Поход

Нина Ландау
Нина Ландау

У меня много коротких рассказов в серии “Улыбка над собой”, но припомнился мне один поход по горам, где смешных моментов было так много, что получится одна большущая улыбка.

По окончании школы горного туризма надо было совершить серьезный поход для получения справки инструктора горного туризма. Подобралась разношерстная команда в составе 12 человек. Маршрут был рассчитан на 15 дней с тремя дневками, 6 перевалами по Северному  Тянь-Шаню. Преодолеть должны были ни много ни мало 140 километров. Готовились тщательно – если не рассчитать правильно количество продуктов и не составить меню, будем голодать, ведь в горах их взять неоткуда. Меня назначили завхозом, а это значит,  в моей записной книжке было указано все вплоть до количества кусочков сахара к чаю. Еще мы “шили” коммунистические спальники - делали из двух один на троих для одной палатки. Почему то решили, что так мы уменьшим вес рюкзаков.

И вот мы в Алма-Ате, начало маршрута от катка Медео. Забыла написать, что это происходило в далекие советские годы. Вес моего рюкзака на выходе составлял около 30 килограммов, и это при моем личном весе в 50. Это меня не сильно волновало – молодость, энергия, оптимизм, ну что тут скажешь. Двинулись в путь каждый в своем темпе – к первому привалу вела одна тропа, и с нее некуда было свернуть.
   
Эпизод 1. Идем, светит солнце, слева крутой склон, справа обрыв метров 12 в каменное ущелье, на дне которого течет горная речка. Идем вдвоем, я и Машка, разговариваем. И вдруг на повороте меня занесло – рюкзак перевесил и я, не успев опомниться, полетела вниз. Но видно у меня очень сильные Ангелы Хранители – я застряла в колючих зарослях терновника, пролетев метра два. И вот лежу я, сверху рюкзак и истошным голосом зову Машку, а она ни как не поймет, откуда мой голос доносится – вот был человек, и нет человека. Сообразив, наконец, она сумела извлечь меня из кустов вместе с рюкзаком. Машка была на голову выше меня и килограммов на 20 мощнее. К слову сказать, я даже не испугалась. 
 
Маршрут наш пролегал через одно ущелье, которое было закрыто из-за возможности схода селевого потока. Ущелье контролировал вертолет, но что нам запреты, если столько усилий было потрачено на подготовку. Заслышав гул вертолета, мы спешно прятались в зарослях густого кустарника, растущего вдоль реки. На второй день наша команда благополучно покинула опасный район.

Эпизод 2. На пятый день, когда некоторые продукты были съедены, я выложила около костра то, что надо было перераспределить. Это было после обеда. Наши грязные миски стояли вдоль небольшого обрыва в ожидании, когда их вымоет дежурный. На мои призывы разобрать продукты никто не реагировал, все занимались своими делами, то есть отдыхали. Я начала закипать, а когда температура достигла 100 градусов, ударами ноги скинула все миски вниз и пошла остывать подальше от лагеря. Через час я вернулась, вымытые миски стояли у костра, а продукты были разобраны по рюкзакам. Никто не сказал мне ни слова в упрек.

Эпизод 3. К высокому снежному перевалу мы подошли во второй половине дня. Была угроза схода лавины, если пойдет большая группа, и мы встали на ночевку на леднике. Приняли решение вытоптать в снегу ступени пока снег мягкий, а поутру, когда все подмерзнет, пройти перевал без особого труда. Нужно было три добровольца, естественно вызвалась я и еще двое парней из нашей палатки. Мы по очереди долбали носками ботинок ступени, двигаясь друг за другом, а по бокам то слева, то справа сходили небольшие лавинки. Страшно не было, но когда мы спустились вниз, у нас промокло Все. У двух членов нашей группы были пуховики и их выделили парням, а меня, которая спала в коммунистическом спальнике посередине, они должны были согревать. Но не тут-то было.  Не прижимайся ко мне – сказал один. У меня на тебя тепла нет – сушу мокрые носки на груди. Второй вообще повернулся спиной и ни как не реагировал. Снизу ледник, тянет таким жутким холодом, что спать невозможно. Тогда еще не было замечательных ковриков, спасающих от холода как сейчас. Выдержала я не долго, вылезла из спальника, забилась в угол палатки и стала стучать зубами. Ладно, сказал тот, кто сушил носки, возвращайся, и он милостиво откинул полу пуховки, на которую я примостила свою пятую точку.
А утром, по замерзшему насту, вся группа быстро преодолела этот перевал.

Эпизод 4. Связан он с моими обязанностями завхоза. Не ожидала я, что окажусь такой прижимистой. Мало ли что, а вдруг непогода, размышляла я – надо экономить. Записано 5 кусочков сахара к вечернему чаю, я выдаю 3, а то и 2. В результате моей экономии образовались излишки, и когда я выложила на стол килограммовую коробку рафинада, народ стал робко интересоваться, а сколько можно взять? Услышав в ответ – по вкусу, народ опустошил коробку в считанные секунды, а вдруг я передумаю, делая заначки на всякий случай.

Эпизод 5. Как то на нашем пути мы обнаружили заброску – это продукты, оставленные другой группой. Если делается радиалка (т.е. сходят на пару перевалов и возвращаются назад), оставляют записку. В этой заброске записки не было, видно оставили лишнее. И были в ней макароны, перловка, рис и еще что-то килограммов эдак под 15. Группа решила ничего не брать, но я немного отстав, положила все в свой рюкзак и как ни в чем ни бывало, продолжила путь. Обычно я бодро шла впереди, а тут стала заметно отставать. Спрашивают - что случилось? Отвечаю – все в порядке. Но часа через три руководитель все понял и снял с меня рюкзак. Половину продуктов он выложил, вторую разобрали ребята, под мое обиженное бурчание.

Эпизод 6. Поход наш закончился на озере Иссык-Куль. Идем мы по деревне – красота. Вдоль дороги растут абрикосовые деревья, унизанные спелыми плодами, по дороге встретили старушку, несущую ведро малины – купили мы у нее это ведро, нарвали абрикосов и был у нас роскошный обед. Вот только не учли, что после двух недель диетической кормежки это выйдет нам боком. У всех началось сильнейшее расстройство желудка. Хорошо, что в запасе был активированный уголь.

Уже осенью после возвращения и устного отчета, мы получили справки руководителей горного туризма. Но я больше в такие походы не ходила – подалась в альпинисты.