Догонялки-14. Турция после Крымской войны

Александр Алексеев 7
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЛТАНА-ПОБЕДИТЕЛЯ
АБДУЛ-АЗИЗ
«НОВЫЕ ОСМАНЫ»

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЛТАНА-ПОБЕДИТЕЛЯ

Османской империи ни победа над Россией не принесла ни довольства, ни даже покоя. Сокращение налоговых поступлений, финансовое закабаление европейскими державами, подъем национально-освободительного движения угнетаемых турками народов, острая необходимость восстановления армии, почти полностью уничтоженной во время войны, также являлись факторами, требовавшими преобразований. В этих условиях решено было продолжить реформы Танзимата.
После Крымской войны начались новые реформы в армии, которая реорганизовывалась по французскому образцу. Султанский хатт- хумаюн (рескрипт) от 18 февраля 1856 года, являвшийся  по форме продолжением и развитием Гюльханейского хатт-и шерифа Махмуда II, провозглашал полное равенство мусульман и иноверцев, включая политические, личные и имущественные права. Предусматривалась дальнейшая реорганизация юстиции, тюрем, полное упразднение следственных пыток. Провинциальным советам даровалась  свобода высказывания. Реорганизация государственного хозяйства предполагала создание банков, установление правильного бюджета и благоустройство путей сообщения.
То есть общее направление на вестернизацию было то же, что и в России после Крымской войны. Отличие от России сводилось к трём факторам.
Во-первых, турки в своей империи составляли меньшинство.
Во-вторых, Турция не пережила ничего похожего на рывок Петра I. В ней отсутствовал более-менее европеизированный слой населения, подобный российскому дворянству. В культурном отношении турки не превосходили подвластные им народы; их сознание оставалось средневековым, и они крепко держались за нормы шариата,
В-третьих, при жесточайшем абсолютизме в Османской державе фактически сохранялась феодальная раздробленность. Центральная власть была слишком слаба, чтобы сломить сопротивление реформам на местах.
Новый указ был представлен как результат деятельности Высшего совета по реформам. На деле, однако, его авторами в большей степени были послы Великобритании, Франции и Австрии. С турецкой стороны в составлении указа приняли участие два видных государственных деятеля эпохи Танзимата – Али-паша и Фуад-паша. Оба они были сподвижниками Решид-паши, а после его кончины (в декабре 1858 года) неоднократно занимали посты великого визиря и министра иностранных дел.
Али-паша и Фуад-паша рассматривали реформы, как механизм, который откроет Османской империи путь к прогрессу и приблизит ее по уровню развития к западным странам. Они считали, что еще большее значение реформы будут иметь для внутренней политики страны, так как приведут к угасанию национально-освободительных движений, избавят страну от иностранного вмешательства и угрозы расчленения.
Между тем условия Парижского трактата и хатт-и хумаюна в значительной степени остались декларацией. Нормы шариата сохраняли обязательность: за «неверное» одеяние, распитие спиртных напитков, употребление нехаляльных продуктов человеку грозили порка, тюремное заключение или даже смертная казнь. В итоге провозглашенная свобода совести осталась преимущественно на бумаге. В 1854-1855 годах почти весь Северный и Западный Курдистан был охвачен восстанием Езданшира. В Боснии, Болгарии и Албании произошли волнения. Вызванные войной экономические потери вынудили Порту прибегнуть к иностранным заимствованиям. Усилилось влияние в Стамбуле иностранных держав.
И турецкой армии, и иностранным капиталистам были нужны хорошие дороги. Их строили в основном на деньги властей вилайетов (губерний) с привлечением иностранного капитала. Железнодорожное строительство в Османской империи в 50-70-е годы Х1Х века (как впрочем, и позже) осуществлялось главным образом иностранными концессионерами.
В 1858 году был принят земельный закон, который закрепил земельные отношения, сложившиеся после отмены ленной системы в части государственных земель (мирийе) и земель вакфов (фондов, управляемых исламским духовенством). Мирийе и земли вакфов нельзя было использовать по своему усмотрению (например, заняться на своем участке изготовлением кирпича), запрещалось хоронить на этой земле умершего, без разрешения чиновника нельзя было сажать деревья, разводить сады. Передавать землю бесплатно или продавать за условную цену разрешалось только с разрешения соответствующего правительственного чиновника. Однако владелец такой земли мог отдавать её в аренду, закладывать её и брать под ней ссуду.
Аграрные  отношения для мюльков (частных земель) по-прежнему регулировались нормами шариата.
Центральный бюджет наполнялся с трудом. Некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Центральная власть пыталась усовершенствовать учёт и контроль налоговых поступлений, декларировала отмену откупов, чрезвычайных налогов, барщины, однако на местах изыскивали способы обходить новые законы. В результате ликвидировать откупную систему так и не удалось.
В 1858 году было объявлено о банкротстве султанской казны. 11 июля 1858 года фанатики-мусульмане убили французского и английского консулов, а в июле 1860 года в Дамаске шиитская секта друзов устроила резню христиан-маронитов – последователей святого Марона, умершего в 410 году. Поводом к началу погрома стал арест нескольких подростков-мусульман, рисовавших кресты на улицах христианских кварталов Дамаска и оскорблявших местных жителей. Участие в погроме приняли около тысячи человек, при попустительстве дамасского градоначальника Ахмед-паши и при молчаливом одобрении большинства жителей-мусульман. Некоторые турецкие солдаты и исламские духовные лидеры сами приняли участие в грабежах и убийствах. В ходе событий погибли, по разным оценкам, от 2 до 6 тысяч христиан, сотни женщин и детей были проданы в рабство бедуинам, разрушены 3 монастыря и 11 церквей, сожжены более 3 тысяч принадлежавших христианам домов, разграблен ряд консульств европейских держав, в том числе российское консульство. В то же время многие христиане были спасены представителями знати и простыми мусульманами. Несколько тысяч христиан спас проживавший в изгнании бывший лидер алжирского освободительного движения Абд-аль-Кадир.
Под давлением Франции султан действовал решительно. Присланный в Дамаск с чрезвычайными полномочиями Фуад-паша казнил Ахмеда-пашу и 185 друзов – активных участников резни.
Неудачи реформ сломили Абдул-Меджида. Он потерял интерес к государственным делам и всё чаще замыкался в уединении во дворце. Сладострастие и пьянство подорвали его слабое здоровье. 25 июня 1861 года (когда в России начиналось освобождение крестьян) он скончался от туберкулёза в возрасте 38 лет, оставив 8 дочерей и 6 сыновей. Последние четыре султана Османской империи — Мурад V, Абдул-Хамид II, Мехмед V и Мехмед VI – были сыновьями Абдул-Меджида I от разных жён, но непосредственно наследовал ему по османским законам его брат Абдул-Азиз, второй сын султана Махмуда II, который при жизни брата активно участвовал в политической жизни.

