Монстера

Ирина Воропаева
- Я хочу купить вот эту монстеру.
- Пожалуйста, - сказала Ната, как звали продавщицу в цветочном магазине, и подумала, что день начинается неплохо: в первые минуты после открытия продать дорогой цветок – это дорогого стоит. Она уточнила цену. Покупатель, молодой симпатичный парень, кивнул головой.

- Давайте оформим доставку, - предложила Ната. 
- Да нет, я на машине, заберу сам.

Выбранный экземпляр был крупным и находился на витрине, так что предстояли некоторые трудности с тем, чтобы его оттуда извлечь и упаковать, не повредив красивые вырезные листья. Между тем помощник Наты, ее муж Костя, еще не подъехал. Однако покупатель любезно помог Нате выполнить первую часть операции. Вдвоем они поставили монстеру на табурет, и Ната приступила ко второй части, то есть упаковке.

Поскольку дело быстро сладиться не могло, она завязала вежливую беседу, предложив проинструктировать нового владельца относительно ухода за растением. Тот с благодарностью согласился выслушать все рекомендации и даже достал блокнот, чтобы записать их, чем произвел на продавщицу еще более приятное впечатление.
- Повезло ж кому-то, - подумала Ната. – И красивый, и обходительный.

Она перечислила основные требования по размещению монстеры и ее поливке, парень еще и переспрашивал, чтобы вникнуть в подробности, пояснив, что в цветоводстве полный профан, а потому нельзя ничего упустить.
- Это вот жена у меня любительница, она все про цветы знает, и они у нее очень хорошо растут. И теперь мне приходится за ними за всеми ухаживать, чтобы не погибли.
- А… хозяйка где же? – осторожно спросила Ната и тут же пожалела о своем вопросе (вот кто за язык тянул), поскольку парень со вздохом сообщил, что хозяйка-то уехала, возможно, насовсем, а дальше выяснилось, что ему бы очень хотелось выговориться, причем он к этому тут же и приступил.

Перспектива выслушивать неожиданную исповедь незнакомца Нату совсем не обрадовала, но молодой человек ей импонировал, а покупку он совершил настолько солидную, что к нему стоило отнестись со вниманием. Поэтому Ната, осторожно оборачивая куст бумагой и прозрачной пленкой, принялась внимать его рассказу с видимым интересом.

Парень начал с дифирамбов своей прекрасной половине, теперь уже, видимо, бывшей, но тем не менее. И красавица она у него была, и умница, и совершенно своя с ранних лет, потому что они в школе еще вместе учились. 
- Когда все знаешь о человеке, с которым жить собираешься, и о нем самом, и о его семье, это ведь лучше всего. Вот я так и решил – вернусь из армии, да и женюсь на Светке, сразу же. Написал и ей самой, и матери, чтобы она с нею еще от себя поговорила, как бы сватьей выступила. И, демобилизовавшись, приехал уже к невесте.

Свадьбу справили честь по чести, Светка такая красивая была. Платье белое-белое, с блестками. Она почему-то хотела кремовое, вот прикольщица - кто же на свадьбу кремовое одевает, белое-то лучше. А блестки, хоть они ей и не нравились никогда, но хорошо же смотрятся. 

Сначала мы с моими родителями жили. В принципе, деньги на съемную квартиру, чтобы отдельно поселиться, у нас имелись, я ведь сразу работать пошел: у моего отца небольшой бизнес, ему помощник был нужен. Но, чем так растрачиваться, надумали подкопить, чтобы взнос уже за свое жилье внести. Так-то лучше. Светка, правда, с моими не очень уживалась, но терпела.

Наконец мы жилищный вопрос решили, взяли ипотеку, хотя для этого пришлось еще деревенский домик светкиной бабушки продать, ее наследство. Хотя там выгода была небольшая совсем, избушка-то дряхлая, но все-таки. Светка не особенно этому была рада, она бабушкин дом любила, ездила туда, на участке копалась, яблони опять же… Но согласилась, что так будет лучше.

