Бэрроуз Несравненное превосходство и святость Бога

Инквизитор Эйзенхорн 2
НЕСРАВНЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО И СВЯТОСТЬ БОГА
Джереми Бэрроуз (1641)

“Святость Бога - это вершина Божьего превосходства”.
Как Христос превосходен и сияет в святости.

“Кто подобен Тебе, о Господь, среди богов! Кто подобен Тебе, славен в святости, страшен в похвалах, творец чудес!”
Исх 15:11

Это Писание в этот день исполнилось в наших ушах и перед нашими глазами. То, что Бог уже начал делать для этого королевства и соседних церквей, показывает нам, что нет никого подобного Господу, Который славен в святости, страшен в хвале, творит чудеса.
Слова, хотя и находятся в середине песни, являются своего рода эпифоном, заключением, которое обычно находится в конце, но дух Моисея, восхищающийся и благословляющий Бога за великие дела, которые Он совершил для Своего народа, не ждет конца, а прорывается в самой середине с похвалой славы Божьей: Кто подобен Тебе, о Господь, среди богов, кто подобен Тебе, славный в святости, страшный в хвале, творящий чудеса! Тогда вы видите, что эти слова являются частью песни Моисея, вызванной благостью Бога в освобождении Его народа из Египта и проведении их через Красное море.
Это самая древняя записанная песня в мире. Она первая в Писании, и мы не знаем ни одного автора до Моисея. Те, кто был искусен в поэзии, пришли много сотен лет спустя после Моисея. Это духовная и самая превосходная песня. Стиль ее полон элегантности, материал очень разнообразен. Это благодарственная, торжествующая, пророческая песня, и жаль, что у нас нет такой превосходной песни, как эта, превращенной в метр, чтобы ее пели в наших собраниях. Это самая восхитительная песня, и поэтому обратите внимание, что, когда Бог обещал милость Своему народу, которой Его люди должны чрезвычайно радоваться, Он ссылается на эту песню: И Я дам ей виноградники оттуда и долину Ахор за дверь надежды, и она будет петь там, как в дни ее юности, и как в тот день, когда она вышла из земли Египетской" (Ос.2:15).
Когда Бог намеревался оказать какую-либо великую милость Своему народу, Он хотел, чтобы народ пел эту песнь Моисея. Итак, если Бог милостив, если Он открывает нам дверь надежды, вы можете видеть, насколько своевременна эта песня. Это символическая песня, поскольку освобождение Божьего народа из Египта является прообразом освобождения Божьего народа от рабства антихриста. Поэтому очевидно, что эта песня будет спета снова, когда народ Божий будет избавлен от антихриста. В Откр. 15: 1-2 вы видите Божьи суды над антихристом. В стихе 3 говорится, что люди Божьи поют песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца, говоря: "Велики и чудны дела Твои, Боже всемогущий; праведны и истинны пути Твои, ты, Царь Святых". Из этого вы можете видеть, что Бог хотел показать нам, что рабство под властью антихриста подобно рабству в Египте, и поэтому Рим называется Египтом в Откровении, потому что, когда мы будем освобождены от антихристианского рабства под властью Антихриста. Нам полезно познакомиться с этой песней, потому что именно ее будут петь снова, когда рабство антихриста будет устранено. По мнению Августина, это чудесная песня. Он приводит эту песню как одно из чудес, то есть, что Бог, в то же время Духом, вдохновил весь народ Израиля петь одну и ту же песню вместе, и поэтому  было  бы чудом, если бы это было так, но Писание не вполне ясно в этом.
Но мы оставляем обобщения и переходим к словам, которые, так сказать, представляют собой краткое изложение всего, содержащее суть всего, как если бы Моисей сказал: “Я говорил о многих деталях, которые Бог делает для Своего народа ... но нет подобного Господу, Который славен в святости, страшен в хвале, творит чудеса”. Есть четыре вещи, в которых здесь упоминается имя Бога. Во-первых, нет никого подобного Господу; во-вторых, Он славен в святости; в-третьих, Он страшен в хвале; и в-четвертых, Он  творит чудеса.
