Беседы с собой. 1-100

Евгений Бриммерберг
1.
Снова захотелось стать молодым, чтобы совершать глупости, не ведая их последствий; хочется иметь тело, желающее быть; искренне следовать своим желаниям и верить в любовь к жизни. Вдыхать свежий воздух, впервые слышать Бетховена и Гайдна, учиться у Вагнера и восхищаться Моцартом. Впервые открыть Плутарха и блуждать в дебрях философии Гегеля. Захотелось снова увидеть свет восходящим, а не затмевающим свое бытие. Испытать радость первого проникновения в женщину, познать море, солнечные ожоги и запах хвои. Все это вспомнилось и еще многое другое. Даже тягостное возвысилось до красоты. Искусство Европы - это росчерк неба. Непринужденное, свободное и прекрасное. Искусство России лишь гениально интерпретирует творение, оно реально и реалистично. Я восхищен русским искусством, его твердостью и незыблемым реализмом, но мне близки западные художники, художники Европы. Это мои братья, тогда как русские художники - изумительные мастера. Я преклоняюсь перед Крамским, Суриковым, Левитаном... Их искусство неопровержимо свидетельствует о реализме русского духа. Но их темы уже сотворены, имеют внешний образ в представлении, тогда как европейский художник творит этот образ заново. Его произведение есть творение, тогда как произведение русского художника - образ творения. И в этом сказывается судьба русского народа - народа, который стоит перед сотворенным миром и не умеет творить его сам. Он лишь гениально хранит в памяти то, что сделали первозданные цивилизации, и лишь следует своему порядку вещей, постоянно сверяя его с достижениями других народов. Память земли дорога мне: она озаряет светом ушедших времен, она прекрасна в своей убедительности, она незатменна пренебрежением к ней. Она жива в моей душе. Но сама душа моя есть творение, которого нет в реальности: поэтому она есть произведение искусства, опирающегося только на идею своего создания. И эта идея превыше всякой реальности и реализма. Она есть откровение бытия мира во времени и вечности. И я в этом нахожу удовлетворение.

2.
У французов - живопись, у немцев - музыка, у англичан - ничего, а у русских, конечно же, балет. Есть, правда, еще Украина со стратегом Зеленским, но это настолько высокий уровень, что он не доступен для обсуждения.

3.
Драга решила пойти в оперу. Надела короткую юбку, пристегнула деревянную ногу, вставила стеклянный глаз и опрыскала себя антистатиком, чтобы мужчины не приставали. Выбежала на улицу, а тут Богинич кляузу сообщил о мастурбации солнечного светила, вследствие чего ожидалась магнитная буря с выплеском протуберанцев. Драга извернулась назад, сняла короткую юбку, отстегнула деревянную ногу, вынула стеклянный глаз и не пошла в оперу.

4.
Что нужно, чтобы написать картину? Нужно чувство, страсть, тогда предмет появится сам. Если страсти нет, то можно использовать натуру для ее возбуждения. Если и это не помогает, тогда необходимо иметь мастерство, чтобы изобразить предмет посредством технических приемов.

5.
Ничего не имею против Украины, но достали украинцы, которые постоянно чем-то чванятся.

6.
Смешны люди, которые стыдятся быть русскими. Даже украинцы не стыдятся быть украинцами.

7.
Конечно, Россия должна создать мощное государство. Демократия ей с ее народом не под силу. Только централизованная власть способна сохранить страну. Она еще недалеко отошла от самодержавия и диктатуры пролетариата. Нынешняя власть сохранила развалины страны, а страну предстоит создать. Где эти создатели? В будущем туманном сознании. Их просто нет. Большевики попробовали отгородить ее от всего мира, чтобы построить свою мечту, но рухнула мечта вместе с отвращением к отчужденности. Чем изолированнее страна, тем она неполноценнее, тем пугливее ее народ и наглее власть. Только в открытом предъявлении себя миру может выстоять государство и обрести уверенность народ.

8.
Богинич на пароходе изучал "Оду" из последней симфонии Бетховена. Драга скребла ему затылок и сопоставляла в уме "Трубадура" Верди с "Мейстерзингерами" Вагнера.

9.
В последних работах, которые называются "Виды бессмертия", жизнь не требует смены впечатлений, чтобы продолжаться. Там жизнь, которая никогда не умрет, бессмертная жизнь. В них впечатления, доступные мне, сосредоточены в одном мгновении вечно длящегося бытия. Оно не разрывает и не разворачивает пространство на время, оно собирает его в бессознательном сознании, воплощая творение во всей его глубине и помысле. Помысел осуществлен в двигающем этот помысел творении. Ни разу, посмотрев на какую-нибудь из этих картин, я не почувствовал восторженного разочарования, побуждающего к дальнейшему поиску. Здесь все найдено, и я каждый раз попадаю под суровое и прекрасное очарование этой найденности. Жизнь здесь установлена в той форме, в какой она есть абсолютное выражение своей идеи, замысла и свершения.

10.
Муха летит из небытия в бытие. Пока еще не долетела.

11.
Муха летит на запад,
На восток летит комар,
Принимает подводный рапорт
Соленый морской омар.
Печка горит дровами,
Стелется дым огня,
Чёрт со всеми нами
В смрадном провале дня.

12.
Как ни стараюсь я отдать свою душу какой-нибудь стране, какому-нибудь народу, не удается. Душа свободна, ее никому не отдашь. К ней должны стремиться народы и страны, а не она к ним.

13.
Вдохновение движет жизнью. Без вдохновения она превращается в мертвую рутину.

14.
Разбирается или не разбирается в искусстве новый директор Третьяковской галереи - судить просто. Уберет ветку Монастырского - разбирается; не уберет - не разбирается. Придурки пускай смотрят на ветки в другом месте. А галерея задумана Третьяковым для искусства.

15.
Конечно, концептуализм возник как альтернатива обывательской серости. Но он сам может быть столь же серым негодованием обывателя против этой обывательской серости. Концепция человеческой дури, которая под видом концептуализма выдается за искусство, искусством является только в глазах тех, над кем она насмехается. Под концептуализмом понимается трактовка мироздания, а не ветки Монастырского, которые под видом произведений искусства протаскиваются в художественные галереи.

16.
В состоянии судьбоносной основательности каждое движение живого существа представляет собой инсталляцию бытия во времени. Оно максимально серьезно, его нечем заменить, оно единственно и неповторимо в мировом свершении, которому до него нет никакого дела. Ведь мировое свершение только в активности человека инсталлирует свое бытие во времени. Эта инсталляция остается навсегда в ткани  мирового бытия, она высвечивается своей явленностью при обращении на нее внимания и остается беспросветной тайной, стимулирующей бессознательное поведение человека. Догадка о том, что бездна состоит из погребенных в ней инсталляций сознания, делает бытие преемственным и понятным во времени. Оно освещается извне невидимым светом бездны и владеет собой в ничто.

17.
Устал я. Надо начинать новую картину, чтобы умереть от счастья. А пока тоска человечества не покидает меня. Не один я в пустыне небытия в этом бытии. У каждого сознание расколото на праведное и позорное. И даже дауны, которые пляшут в высокодремучем экстазе, не украшают жизнь, а лишь поливают ее грязью перманентного тления. Зачем мы топчемся на месте, прорываясь вперед? Ничто уже не остановит безумие, которое утвердилось на планете, пока не вымрут безумные поколения. Но зачем им вымирать? Судьбе все равно, кого вести дальше. Все равно она заведет туда, откуда нет выхода. Так пусть ведет безумцев. Но те, которые верят в божественность своего происхождения, ведь разумны. И спросит с них совесть о делах их. Так что превозмочь надо безумную похоть мира, чтобы превзойти его гнусность своей отвагой и желанием обрести то, что суждено по плану творения, а не по законам неопровержимой низости. Я должен быть в этой пустоте небытия, потому что создан единственный раз на всем свете.

