Жили-были рыцарЯ, из металла - прохорЯ
Жили-были рыцарЯ, из металла - прохорЯ (1)
Ироническая проза
Сословие рыцарей возникло в VIII веке и просуществовало примерно ещё восемь веков.
Расцвет рыцарства пришёлся на XII-XIII века.
Рыцари были землевладельцами и профессиональными воинами. Многие из них
читать и писать не умели, но зато с самых малых лет непрерывно учились
владеть оружием и верховой езде. Их предназначение - тяжёлая конница
при крупных феодалах: что-то вроде средневековых танков на четырёх конских ногах.
Рыцари напяливали на голову стальной шлем с щелями для глаз, стальные же рубашку,
перчатки, штаны и обувь, имели при себе меч, копьё, боевой топор, щит.
Всё это - большое и тяжёлое. Копьё - длиною до 210 см, меч - одно-, полутора-
или двуручный - имел лезвие длиной 90-95 см, добавьте ещё боевой топор, нож...
В XI веке минимальная масса такой экипировки составляла 25-35 кг.
По стоимости она была эквивалентна 30 быкам, а два века спустя - втрое дороже.
Рыцарь чувствовал себя в доспехах полностью защищённым, как килька
в запаянной металлической банке. Он влезал на оседланного коня,
частично прикрытого конскими доспехами, и, не медля, в полной боевой готовности,
отправлялся на поиски приключений, если не было войны.
Каждый рыцарь пламенно мечтал прославиться так, чтобы поэты и музыканты
векАми воспевали его подвиг! Для этого были только три возможности:
1) победить в честном публичном бою одного из самых прославленных рыцарей;
2) в одиночку обратить в бегство многочисленную вражескую армию;
3) победить какого-нибудь страшенного зверя
или совершить другой великий подвиг во имя обожаемой дамы сердца своего
по её просьбе, например: привезти молодильные яблоки, или золотые груши,
или же убить какого-нибудь особенно свирепого зверя.
Яснее ясного, что новичку в первом и втором случае "ловить" удачу
было бессмысленно, а вот в третьем - уж как повезёт. Рыцари это хорошо понимали
и жаждали поскорее обрести объект для поклонения и конкретную задачу.
Спрос на невест высокого положения (дочерей королей, князей, баронов
и богатых людей) был велик. Не отставало и предложение.
Да и прочих невест было навалом. Ну, а где невесты - там и женихи.
Особенно ценились в ту пору женихи-рыцари.
С началом весны и до первых холодов, от рассвета и до заката солнца,
знатная или богатая невеста сидела у открытого окна и ждала, когда появится
рыцарь на коне, желательно белом - по моде того времени, дошедшей до наших дней.
Под рукою, на подоконнике, держала она флакон с благовониями, веер и розы.
Как только улавливала такая невеста звуки шагов тяжёлого рыцарского коня,
она поспешно выливала на себя полфлакона дорогущих благовоний,
раскрывала цветастый - небось, китайский - веер и усиленно гнала
в сторону рыцаря райский запах благовоний:
"Я не только красавица, но ещё и пахну цветочками!".
Невесты победнее могли позволить себе лишь бешено махать розами, надеясь,
что их дух долетит до рыцаря.
К счастью, приближение рыцаря легко было услышать ещё издали.
В те далёкие от нас времена мусор не собирали в специально отведенные места,
а выбрасывали из окон на улицу, туда же и выплёскивали отходы
жизнедеятельности и помои. Каждый шаг коня по мусору сопровождался
характерным хрустом всей этой дряни под его ногами. Да и стены домов
не радовали: в те времена на них раз в неделю выплёскивали горшки,
чтобы крепкий дух их содержимого отпугивал вшей и клопов.
Жители домов твёрдо знали, что женихов это - точно не отпугнёт!
Потому запах стоял - скажем аккуратно - густой... Вот и старалась невеста
как-то его перебить, чтобы привлечь внимание потенциального жениха.
Рыцарь же, закрытай от макушки до подошв стальными доспехами,
зимой дико мёрз в них, а в тёплое время на солнышке - парился
до полуобморочного состояния. Вот и получалось, что послушный конь
неспешно шагал в заданном ему направлении, а распаренный внутри
стального "футляра" рыцарь, убаюканный движением, обычно дремал.
Но как только конь чуял запах цветочков среди уличного смрада,
он замирал, как вкопанный, и вертел головой туда-сюда, чтобы понять, где же
можно цапнуть этот цветок зубами. Остановка в пути пробуждала рыцаря.
Через щели в забрале, он тоже начинал искать глазами источних чудесного запаха.
И в эпицентре его видел девицу. Ну как тут не влюбиться в прелесть такую
с первого же взгляда?! Он и влюблялся! Не то, что "по уши", а по самую макушку!