Я признаюсь, что, когда мне впервые пришло в голову высказаться по этому тексту, я имел в виду только одно, открытие этого титула Бога: “страшный в хвале”. Мы не находим такого выражения во всей книге Божьей, насколько которой я знаю, за исключением этого одного места. Но поскольку я видел, что в двух первых выражениях тоже много сказано о Боге, я счел полезным показать вам, что в них есть от Нем, и не хотел проходить мимо них.
Итак, во-первых, кто подобен Тебе, о Господь, среди богов, кто подобен Тебе, славный в святости, кто подобен Тебе? Это, видите ли, изложено в форме вопроса. Вопросы в Писании ставятся двумя способами: во-первых, путем восхищения; во-вторых, путем отрицания. Иногда в порядке восхищения: Кто это, пришедший из Едома в крашеных одеждах из Восора (Ис.63.1)! Мы могли бы назвать многих других в порядке восхищения. Есть сотни примеров пути отрицания. В этом тексте мы должны понимать и то, и другое. Во-первых, в порядке восхищения: кто подобен Тебе, о Господь, среди богов, и так далее. Моисей и народ, пораженные изумлением перед славой Божьей, которая теперь проявляется в великих делах, что Он совершил, восхищаются Им и говорят: "Кто подобен Тебе, о Господь?" Путем отрицания, Кто подобен Тебе, о Господь? То есть, нет никого, подобного Тебе. Это первое выражение славы Божьей, вознесение имени Божьего превыше всего, что бы ни было, нет подобного Богу.
Бог так прославляется в этом выражении Своей славы, что нет никого подобного Ему. Мы часто видим это в Писании, как в I Пар.17:20, Господи, нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя, согласно всему, что мы слышали своими ушами. Так же и в Пс.86: 8: "Среди богов нет подобного Тебе, Господи". И Пс 89: 6: ибо кто на небесах может сравниться с Господом? Кого из сынов сильных мира сего можно уподобить Господу? Мы могли бы назвать различные другие места, где Бог прославляется в выражении Своей славы. Народ Божий много прославился в этом, и есть великая причина, по которой Его люди должны это делать.
О благочестивых Маккавеях говорят, что поначалу, по этой причине, их имя было оскорблением, ибо связывалось с этим предложением: “Кто подобен Тебе, Господи, среди богов?” Будучи совершенно увлеченными этим, они написали первую букву иврита каждого слова в этом предложении на своих боевых знаменах и понесли их с собой. На этом основании их называли Маккавеями, прославляя этот титул Бога: “Кто подобен Тебе?”.
На этом же основании Святой Дух приходит к выводу, что все должны почитать и прославлять Бога, потому что нет подобного Ему. Среди богов нет подобного Тебе, Господи, и нет дел, подобных Твоим делам (Пс. 86:8). Запомним, что следует в стихах 9-12: все народы, которые Ты создал, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое; ибо Ты велик и творишь чудеса, ибо Ты один Бог; научи меня путям Твоим, Господи, я буду ходить в истине Твоей; объедини мое сердце, чтобы бояться Твоего имени; Я буду восхвалять Тебя, о Господь, мой Бог, от всего сердца, и я буду прославлять Твое имя во веки веков". Таким образом, вы видите, как святой пророк был захвачен этим выражением Бога, что нет подобного Ему, поэтому научи меня Твоему пути, Господи, я буду ходить в Твоей истине.
Среди богов нет подобного Господу. С таким же успехом это можно было бы перевести как “среди сильных мира сего”. Здесь Бог превозносится не только среди языческих богов, так что среди них нет подобного Ему, но Он также превозносится над всем, что имеет в себе какое-либо превосходство. “Среди сильных мира сего нет подобного Тебе”. Кто бы ни был могущественным и великим, все же Бог бесконечно выше всех. Это заняло бы слишком много нашего времени, если бы мы долго говорили, чтобы показать вам кое-что о славе Божьей в этом, о том, что Он превыше всего и что нет подобного Ему. Поэтому я упомяну только несколько отрывков, применю этот конкретный и перейду ко второму.
