Холм

Иннокентий Сланевский
1797 год

Горловое пение я впервые услышал пять лет назад,  когда по долгу службы я впервые оказался в Сибири. Тогда оно мне показалось интересным, удивительным, и даже, в какой-то мере, завораживающим! Тогда, но не сейчас! Теперь же оно вызывает у меня исключительно животный страх! Ибо обстоятельства изменились! И изменились они до неузнаваемости!
Я огляделся по сторонам. Я не знаю, где я нахожусь. Сверху земля, снизу земля и по бокам земля! Где я? Неужели я под землей? Наверное. Мимо меня туда-сюда ходят какие-то люди. Между собой они говорят на каком-то непонятном мне языке!  И этот их язых как две капли воды похож по звучанию на то горловое пение!
Я снова огляделся по сторонам. Я был пристегнут какими-то цепями к земляным  стенам! Цепи, вероятно, уходили далеко вглубь земли. Я пытался выдернуть их руками из стены, но у меня ничего не получилось. Цепи прочно сковывают мои руки и ноги! Я не могу от них освободиться! Я неоднократно пытаюсь это сделать, но все тщетно!
Я стараюсь вспомнить последние дни и месяцы своей жизни. Я отчетливо помню,  как я копал землю лопатой. А потом я провалился под эту самую землю! А больше я ничего не помню. Вероятно, я тогда потерял сознание, больно ударившись обо что-то головой. За это говорил тот факт, что голова у меня сильно болела, а до того она у меня не болела никогда!
И вот теперь я здесь! Но где именно? Скорее всего, я нахожусь под землей! Что нужно от меня этим людям, издающим в общении друг с другом какие-то непонятные мне горловые звуки? Они ходят туда-сюда по этим бесконечным земляным коридорам, которые освещаются торчащими из стен факелами, а на меня эти люди не обращают абсолютно никакого внимания! Зачем они приковали меня цепями к стенам?
Я продолжал размышлять про себя. Временами мне кажется, что я  как будто теряю сознание! Что я как будто нахожусь в каком-то полусне!
Воспоминания последних месяцев и дней тут же нахлынули на меня. Все мои злоключения начались с того момента когда Его Императорское Величество вызвал меня к себе в Зимний дворец в нашу столицу, город Санкт-Петербург. Когда я прибыл к месту назначения, в зале в кресле сидел какой-то незнакомый мне человек, а сам наш государь-император Павел Петрович в каком-то нервном и возбужденном состоянии расхаживал взад-вперед по залу с руками, сложенными за спиной.
- Знакомьтесь, это граф...- начал было государь, обратившись ко мне, но потом, похоже напрочь забыв имя своего гостя, как будто с пренебрежением махнул рукой в сторону и продолжил - ...а да не важно какой это там граф! В России нет значительного человека, кроме того, с кем я разговариваю, и лишь на то время, пока я с ним разговариваю! Да и это абсолютно неважно! В общем, рассказывайте, граф!
- Ваше сиятельство, - промолвил я и отвесил поклон государеву гостю.
- Я из Сибири, - сказал граф. - Мне там принадлежит немало земель. Но зачем мне они теперь? У меня пропала единственная дочь! Государь рекомендовал мне Вас как человека преуспевшего в сыскном деле, тут, в Санкт-Петербурге.
- Его Императорское Величество знает, что говорит, - ответил я. - Не смею возражать! А Вы кого-нибудь подозреваете, Ваше сиятельство?
- Я подозреваю, что некие бандиты, скорее всего набравшиеся гнилых французских идей и считающих себя вольнодумцами, возомнили себя вершителями судеб человеческих! Они, вероятно, полагают, что смеют поднять руку на высокопоставленных особ! И все эти мерзость и зловоние исходят именно из Парижа! Четыре года назад французская чернь осмелилась казнить своего короля Людовика!
- Несчастный наш брат Луи! - вмешался в наш разговор император. - А какие золотые слова он произнес, взойдя на эшафот! Он сказал:  "Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И я прощаю всех, кто повинен в моей смерти". Неужели и меня однажды может ожидать такая же участь? Хотя нет, конечно же не может! Наши холопы - народ богобоязненный. Они не осмелятся поднять руку на своего государя! Если кто из моей челяди и задумает что недоброе, так то будут свои же: близкие и приближенные, коих как змей я пригрел на своей груди!