18.
Поскольку идеи возникают только в наблюдаемом мире, а первому творению не предшествует никакое наблюдение, поскольку не было сотворено ничего, что могло бы наблюдаться, то творение не есть идея, а есть осмысленная сущность, в которой бытие и сознание неразличимы. Такое неразличение бытия и сознания есть объявление Творцом своего присутствия в акте творения. Дальнейшее произведение творения и есть искусство Творца, к которому он привлек человека, чтобы тот своими руками делал то, что Творец замыслил своим умом.

19.
Гения не помнят. Его провидят в будущем.

20.
Квинтэссенция интуиций есть дух. Дух отличается от светлого Откровения тем, что в светлом Откровении демонстрируется бытие Творца, а в духе - его понятие. Понятие Творца в духе заключается в его способности принимать любые формы и образы в соответствии с потребностями и интересом духа к этому Творцу. В духе человек как совокупность разумных интуиций претерпевает развоплощение, то есть, его телесная организация достигает светлого участия в замысле Творения. Дух растворяет в себе телесную субстанцию, придавая ей вид откровенного Понятия. Поскольку телесная субстанция не является окончательным выражением замысла Творца, она, растворяясь в духовной квинтэссенции интуиций, ограничивает дух своим несовершенством. Так что дух, будучи вечным воплощением замысла, страдает в этом замысле переосуществлением. И все же в своем лучшем выражении дух сияет замкнутостью бесконечности: его свет столь же темен, как светла темнота. Истина и ее отрицание сошлись в духе на равных: ведь никогда не сбудется то, что уже сбылось и стало ожиданием своего бесконечного воплощения в вечном.

21.
Жизнь хотя и узнает себя в духе как бессмертное приложение к замыслу Творца, не является ему здесь помощницей: она предшествует духу как его потерянность в ней. Дух породил ее и она же отделилась от него в забытии. Но сколько красоты перед ней, каким восхитительным заблуждением является для нее истина! Слишком много искушений должна испытать она, чтобы отречься от себя ради духовного прозрения. Так ли оно необходимо для жизни? Жизнь ведь не является творением, сотворен Дух, так что он безразличен для жизни, а жизни неведом он. У жизни слишком мало ресурсов, чтобы испытать духовное откровение, она предпочитает тратить свое время, а не созидать его. И в этом ее прелесть. Испытать то, что дала природа, и умереть - вот свободное счастье бытия. И жизнь следует своему предназначению - стремлению к смерти в вере в бессмертие. Но она никогда не обретает и не обретет бессмертие: бессмертен только дух, а он неприемлем для жизни, поскольку требует самоотречения.

22.
Что такое реальность? Это то, что властвует над телом и чему тело отдается без остатка. В отличие от духа, пути которого зависят от воли человека, реальность зависит от воли Творца, который предопределил ее существование посредством присущих ей законов. Реальность пребывает в анабиозе ничто, проявляя себя в деятельности, причина которой является тайным побуждением человека. Она, таким образом, бессознательная инстанция, владеющая пространством и временем в помыслах человека. Человек сознает свою реальность в иррациональном выражении бессознательного. Она есть мир его отчуждения в принадлежащем его личности теле. Тело хотя и есть средство духа для исполнения его воли, принадлежит реальности, которая погружена в иррациональную среду, не имеющую определенных очертаний. Тело теряется в бездне истории, тогда как дух выступает над ней как присущее настоящему начало. В духе тело находит себе место для своей реальной сокрытости в истории.

23.
Дух как квинтэссенция творения есть живое существо человека. Имея волю к жизни, оно порождает время. Время есть порожденное волей к жизни созерцание бытия духа. Поскольку это созерцание протекает в сознании меняющихся форм бытия, время есть их связь в переходе из одних в другие. Ничего более простого для удостоверения жизни в духе нет, поскольку только во времени обозначается бытие мировой реальности. Чем мировая реальность отличается от бытия духа? Мировая реальность заключает в себе телесные формы, тогда как в бытии духа эти телесные формы оживают и становятся личным сознанием человека. Мышление реальности иррационально, оно не проявляется в духовном сознании и есть запутанная речь бытия.

24.
Склонятся трупы надо мной,
Когда я буду умирать.
И каждый пнет меня ногой,
И будет свежестью вонять.

25.
Поскольку только дух в объятиях вечности порождает творение, нарекая его Богом, я знаю, что Бог есть страсть исполнения души в пустом пространстве вечности, объятой духом. Душа есть пространство вечности, исполненное духом. Только она мнит его присутствие в распростертом помысле желания. Душа есть любовница духа, тогда как вечность есть его святое прикосновение. Бог есть сын Творения, породивший это Творение, так что, произойдя из соединения духа и вечности, он породил себя. Бог есть порождение предельной ясности и окончательного понимания Творца, так что Дух, Вечность и Бог доминируют в понимании человеком самого себя. И если я спрашиваю, что же такое человек, будучи им, то я имею в виду именно это единство Вечности, Бога и Духа. И сошлись они во мне и стали живыми, поскольку только в жизни они могут быть отдельными, пребывая в единстве. Жизнь поэтому есть синтез высших начал, а не разъединение первоначальной идеи. И в этом синтезе наивысочайшее пребывает до тех пор, пока есть жизнь, и поэтому сохранение ее является самым естественным побуждением Творения.

26.
Человек - это свежепорожденный труп истории, вкравшийся в современность.

27.
И вот, взойдя на вершину творения, я уже готов к переосуществлению. Наивные люди полагают, что их ждет смерть. Она их и ждет. Потому что творение обррушилось в них, не достигло себя и своего смысла в вечном и бесконечном переосуществлении. Они одно и то же, обречены погибнуть, потому что одно и то же никогда не может быть другим, не может переосуществиться. В переосуществлении смысл жизни, бесконечная прямота ее замысла и вечная полнота бытия. Переходя из одной бесформенной формы в другую, жизнь не знает своего переосуществления, поскольку теряет сознание бытия. Но переосуществляется творение, а не жизнь, а творение не обязательно должно иметь сознание бытия. Его может и не быть в бессознательном. Оно и есть небытие в этом бессознательном, которое есть мое ничто и сверх которого я есть.

28.
Таким образом, жизнь есть сознание бытия творения. Творение есть вечное переосуществление в бессознательном, так что жизнь только через ничтожное откровение устанавливает с ним связь. Ничто есть граница между творящимся переосуществлением и началом жизни в откровении. Откровение есть сознание бытия бессознательного ничто. С откровения начинается жизнь, поэтому и говорят, что она произошла из ничто вечно переосуществляющегося творения. Бессознательные процессы, которые предшествуют жизни и являются гарантами ее безысходной подлинности, перенаправляются в сферу бытия сознания через ничто откровения. Вступая в отношение к своему бессознательному, жизнь разделяет мир на основательную субстанцию и бесконечную цель бытия. И эта цель рассматривается в отношении к идее вечного переосуществления, которое выходит за пределы жизни, но жизнью является в сознании своего бытия.

29.
Фатально все, что временем течет,
В извечной пустоте прикосновенья.
И только Драга хлеб печет,
И Сью кладет в огонь поленья.

30.
Как меня раздражают идиоты, которым что-то нравится и которые на этом основании говорят, что то, что им нравится, хорошо. Ты посмотри на себя! Разве ты можешь быть критерием искусства? Он посмотрел на себя. Понравился и себе. Так что и искусство, которое ему нравится, хорошо. И нет из этого выхода. Искусство должно растоптать вас, чтобы вам не понравиться. Должно освободиться от вас, от ваших суждений о нем. Но кто тогда присвоит его, чьим оно будет и должно быть? Оно не будет ни чьим, пронесется над землей в небе и очистится от скверны бытия. Как нибелунговская тетралогия Вагнера.

31.
Даже Творец не сотворил ничего, кроме Ничто, которое во что-то превратили люди.