Нет никого, подобного Богу, во-первых, в том, что все, что есть в Боге, есть Сам Бог. Это свойство Бога. Нет ни одного создания, в котором было бы какое-либо превосходство, которое достигало бы этого превосходства. Что бы ни было в этом создании, это его сущность, все создания состоят из нескольких вещей. Все, что есть в Боге, есть Сам Бог. Опять же, в Боге есть вселенская благость, и в этом нет никого, подобного Ему. В одном творении есть одно хорошее, в другом - другое, но в Боге есть все хорошее. В Боге есть все превосходство и красота  самым великим образом, в этом нет ничего подобного Ему. Все качества - это всего лишь одно превосходство в Боге, но мы воспринимаем Бога в нескольких превосходствах, одно качество сияет через одно создание, а другое - через другое, и все же все едины в Боге. И все, что есть в Нем, изначально в Нем, Он от Себя и для Себя. Тогда никто не может общаться с самим собой так, как это может Бог, никто не может причинять зло или передавать добро так, как это может Бог.
Богу свойственно сообщать Себя и о Себе столько, сколько Он пожелает, чего не может сделать ни одно создание. Хотя в творении есть лишь несколько капель добра по сравнению с бесконечным океаном, который есть в Боге, все же творение не может передавать эти капли так, как оно хочет. Только Богу свойственно передавать Свою благость так, как Он желает. И не только это, но Он может заставить существо, которому Он передает Свою благость, чувствовать эту благость так, как Ему будет угодно, чего никто другой не может сделать. Хотя одно существо может передавать благо другому, оно не может заставить это существо чувствовать это благо так, как оно желает, а Бог может это сделать.
И поэтому в причинении зла нет никого, подобного Господу. Господь способен выпустить все зло, принести все зло сразу, чего никто другой не может сделать. Он способен заставить существо, которому Он причиняет зло, чувствовать это зло так, как Он пожелает. Одно творение может причинить другому боль, но оно не может заставить его чувствовать эту боль так, как ему будет угодно, но это может сделать Бог. Поскольку Он может объединить все зло, Он способен сделать творение настолько чувствительным ко всему, насколько пожелает, и Бог утверждает это как Свое достоинство, так что Он один может творить добро, и Он один может творить зло, и поэтому нет никого подобного Ему.
В результате получается, что нет больше никого, кому можно поклоняться как Господу. Нет никого, кого можно почитать как Господа. Языческие боги, поскольку они несли только какое-то конкретное благо, требовали только особого служения. Внешнее поклонение, и поклонение в некоторых деталях, послужило бы языческим богам, и они были бы удовлетворены этим и не требовали большего. Для этого была причина, потому что язычники не могли оспорить весть об общем благе, поскольку один бог был для одного конкретного блага, а другой для другого. Поэтому у них было только особое поклонение, подходящее для них, но нет подобного Господу. Он требует всеобщего поклонения и послушания: ты должен поклоняться Господу Богу твоему всем сердцем, душой и силой. Так что нет никого подобного Ему в превосходстве Его природы и в способе общения со Своим творением.
Теперь то, что я сказал, чрезвычайно полезно на всем протяжении нашей жизни, чтобы упорядочить наши пути и мысли по отношению к Богу. Подумайте, насколько это полезно. Мы должны заботиться о том, чтобы, созерцая любую красоту, любое благо или превосходство в творении, сохранять в наших мыслях и сердцах бесконечную дистанцию между Богом и творением. Недостаток этого является причиной почти всего зла, которое есть в мире, и истинное понимание этого является особым средством, позволяющим нам прославлять Бога как Бога.
