Изменённый маршрут. Окончание

Арнольд Малыгин
Я позвал Дымка и пошёл на ту сторону реки. Предчувствуя, что мы пошли на охоту, он радостно бежал впереди, подбегал к большим камням, кустикам, обнюхивал их и скакал дальше.  Ширина реки по воде, колеблется от сотни и до двухсот метров. В местах перекатов она сужается  до пятидесяти метров. Вдоль берегов тянется пойма, заросшая лесом, а дальше поднимаются небольшие горы. Там, где впадают в Амгу речки и небольшие ручьи, горы расступаются и образуют малые долины этих речек. В этих речках и ручьях скапливается различная лесная живность, так как здесь разнообразная растительность, много ягод, есть, где спрятаться. Там же существует большая вероятность найти след соболя, основной объект нашей охоты. Как поведёт себя Дымок в этот охотничий сезон, думал я, пересекая реку? Прошлый год он хорошо показал себя на охоте, но там была рядом его мать Найда, а сейчас ему придётся трудиться одному.

 
Мы углубились с ним в лес. Шли по чистому снегу среди стройных сосен. В сосновом лесу чисто, как  в ухоженном парке. Нет лесного подроста в виде кустарника, поэтому просматривается пространство далеко вперёд. Белый снег и жёлтые, высокие свечи с зелёной шапкой наверху – такое, первое впечатление приходит в голову. Миновали сосновый бор и стали спускаться в ручей. Прошли совсем немного, а Дымок уже уткнулся в снег и потянул в одном направлении. Я сразу догадался, что он пошёл по следу. У меня всегда поднимается настроение, когда впервые происходит это в начале нового охотничьего сезона. Так и тут, сразу прибавил шаг, почти добежал до того места откуда заметил направленный ход Дымка. Так и есть: «Дымок пошёл по следу». Пришлось мне торопиться, при этом внимательно поглядывать за следами соболя и Дымка.

 
Видно было, что соболь искал себе пищу. Следы его, то шли какое-то время в прямом направлении, затем задерживались на одном месте, уходили и возвращались обратно, пересекали свои же следы. Дымок в этих местах немного замедлял свой бег, быстро разобравшись, скакал дальше. Где соболь шел в прямом направлении, у Дымка отпечатывались большие прыжки на снегу. Я радовался этому и хотел, чтобы соболь шёл прямо как можно дольше. Таким темпом передвижения, он быстрее догонит соболя. Но вот соболь опять начинал крутиться на одном месте, да ещё эти поиски пищи происходили продолжительное время, и он истаптывал большую площадь. Я чертыхался про себя, и  этому был повод. Дымок здесь путался, видно это было из его следов. Так же как и соболь, метался в разные стороны, выскакивал на чистый снег, без соболиных следов, останавливался, разворачивался и опять возвращался на соболиные следы.


В таких случаях моя задача состояла в том, чтобы выйти из этого сплетения соболиных и собачьих следов. И по чистому снегу начинать обходить это место по большому кругу. Пошёл кружить. Нахожу прямой, выходной след соболя, а рядом с ним скачки Дымка. Он так же, как и я, нашёл этот выходной след и продолжал погоню.


С Дымком мы пошли на охоту после обеда. Соболь выходит на свою охоту утром рано, и за это время, пока мы не наткнулись на его след, успел накуролесить довольно большое расстояние. След его успел остыть, запах постепенно улетучивается, и только собака с тонким чутьём и острым умом может разобраться в его следах и настигнуть его. Пожалуй, Дымок обладает этими достоинствами, обнадёживал я себя этими мыслями. Видно это было, как он разбирался в следах, находил выход из соболиных набродов и продолжал преследование. Наконец, я нашёл и начало погони Дымка за соболем. Соболь присел на некоторое время, а затем бросился большими скачками вверх по склону. Он учуял, что его преследует собака и надо скорее добираться до укрытия.

Длинные прыжки Дымка отпечатывались на снегу рядом с соболиными прыжками. Дымок уже не останавливался. Скакал он теперь не только точно по следам, а немного в стороне, с подветренной стороны, и ориентировался в преследовании только по запаху от следа соболя. Дымок срезал расстояния, где соболь мчался по дуге, или заскакивал в чащу, выскакивал на след и мчался дальше. Силы у собаки и соболя были неравны, Дымок с каждым прыжком приближался к своей жертве. В это время моя задача догнать их облегчалась. Я видел общее направление следов, выбирал более чистые места среди леса, срезал большие расстояния. Задача моя была сейчас не потерять след и прислушиваться, не услышу ли я лай своего друга.