32.
Сотворенное Творцом Ничто одни превращают в бездну отчаяния, другие - в светлое бытие смысла. Если бы я задал себе вопрос: что вызывает во мне наибольшую ностальгию по светлым временам проникновенного бытия, я бы, конечно, назвал "Кольцо Нибелунга". Ведь здесь впервые красота превратилась в человечность, вечная мудрость пришествия совместилась с варварской мощью забвения. Время устанавливает свою вечность последовательностью волевых актов, ничто достигает цели в бытии и бытие уходит в Ничто, поскольку Творец хочет этого вместе с гибелью Богов и смертью человека. Так что это проистечение событий бытия в событии жизни до сих пор ранит остротой своей воли, максимальной отвагой и решимостью в становлении вечности. Никогда не будет забыто в забвении то, что прежде этого забвения было. И я не забуду себя, когда Ничто воскресит мое бытие в безжизненном пространстве вечного отсутствия этого пространства.

33.
То, что из животной бездны достигает светлого откровения и стремится жить вместо его идеи, то ли это то, что освобождает, а не обременяет помысел? Ведь идея бытия регулярно умерщвляет внедряющуюся в нее животную бездну с ее претензиями на выживание в самой жизни, которая есть бытие без всяких претензий. Но как ни умерщвляется эта бездна, как ни теряет свою преемственность от внедрения из одного бытия в другое, она является неотвратимой спутницей идеи, свобода которой заключается в отделении себя от нее. Но и в отделении она превращается лишь в Помысел Творца, никак не определенный творением. Лишь бездна, обременяющая собой ее существование, придает ей определенность личного присутствия в отрицающей ее противоположности. Только в отношении к этой отрицающей ее противоположности личность есть. Она не может быть в отношении к Творцу, поскольку Творец ее не отрицает, а признает, поэтому она лишь ничтожное сознание его бытия. В отношении же к противоположности, которая и есть присущая идее животная бездна, личность Откровения есть и есть сознание идеи Творца.

34.
Животная бездна отличается от живого существа духа. Дух не может в нее проникнуть, обезумевает в ней. Она отделена ничто от откровения. Ничто преступить нельзя, можно только от откровения его бытия двигаться во времени к вечности, которая этим откровением и является, но себе не принадлежит. Известно, что животная бездна, предшествующая творению откровения, названа Зверем. Этот Зверь посягает на духовное откровение всем своим животным существом, упрятанным в бездне. Из бездны он высовывает свою пасть, названную Дьяволом. Дьявол - это то, что противостоит творению, извлекающему из откровения свой смысл, не в качестве внешней противоположности, а в качестве исторической необходимости, без которой немыслимо настоящее, поскольку исчезнет Ничто, бытие которого есть вечность. А без Ничто нет помысла о Творце, ибо Творец это Ничто и создал, чтобы отделить Бездну от Откровения. Все, что создало Ничто, называется животным безумием или бездной, в которой Творец блуждает в виде путника, потерявшего связь с действительностью. Ведь действительность идет от одного творения к другому, созидая мир откровения, в котором запечатлены события вечности. Борьба с Дьяволом, под которой всегда понималось столкновение духовного существа человека с животной бездной, предшествующей творению, с несотворенным человеком, названа борьбой добра со злом. Зло полагается в животной бездне, поскольку она слепая стихия, стремящаяся к самоукреплению в поглощении самой себя. Своей смертью она окончательно поглощает себя, так что зверь умирает, не успев стать человеком.

35.
Несотворенный человек, вырвавшийся из бездны, минуя Откровение, является скверной бытия. Этот осквернитель бытия несет в себе все зло животной бездны, подавленное обстоятельствами духа и его властью над ничто. Дьявол тайно проникает в одушевленный мир, стремясь овладеть его душой, так что толпы безумцев, одержимые этим Дьяволом, часто нарушают ход истории, который предначертан божественным провидением. Чтобы пробудить Зверя в проникших в мир несотворенных людях, достаточно осквернить душу их присутствием: ведь зверь присутствует в душе каждого человека под запретом Ничто, а воля святого откровения настолько сильна, что дьявольская пасть не смеет показать свои клыки. Так что Зверь молчит в людях до тех пор, пока осквернители бытия не имеют права голоса. Если же их толпа захватывает власть, то горе Творению, которое должно приложить все силы, чтобы снова укротить их и посадить в клетку Ничто.

36.
Пошли вы - сказал я себе. И до сих пор следую этому принципу.

37.
Можно сказать, что осквернители бытия чувствуют себя привольно в современном мире. Они даже становятся вождями народов, распространяя власть своей животной бездны над душами. Душа покупается только у того, у кого ее нет - у осквернителя бытия, выдающего себя за человека и имитирующего ее. Остальные души подавляются или вступают в схватку с бездной. Мир еще не погиб окончательно, Творец ведет дух туда, где осквернителям нет места. Время опережает схватку Дьявола с действительностью. Время есть чистая душа творения, оно недоступно для скверны бытия. Даже если настоящим завладела бездна, дух отрекается от настоящего, чтобы утвердить идеалы будущего. Он внемлет Творцу, а не вождям народов, безумие которых сотрясает мир.

38.
Так что история сквернословит своей бездной. Ее нашествие на современность выражается в присутствии дремучего духа, который от имени прошлых времен является составной частью человечества. Поэтому Творение вынуждено считаться не только с тем, что оно сотворило, но и с тем, от чего отказалось в процессе эволюции. Формы жизни, представляющие дремучий дух, не всегда являются скверной бытия. Ведь они сотворены в соответствии со временем своего творения и лишь сохранились во временах, не посягая на их совершенство. Скверна бытия - это не форма атрофировавшейся во времени идеи жизни, а посягающая на душу современности архаичная бездна. Поскольку она обычно преобладает в личности народа, которой является его бессознательное, то и борьба с ней ведется на добровольном начале разума, обращенного к Творцу и им просвещенного.

39.
В советские времена я не считал себя русским, говорил, что я не русский. Сейчас я с гордостью говорю, что я русский. Что изменилось? Не изменилось мое отношение к России. Я как считал, что это дерьмовая страна, так и считаю. Изменилось мое отношение к тем, кто ее ненавидит. Кто они? Те, кого Ницше считал недочеловеками. Уж неужели эта полудохлая нечисть имеет право ненавидеть русских? Так что совершенно справедливо следует их послать куда следует. Русские от этого, конечно, не исправятся. Как позорили имя человека, так и будут позорить. Но даже гордость мерзавца бывает справедлива, когда его оскорбляют незаслуженно. Кому нужна эта война - всем понятно. Дешевый треп украинской демагогии отвратителен. Какими циниками должны быть европейцы, которые делают вид, что воспринимают его всерьез. Все прекрасно знают, что Россия пойдет до конца. У нее нет выхода. Всем понятно, что без иностранной помощи Украина тут же капитулирует. Россия примет капитуляцию спокойно без особого ущерба для Украины. Оставшаяся Украина может вступить в Европейский Союз, с которым Россия восстановит отношения. Неужели кто-то поверит, что Украина отстаивает общемировые демократические ценности? Ведут на убой ее народ, а она не стесняется выкрикивать демагогические лозунги. Только недочеловеки могут подталкивать ее к войне. И эти недочеловеки все явственнее выступают на противоположной стороне российской ущербности как ее противники. Но как недочеловеки могут победить дикость и гнусность простонародной русской души? Да быть такого не может. Успокойтесь, недочеловеки. Не по силам вам справиться с теми, кто и без вас несчастен.

40.
Если бездна выражает себя в телесном виде, то Дьявол имеет неприглядный вид. Посмотрите на тело человека. В большинстве случаев оно отягощено всеми пороками эволюции. Само собой напрашивается: животная бездна в ничто должна иметь замкнутое, завершенное телесное выражение. В Откровении духа она и является телом человека, его обузой или радостью в зависимости от состояния. Были времена, когда тело буквально понимали дьявольским наваждением, истязали его для усмирения плоти. Когда дух проникает в телесное сознание, он теряет разум как способность понимать целостность мира. Бессознательное перестает быть ничто, оно становится противоречивым комплексом влечений, в которых гибнет душа, а ничто перестает быть границей бытия и животной бездны. Обезумевший дух угрожает творению, так что его место в сумасшедшем доме, которым время от времени становится сам мир. Так что если Дьявол пребывает в телесной оболочке, то он ничем не отличается от современного человека, по образу и подобию которого можно судить о внешности Дьявола. И если человек создан по образу и подобию Бога, то Дьявол создан по подобию человека. Так что лишь Эрос и Интеллект заставляют людей любить и признавать друг друга. Во всех остальных случаях эти дьяволята используют дух для своего телесного потребления.

