Жили-были рыцарЯ, из металла - прохорЯ

Юрий Фукс
      
       Жили-были рыцарЯ, из металла - прохорЯ (1)
      
       Ироническая проза
      
      
       Сословие рыцарей возникло в VIII веке и просуществовало примерно ещё восемь веков.
       Расцвет рыцарства пришёлся на XII-XIII века.
      
       Рыцари были землевладельцами и профессиональными воинами. Многие из них
      читать и писать не умели, но зато с самых малых лет непрерывно учились
       владеть оружием и верховой езде. Их предназначение - тяжёлая конница
       при крупных феодалах: что-то вроде средневековых танков на четырёх конских ногах.
      
       Рыцари напяливали на голову стальной шлем с щелями для глаз, стальные же рубашку,
       перчатки, штаны и обувь, имели при себе меч, копьё, боевой топор, щит.
       Всё это - большое и тяжёлое. Копьё - длиною до 210 см, меч - одно-, полутора-
       или двуручный - имел лезвие длиной 90-95 см, добавьте ещё боевой топор, нож...
      В XI веке минимальная масса такой экипировки составляла 25-35 кг.
       По стоимости она была эквивалентна 30 быкам, а два века спустя - втрое дороже.
      
       Рыцарь чувствовал себя в доспехах полностью защищённым, как килька
      в запаянной металлической банке. Он влезал на оседланного коня,
      частично прикрытого конскими доспехами, и, не медля, в полной боевой готовности,
      отправлялся на поиски приключений, если не было войны.
      
       Каждый рыцарь пламенно мечтал прославиться так, чтобы поэты и музыканты
      векАми воспевали его подвиг! Для этого были только три возможности:
      1) победить в честном публичном бою одного из самых прославленных рыцарей;
      2) в одиночку обратить в бегство многочисленную вражескую армию;
      3) победить какого-нибудь страшенного зверя
      или совершить другой великий подвиг во имя обожаемой дамы сердца своего
      по её просьбе, например: привезти молодильные яблоки, или золотые груши,
       или же убить какого-нибудь особенно свирепого зверя.
      
       Яснее ясного, что новичку в первом и втором случае "ловить" удачу
      было бессмысленно, а вот в третьем - уж как повезёт. Рыцари это хорошо понимали
       и жаждали поскорее обрести объект для поклонения и конкретную задачу.
      
       Спрос на невест высокого положения (дочерей королей, князей, баронов
      и богатых людей) был велик. Не отставало и предложение.
       Да и прочих невест было навалом. Ну, а где невесты - там и женихи.
      Особенно ценились в ту пору женихи-рыцари.
      
       С началом весны и до первых холодов, от рассвета и до заката солнца,
      знатная или богатая невеста сидела у открытого окна и ждала, когда появится
      рыцарь на коне, желательно белом - по моде того времени, дошедшей до наших дней.
       Под рукою, на подоконнике, держала она флакон с благовониями, веер и розы.
      
       Как только улавливала такая невеста звуки шагов тяжёлого рыцарского коня,
      она поспешно выливала на себя полфлакона дорогущих благовоний,
      раскрывала цветастый - небось, китайский - веер и усиленно гнала
      в сторону рыцаря райский запах благовоний:
       "Я не только красавица, но ещё и пахну цветочками!".
      
       Невесты победнее могли позволить себе лишь бешено махать розами, надеясь,
      что их дух долетит до рыцаря.
      
       К счастью, приближение рыцаря легко было услышать ещё издали.
      В те далёкие от нас времена мусор не собирали в специально отведенные места,
       а выбрасывали из окон на улицу, туда же и выплёскивали отходы
      жизнедеятельности и помои. Каждый шаг коня по мусору сопровождался
      характерным хрустом всей этой дряни под его ногами. Да и стены домов
      не радовали: в те времена на них раз в неделю выплёскивали горшки,
      чтобы крепкий дух их содержимого отпугивал вшей и клопов.
       Жители домов твёрдо знали, что женихов это - точно не отпугнёт!
       Потому запах стоял - скажем аккуратно - густой... Вот и старалась невеста
      как-то его перебить, чтобы привлечь внимание потенциального жениха.
      
       Рыцарь же, закрытай от макушки до подошв стальными доспехами,
      зимой дико мёрз в них, а в тёплое время на солнышке - парился
      до полуобморочного состояния. Вот и получалось, что послушный конь
      неспешно шагал в заданном ему направлении, а распаренный внутри
      стального "футляра" рыцарь, убаюканный движением, обычно дремал.
      
       Но как только конь чуял запах цветочков среди уличного смрада,
      он замирал, как вкопанный, и вертел головой туда-сюда, чтобы понять, где же
       можно цапнуть этот цветок зубами. Остановка в пути пробуждала рыцаря.
      Через щели в забрале, он тоже начинал искать глазами источних чудесного запаха.
       И в эпицентре его видел девицу. Ну как тут не влюбиться в прелесть такую
      с первого же взгляда?! Он и влюблялся! Не то, что "по уши", а по самую макушку!
       И тут же признавался в любви к первой попавшейся дивно пахучей невесте,
       объявлял её дамой своего сердца и вопрошал:
      - О, прекрасная дама сердца моего! Скажи скорее, какой подвиг мне свершить,
       чтобы завоевать сердце твоё?
      