Время прошло уже много за время преследования, и я понимал, что за эти долгие минуты они ускакали далеко, и мне, предстоит пройти большое расстоянии, пока я услышу лай. А может быть Дымок и не догонит его, может, потеряет след? Но я эти мысли отгонял и надеялся на лучший исход. Теперь мне приходилось чаще останавливаться и прислушиваться. Снимал шапку, открывал рот, казалось, что в таком положении лучше слышать, поворачивал голову в разные стороны, задерживался  в таком положении на время и слушал. В очередную остановку я услыхал еле различимый лай. «Есть,- говорю я сам про себя,- какой он молодец! Ну, какой же он молодец! Ай да, Дымок».


 Я от радости срываюсь с места и бегу, не разбираясь, напрямик на лай. Это ещё далеко, но не страшно. Значит, соболь заскочил на дерево, и никуда ему не деться, Дымок своё дело знает, не отпустит его. Бежать я долго не могу, иду быстрым шагом, потом опять перехожу на бег. Чтобы убедиться, останавливаюсь, слышу лай Дымка и иду дальше. С каждой остановкой лай слышится явственнее, затем и во время ходьбы я его слышу хорошо. Чем ближе подхожу к ним, тем иду медленнее, чтобы успокоить дыхание, чтобы прочувствовать этот миг. Вижу уже Дымка возле дерева, на котором сидит соболь. Дымок то сидит на месте, то бегает в разные стороны возле дерева. Замечаю и соболя. Он забрался на самую вершину лиственницы, и его отлично видно. Подхожу к самому дереву, нахваливаю Дымка, снимаю рюкзак, беру в руки винтовку.


Соболь здоровый, тёмный, недаром он проскакал такое большое расстояние. Угощаю, Дымка кусочками колбасы, припасёнными для такого случая, хвалю его, глажу, обнимаю. Начало есть. Идём не спеша обратно. Видно, где скакали Дымок и соболь, отмечаю, что Дымок скакал с умом, выполняя свою задачу. Замечаю, какая красота вокруг нас в зимнем лесу. Спускаемся к реке, пересекаем её и приходим к избушке. Вешаю тозовку на гвоздь в стене избушки, достаю соболя и вхожу в зимовьё. Ребята уже дома, видят в руках у меня соболя, искренне радуются за мою удачу, поздравляют меня. К сожалению, охота у них была  неудачной.

Путешествие наше состояло из себя системы переездов с одного охотничьего участка на другой. Расстояние при смене мест охоты было около двадцати километров. Казалось бы, что это не большое расстояние, но в разнице высоты снежного покрова было значительное. Общее направление реки Амги  было на Север, и это влияло на выпадении снега. На новом месте мы задерживались дня на два, три. Почти каждый день шёл снег и успевал выпасть так, что собакам уже трудно было преследовать в глубоком снегу соболей. Переехав на расстояние в двадцать километров севернее, мы обнаруживали, что на новом месте снега значительно меньше. Я удивлялся этому, но это факт. Конечной целью у нас была, встреча с промысловым охотником Анатолием Ивановым и его напарниками на их охотничьей территории. Они должны были прибыть туда с партией домашних оленей и попутно передать Олегу общинную, малокалиберную винтовку.

Мы охотились уже несколько дней. Я каждый день приносил с охоты по одному, двух соболей в день, и не мог не нарадоваться Дымком. Всё у него ловко получалось. Не одного соболя он не упустил, как бы он не запутывал свои следы, не прибегал к различным хитростям. Однако, Дымок стал походить на свою мать Найду и умом, и послушанием. В отличие от меня, напарники мои приходили с пустыми руками. Хорошая собака их, почему-то после первого дня охоты убежала обратно в посёлок.
 
Оставшиеся псы не могли загнать соболей и расстраивали своих хозяев. С каждым днём настроение у них падало. Это было видно по их лицам, когда они возвращались с охоты. Хотя они не подавали вида, но это чувствовалось. Хвалили меня за удачную охоту, относились ко мне доброжелательно. Я же себя чувствовал не очень удобно от таких складывающихся обстоятельствах, и решил им помочь, поднять у них настроение. А как это сделать? Думаю, что завтра уступлю, Дымка Пете, пусть поохотится с ним. Дымок-то не подведёт, и покажет, на что он способен. Вечером сказал Пете о своём решении. Он сначала отказывался. Говорил, что я приехал издалека, как можно пропускать охоту, но я его убедил. Попросил, чтобы он посмотрел на работу Дымка, сделал какие замечания, всё же Петя охотник-промысловик, глаз намётанный.