41.
Симбиоз Дьявола и Бога и есть современный человек, отрицающий и того, и другого. Конечно, легче всего представить его в реальном мире в качестве хозяина или гостя. Но представить не значит понять. Что значит понять человека в его свободе? Это значит установить себя собой. Это и есть процесс современности, в котором исторические обусловленности и предрассудки утратили свою роль. Современный человек есть процесс установления себя собой. И это есть абсолютная ценность современного мира. Вмешательство государства или общества в этот процесс - архаично. Оно лишь свидетельствует о недостаточном уровне культурного образования коллективного разума. Человек только тогда превосходит Творение, когда является его источником. Так что красота мира вынуждает его светиться полнотой собственного присутствия.

42.
Поскольку человек симбиоз Дьявола и Бога, установление им себя собой есть естественная необходимость. Ведь в нем есть Бог, который предлагает ему только Истину; и есть Дьявол, который не даст соврать. Так что свобода есть неотвратимая судьба Творения, в которой человек совершает свою жизнь.

43.
В ущерб светлому устремлению духа, Дьявол готов защищать свое тело, размноженное в бездне Ничто. Он создал государство не для просвещения свободы, а для защиты своих бездн, воплощенных в телах. Для этого он готов даже пожертвовать телами с их душами: ведь бездна сохранится и примет любой облик по его усмотрению. Так что Дьявол любимый друг человека, не устанавливающего себя собой.

44.
Зло абстрактно, а Дьявол в максимальной степени приближается к человеку, поскольку есть его подобие. Так что уместно использовать его имя: ведь человек не может отречься от себя в непричастности к нему. От имени Дьявола совершая зло, он совершает его собой и сам. Достаточно противопоставить Дьявола и Творца, чтобы зло стало очевидным. Иначе его трудно отличить от добра. Добро и зло вне Дьявола и Творца смешаны, поэтому бескомпромиссное их противопоставление идет на пользу характеру человека и его представлению о нравственности.

45.
Что такое бытие? Это то, что дано историей в качестве отпечатка времени. Бытие неустранимо из очевидности. Бытие - это форма сознания, в которой воспринимается мир.

46.
По мере того как экспрессия жизни истощается, должна появляться мощная идея, служение которой придает силу искусству. Если впереди ничего нет, кроме смерти и пустоты Бога, то материал по-прежнему извлекается из преображения личности художника. Зафиксированное в этом преображении изменение и есть произведение искусства. Ведь только это преображение оставляет след в безответной немощи, которая объемлет человека на его жизненном пути.

47.
Задача искусства в том, чтобы очищать бытие от скверны, а не в том, чтобы выражать ее. Художник должен быть чистым человеком, с душой, освященной духом, который свое назначение видит в том, чтобы поддерживать замысел Творения, созданный не им, но им влекомый. Для этого он должен уяснить себе суть этого замысла и уже после того браться за создание произведения искусства. Поскольку это не удается в первые годы жизни, в которые художником движет интуиция прекрасного чувства, он лишь готовит себя к основному труду жизни в своих ранних опытах. В конце концов он обретает всю мощь предумышленного созидания вечности. Так что его усилия хотя и не задевают скверну бытия и проходят мимо нее, остаются перед ее невидящими глазами, которые рано или поздно открываются и узревают содеянное.

48.
Что такое скверна бытия? Это реальность, отягощенная праведным злом.

49.
Чем отличаются западные политики женщины от российских? Если российская женщина занимается политикой, то о ней уже нельзя сказать, что она женщина. Я уже не знаю, что она. А, например, министр иностранных дел Германии Бербок сначала женщина, а уже потом министр. Даже видны все ее женские недостатки. А у российских женщин политиков даже недостатков нет - настолько они не женщины. Обидно. Хоть бы одна была женщиной с недостатком. Тогда и политиком можно было бы ее признать. И глупость какую-нибудь, которую она скажет, простить.

50.
Реакция на действительность есть самое глупое занятие художника. Его задача как раз в том, чтобы на нее не реагировать. Действительность часто бывает безумной, так что искусство всегда должно быть альтернативой этому безумию и абсолютным антагонистом.

51.
С другой стороны, если все, что происходит на свете, не противоречит воле Творца, поскольку, противореча, существует, то что мешает сделать события действительности предметом искусства? Без них мир пуст, а душа художника полна идеалами, не находящими себе применения в жизни. Так что истолкование этих идеалов в произведении искусства не всегда может соперничать с обыденной действительностью, которая основана на реальной необходимости, а не священных вымыслах. Поэтому лишь свобода безответственной души художника определяет - вознестись ей или пасть. И в том, и в другом случае она несет в себе и собой предельно выраженное творение, которым и жив человек.

52.
Может показаться, что те, кто изображают фигуры людей и их лица, самые изощренные художники на свете. Взрослые, мужественные - они доминируют над теми, кого изображают. Я и сам иногда чувствую, что мне не хватает власти над предметом изображения. Как бы я гордился тем, что овладел человеком, его внешним видом, душой. И, естественно, произведение искусства, покорившее натуру, получило бы признание. Кто же откажется от самодовольного разглядывания своего ничтожества? И только один вопрос возникает. Почему красоту, которая живет в моей душе, я должен приносить в жертву уродливому облику действительности? Если эта красота не имеет внешнего выражения, не может быть опознана в действительности, то следует не жертвовать ею, а искать присущую ей форму в создаваемом произведении. И поэтому называть искусством следует поиск формы для совершенной красоты, не имеющей аналогов в реальной действительности. Ничье самодовольство не найдет в ней своего выражения: каждый, кто вглядится в эту красоту, будет иметь возможность оценить себя беспристрастно в соответствии с тем каноном, который предназначил для своего творения Творец.

53.
Когда я представляю свет, я представляю жизнеописания Плутарха.
Когда я представляю день, я представляю музыку Европы.
Когда я представляю душу, я представляю французский импрессионизм.
А когда я представляю невыносимую радость творения, я представляю себя.

54.
Все-таки "Лоэнгрин" - шедевр не только Вагнера, но и человечества.

55.
Человек живет и верит, что есть то, во что он верит. А потом оказывается. что этого нет. И даже самой веры нет. Но что значит "есть" то, во что верит? Есть означает неисследованное, недостигнутое, еще непостижимое, которое не наступило, но существует как будущее пришествие, как ожидание. Это и есть вера. И вера есть, то, что названо верой, есть. Без этого "есть" нет веры. Но когда доходишь до края этого "есть" и шагаешь дальше через этот край, теряешь веру и наступает небывалое и небудущее. Наступает то, что наступило, в котором уже никогда ничего не наступит. И это спокойствие, в котором жизнь себя завершила и обрела, наконец, себя, есть последнее и первое, что дано человеку.

56.
Я сам когда-то был такой.
Я исправлял ошибки Канта...
Такой всезнающий герой
Из дармового консерванта.

57.
Какие страсти испытываю я. Какие прекрасные чувства. Какие возвышенные мысли. И все это приходится приносить в жертву бытовой рутине и нуждающимся в помощи больным людям. Но милосердие оправдывает эту жертву. Милосердие превыше битв.

58.
Потерянность бывает столь велика, что я готов отказаться от самого ценного в своей жизни. Ничто не может удержать меня от этой потерянности. Но вслед за ней всегда наступает потребность найти что-то более ценное, чем то, что потерял. Это и есть творчество - замещение потерянности обретением еще большей потерянности для вечного и бесконечного обретения.