Итак, я говорю, когда вы видите какое-либо превосходство, красоту или привлекательность в творении и вкушаете в нем какую-либо сладость, убедитесь, что вы сохраняете в своем сердце смысл этой истины, что, хотя здесь есть некоторая сладость, все же Бог бесконечно выше всякого создания, и есть бесконечная диспропорция между тем добром, красотой и превосходством, которые есть в этих созданиях, и Самим Богом. Бог дает нам разрешение открыть наши сердца и утешиться творением, когда мы видим в нем красоту и превосходство. Это потому, что это Его образ на творении, и это Божье превосходство, которое есть. Духовное сердце имеет больше свободы, чтобы отдаться утешению творения, чем любое другое в мире, потому что там оно может встретиться с Богом и вкусить Его. Но хотя Бог дает нам разрешение делать это, все же это для того, чтобы мы всегда были уверены, что оставляем свои сердца для Бога, чтобы осознавать бесконечное превосходство, которое есть в Боге над любым творением, и, если мы не будем осторожны, мы скоро отпадем от прославления Бога как Бога и наши сердца прилепятся к творению.
Это было основой всего внешнего и духовного идолопоклонства в мире. Так возникло внешнее идолопоклонство: люди впервые увидели какое-то превосходство и ценность в творении (например, солнце, луну и звезды), и признали их богами выше себя, хотя они были всего лишь созданиями. В Боге было больше превосходства, чем в любом из них, но, в конце концов, когда они стали слишком пристально смотреть на творение, и их захватило превосходство, которое они увидели там, их сердца прилепились к созданию. Они потеряли представление о бесконечном превосходстве Бога над творением и поэтому отпали от Бога и поклонялись тем, кто не был богами.
Духовное идолопоклонство имеет отношение к тем, кто совершает идолопоклонство с богатством или любым существом. Подойдите к ним и скажите: “Как вы воспринимаете утешения творения? Разве в Боге не бесконечно больше, чем в творении?”. “Да, - скажут они, - но, открывая наши сердца творению и созерцая красоту творения, мы, в конце концов, начинаем терять силу этого понимания, которое было в наших сердцах, и поэтому совершаем духовное идолопоклонство перед творением”. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы сохранять свежим и непоколебимым наше понимание и ощущение той бесконечной дистанции, которая существует между Богом и всеми дарами творения.
Пока вы здесь сохраняете свои опасения свежими и сильными, опасности нет, и вы не грешите, отдавая себя творению, если это не уменьшило ваше понимание бесконечной диспропорции между Богом и созданиями. Поэтому сейчас, видя, что в Боге есть бесконечная, подавляющая высота превосходства над всеми созданиями, в наших сердцах должны быть похожие мысли по отношению к Богу и творению. Поскольку существует бесконечная дистанция между превосходством Бога и превосходством всех созданий, то должна быть своего рода бесконечность в расстоянии и диспропорции между тем уважением, восхищением и зависимостью, которые мы испытываем в творении и от него, и тем, что мы имеем в Боге и от Него. Поэтому вам не следует довольствоваться тем, что вы признаете Бога выше творения, ибо так поступят все. Но вы должны обнаружить в своих душах такую диспропорцию между вашим уважением, радостью и желанием творения и тем, что вы испытываете к Богу, что-то вроде расстояния между Богом и творением. Теперь расстояние между Богом и творением бесконечно. Следовательно, должно быть некое бесконечное расстояние между вашим уважением к творению и действиями ваших сердец и стремлениями к нему и уважением и действиями ваших сердец и душ, которые вы испытываете по отношению к Богу. Это прославление Бога как Бога. Это поклонение души, которым мы обязаны Богу в этом мире. Это истинное освящение имени Божьего, когда оно практически проникает в наши сердца.