Утром следующего дня они ушли на охоту. Петя взял Дымка на поводок, сказал, что отпустит его тогда, когда найдёт свежий соболиный след. Олег пошёл со своей собакой. Я остался возле избушки и занялся по хозяйству. Наколол дров, убрал снег подальше от дверей, готовил обед. Думал про то, как там Петя с Дымком охотятся, желал, чтобы удача способствовала им. Наконец пришёл Олег. Опять он пришёл пустой. Ругал собаку, обещал пристрелить её. Я, как мог, успокаивал его, и договорились идти на следующий день на охоту вместе с ним. За разговорами не заметили, как прибежал Дымок. Должен скоро появиться и Петя.

 
При его появлении, глядя на его сияющее лицо, можно было сразу догадаться, что охота была удачная. Подошёл, снял рюкзак и торжественно вытащил из него громадного, чёрного соболя. Он начал рассказывать, как наткнулись на след соболя. Петя сразу определил, что это след большого котяры, как бы ни упустить его.

 
Тут Дымок взялся за свою работу. Петю удивило, как он мастерски преследовал соболя. Такого крупного самца быстро не догонишь, поэтому Дымку пришлось поработать, показать, на что он способен. Петя рассказывал, как соболь мчался большими скачками, старался запутывать свои следы, вскакивал на лежащие деревья и скакал по ним, возвращался  своими набродами, где всё истоптано соболиными следами. В таких местах Дымок долго не останавливался, делал большие круги, находил выходной след и продолжал преследование. Погоня длилась долго. Каждый участник погони был достойным соперником, обои были в равных условиях, и результатом этого соперничества было, кто кого перехитрит, кто окажется умнее. Дымок настиг его, и пришлось соболю спасаться на высокой лесине.
Настроение у всех поднялось, ужинали и разговаривали о завтрашнем дне, что послезавтра отправимся на встречу со своими охотниками, Говорили о жизни, о случаях на охоте.


Утром мы с Олегом пошли на охоту, Петя остался готовиться к поездке. Надо было посмотреть состояние наших снегоходов и нарт. Охота наша была удачной. Дымок загнал нам двух соболей. Одного большого, которого я отдал Олегу, другого поменьше. Конечно, и у Олега поднялось настроение, да и у нас, у всех было радостно на душе. На следующий день выехали на конечный пункт нашего путешествия. Во второй половине дня  прибыли на место. Там нас встретили два оленевода с оленями. Анатолий со своим братом, близнецом задерживался и ещё не приехал.


Здесь я прожил несколько дней. Избушка была просторная, и мы впятером свободно разместились в ней. После знакомства с оленеводами сели за стол, плотно пообедали с дороги. Один из оленеводов был сильно обросший густыми, чёрными, как смоль, волосами. Что удивительно, почему-то он сразу попросил меня подстричь его. Почему он выбрал меня, а не своих товарищей, я не понял. Может быть из-за того, что я городской человек, а может по какой другой причине. Отказывать в этом мне не было причины, тем более я мог это сделать. Взял ножницы, подточил их напильником и подстриг его короткой стрижкой. Сразу он стал походить на человека, а то уж больно обросший был. Самое главное и ему, и другим стрижка понравилась.


Впервые так близко увидел домашних оленей, узнал, как они привязаны к своим хозяевам. Выходишь из избушки, а некоторые уже тут как тут. Не угостят ли их хозяева обильно солёным кусочком хлеба, или ещё, каким угощением. Видел, как седлают оленя, как умудряется садиться на него верхом охотник. Я удивлялся тому, что такой маленький, по сравнению с лошадью олень, выдерживает взрослого человека. Видел, как отпускают их пастись, как ловят, как запрягают. Даже одного сам поймал в лесу и привёл к избушке.

 
Петя с Олегом добрались до своего основного  места охоты. Здесь они начали расставлять капканы на соболя. Это основной их способ добычи соболей. Я выходил на охоту с Дымком очень рано и возвращался в темноте. Дымок себя показал только с хорошей стороны и без добычи я не возвращался. Как-то попробовал стрельнуть из тозовки на большое расстояние. В охотобществе на сезон охоты выдавали мне ТОЗ-16. Если увижу сохатого, смогу ли попасть в него, если он будет стоять метров за двести. Такой случай представился, но не с сохатым, а с металлической бочкой. Её я заметил  на той стороне Амги.

 Старые охотники рассказывали мне, что можно попасть сохатому маленькой пулькой даже в область живота на таком расстоянии. Главное не торопиться, часа через два идти по следу, и можно подойти совсем близко. Он будет лежать, от наступившей боли, и сознание его притупится. Я не практиковал таких вещей, но добывал сохатых из тозовки на небольших расстояниях, стреляя точно по убойному месту. Помогали мне в этом, мои верные друзья, помощники во время соболиных охот, охотничьи собаки.