АБДУЛ-АЗИЗ

Абдул-Азиз был крепким физически и малообразованным человеком с вспыльчивым характером. Однако он был настроен на продолжение реформ, окружил себя либералами, приобрёл популярность, обещав государственную и дворцовую экономию включая ликвидацию гарема (на содержание сотен наложниц и их многочисленной родни уходила значительная часть бюджета). Однако реформаторского пыла хватило у султана ненадолго. Гарем был воссоздан при этом число наложниц и евнухов выросло. С 1862 года частые нервные расстройства мешали Абдул-Азизу  заниматься делами, и потому до 1871 года государством управляли великие визири, а султан ограничивался тем, что вставлял им палки в колёса. 
На политическую арену возвращается крупнейший сторонник реформ Мехмед Эмин Аали-паша. На государственную службу он; как и Фуад-паша, попал через Бюро переводов. Он служил в Диване и в османском посольстве в Вене, был послом в Лондоне, в 1846 году – министром иностранных дел. В 1852 году в качестве вали (губернатора) управлял провинциями Смирной и Бруссой, а в 1854 году был вызван в Константинополь и назначен президентом вновь созданного Учредительного Совета. Аали-паша был одним из автором Хатт-и хумаюна о равноправности вероисповеданий и национальностей. Ранее он уже трижды на короткое время становился великим визирем, В 1856 году великий визирь Аали на Парижском конгрессе действовал в качестве представителя Порты и подписал договор, завершивший Крымскую войну. Не удовлетворив ни западные державы, ни султана Абдул-Меджида введением обещанных реформ, он тогда был оттеснён на второстепенную роль.
Фуад-паша в 1861 году был назначен великим визирем, а в 1862 году, кроме того, заведующим финансами.. В 1861-1862 годах с рядом европейских держав были подписаны договоры, которые предоставляли им право свободного ввоза и вывоза товаров. Стремление Фуада-паши к реформам тормозилось противодействием самого султана и окружающих его лиц. В 1863 году Абдул-Азиз в сопровождении Фуада-паши совершил поездку в Египет Его смелый проект секуляризации имуществ мечетей был частично осуществлён сменившим его Аали-пашой.
В 1867 году Фуад-паша сменил звание великого визиря, которое перещло к Аали-паше, на должность министра иностранных дел (в третий раз), которую занимал до смерти. В 1867 году он убедил Абдул-Азиза совершить поездку в Западную Европу и сопровождал его в ней.
Армении в 1863 была дарована конституция, учредившая армянскую национальную ассамблею, но закреплявшая суверенитет над ней Османской империи. Всего документ насчитывал около 150 статей и был написан и одобрен армянской интеллигенцией, а также армянским патриархом.
И внутренние, и внешние обстоятельства побудили Порту учредить в 1863 году на базе существовавшего в стране с 1856 года английского Оттоманского банка центральный государственный банк, призванный модернизировать управление финансами Османской империи. Концессия на организацию этого банка, получившего название «Имперский Оттоманский банк», была выдана первоначально сроком на 30 лет английским и французским финансистам, затем она была продлена ещё на 50 лет. По условиям концессии в обязанности этого нового банка входило обслуживание всех операций, связанных с учётом финансовых поступлений в государственную казну, а также осуществление из неё по приказу министра финансов необходимых выплат. Банк обладал исключительным правом эмиссии банкнотов, действительных на всей территории империи. Поэтому, начиная с 1863 года, многие иностранные займы заключались при непосредственном содействии и участии Имперского оттоманского банка. Являясь формально государственным, этот банк на деле принадлежал английскому и французскому, а с 1875 года ещё и австрийскому капиталу.
В 1864 году Фуад-паша попытался отделить судебную власть от исполнительной, создав в в каждой административно-территориальной единице – видайете, санджаке и казе – суд и совет именитых жителей. Закон о вилайетах, принятый в ноябре 1864 года, предусматривал строгое соблюдение принципа централизации власти, жесткий контроль Порты над деятельностью провинциальных властей. При губернаторах провинций были созданы совещательные органы – меджлисы.