И тут же признавался в любви к первой попавшейся дивно пахучей невесте,
объявлял её дамой своего сердца и вопрошал:
- О, прекрасная дама сердца моего! Скажи скорее, какой подвиг мне свершить,
чтобы завоевать сердце твоё?
Невеста к вопросу была готова: она давно строила по ночам планы
и мечтала об этом счастливом мгновении! И тут же сообщала о своей заветной мечте:
- Убей дракона!!!
Это страстно желали все невесты, считающие себя первыми красавицами,
потому что именно таких требовали драконы себе на десерт.
А другие невесты, уверенные, что дракон - любитель свежей девичьей крови -
на них точно не позарится, просили:
- Привезти мне молодильные яблоки!/ золотые груши!/ убей медведя-великана! -
и тому подобное.
- Жди меня с победой! - уверенно обещал рыцарь невесте. Он пришпоривал коня,
чтобы показать, как торопится выполнить просьбу дамы сердца своего.
И немедленно отправлялся в путь, чтобы найти и убить дракона,
или, например, по заказу золотые груши околачивать.
Конь поначалу делал вид, что скачет, но вскоре переходил на шаг:
с такой кучей металла и рыцарем впридачу не очень-то поскачешь!
Конь понимал, что хозяину нужно было в первый момент
изобразить торопливость - вот оба и изобразили.
А теперь - хватит! Нечего надрываться!
Рыцарь коню не возражал, так как понятия не имел, где найти обещанное
даме своего сердца, куда ехать. Надеяться можно было только на расспросы.
Сказочные деревья с золотыми грушами или с молодильными яблоками
не могут найти и до сегодняшнего дня. А вот драконов - спустя годы
расспросов и блужданий - рыцари всё же находили. Но одолеть трёхголового
огнедышащего гада мечом и копьём шансов у них не было.
Здесь рыцарей и коней ждал печальный конец.
А драконы снова убеждались в своей мощи и полной неуязвимости,
от чего наглели ещё больше.
Припоминая историю, невольно возникает вопрос: почему средневековые поэты
так воспевали доблести рыцарей, которые в основной массе были ничуть не лучше,
чем прочие разбойники того времени?
Поэты воспевали рыцарей за кодекс поведения и чести, за идеал,
к которому надо было стремиться. Кодекс включал:
- мужество и отвагу;
- верность и преданность;
- великодушие и благоразумие;
- учтивость и хорошие манеры в обществе;
- незапятнаную честь;
- защиту слабых;
- любовь к Родине;
- набожность и готовность отдать жизнь за веру;
- правдивость и верность слову;
- культ дам и истовое служение даме сердца;
- щедрость и рассудительность;
- стремление к свободе
и прочее в том же духе.
Это же - идеал человека! Столько добродетелей - на целую толпу хватит!
Вот-вот, так и было! Поэты описывали лучших, собирая в образе рыцаря
всё самое хорошее, что только им встречалось в рыцарской толпе!
А поскольку до нашего времени дошли не сами рыцари, а только восторженные
сказания о них, то и выстраивается в нашем сознании образ идеального Рыцаря -
человека высшей пробы!
Вопрос:
А куда же подевались все эти прекрасные люди? Их так не хватает в нынешнем мире!
Неужто дамы рыцарских сердец, требуя невозможного, отправляли
всех своих обожателей вместе с лошадьми на верную гибель от драконов
и по недомыслию сгубили целое сословие?
Или же все рыцари погибли, сражаясь за честь, свободу и Родину?
Ответ:
Нет, конечно! Не драконы прикончили рыцарей, а прогресс.
Совершенствовалось стрелковое оружие, стремительно возрастала
его убойная сила. Стальные латы - отличная защита от стрел, копей, мечей
и даже от первых мушкетов! - уже не способны были уберечь тело рыцаря от пуль.
И тогда сбросили рыцари ненужные двухпудовые доспехи, слезли с бронеконей
и стали неотличимы от всех прочих людей.
Сохранились они только в легендах и множестве книг, воспевающих
рыцарские доблести.
А в наше время - к этому добавились ещё и анедоты, например:
Рыцарь - Королю:
- Сир, я славно потрепал ваших врагов на Западе!
- Но у меня их там никогда не было и нет!
- Теперь есть, Сир!
*******
Великий парадокс наших дней:
драконов и прекрасных дам - навалом,
а НАСТОЯЩИХ РЫЦАРЕЙ - КАК КОТ НАПЛАКАЛ!
ВОТ ПОТОМУ - ТАК И ЖИВЁМ!
--------------------------------------------
Примечания:
(1) ПрохорЯ - кирзовые сапоги с высокими голенищами (жаргон)
(2) Фактические данные - из Интернета
3.2023
© Copyright:
Юрий Фукс, 2023
Свидетельство о публикации №223032600952