 
Подошёл по своему берегу точно напротив неё. До неё примерно метров двести. Нашёл поваленное дерево, примостился удобнее, положил винтовку на дерево, установил прицельную планку на максимальное расстояние, хорошо прицелился и выстрелил. Такой гул пошёл по реке, словно в колокол ударил. Это от пули бочка пустая запела. Я так обрадовался от того, что попал, что шуму столько наделал. Подумал, что может быть, нечаянно попал, второй раз надо стрельнуть. Прицелился и стрельнул вторично. Тот же эффект. Теперь не задумываясь, буду стрелять по сохатым. Вечером мои товарищи говорили, что слышали какой-то непонятный гул. Я их успокоил и рассказал о своей стрельбе.


Как-то вечером, в темноте возвращался с охоты. Вышел на реку и шёл по тропе. Дымок убежал вперёд, и его не было видно. В одном месте, вдалеке, в стороне, в лесу я услыхал его визг. Я подумал, что он попал в капкан и побежал на его визг. Но потом визг прекратился, я остановился и стал прислушиваться. Чуть слышно было, что в лесу кто-то возиться. Почему-то я сразу подумал, что это волки. С самого начала охоты постоянно встречались следы волков. Я даже удивлялся этому. Раньше мне не встречалось столько их следов. До моего слуха доносился хруст костей. Я рассердился и выстрелил на хруст костей. Так расстроился сильно. Почему так не везёт мне ни в чём.

 
Волки чуть не на газах моего дружка поймали, а я ему помочь никак не могу. От выстрела такой шум по лесу пошёл, и долгое эхо раздавалось по распадкам. После того, как шум от выстрела утих, в лесу ничего не было слышно. В потёмках шариться по лесу не было смысла, и я, понурив голову, поплёлся в избушку. Возьму фонарик, вернусь, и хоть кости своего друга соберу. Иду, переживаю, настроения никакого. До избушки осталось совсем немного, и вдруг слышу, меня кто-то нагоняет. Я не испугался от того, что меня волки нагоняют, а так обрадовался, что слёзы потекли из глаз.


 Сразу, из опыта ранее происходившего, в голове мелькнуло, что это Дымок за зайцем гнался и повизгивал. Такое раньше встречалось в моей практике. А обстановка, окружающая меня: темнота, ранее встречающиеся волчьи следы, отсутствие долгое время Дымка, заставило меня подумать, что это волки напали на Дымка. Оглянулся и увидел, как он выныривает из темноты, приближается ко мне с раздутым животом от съеденного зайца. Как я обрадовался, как обнимал и гладил, говорил ласковые слова своему любимому другу. Этим же отвечал мне Дымок, лизал моё лицо, а мне от этого было только приятно. Успокоившись, мы вернулись в избушку. Между прочим, я утром, когда пошёл на охоту,  два раза вернулся в избушку. Один раз за посошком, а второй раз за патронами от мелкашки. Такие приметы обещают быть неприятностям.


На следующий день Дымок сломал правую, переднюю ногу. Погнался за соболем, заскочил в лесной завал, завизжал и выскочил из него на трёх ногах. Пришлось вернуться в избушку. Сделал шины из двух палочек, примотал бинтом их к ноге, привязал его, чтобы он не беспокоил пораненную ногу. На этом охота моя прекратилась. Больше недели сидел в избушке, выходил недалеко в лес, хлопотал по хозяйству. Петя с Олегом вплотную занялись промысловой охотой. Расставляли капканы, настраивали ловушки. Стали попадаться в них соболя. Настроение у них поднялось. Приезжали с охоты довольные удачей.


Время моего отпуска заканчивалось, и мне необходимо было возвращаться в город. В обратную дорогу мы поехали с Олегом. Сердечно распрощались с моими новыми приятелями и рано утром тронулись в обратный путь. Амга окончательно покрылась крепким льдом, россыпи камней по берегам засыпало снегом, и нам ничего не мешало быстрой езде. Мы с Дымком ехали на нартах, устланных мягкими оленьими шкурами. Погода стояла отличная. Я прощался и с красавицей Амгой, и с проносящимися мимо скалами по берегам, зарослями леса, распадками в устьях ручьёв и речек, и мечтал ещё побывать в этих местах.


К вечеру мы благополучно приехали в посёлок. Переночевал у гостеприимных хозяев, утром простился с Олегом и отправился домой. Я бесконечно был благодарен своим новым друзьям. В общении с ними узнал много интересного и полезного в путешествии, ночёвок в лесу, производстве охоты, общении с людьми. Мысленно пожелал им удачи в их трудном, но интересном занятии.
                20.11.2018.  Малыгин Арнольд