       Невеста к вопросу была готова: она давно строила по ночам планы
      и мечтала об этом счастливом мгновении! И тут же сообщала о своей заветной мечте:
      - Убей дракона!!!
      
       Это страстно желали все невесты, считающие себя первыми красавицами,
      потому что именно таких требовали драконы себе на десерт.
      
       А другие невесты, уверенные, что дракон - любитель свежей девичьей крови -
      на них точно не позарится, просили:
      - Привезти мне молодильные яблоки!/ золотые груши!/ убей медведя-великана! -
       и тому подобное.
      
      - Жди меня с победой! - уверенно обещал рыцарь невесте. Он пришпоривал коня,
      чтобы показать, как торопится выполнить просьбу дамы сердца своего.
      И немедленно отправлялся в путь, чтобы найти и убить дракона,
      или, например, по заказу золотые груши околачивать.
      
       Конь поначалу делал вид, что скачет, но вскоре переходил на шаг:
      с такой кучей металла и рыцарем впридачу не очень-то поскачешь!
      Конь понимал, что хозяину нужно было в первый момент
       изобразить торопливость - вот оба и изобразили.
       А теперь - хватит! Нечего надрываться!
      
       Рыцарь коню не возражал, так как понятия не имел, где найти обещанное
      даме своего сердца, куда ехать. Надеяться можно было только на расспросы.
      
       Сказочные деревья с золотыми грушами или с молодильными яблоками
       не могут найти и до сегодняшнего дня. А вот драконов - спустя годы
      расспросов и блужданий - рыцари всё же находили. Но одолеть трёхголового
      огнедышащего гада мечом и копьём шансов у них не было.
       Здесь рыцарей и коней ждал печальный конец.
      А драконы снова убеждались в своей мощи и полной неуязвимости,
      от чего наглели ещё больше.
      
       Припоминая историю, невольно возникает вопрос: почему средневековые поэты
       так воспевали доблести рыцарей, которые в основной массе были ничуть не лучше,
       чем прочие разбойники того времени?
      
       Поэты воспевали рыцарей за кодекс поведения и чести, за идеал,
      к которому надо было стремиться. Кодекс включал:
      
      - мужество и отвагу;
      - верность и преданность;
      - великодушие и благоразумие;
      - учтивость и хорошие манеры в обществе;
      - незапятнаную честь;
      - защиту слабых;
      - любовь к Родине;
      - набожность и готовность отдать жизнь за веру;
      - правдивость и верность слову;
      - культ дам и истовое служение даме сердца;
      - щедрость и рассудительность;
      - стремление к свободе
       и прочее в том же духе.
      
       Это же - идеал человека! Столько добродетелей - на целую толпу хватит!
       Вот-вот, так и было! Поэты описывали лучших, собирая в образе рыцаря
       всё самое хорошее, что только им встречалось в рыцарской толпе!
       А поскольку до нашего времени дошли не сами рыцари, а только восторженные
      сказания о них, то и выстраивается в нашем сознании образ идеального Рыцаря -
       человека высшей пробы!
      
       Вопрос:
       А куда же подевались все эти прекрасные люди? Их так не хватает в нынешнем мире!
       Неужто дамы рыцарских сердец, требуя невозможного, отправляли
      всех своих обожателей вместе с лошадьми на верную гибель от драконов
       и по недомыслию сгубили целое сословие?
       Или же все рыцари погибли, сражаясь за честь, свободу и Родину?
      
       Ответ:
       Нет, конечно! Не драконы прикончили рыцарей, а прогресс.
      
       Совершенствовалось стрелковое оружие, стремительно возрастала
      его убойная сила. Стальные латы - отличная защита от стрел, копей, мечей
      и даже от первых мушкетов! - уже не способны были уберечь тело рыцаря от пуль.
      
       И тогда сбросили рыцари ненужные двухпудовые доспехи, слезли с бронеконей
      и стали неотличимы от всех прочих людей.
      
       Сохранились они только в легендах и множестве книг, воспевающих
      рыцарские доблести.
       А в наше время - к этому добавились ещё и анедоты, например:
      
       Рыцарь - Королю:
      
       - Сир, я славно потрепал ваших врагов на Западе!
       - Но у меня их там никогда не было и нет!
       - Теперь есть, Сир!
      
       *******
      
       Великий парадокс наших дней:
      
       драконов и прекрасных дам - навалом,
      
       а  НАСТОЯЩИХ РЫЦАРЕЙ - КАК КОТ НАПЛАКАЛ!
      
       ВОТ ПОТОМУ - ТАК И ЖИВЁМ!
      
      
      --------------------------------------------
       Примечания:
      (1) ПрохорЯ - кирзовые сапоги с высокими голенищами (жаргон)
      (2) Фактические данные - из Интернета
      
       3.2023