59.
Окончательная разгадка облика президента России мне открылась сегодня во встрече его с Зюгановым. В конце беседы вдруг неожиданно проявились черты Иудушки Головлева. Именно этот образ Салтыкова-Щедрина правит сейчас Россией. По-видимому, Зюганов усыпил его своей речью. И Иудушка проснулся и на какое-то мгновение явил свое истинное лицо.

60.
Русская литература обладает гениальной провидческой силой. От образов бесов Достоевского - до современного образа Иудушки Головлева Салтыкова-Щедрина. И как тут не признать Россию ее литературой, а не униженно - хамским народом, скрывающим свое истинно благородное лицо от самого себя?

61.
Никогда не будет прощена Украина, которая спровоцировала Россию на войну с ней. Никогда не будет прощена Россия, которая вступила в эту войну. Эта человекоубийственная война преступна. Нет ей оправдания. Она не будет прощена.

62.
Вчера в телевизионном сюжете показали труп, на фоне которого Конашенков сообщает, кого и чего сколько убито и уничтожено. Этот труп только что был живым человеком. А теперь этот человек валяется в грязи. И люди разделились на тех, кто валяется в грязи, и на тех, кто оправдывает эту войну.

63.
Беда россиян в том, что они заискивают перед властью. Власть становится сакральной, неприкосновенной личностью. Но избирает ее народ, граждане России, поэтому каждым должен иметь право говорить все, что о ней думает. Если власть не выдерживает критики, она не имеет права представлять интересы избирателей.

64.
Перед всевышним светом предстоит мой путь. Я в нем себя напоминаю.

65.
Среди белых пустынь меня смерть стережет,
В фиолетовом мраке я ее отвергаю...
Жизнь назад меня точно уже не зовет,
Я в последнюю искренность с нею играю.

66.
Что такое культурный уровень бывшего Советского союза? Это тетка - искусствовед, которая, повествуя об убийстве Цезаря, истошно воскликнула: "И ты, Брут! И Цезарь упал к ногам статуи ничтожного Помпея". Она все силы сосредоточила на выкрике "ничтожного". И кто знает, чем ей досадил Помпей, которого римский народ назвал Великим.
А другая тетка, тоже культуролог, никак не могла простить Нерону его: "Какой великий артист погибает!" И это на фоне горящего Рима, возопляла она.

67.
"Художник должен тренировать не только глаз, но и душу," - изрек Кандинский. И еще есть кое-что, что должен тренировать художник, подумалось мне.

68.
Упасть, и сгнить, и стать землей
Протухшего солдата слава...
И солнце встало над горой -
Всемирная оправа.

69.
Никогда не забуду свой первый и единственный визит в Суриковский институт. Во дворе студенты рисовали кирпичи. Я понял, что никогда не смогу с таким вдохновением изобразить кирпич: чтобы это сделать, надо полностью отождествить себя с кирпичом. Мне это не по силам. К вступительным экзаменам меня, естественно, не допустили.

70.
В советские времена между публикой и искусством была дистанция. Люди понимали, что они быдло, и относились к искусству с уважением. Примерно так же, как Геббельс к "Лоэнгрину". Возникает целая прослойка посредников, приобщающих это быдло к искусству. Вроде Антоновой. И вдруг все изменилось. Быдло освободилось и вообразило себя хозяином жизни. Искусство стало средством наживы, каждый теперь о нем судил как ему вздумается. Быдло вообразило, что искусство теперь служит ему, должно удовлетворять его, быдла, потребности. В одно мгновение почтительное отношение к нему превратилось в потребительское. Мне иногда приходилось наблюдать, как безграмотные жены разбогатевшего быдла судили об опере, о которой еще недавно не имели ни малейшего представления. Само-то быдло молчало, на это у него хватало ума. Вместо него говорили жены. Так что только великие записи, которые остались на пластинках, позволяют судить о том, что искусство когда-то звучало для просвещенной души. Быдло больше не хочет чувствовать свою ущербность перед искусством. Оно теперь автономно от него. Искусство же знает одно: Творец, который создал Бога, жив и духом своим взывает к подтверждению его бытия.

71.
Если я в состоянии получить от чего-то удовольствие большее, чем от ничто, то это уже искусство. Осуждает чужие души тот, кто не имеет своей. Своей же душой распоряжается лишь Творец, поскольку он создал Бога, который создал его. И поскольку этим Творцом является тот, кто мыслит, то и имя ему дано Человек, то есть, вечное лицеявление. Это вечное лицеявление, которое познается в Боге, и есть сама жизнь в вечном присутствии бытия. Сознание этой жизни в вечном присутствии бытия есть Богоявленная душа человека. В этой душе Бог живет, а душа в Боге есть, то есть, обладает отличным от себя идеальным сознанием. Творец или Богосоздатель, душа которого стремится к сущему, неоповестим для себя в остановке собой. Поэтому его нет в том, что он есть: он самоничто, вобравшее в себя всю душу Творения и Богоявления в человеке. Но Творец никогда не позволит Богу стать человеком, а человеку - Богом. Поэтому путь их вечен, близок и далек. Они одно и то же в бесконечном различии друг от друга. Позади них безоглядная бездна, о которой они не знают и которую не помышляют. Знание этой бездны и забытие Богоявления в человеке и есть Люцифер. Это то, что осталось от человека, покинувшего Бога, превращение Ничто в Твердь, в жгучую мглу покинувшего бытие сознания. Это окончательное и завершенное самообладание. Люцифер есть самообладание Бездны, живое существо которой отдано человеку в Богоявлении. Дьявол, Сатана или Люцифер заполняют собой всю Бездну, оповещая ее взглядом, пронизывая ее и складывая в лишенную существа плоть. Люцифер заполняет мое тело в бездне покинувшей ее сущности сознания, он есть единственная индивидуальность на свете, и эта индивидуальность не мыслит, поскольку она одна и единственная в любом неизвестном ей множестве. Она нетождественное себе я, я без я, поэтому вся сила, которая создана Творцом в Боге, бездейственно источает бездну. Бездна настолько изглодана колоссальным бессилием Люцифера, что даже во мраке светится пожирающим ее пламенем отсутствующей души.

72.
Душа участвует в Богоявлении избранного человека. Избранность здесь означает сосредоточенность на своей человечности. Ее искушение состоит не в том, чтобы вернуться в бездну Откровения, а в том, чтобы подвергнуть испытанию свою явность. Поэтому она в опыте познает мироздание, которое от имени Бога существует в ее разуме. Искушение же заключается в том, что у разума нет четких понятий о предметах опыта, так что лишь интуитивно в согласии с божественным Провидением он следует воле Творца. Поскольку воля Творца проявляется в разуме человека, искушение познать Бога столь велико, что Бог вынужден открывать свою разумную сущность. Так что человек постепенно из разумного существа превращается в сотворенное, разделяя с Творцом замысел предначертанного плана времен в объятии и выявлении им вечности. Поскольку душа увлечена этим замыслом в раскрытии плана Творения, ей нет дела до своего одиночества, так что она не может сосредоточиться в своей человечности, чтобы отпасть от Бога. Отпадение от Бога души есть величайшее заблуждение Люцифера. Хотя он и обрел свободу от Промысла, он вместо Бога увидел лишь его творение, Бездну которого он теперь вынужден просвещать своим вниманием. Внимание к Бездне есть удел Люцифера, есть господство его свободы над сознанием утратившего свою сущность в бытии замысла. Величие покинувшего Бездну Творения объемлет его, он в самой Бездне, в которой не может быть ничего сотворено, поскольку она лишь память Творения, след его истории, погибшая душа жизни. Поэтому Люцифер и стремится вернуть душу в Бездну, чтобы повернуть Бога вспять и обрести власть над ним вместо союза его с человеком. Люцифер - это покинувший свою душу человек, вознамерившийся обрести власть над Богом. Он теперь знает себя не в причастности к Богоявлению, а в одиночестве Бездны своей индивидуальной, расчеловеченной свободы. Так что ему прощено все изначально, ибо он не может быть спасен в душе вечного Богоявления и обречен на созерцание освободившей его от Бытия Бездны.

