Тодоровский и его лебединая песнь Риорита

Людмила Перцевая
Долго размышляла, а стоит ли рассказа и даже просто упоминания этот фильм, - настолько он мне показался отвратительным. Его показывали в это воскресенье, вечером, я долго потом не могла уснуть, ругая себя за излишнюю впечатлительность, включила среди ночи компьютер, стала смотреть, когда он был снят и как воспринят. Узнала, что это - последняя работа Петра Тодоровского, (компания "Рекун-Синема" по заказу ООО "Мирабель", Россия, 2008), воспринята весьма полярно: кто-то категорически не принял, но были и те, кто фильму ...обрадовался. Так и пишет в отзывах: наконец-то после вранья в советских фильмах кто-то сказал правду, теперь-то мы знаем, что это была за "героическая эпопея", а на самом деле - стыд и позор.
То есть человек в отличие от меня узнав о советских солдатах уничижительную истину, пришел в восторг!
 
Собственно от чего? Надо же хоть коротко сказать, что в фильме "Риорита" идет речь о последних годах войны, когда наши войска уже погнали фашистов назад. В Белоруссии после ее освобождения мобилизованы в армию отец и три сына Пичугиных, деревенские простецкие мужики. Их сразу берет "под опеку" ефрейтор Бархатов, бывший надзиратель лагеря политзаключенных. Интригует, путает, морочит... и весь фильм зритель наблюдает, как один за другим гибнут эти простаки, по наущению ставши один - дезертиром, другой - бегущим за линию фронта, третий - заснувший на посту.
 
Не буду пересказывать сцены и эпизоды, военных действий там нет, есть мародерство,  трусость, убийство своих... Вся мерзость, которую трудно вообразить! И уже в Берлине режиссер (он же и сценарист, уверяющий, что снимал по своим военным впечатлениям!) показывает запертых в каком-то амбаре интеллигентных немцев, стоящих в безмолвном достоинстве, и русского варвара-зверя, высматривающего жертву посимпатичнее. Он ее насилует, потом у нее на глазах убивает еще одного Пичугина. Но тут ему и конец, потому что возвращается его брат и командир, Бархатова хватают и немка свидетельствует, что именно он из-за часов с боем убил своего. Мародера и убийцу, долбя башкой об стену, заколачивают насмерть. То есть и казнь обличает, что эти русские - насильники и звери, нет среди них людей!
 
Меня просто трясло, как, похоже, и многих, увидевших в свое время этот фильм. Тодоровскому после премьеры задали вопрос:
– Петр Ефимович, советского солдата – предателя, мародера, насильника – в вашем фильме трудно узнать. Смотреть «Риориту» тяжело и неприятно, что вас подвигло на съемки такой картины?
Вот что он ответил:
– К сожалению, у нас хотят забыть все плохое, что было с нами в сталинские  времена. А новым поколениям необходимо рассказывать об этом, чтобы они не позволили вернуться к той страшной жизни. К концлагерям и тому беспределу, когда так называемые тройки судили людей, расстреливали и ни за что давали по 10–15 лет тюрьмы. Вот если забыть об этом, все  обязательно вернется вновь.
 
То есть он просто ушел от ответа, перевел стрелки опять на 37-й год. Так какую же "правду" он предъявил людям, уже не знавшим войны, шестьдесят лет спустя, в 2008 году?
 
Давайте сделаем все же отступление - о творческом пути Петра Ефимовича, который, как тут ни крути, плоть от плоти своего времени, своей страны. Он родился в СССР, учился, обрел профессию, самореализовался в соответствии со своим характером и устремлениями, был отмечен званиями и наградами, любовью зрителей. Вспомним хотя бы его фильмы восьмидесятых, каждый из которых наделал немало шума и награжден аплодисментами."Любимая женщина механика Гаврилова", "Анкор, еще анкор", "Интердевочка", "Военно-полевой роман", "По главной улице с оркестром".
У него снимались талантливые артисты, он сам где-то аккомпанировал им на гитаре, операторы блестяще снимали - и зрители таяли.
 
Я как-то писала с удивлением эссе о фильме "По главной улице с оркестром" - великолепном Олеге Борисове, милой, только начинающей Марине Зудиной, Олеге Меньшикове, об атмосфере этого фильма, где никто ничего не делает, все непрерывно гуляют, бездельничают, импровизируют, все такие обаятельные и харизматичные!
И так во всех его фильмах!
 
Если иносказательно - где-то шумит огромная магистраль, по ней мчат бетономешалки, которые даже на ходу продолжают чего-то там взбалтывать, зерновозы и цистерны, грузовики и автобусы. А в тихих улочках и садочках люди отпускают вожжи - расслабляются и становятся такими привлекательными, нежными и тонкими!  "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи не ведая стыда..."
 
НО! Разве такая интимная интонация, доверительный тон - открытие Тодоровского? Разве до него, параллельно с ним, превосходя в чем-то его фильмы советское кино не открывало современника - в проявлениях любви, дружбы, срывах и восхождениях? Даже не буду пытаться приводить примеры, пришлось бы исписать не одну страницу!
 Но военные фильмы уместно вспомнить. Хотя бы для того зрителя, что вдруг обрадовался открытиям "Риориты", как же, до нее была лишь сплошная барабанная дробь о героических победах!
 