«НОВЫЕ ОСМАНЫ»

В 1865 году на историческом пикнике в Белградском лесу, лежащем вверх по Босфору к северу от Стамбула, небольшая группа проевропейски настроенных интеллигентов образовала «Патриотический альянс» – «общество новых османов – любителей истории». Это было настоящее тайное общество , состоящее из не связанных непосредственно друг с другом подпольных групп, подчинённых центральному органу. В этой группе играли ведущую роль видные представители турецкой интеллигенции – первые турецкие просветители, такие как поэт, автор пьес Намык Кемаль, литератор Шинаси-бей, крупный чиновник и поэт Зия-паша, видный государственный деятель Мидхат-паша, учитель Али Суави-бей и др. Ибрагим Шинаси и Зия-паша были протеже Решид-паши.
Али Суави, 1838 г. р., был учителем по профессии, преподавал в училищах Бурсы и Никополя, в 1867 году – имамом мечети Шехзаде в Стамбуле. Прославился он простым языком проповедей. Суави призывал к чтению молитв на турецком языке, поддерживал реформу ислама. Будучи сторонником парламентской монархии по образцу английской; он считал, что исламу присуще правление, основанное на принципе совещательности, горячо отстаивал лозунги свободы и равенства, клеймил тиранию во всех ее проявлениях.
Суави одним из первых выдвинул теорию единства тюркских народов на основе ислама. Он считал, что национального вопроса в Османской империи не существует, в «восточный вопрос» изобретён колониальными державами.
«Новые османы» объединились вокруг центральной идеи – создания в стране конституционного режима. Они хотели, чтобы в империи, как и в Европе, было эффективное централизованное правительство, был избранный парламент, была конституция.
Одно из центральных мест в программе «новых османов» занимала концепция османизма. В работах Намыка Кемаля, Мидхат-паши и ряда других идеологов «новых османов» подробно обосновывалась идея о возможности полной ликвидации национальных и религиозных противоречий в результате осуществления конституционных преобразований в Османской империи. Идейные вожди «новых османов» доказывали, что возможно братское единение всех народов империи.
Между тем в 1866 году восстание против Османской империи подняли кандиоты – греческое население острова Крит. После неудачного восстания 1858 года кандиоты всё же добитлись уступок со стороны турецких властей: им дали право на ношение оружия, провозгласили равноправие христианского и мусульманского вероисповедания, были созданы советы христианских старейшин, управляющие образованием и имеющие судебные полномочия в сфере обычного и семейного права. Уступки возмущали мусульманскую общину Крита, тогда как христиане требовали продолжения реформ, считая своей конечной целью присоединение к Греции. Когда несколько петиций к султану остались без ответа, были сформированы вооруженные отряды, и 21 августа 1866 года официально объявлено восстание. Восстание вызвало сочувствие в Греции и в других странах Европы. Повстанцы получили контроль в центре острова, но не смогли взять четыре укрепленные крепости на северном побережье и южный город Иерапетра. Бурную реакцию среди либеральных кругов Западной Европы вызвали зверства османских войск после штурма монастыря Аркади, в котором располагался штаб повстанцев и значительное количество беженцев. Когда турки ворвались в монастырь, повстанцы взорвали арсенал, что повлекло значительные жертвы.
24 марта 1867 года «новые османы» согласовали проект конституции, а в мае их организация была раскрыта правительством. Намык-Кемаль и Зия-паша,состоявшие на государственной службе, были переведены в провинцию, но вместо этого бежаи за границу, где им покровительствовал богатый египетский принц Фазиль с большими политическими амбициями. Когда египетский властитель Мухаммед-Али назначил хедивом Ибрагима-пашу, который был старше Фазиля на сорок дней, Фазиль удалился в Париж и принялся плести интриги. Он хотел стать или правителем Египта, или премьер-министром Османской империи. В Париже Намык Кемаль и Зия-паша в сотрудничестве с Али Суави, бежавшим из ссылки в Анатолии, стали издавать газету «Хюрриет» («Свобода») на турецком языке.