В словах императора звучала какая-то неизбежная и как будто заранее предопределенная обреченность.
- Боже Упаси! - в один голос тогда воскликнули мы с графом и тут же перекрестились.
- А, все этое пустое! - заметил на это Павел Петрович, снова с пренебрежкнием махнув в сторону рукой. - От злодейки-судьбы и молитва не поможет! А Вы продолжайте о своем казусе, граф! Вы полагаете, что виновны в таинственном исчезновении Вашей дочери  все-таки так называемые вольнодумцы?
- Да, я в этом убежден, Ваше Императорское Величество! - ответил граф. - Но крепостные - это всего лишь орудие! Ими наверняка управляет некий костяк, состоящий, без сомнения, из людей высшего сословия! У самих холопов не хватит ума, наглости и храбрости предпринять что-либо подобное без управления ими извне!
- А были ли раннее какие-либо случаи изчезновения людей в Ваших краях, Ваше Сиятельство? - поинтересовался я.
- Были, - ответил граф. - И всегда пропадали только женщины! Но пропадали женщины низшего сословия. Я особо не придавал этому значения. Была крепостная - и нет крепостной! Велика ли беда? Да, некий убыток от этого все же есть, но он не настолько ужасен. Теперь же, пропала моя дочь! А это уже - совсем другое дело!
- Зачем же Вашим вольнодумцам действовать против себе подобных? - снова поинтересовался я.
- А вы не считаете, что это лишь длч того, чтобы отвести глаза? Чтобы замести следы? Чтобы пустить нас по ложному следу и спутать нам все карты?
- Всякое может быть, Ваше Сиятельство! Тут следует разбираться на месте!
- Согласен. Я уже предпринял кое-какие действия. Я велел собрать своих крепостных. Я выстроил их в строй как солдат! Я ходил туда-обратно вдоль этого строя и внимательео вглядывался в лица этих проклятых холопов! Пятеро холопов по их взглядам мне показались наиболее подозрительными. Я велел засечь их до смерти! Но они мне так ничего и не сказали!
- Может, они просто ничего не знали?
- Может, и не знали. А мне-то какое дело до этого? Мне нужно найти мою дочь!
- Дабы пролить свет на это таинственное происшествие, я считаю необходимым выехать на место произошедшего события.
- Безусловно! - согласился с этим моим доводом Павел Петрович. - И выезжайте немедленно! Если действительно чернь задумала что-либо против короны, империи и людей ее славных, то это необходимо немедленно пресечь на корню! Немедленно и бесповоротно! А наказание негодяям должнно быть таким, чтоб их потомки в семи поколениях помнили об этом и тряслись от страха от одной лишь мысли ото всех богупротивных дел!
В тот же день граф взял карету и мы вместе с ним выехали в его владения в Сибирь. По прибытии к месту назначения Его Сиятельство представил мне своего конюха и сказал мне, что этот человек будет сопровождать меня в моем расследовании и подробно ознакомит меня с местными окрестностями.
Как я понял впоследствии, графский конюх оказался человеком грамотным и весьма начитанным. Он не был холопом. Он был из разорившихся местных мелких землевладельцев, а когда все свое утратил и промотал, то он нанялся на работу к графу конюхом ибо толк в конях он  знал, и знал его превосходно!
На следующий день после моего прибытия в Сибирь мы с графским конюхом сели на лошадей и отправились осматривать владения графа. На окраине этих владений, на расстоянии нескольких сотен метров, я узрел какой-то необычный Холм. А конюх рассказал мне про этот Холм вот какую историю:
- Этот Холм действительно необычный, - сказал он. - Более того, этот Холм у всех местных жителей вызывает животный страх! Летом он не покрывается травой, а зимой он не покрывается снегом. Он все время черный! Круглый год! Местные житкли до смерти боятся приближаться к нему!