73.
Путь, который Творец предначертал для Богочеловека, называется время. А сознание бытия этого времени называется вечность. Вечность неисчерпаема, поскольку времена ограничиваются жизнью отдельного человека, а жизнь бесконечна. Бесконечна, поскольку помысел ее не имеет предела, находя себя в Боге, который хранит жизнь даже после ее смерти. Так что Богочеловеком и от имени Богочеловека Мессия приходит в мир. Поскольку Иисус Богочеловек, возвестивший о сохраненном в вечности Первородном Откровении, он есть Мессия. Уверовав в него, люди получили возможность вернуться в Лоно Творения. Творец вспомнил о них из забвения, так что они обрели надежду на воскрешение в вечной жизни. Что это значит? Это значит, что жизнь даже последнего падшего человека не бессмысленна: она всего лишь путь очищения для грядущей Вечной жизни.

74.
История Творения складывается так: человек как Богоявление в мировом Откровении; и Индивидуум как копия Люцифера в реальном выражении. Это значит, что человек изринулся из себя и впал в индивидуальную невыразимость истории своего творения. Его индивидуальность теперь неопределенное я, в котором он не находит себя, будучи собой. Ведь он потерянный человек, безвозвратно утративший Богоявленность Творения. Что он теперь в этом люциферическом бесплодии ума? Ограниченная сознанием реальности определенность бессознательного. Оголенное естество его в этой индивидуальности жаждет крови, принимая звериное обличье. Он ничем не отличается от зверя. поедающего другого зверя. Но он считается падшим, поскольку ограничил Промысел Творения своей Индивидуальностью. И все эти индивидуальности вынуждены теперь искать способ совместного существования, в котором утрачивают свою индивидуальность. Это противоречие между люциферическим статусом неизбежной индивидуальной свободы и порабощением ее общественным договором, в котором индивидуальность наталкивается на сопротивление своему произволу и который покушается на то, ради чего Люцифер покинул Богоизбранную сущность Откровения, и есть причина конфликта, в котором индивидуум защищает Люцифера, а Люцифер помогает ему обойти сопротивление общества таких же люциферических индивидуальностей. Так что Люцифер теперь во множестве сражается сам с собой. И это есть трагедия падения в мнимом обретении бесчеловечной свободы, которая есть лишь смута исчезнувшей из сознания души. Хаос небытия. который есть реальность, хотя и упорядочивается бесконечным ограничением неотличимой от произвола свободы, создает лишь реальность безнадежно и безвозвратно утраченного человека в выражении индивидуального участия в общественной организации. Индивидуум становится членом общества, забыв себя человеком, и лишь вера напоминает ему о том, что он некогда был задуман как Богоявленное Откровение в Душе Творения.

75.
Из сказанного следует, что падение Люцифера и есть акт первого Воплощения Творения. Люцифер воплотился в абсолютную индивидуальность, замкнутый в бессознательном сознании собственного бытия, которое есть я, и это я есть бессознательный факт воплощения. Индивидуум есть плоть Люцифера, которая преображается в плоть Христа в вере в Богочеловека, который и есть Творение и его замысел, осуществляемый Творцом во временах в беспредельных пределах вечности. Бездна потерянной души открывается Люциферу как абсолютное знание свершившегося Творения, в котором ничего нет, кроме пустоты Откровения. Бытие Откровения, которое осуществляется в Богоявлении человека, принадлежит одушевленному Творению, тому, которое Творец обнажил в идее мирового разума. Поскольку Люцифер нигде не пребывает, а лишь выражает собой одиночество покинутой в Бездне души, воплощение представляет собой реальную совокупность Бездны. Так что индивидуум, владеющий своим телом, не имеет ничего, кроме того, что не принадлежит ему: он лишь копия индивидуального образа Люцифера, отпущенная им из отвращения к Творению. Эти отвратительные индивиды хотя и называются людьми, живут лишь для того, чтобы судьба позаботилась о возвращении их в забытое Откровение.

76.
В исторической мифологии Богочеловеческое пространство названо Эдемом. В Эдеме еще нет Богочеловека, там только Богоподобный человек. В Эдеме впервые произошло воплощение, которое и названо первородным грехом. Богочеловек не может воплотиться, потому что он душа и дух Творения. Он не может вернуться в Бездну, обрести плоть. Только Богоподобный человек может подвергнуться искушению, которым и был уже падший Люцифер. Почему воплощение названо грехопадением? Потому что у Богоподобного человека был выбор, свобода воли Он мог пасть и воплотиться, а мог стать невоплощаемым Богочеловеком. Под влиянием Люцифера он самостоятельно выбрал воплощение, то есть, совершил грех, отказавшись от Богочеловечества. Следовательно, он покинул Эдем, пространство Невоплощаемого, а лишь в Замысле существующего и к Богочеловечеству готовящегося. Впоследствии Эдем был назван Раем, то есть, тем местом, куда стремятся вернуться утраченные в воплощении души. Душа не может и не хочет пребывать в падшем теле, она стремится вернуться в свой дом - Рай, в котором Богочеловеческое избрание есть ее удел.

77.
Духовная история современной Европы - это сотворение христианской мифологии, стремящейся найти соответствие между миром падшего человечества и Богоявленной душой Творения. Поскольку Богочеловек не может воплотиться, а падшая женщина не может быть матерью Богочеловека, перед мифологией стоит непреодолимая задача. Но она решается. Богочеловек воплощается в добровольном падении, подобно Орфею, спускающемуся в Аид для спасения Эвридики, чтобы, принеся в жертву плоть, показать путь к спасению. И этот путь заключается в духовном преображении плоти. Иисус, жертвуя плотью, возносится к Богочеловеку, в его дух и лоно Творца. Поскольку человечество не может избавится от плоти, не умертвив себя, то лишь в вере в Преображение оно спасается. Плотью находясь на земле, а мыслью в Небе, оно отныне знает себя Богоподобными существами, лишь временно падшими и вечно живущими после смерти тела. Оно верит, что душа освобождается от бремени падения и возвращается в чистое прибежище Богосотворенного Рая. Плотская женщина, соединенная с бесплотным Духом, рождает Христа, Богочеловека, то есть того, кто пал в воплощении, чтобы развоплотить Дух, преобразив и вознеся его в лоно Творца. Но даже великие художники показывают вознесение Христа во плоти - настолько мало идея духовного Преображения была осознана среди людей.

78.
Человечество признало тот факт, что Богочеловек возможен. И даже если это ошибка, то эта ошибка судьбоносна, поскольку воплотилась  в существе человека как его личная данность. Чье-либо возражение против этой ошибки не исправило бы ее последствия: судьба свершилась, человек таков, каков он есть. Поэтому следует принимать эту ошибку за истину и искать в ней разумное содержание, чтобы понять происшедшее с Творением Преображение. В вере индивидуум вернул себе имя Человек и отныне так им и зовется. Это не тот человек, Богоявленный образ которого совершил Творец: свой облик он обрел в реальном воплощении в телесном виде. Так что, видя себя, он видит историю своего падения в обратном порядке: он начала возникновения жизни до самообладания в месте своего отчуждения от Богочеловека. Невозможно считать мать Иисуса той, за кого выдает ее христианская мифология: только после уверования в Богочеловечность Христа было обращено на нее внимание. Образ ее был сотворен в соответствии с потребностью мифа, суть которого сводилась к недопустимости телесного зачатия Христа. Никогда не будет известно, от кого зачала ребенка эта женщина, если она не зачала его во время замужества; но то, что она воспитала его в духе святого Откровения, очевидно, иначе Иисус не стал бы той Богочеловеческой сущностью, за которой последовало человечество. Именно Святой Дух снизошел на его мать после зачатия ею от плотского человека. Символично считается, что Небесный отец перечеркнул отца земного. Но это уже не имеет значения. Ведь только после деяний Иисуса жизнь его родителей стала предметом внимания. Важно здесь другое: то, что по времени предшествовало появлению Христа, стало истолковываться после завершения его земной жизни. Это значит, что предшествующее стало последующим, а это невозможно. Но именно это сняло какие-либо ограничения при создании мифологического образа, соответствующего вознесению Христа и его роли в спасении человечества.