Светка уже к тому времени тоже на работу вышла. Она вообще-то училась на медсестру, выбрала себе профессию еще до нашей свадьбы. Бросать было глупо, поэтому училище она закончила. Но мы с родителями вместе посовещались и решили, что не стоит ей выходить на такую работу. И тяжело, и инфекции всякие, и зарплата маленькая. Знания никуда не денутся, может, в семье пригодятся, а работать – нет. Ее моя мать к себе на фирму секретаршей устроила, она у меня главбух в одном солидном предприятии. Чистая кабинетная работа, условия отличные, одета с иголочки, костюмчик, туфельки… Чего же лучше.

Мы уже себе всякие радости позволять стали: и в ресторанчике посидеть, и в отпуск съездить. Она, чудачка, все рвалась в Венецию. Далась ей эта Венеция, можно и фотографии посмотреть, раз уж так хочется, а ездить совсем ни к чему. Так что мы, конечно, на теплые берега к морю путешествовали, в Турцию в основном. Пляж с утра до вечера, купанье, вечером променад по набережной. Лучше и пожелать нельзя.

К тому же детей заводить мы не спешили, чтобы для себя еще пожить, а уж потом все эти пеленки-распашонки. Так-то лучше.

Жили мы хорошо, в достатке, дружно, лучше просто не бывает. В последнее время Светка увлеклась цветами. Всю квартиру нашу новую, в ипотеку взятую, горшками заставила. Как с работы придет, так сразу ими занимается. И поливает, и пересаживает, и фито-лампы, и удобрения, и кашпо керамические разных видов. Я не возражал, видел ведь, что ей нравится. Да и смотрится неплохо. Тем более она усталая какая-то сделалась, и на работе у нее что-то все не ладилось. А с цветами повозится - и вроде опять улыбка на лице.

И вот тут у нас юбилей свадьбы очередной должен был быть, и я стал размышлять о подарке. Я ей обычно украшения дарил. Сережки некоторые и подвески она носила, но кольца не жаловала, так в шкатулке и лежали. Оденет иногда, чтобы мне приятное сделать, а потом опять побыстрее снимет. Мешали они ей почему-то.

И я решил на этот раз подарить что-нибудь совсем другое, чтобы ей уж точно понравилось. И надумал – подарю комнатный цветок. То есть не букет, а в горшке, для ее домашней оранжереи.

Мы как-то были с нею в этих именно местах, проходили мимо вашего цветочного магазина, и она увидела в витрине эту пальму, то есть монстеру, и загляделась, так что не сразу с места сдвинулась. И я подумал – вот этот куст ей и подарю. Но на всякий случай спросил, чтобы не промазать. Она очень обрадовалась, можно сказать, заранее, и сказала, что это будет замечательный подарок. И в квартире уже место отвела, подставку приготовила.

Но так получилось, что я накануне замотался совсем и практически забыл, что должен сделать. А когда вспомнил, уже ехать сюда было некогда и не по пути.

По пути был супермаркет, там тоже есть цветочная секция. И там распродавали бонсай. Компактные такие, в оригинальных вазах маленькие фикусы на толстых ножках. Забавные. А мне эта монстера, честно сказать, самому не очень нравилась. И то, что мне Светка про нее рассказывала, тоже как-то не привлекало. Ее же и назвали монстром, чудовищем, потому что путешественники находили в джунглях кости, оплетенные корнями, так что можно было подумать, что эти кости принадлежали ее жертвам. Хотя корням было все равно, что оплетать. Что попадется. Корни внешние, воздушные, как щупальца. Жутковато.   

И вообще – листья дырявые, будто рвал кто, тоже мне красота. Еще и здоровенная такая. Светка, наверное, поэтому ее себе сама не покупала – это уже не цветок, а мебель, а комната и так цветами забита. В общем, я купил бонсай. Тоже не дешевый, кстати, хотя и со скидкой.

- А она ждала монстеру, - произнесла Ната, не заметившая, как оказалась втянута в перипетии повествования.