- Это почему же? - поинтересрвался я
- Все началось немногим более двухсот лет назад во время походов Ермака Тимофеевича против сибирского хана Кучума. Дело в том, что на тот момент хан Кучум не все земли своего ханства контролировал. На территории его ханства оставались отдельные поселения, где жили язычники. И эти земли - в том числе! Тут жили язычники! А на этом Холме они приносили своим поганым богам человеческие жертвы! И от этого Холма всех до сих пор бросает в дрожь! Люди боятся даже приближаться к этому Холму!
- Может, мы с тобой попробуем?
- Да ни за что в жизни! Тут я Вам не помощник! Ищите других! Хотя, едва ли Вы тут таких найдете!
- А дочь графа, случаем, пропала не вблизи этого Холма?
- В том-то и дело! Она всегда была непослушной и своевольной! В день своего исчезновения она пустила свою лошадь в галоп как раз-таки в сторону этого проклятого Холма!
- Стало быть, надо искать ее тут!
- Если тут, то ищите ее сами! А я умываю руки!
Вечером того же дня я обратился к графу за помощью. Я попросил его выделить мне мужиков, чтобы начать раскопки около Холма. Но все наотрез отказались мне помогать! Крепостные Его Сиятельства упали перед ним ниц , сняли с себя верхнюю одежду и тут же завопили:
- Хозяин! Секи нас до смерти, но к этому чертову Холму мы не подойдем ни за что на свете! Мы не отправимся туда  даже под страхом смерти!
И тогда я понял, что работать тут мне придется одному и рассчитывать исключительно на свои собственные силы!
А на следующий день я взял у графа лопату, отправился в сторону того Холма и начал копать землю возле него! 
Я отчетливо помню,  как я копал землю лопатой. А потом я провалился под эту самую землю! А больше я ничего не помню. Вероятно, я тогда потерял сознание, больно ударившись обо что-то головой. За это говорил тот факт, что голова у меня сильно болела, а до того она у меня не болела никогда!
А все это горловое пение вокруг меня, а точнее, голосовой говор наводил на меня воистину жуткий и животный страх!
Мысли одна за другой кружились у меня в голове. "Надо как-то сообщить графу, что я здесь, под землей! - думал я. - Надо как-то сообщить ему, что я попал в беду! Он обязательно отправит посыльного за помощью в Санкт-Петербург! А государь наш, Павел Петрович, эту помощь обязательно вышлет! Я в этом убежден! У меня в этом просто нет никаких сомнений!"
В то же время я  испытывал сильную жажду.
- Воды! - не сдержавшись, воскликнул тогда я. - Дайте мне воды!
Один из ходивших вокруг да около меня людей наконец-таки обратил на меня внимание! Он произнес какие-то слова своим жутким горловым говором и подозвал к себе кого-то жестом. И вскоре ко мне подошла какая-то женщина. Она напоила меня водой, тем самым, утолив мою жажду
- Кто ты? - поинтересовался я.
- Я пропала год назад, - ответила мне она, -  Я - крепостная графа. Точнее, я - его бывшая крепостная!
- Бывшая крепостная?! Бывших крепостных не бывает!
- Бывает! Теперь я - свободный человек!
- - Как это?!
- Да очень просто! Да, я вышла тут замуж, но я впервые тут  чувствую себя по-настоящему свободной! Наш народ - древний народ! Мы чтим своих богов и свои традиции! А ваш Ермак пришел к нам все это отобрать! Он отобрал у нас наших богов и наши земли! Многие наши люди погибли! И тогда мы ушли жить под землю и прорыли тут множество подземных ходов! Наш народ забирает у вас время от времени ваших женщин дабы продлить свой род и улучшить качество самого рода!
- А дочь графа у вас?
- Да, она стала женой нашего вождя!
- Что вы хотите от нас?
- Мы всего лишь желаем вернуть свое! Мы желаем вернуть наши земли и наших богов!
- И вы думаете, что у вас это получится?
- Получится! И обязательно получится! Нас с каждым днем становится все больше! И однажды мы выйдем на поверхность и вернем все то, что принадлежит нам по праву! Мы вернем все то, что вы у нас украли! Сибирь снова станет нашей! А вас мы прогоним отсюда навсегда!
- А что вы сделаете со мной?
- А тебя мы принесем в жертву нашим богам!