -мы рассмеялись.
                **********          **********