- Она как будто растерялась сначала, но потом улыбнулась, поблагодарила, взяла подарок и поставила на подоконник. И все вроде бы было хорошо. А через несколько дней она от меня ушла. Я пытался ее вернуть, и наши родители, мои и ее, тоже старались. Но она прямо уперлась и подала на развод. Я не верил, что до этого в самом деле дойдет, но, когда все же дошло, и ее спросили, почему она хочет аннулировать брак, она так спокойно и твердо сказала, что больше меня совсем не любит и жить так дальше не может, что нас развели. 

Она взяла с собою из нашего дома мало вещей, объявив, что ей больше ничего не нужно, даже цветы все свои бросила, и поселилась у своей мамы. А еще уволилась из офиса и устроилась медсестрой в больницу. Я посоветовался с тещей, и мы решили, что я временно оставлю Светку в покое, не буду преследовать, а то она от меня уже совсем шарахается в сторону и грозит, что снова обратится в суд. А теща обещала при этом, что попытается изменить мнение дочери и склонить ее ко мне вернуться. Но, видно, она переусердствовала, слишком присела Светке на уши. Та потерпела некоторое время, а затем взяла, да и завербовалась в далекие края. Медицинские работники везде требуются. И уехала, и теперь она уже совсем вне зоны досягаемости. Контракт закончится, может быть, приедет назад. А может быть, и нет.

- Скажите, а вы на ней женились по любви или из-за того, что она красивая и давно знакомая? – вдруг вырвалось у Наты.
- Нет, что вы! Мы по любви женились, оба. Я ее любил, и сейчас люблю, и никого кроме нее мне не нужно. И она меня любила, я точно знаю. И я все время думаю, как она там вообще, в чужих местах, среди чужих людей… она же такая нежная, домашняя, - в его голосе слышалось неподдельное отчаяние.
 
- А монстеру вы покупаете, потому что…
- Да. Это ведь было ее желание. Вдруг она вернется. И тогда увидит. Так оно будет лучше.

Ната смотрела на светиного бывшего мужа, теперь уже не находя слов – ни слов порицания, ни сочувствия. И у нее все еще было смутно на душе, когда приехал уже ее муж, Костя, колесивший между оранжереей и цветочными точками, одна из которых была арендована ими. Он привез комнатные цветы, рассаду, саженцы и удобрения, принявшись выгружать все это и на ходу обещая еще сегодня заскочить за новыми цветочными вазонами, которые были заказаны им на днях.

- Монстера-то куда делась? – спросил он, заметив прореху в привычном интерьере магазина. – Неужто продалась наконец?
- Да, - кивнула Ната. – Наконец продалась. Даже доставка не понадобилась.   

- Знаешь, - сказал Костя, закончив разгрузку и снова оглядываясь по сторонам. - Может, стоит нам послушать совета и арендовать другой магазин. Так, наверное, в самом деле будет луч… - он осекся, не договорив, прерванный на середине слова жениным протестующим воплем.
- Наташ, ты что? – опешил он, никак не ожидая такой бурной реакции. - И мы ведь уже этот вопрос поднимали…

Но Ната еще не отдышалась и только косо смотрела мимо мужа в сторону… куда-то туда, где недавно отбрасывал вырезные тени на стену большой экзотический цветок. 

- Извини, - наконец вымолвила она. – Только не говори мне про это «лучше». И пошли они все со своими советами, доброжелатели эти. Много они понимают. Танюшке отсюда до школы рукой подать, и мы с ней после занятий отлично время проводим. Она за стеллажами уроки сделает, как всегда, и мне помогает. А на новом месте и устроиться еще надо, и привыкнуть. Затраты, суета, время. Школа же куда дальше, неудобно. У нас сейчас и так все хорошо, и в семье, и в магазине, а всех звезд с неба не нахватаешь. И продажи, если уж на то пошло, совсем неплохие: вон, даже монстеру и ту купили.
27.03.2023