Курьезы пылающего разума

Базарали Двесов
Некоторые мысли касательно содержания повести Толена Абдикова «Разума пылающая война».

В повести казахского писателя Толена Абдикова «Разума пылающая война» есть одна интересная деталь не имеющая прямого отношения к идее произведения - дневник главного персонажа повести начинается с 13 числа марта месяца. Думается данное число, являющееся во многих культурах магическим числом с отрицательным знаком, а в данном случае выступающее как предвестник трагической развязки сюжета повести, использован писателем не случайно, так как уже на четвертой и пятой строчках первой главы фигурируют еще три цифры, так же «обладающие» в человеческой культуре «магическими свойствами».

Но в начале несколько слов о том, почему число 13 был наделен человечеством негативным качеством. Дело в том, что все без исключения числа изначально использовались по их прямому назначению, то есть, для счета. Но со временем некоторые числа, такие как 3, 5, 7, 13, обратили на себя внимание своим неудобством при проведении числовых операций. А, так как человек издревле и по сегодняшний день всегда стремился и стремится жить в понятном для него мире, то явления, суть которых не поддавалось разумному объяснению, вызывали недоумение, а затем и тревогу. Тревога снималась, если для данного явления находилось какое-либо, пусть даже абсолютно абсурдное, объяснение. К примеру, наличие в счете числа 3 человек объяснил для себя как продукт своих внутренних ощущений: а)необъяснимое стремление в действиях к завершенности, (после двукратного произношения «да, да», возникает невольное желание произнести «да» в третий раз); б) ощущение нерасчлененности, (сложно разделить предмет на три равные части).

В последующем эти две формы ощущений, вызываемых числом 3, были использованы в других областях культуры. К примеру, стремление к завершенности было использовано в казахской пословице «ер кезеги уш», (в других культурах: «Бог любит троицу»); нерасчлененность числа 3 использовано в делении, а точнее в связывании казахских родов в «уш жуз», (в других культурах: в религии - «Божественная Троица»; в басне Крылова - «Лебедь щука и рак»).

С числом 5 было проще - количество пальцев на руке, т. е. некий дар природы. То же самое случилось с число 7 - семь звезд большой Медведицы, то есть, «божественное число» и т. д.

«Заминка» вышла с объяснением природы числа 13. Не нашлось объяснения этому числу ни в чувствах, ни в окружающей природе, ни на «небесах». Но так как факт наличия числа13 в числовом ряду не возможно было никак исключить, то число 13 был перемещен в область «священного» со знаком минус. С этого момента начались всякие формы игнорирования в применении данного числа. Примеры: в славянской культуре число тринадцать именуют «чертовой дюжиной» и стараются не иметь с ним дело; в иудейской культуре из «Израилева колен», образовавшие еврейский народ, выводят за рамки колено Леви, которое является тринадцатой, тем самым искусственно сокращая число колен до 12; католики начинают праздновать «Рождество» за пять дней до наступления нового года, заранее «перерождаясь» в своем годичном «колесе перерождения» и пытаясь, тем самым, обмануть судьбу, так как неизвестно, наступит ли после 31 декабря 1 число 1 месяца нового года или 1 число 13 месяца. У православных верующих на этот случай запасен «Старый новый год», где можно уже без опаски «переродиться» наверняка.

Подобное явление наблюдается и с «перерождением» в культуре нашего народа. В конце 12 летнего цикла «колеса перерождения» «мушель» в нашем народе по традиции принято раздавать родственникам и друзьям свои личные вещи, бессознательно имитируя тем самым свою «кончину и перерождение» еще до момента перехода в новый цикл, где нас ненароком может поджидать 13 год вместо первого года нового цикла.

Вот еще более забавный случай, связанный с числом 13. Празднование дня рождения в нашу культуру пришло из вне и является исключительно светским праздником. Но тем не менее находятся очень чувствительные именинники, которые могут искренне расстроиться если, не дай бог, кто-нибудь из друзей или близких случайно забудет в этот день его поздравить. Так как празднование дня рождения так же является моментом «перерождения по умолчанию», то именинник в подобных случаях, сам не осознавая того, начинает считать свое перерождение не полным.

В ветке родословного дерева казахов «Бай улы» Младшего казахского «жуза» тринадцать родов. Тем не менее принято называть эту ветку «двенадцать сыновей» Бай улы. К тому же в житейской форме толкования «шежире» тринадцатым сыном Бай улы, фактом наличия которого приходится все таки считаться, ставят Адай, считая при этом Адая не законно рожденным сыном Бай улы.

Подобная манипуляция наблюдается и в толковании «шежире» Старшего казахского «жуза».

Вышеперечисленные примеры являются всего лишь теми, что лежат на поверхности человеческой культуры. Если же культуру человечества капнуть глубже, наверняка найдутся еще более интересные и курьезные случаи, связанные не только с цифрами, но и с другими явлениями окружающего нас пространства, перешедшие с легкой руки наших предков в область «священного». Так что возникает вопрос - не слишком ли высоко мы возносим свой «пылающий» разум, вопреки настойчивому утверждению
Зигмунда Фрейда о том, что наше сознание всегда находится в плену нашего бессознательного.

Если вернуться к герою повести, то думается, стоило ему более внимательно отнестись к своей психике и ее внешним проявлениям, кто знает, может быть жизнь его не закончилась столь трагически. Время от времени перевоплощаться в Иисуса Христа или Магомеда, Юлия Цезаря или Наполеона куда интереснее, чем прожить всю свою сознательную жизнь каким-нибудь «Иваном Петровичем или Петром Ивановичем, борющийся за выполнение пятилетнего плана».

В повести есть и другие не менее интересные по своей природе числа, связанные с «играми разума» главного героя.

Двесов Б. Астана. 2023. nurkissa.kz