Фильм Григория Чухрая "Баллада о солдате" был снят в 1959 году, его посмотрели 30 млн зрителей в СССР, ему присуждена сотня призов по всему миру. Помните этого Алешу Скворцова, необстрелянного молодого солдата, который от страха подбил немецкий танк и награжден отпуском? Он едет к матери, попутно выполняя поручения сослуживцев: навестить с подарками их родных.
 
Он встречается с милой девушкой, потом с мародером-тыловиком, женой, изменившей своему мужу-фронтовику, но и с семьей, которая верит и ждет бойца с победой, с хорошими людьми. Кто-то помогает ему, кому-то он... всё, как в обычной жизни, не без греха, но и со светлой верой!
Разве не так же все правдиво в фильме "Летят журавли", снятом в 1957 году Калатозовым?
Даже в фильме "Два капитана" по роману Каверина рядом с героем Саней Григорьевым вызревает такая гадина, как Ромашов.
 
Ничего не приглаживалось и в фильме "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука, снятом в 1976 году по роману Михаила Шолохова, и там герои не приглажены, но ведь и не лишены достоинства! Спрашивается, какую вдруг правду решил открыть Петр Тодоровский, окунувший зрителя в выгребную яму своих фантазий?
И почему именно этот фильм канал ОТР избрал для показа в эту нелегкую для страны пору, когда Россия - в натовской блокаде, военной, экономической, информационной? Выслужиться перед врагом и плюнуть в своих, в тех, кто сегодня жизнью жертвует, заслоняя собой от очевидной угрозы свою страну?
 
На этом надо бы поставить точку, но не удержусь от большой цитаты, выловленной мною в Кинопоиске.
Имя под ником ничего вам не скажет, но человек хорошо рассмотрел, как ...вырос режиссер Тодоровский к своей последней работе, куда его привела логика избранного пути. Вот это мнение рядового зрителя.
                Героям Великой Войны посвящается
"Талант Тодоровского безусловен. Прекрасные операторские работы, несколько хороших режиссёрских. Лучшая - «Военно-полевой роман». Весьма заметна коньюктурщина. Известно, в какое время снята «Интердевочка» и «Какая чудная игра». Тем же болеет и «Риорита». Правда коньюктурщиков меняется со временем и настроениями, а потому изначально вызывает сомнения.
Придуман дико нереальный образ: солдат-коллекционер Бархатов. Константин Воробьёв, надо сказать, сыграл подлеца замечательно (ещё раз вспомним о таланте Тодоровского подбирать артистов). Вместо боеприпасов он носит вещмешок с часами (да, да, с коллекционными карманными часами), плетёт интриги и играет в карты (да, да, именно игральные карты). Это же турист какой-то!! Хотя и туристы в поход коллекции не берут… И куда смотрят командиры, основная задача которых (по фильму!) найти повод для расстрела подчинённого?
 
 Просматривая документальные кадры военной хроники тех лет, с лёгкостью представляешь любого из солдат, попавших в кадр, играющим в карты с подленькой миной на лице. Получилось? У меня нет. Таланта Тодоровского не хватило для этого. Бархатову не до победы, он готов загубить сколько угодно жизней однополчан, лишь бы положить в карман очередные часы.
В соседнем полку наверняка служит нумизмат, фалерист или филателист, это ведь так типично для образа советского солдата времён Великой Отечественной. Остальные солдаты, мягко говоря, туповаты. Скажи им заняться самострелом- нет проблем, пей шнапс в карауле - наливай…
Да, на Войне были всякие и солдаты и офицеры (как и в жизни). Было много подлости и прочих низменных чувств, но ведь героизма и высоких эмоций было гораздо больше. Я делаю выводы, прочитав немало документальных воспоминаний ветеранов. Зачем же показывать только одну сторону медали? Я так понял, прочитав предыдущие отзывы, что многие рассматривают в этом фильме тему подлости, а война взята всего лишь как фон, ведь В ПРИНЦИПЕ всё происходящее в фильме возможно.
С таким подходом мы скоро увидим на экране истории на тему всех семи грехов на фоне блокадного Ленинграда".
 
От себя добавлю: это отвратительный фильм, от начала и до конца. Подлость уже в самом посыле - сделать героем Великой Отечественной войны абсолютного подонка и мерзавца. И на протяжении фильма смаковать его уродство: насильник, провокатор по отношению к своим, убийца и мародер. И никакого противостояния ни с чьей стороны! Он вполне безнаказан. То, что его практически по доносу изнасилованной немки всё же убивают, выглядит еще отвратительнее, потому что теперь и те, кто его убивают, и как убивают, приобщились к этой касте -  русских недочеловеков- зверей. Немка теряет сознание, глядя, как происходит расправа.
 
Как же надо ненавидеть Россию, русских, чтобы снять эту мерзость, играть в этом фильме - и с этим продолжать жить. Удивительно лишь то, что это снято не врагами, а представителями нашей творческой элиты, вознамерившейся доказать, что народ наш - быдло. Сами врут, сами охают и ахают. Да будьте вы...вознаграждены по заслугам. Сдержусь от более резких пожеланий.