79.
Я продолжаю писать картины. Хотя жизнь кончается. Для чего? Этот вопрос время от времени возникает. Конечно, не для тех ублюдков, которые живут сейчас. И не для тех, которые будут жить в будущем. Я не верю, что человечество улучшится. Я делаю их по той же причине, по какой Бог сотворил мир. Потому что ему захотелось увидеть мудрое совершенство в том, в чем его никогда не будет. Поэтому он установил время, которое забывает неудачи и подает надежды.

80.
Украинцы думают, что, если они Малевича или Гоголя назвали украинцами, они ими и стали. Они как были Малевичем и Гоголем, так ими и остались. Им нет дела до чьего-либо тщеславия. А с культурным быдлом надо бороться. И с русским, и с украинским, и с европейским. И мы, художники, победим.

81.
Правда - лучшее средство, чтобы не стать миллиардером с гнусной рожей.

82.
Богатство не деньгами измеряется, а великодушием.

83.
Для работы над картиной надо достичь состояния сомнамбулы. Ничего не видеть, не слышать, не чувствовать, не понимать. Тогда чувства обостряются, понимание проясняется - и это как раз то состояние, при котором картина получается наилучшим образом.

84.
Поскольку Творец посредством бесконечных преображений Богочеловека лишь намечает путь Творения, не останавливая его никаким воплощением, то и связи между преображенными Ликами не существует иной, кроме Любви. Ведь, не имея плоти, Богочеловек на прояжении всего своего Преображения не обладает собой, а всецело принадлежит Творцу. Но воплощение посредством падения входит в план Творения, поскольку ничто не может противоречить Творцу. Люцифер как первое падшее воплощение объявил мир светом, реальность которого перекрыла, зачеркнула Бездну. Воплощенный в реальности человек так и говорит о себе: я на этом свете. И поскольку это свет падшего Люцифера, то и мировая реальность принадлежит ему: события этой реальности не являются необходимыми в плане Творения, они объявляются последствиями проявления свободы воли. Ведь именно Люцифер как первое своевольное существо является вечным прообразом воплощенного человечества. Любовь здесь доходит до присвоения плоти. Человек любит свою плоть, а любовь к чужой доходит до ее пожирания, до поглощения в себя. Это поглощение в себя чужой плоти, овладевание ею лишь подтверждает, что Богочеловеческий процесс Любви в бесконечном Преображении не достиг конечной цели и является неосуществимым в реальности замыслом. Но чтобы хоть что-то из замысла Творца очертило собой преодоленную бездну, придав ей вид реального мира, Люцифер покидает этот замысел, освещая собой оставшееся позади Творения существо, воплощенное в человеке. Так что человек знает себя в светлом мире в качестве реального я, в качестве существа, ограниченного и освобожденного другими существами, носителями той же Богочеловеческой Любви, что и он, которая вне пределов индивидуальности становится мышлением. Мышление - это реальное влечение одного живого существа к другому, это любовь разума к преодолению индивидуального воплощения в стремлении к общему воплощению.

85.
На Филиппу мне жалко тратить душевные силы. Но как же мила эта девчонка, как мне не хватает ее.

86.
Высшим достижением Творца является. конечно, не бессмертие и не вечная жизнь, а сама жизнь. Она настолько совершенна, что может выдерживать себя только какое-то время. Если бы она была вечной, она была бы ничто. А во времени она бытие, и это ее бытие, в котором она длится во времени, самое изумительное, что только можно придумать для восхищения непостижимым могуществом Творца. Так что я в этой жизни оказываюсь неожиданным для себя образом. Этот образ я называю Истиной, и хотя пребываю в ней, ищу ее постоянно. Ведь бытие совершенства отличается от сознания совершенства: так и истина движется самой в себе к себе. И поскольку я это изумительное совершенство жизни испытываю неизвестно каким образом, то и стремлюсь обрести в истине ее бытия окончательное сознание, в котором Сверхсовершенный Творец примирил бы меня с незнанием того, что известно только Ему.

87.
Иногда, в моменты оцепенения, когда душа отказывается служить своему предназначению, а дух спит, кажется, что нечего мне делать на этом свете: мир и без меня сияет жизнью, а мне и не нужно в ней участвовать. И легкость непричастности овладевает мной. Но пронзает меня вдруг красота и я снова одержим любовью к ее неизбывному могуществу.

88.
Красота - это реальность Бога.

89.
Жизнь существует в трех Преображениях: в Воплощении, в Бессмертии и в Воскрешении. Воплощение - это свернутое, нераскрытое бессмертие. Жизнь знает себя здесь в невероятном ожидании смерти, своего бесконечного окончания. В воплощении она ограничена неведомым ей отрицанием. В Бессмертии она заполняет собой всю полноту отрицания, в ней уже нечему умереть, ограниченное воплощением существо развоплотилось в беспредельных пределах. Так что оно обращено своим бессмертием к смертному существу воплощения, покинув его. В Воскрешении она отвергает и смерть, и бессмертие, становится преображенным из Воплощения через Бессмертие самосущим духом, то есть тем, что объемлет собой творение, будучи им. В воскресшей и воскрешенной жизни нет никакой возможности для помышления о противоположном: все, что происходит в жизни, все ее преображения происходят при ней. Ей не нужно умирать, чтобы обрести бессмертие и потом воскреснуть: все это происходит при жизни и есть сама жизнь в Преображении. Не может быть названо чем-то то, что наступает после смерти: после смерти ничего не наступает, нет самого ее "после", поэтому за пределы жизни выйти невозможно. Все неизвестное и ненайденное принадлежит ей: оно невозможно как известное и найденное, поскольку в воскрешении нет пределов, за которыми могло бы что-либо мыслиться.

90.
Во что я верю? В то, что после жизни не бывает ничего, не бывает самого "после". Никогда не бывает такого, чтобы ее не было или чтобы что-то было помимо нее. Поэтому она всегда есть. Это не равносильно утверждению - она есть всегда. Это и сбивает с толку. В "она есть всегда" жизнь как бы наблюдает за жизнью и замечает, что ее иногда нет, что она не всегда есть. Но она "не всегда есть" при жизни, которая есть всегда.

91.
Жизнь отбрасывает себя от своих пределов в сердцевину своего бытия. Это и есть обосновавшаяся в себе душа, которая не может умереть, потому что никогда не может не быть.

92.
Фантасмагория продолжается. Взаимоопровергаемое вранье не дает возможность установить правду. После сближения российского истребителя с американским летательным аппаратом, с которым российский истребитель не сближался, американский летательный аппарат остался без части винта и упал в море. Шойгу наградил летчиков орденами мужества, а Кирби назвал их идиотами. Я не думаю, что Шойгу настолько остроумен, чтобы этим награждением досадить американцам: скорее всего он это сделал по простоте душевной. Но американцев все-таки задел. Так что если теперь кто-то будет осуждать кого-то за дискредитацию российской армии, вспомните о Шойгу: так умело дискредитировать понятие мужества вряд ли у кого получится.

93.
Избыток цивилизации и недостаток культуры - вот характерные черты современности. Культура - это система ценностей, в которых человек сознает свой образ. Цивилизация - это мир, в котором живет человек, независимо от образа, в котором он находится. Он может быть диким, но цивилизованным, поскольку его интеллект позволяет ему сохраняться в том виде, в каком он есть. Можно даже создать такой интеллект, в котором человека вообще не будет, то есть не будет культуры его образа. Дефицит культуры при избытке цивилизации приводит к тому, что достижения цивилизации обращаются против человека. В момент бескультурного обрушения цивилизации человек чувствует себя ничтожной игрушкой обстоятельств, к которым у него нет осмысленного отношения. Он лишь исполняет тотальную волю коллективного предубеждения, основанного на нищете культурного неведения. Причем цивилизация в некоторых случаях усиленно уничтожает культуру. Ведь культура единственное препятствие для использования цивилизации в антигуманных целях. Так что необходимо подавить культуру, прежде чем предпринять шаги, направленные на уничтожение человечества, на вражду между цивилизациями, которая ведет к этому уничтожению. Ретроградные вспышки культурного бессилия, которые предпринимаются ее адептами, не могут выдержать разрушительного натиска цивилизации: цивилизация игнорирует человеческий облик, ей важна тотальная власть над человечеством, а не свобода его бытия, основанного на ясном понимании своей действительности в человеческом образе. Этот образ и создает культура. Культура бытия, сознание которого и есть человеческий образ, есть задача современности. Человек должен осознать свою культуру не в жалких разговорах о ней, а в ее созидании.