В октябре 1867 года на Крит прибыла комиссия во главе с Фуад-пашой; она оставалась там в течение четырёх месяцев. Помимо военно-полицейских мер, визирь издал «Органический закон» (ограниченную конституцию), который дал критским христианам контроль над местной администрацией.
Действия турок на Крите вызвали протест со стороны великих держав, подписавших Парижский трактат; они указывали, что ни одно из обещаний , зафиксированных в хатт-и хумаюне 1856 года, не выполнено, христиан по-прежнему не допускают на госслужбу, они не могут добиться правосудия, а финансы находятся в плачевном состоянии.
В 1867 году Фуад-паша передал пост великого визиря Аали-паше и стал министром иностранных дел. Во время переговоров о Кандии он убедил Абдул-Азиза совершить (первым из османских султанов) поездку в Западную Европу и сам отправился с ним. 30 июня великолепно принятый в Париже Абдул-Азиз посетил Всемирную выставку; от 12 до 23 июля пробыл в Лондоне; 24-го июля приветствовал прусскую королевскую чету в Кобленце; пять дней пробыл в Вене и 7 августа 1867 года вернулся в Константинополь.
Ко времени европейского визита Абдул-Азиза издателям «Хюрриет» по вежливой просьбе французского правительства пришлось перебраться в Лондон. «Когда султан прибыл в Лондон, – пишет шотландский историк лорд Кинросс (Джон Патрик Дуглас Бальфур), – они смешались с толпой во время официального фейерверка-представления в Кристалл-паласе, где их красные фески привлекли внимание султана. На вопрос о том, кто они такие, он получил лаконичный ответ своего министра иностранных дел: «Они – оппозиция Вашему Величеству».
Восстание кандиотов продолжалось до 1869 года и пользовалось поддержкой общественного мнения Европы и России. Однако нежелание британского и французского правительств оказывать силовое давление на Лсманскую державу, играя на руку России, а также умеренность и стойкость Фуад-паши и Аали-паши помогла им воспрепятствовать вмешательству великих держав в дела восставшего Крита и принудить Грецию к сохранению мира.
Аали-паша попытался исправить положение, на которое указывали великие державы в своём протесте. Последовал новый всплеск реформаторской деятельности. В 1868 году были приняты уголовный и земельный, в 1869-м – гражданский кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху Танзимата имела большое значение для общей государственной модернизации: она закрепила секуляризацию юстиции, практически вытеснив религиозное право из многих сфер регулирования правовых отношений.
Аали-паша учредил Государственный совет из равного числа мусульман и христиан; при открытии этого учреждения 18 мая 1868 года султан заявил, что для него не существует никакого различия между мусульманами и христианами и обещал открыть христианам доступ ко всем должностям, не исключая пост великого визиря.
Продолжалось начатое в 1840-х годах открытие светских школ – начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тысяч учеников. Средних же светских школ было только несколько десятков. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 году был принят «Органический закон о всеобщем образовании», предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образования. Был основан лицей для подготовки европеизированных чиновников, обнародованы первые законоположения нового свода гражданских законов, с 1870 года разрешено применять метрическую систему мер и весов.
В 1860-х годах были отменены цеховые регламентации, что стало ещё одним важным шагом на пути становления капитализма.
В 1868 году был учрежден Государственный совет, основной функцией которого являлась разработка государственных законов и важнейших правительственных постановлений. Наряду с министерством просвещения созданы министерства юстиции,  общественных работ и по делам вакфов.
Одним из самых успешных дел Аали-паши было то, что он в 1869 году заставил вице-короля Египта признать главенство Порты.
Намык-Кемаль в 1870 году вернулся в Турцию. Его национал-патриотическая пьеса «Отечество» с большим успехом шла в Стамбуле.