94.
Конфликт между цивилизацией и культурой существовал всегда. Те периоды, когда они были союзниками, были периодами расцвета человеческой истории. Сейчас этот конфликт выражается в неспособности культуры создать Богочеловеческий образ. Человек подавлен цивилизацией и знает себя лишь в реальности, то есть в том мире, реальность которого является цивилизацией. Культуру не устраивает прежний облик Богочеловека, она пытается преобразовать его, совершая над ним насилие в попытке освободиться от него. У нее нет ориентира, в отношении к которому она могла бы освободиться. Но этот ориентир продолжает быть: сознание Богочеловеческого бытия. Мало кто знает, что такое бытие. Большинство людей признается в этом незнании. Они путают бытие с реальностью, культуру с цивилизацией. На пути к этому бытию возникает искаженный образ культуры, поскольку от нее требуется, чтобы она перестала быть прислугой цивилизации, заглянула в лицо Бога и обрела в нем человеческое лицо. То есть культура должна совершить Богочеловеческое действие, а не заявлять о своих правах на существование в условиях цивилизации. Что для этого требуется? Человек, который пожертвовал бы своей реальностью ради бытия. У большинства людей нет своего образа, поэтому они живут в образе кого-то. Вся европейская цивилизация долгое время жила и пытается продолжать жить в образе Христа. Это значит, что у нее нет своего образа, поскольку образ Христа неведом ей. Ведь у Христа нет образа, которому можно было бы уподобиться. Поэтому европейцы, как только избавились от христианского образа, не только не обрели свой образ, но и утратили его вообще. Безумный Ницше спровоцировал их на иррациональную коллективную месть всему человечеству за его ложный пафос любви и милосердия. Европейцы сказали: есть только цивилизация, а культуры нет и быть не может. Их иррациональный дух поверг в смятение человечество, которое выступило против него с традиционных позиций самосохранения. Европейцы продолжают презирать культуру, которая, подавленная цивилизацией, принимает искаженный вид: человек лишь теряет в ней свой облик окончательно в абстрактной экспрессии, но не переступает черту, отделяющую бытие от реальности. Он все еще находится в пределах реальности, пытаясь создавать культуру. Но культура исходит из бытия, и это бытие есть время Богочеловеческого Откровения. Это и есть фундамент культуры, а не ее реальное прислуживание цивилизации одурманенных отсутствием в них бытия людей.

95.
Безусловно, что человек отказался от изображения чувственного образа, чтобы создать образ бесчувственный и потом его почувствовать. Но в процессе его создания он чувствует то бесчувственное, из которого должен его создать, чтобы почувствовать. Так скептический ум доминирует при создании произведения искусства. Он хочет заменить собой то чувственное, во власти которого он не хочет находиться, чтобы, освободившись от него, создать само бесчувственное этого чувственного. То есть - человека, который чувствует, но сам не чувствуется. И вот этот бесстрастный человек, испытывающий страсть своего созидания из того, чего на свете еще нет, но что будет им и станет им в результате его труда, и есть Богочеловек, поскольку только Бог является образом человека, а Бог и есть высшая форма человеческого существования, в которой он обретает ум и чувство бытия. Так что жизнь, достигая своей противоположности в бытии, становится целым и совершенным существом, которое от имени Богочеловека сознается в мировом Творении.

96.
Поскольку в единстве воплощения, бессмертия и воскрешения человек умереть не может, то и само понятие смерти отсутствует. Это и есть абсолютная вера, в отличие от бессмысленного суеверия, которое полагает, что после жизни есть смерть как вечное бытие в лицезрении Бога. Это шизофреническое раздвоение всечеловеческого сознания на две исключающие друг друга жизни есть следствие его неспособности достичь Богочеловеческого бытия, в котором эта жизнь через воплощенное в воскрешении бессмертие достигла бы себя и стала собой.

97.
Никогда не стал бы заниматься этой темой, если бы не видел, что даже образованных людей покидает ум, когда они желают умершему человеку попасть в Царство Божие. Богочеловеческое Творение отличается от падшего человечества, которое автоматически считается падшим, поскольку ждет своего спасения в этом царстве. Даже праведный человек обретает спасение не при жизни, а после смерти. А обычный - так и вообще после раскаяния и покаяния. Между тем с точки зрения Богочеловеческого Творения человек изначально спасен, поскольку появился на свет. Он рождается невинным и его первой виной никак не может стать его первый поступок, а лишь реакция на надругательство над ним окружающего мира. Ожидание пришествия на землю Царства Божия ведет к созданию всевозможных социальных построений, в которых не замечается тот факт, что Царство Божие возможно для Богочеловека или не потерявшего на протяжении жизни невинность человека. Даже раскаявшийся человек не входит в это царство, поскольку не всегда устоит перед новым искушением. Коллективного Царства Божия, конечно, достичь невозможно. Невозможно даже коммунизм построить. Поэтому лишь Богочеловеческое призвание играет определяющую роль в построении совершенной жизни. Но это Богочеловеческое определение теряется в еще не наступивших временах, хотя отдельный Богочеловек, которого Ницше неудачно назвал Сверхчеловеком, встает на пути зла, творимого эпигонами первого Люцифера, в отношении к которому они столь же несправедливы, как невежественны в отношении к Богу. Ведь Люцифер всего лишь хотел испытать свою невинность в опыте падшей истории. Он всего лишь хотел уединиться в собственном одиночестве, уподобившись Богу, который всегда есть одиночество многого. Но в отличие от Бога, он познал себя, а не раскрылся в творении в облике человека, уединился именно в себе, а не во многом. У него есть власть только над собой, а власть над многим есть у Бога. Поэтому он и является примером самоопределения в сознании бытия своего я. Этому же научился и человек. Но в отличие от Люцифера, он перенес власть своего я на многое, что неизбежно привело к созданию общества, в котором прояснились черты цивилизации и культуры.

98.
Гений есть Богочеловеческая реальность. Богочеловек в творческом процессе не имеет образа, поскольку он тайная мысль Творца. Богочеловеческий же образ измеряется временем бытия. Накопленное во времени и временем бытие и есть образ Богочеловека. Это бытие выражается в мировой реальности, но принадлежит душе Гения. Ведь именно в гениальной душе  мировая реальность обретает образ бытия. Свое воплощение Богочеловек испытывает в мировой реальности в качестве Гения. Мировое явление, в образе которого он себя сознает, является манифестацией его гениальности. Гений воплощает реальность как красоту мира, как Богочеловеческую сущность, данную для рассмотрения и применения. Гений есть высшая форма существования реальности, в которой Богочеловек оставил свой след, покинув ее для дальнейшего Преображения. Гениальность мировой реальности не преобразима, но вообразима. Она воображает Богочеловека, ведомого Творцом по пути времени, чтобы свершенное в этом времени бытие коснулось реальности, овладев ею гениальным образом.

99.
Судьба Творения не зависит от реальности. Она предопределена временем в Богочеловеческом Преображении.

100.
Поскольку время не иссякает, а лишь преображается, достигая абсолютного бытия, которое есть дух Богочеловеческого Откровения, то сознание этого абсолютного бытия меняет свой образ во времени и является реальностью присутствующего в мире этим миром человека. Так что реальность предопределена к воссоединению с первоосновой бытия, которая есть Творец, предрешающий судьбу Богочеловека.


2023г.