Во-вторых, если нет никого, подобного Богу, то из этого следует, что нет никого, подобного народу Божьему, ибо каков Бог человека, таков и он сам. Какого бы бога ни выбрал человек, он такой, каков его бог. Если алчный человек делает богатство своим богом, его следует судить так, и поэтому он сластолюбивый человек или язычник. Итак, если святые Божьи избрали этого Бога своим Богом, и если нет никого, подобного Ему, то из этого должно следовать, что нет людей, подобных народу Божьему. Обратите внимание, как Святой Дух делает этот вывод в различных Священных Писаниях, как в. Втор.33:26 и 29: "Нет никого, подобного Богу Иешуруна, который восседает на небесах, с твоей помощью и в Его превосходстве на небесах". Каков логический вывод Святого Духа? Счастлив ты, о Израиль, который подобен тебе,  народ, спасенный Господом. Так что, чтобы вы видели в соответствии со славой Божьей в любом конкретном случае, она отражается на святых Божьих, и это замечательное превосходство святых Божьих - иметь отражение Бога на них. Счастливы те, у кого Бог является их Богом. Если Бог настолько превосходен, то и они тоже! Если Бог превыше всего, и нет никого, подобного Ему, то и они превыше всего, и нет никого, подобного им!
У вас есть тот же вывод во Святом Духе в 2 Цар.7.22-23: а потому Ты велик, о Господь Бог, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя; согласно всему, что мы слышали своими ушами. Обратите внимание на то, что следует за этим, и какая нация на земле похожа на Твой народ, Израиль? Так что нет никого, подобного народу Божьему, и это должно следовать из сказанного, ибо они такие, как их Бог. Поэтому Моисей говорит, говоря о народе Божьем в Исх. 33: 16: "Так мы будем отделены, я и Твой народ, от всех людей, которые на земле". Именно так вы читаете это в своих Библиях, но слово в оригинале означает “чудесно отделенный”. Божий народ чудесным образом отделен от мира. Как Бог чудесно возвышается над всеми созданиями, так и Его народ. Поэтому в Чис. 27:9 сказано, что народ Божий будет жить один и не будет причислен к народам. Почему? Потому что они - народ Божий, и народ того Бога, у которого нет подобного Ему, и, следовательно, нет подобных им. Это утешение святых Божьих.
В-третьих, из этого следует, что мы должны заботиться о том, чтобы никто не делал для своих богов то, что  мы делаем для нашего. Ибо, если нет никого, подобного нашему Богу, тогда позор, что любой, кто выбирает других богов, должен делать для них нечто выше того, что мы делаем для нашего Бога. Что касается идолопоклонников, то нет никого, подобного нашему Богу. Конечно, у всех идолопоклонников в мире нет такого Бога, как у нас, их скала не такая, как наша скала. Тогда какой позор, если мы сделаем для нашего Бога не больше, чем они делают для своего! Да, мы должны стараться делать для нашего Бога то, что поднимется до уровня превосходства, которое мы ощущаем в Нем.
Увидишь ли ты, что идолопоклонники делают для своих богов? Во-первых, обратите внимание на ревностность духов идолопоклонников к своим богам. Их сердца воспламенены их идолами. Итак, у нас есть в Ис. 57: 5: "воспламеняйте себя идолами под каждым зеленым деревом. Их сердца воспламенились от их идолов-богов, которые не похожи на нашего Бога! О, как же тогда наши сердца должны воспламеняться по нашему Богу! Должны ли мы довольствоваться холодным и мертвым служением нашему Богу и оставаться удовлетворенными им? Какую силу должно иметь для нас это увещевание Апостола  в Рим. 12: 11: будьте ревностны духом, служа Господу. Мы служим Господу, это наш Бог, великий и славный Бог, и поэтому мы должны быть горячими духом, служа Ему.
Во-вторых, в Писании говорится, что идолопоклонники, те, кто поклоняются ложным богам, помешаны на своих идолах (Иер.50:38). Тогда народ Божий должен устремить свои сердца к Богу, чтобы те, кто люди плотские и не способны судить, смотрели на них как на безумцев, и они действительно таковы. Всякий раз, когда сердца святых всецело стремятся к Богу, на них смотрят как на безумцев. Фест назвал св. Павла сумасшедшим (Деян.26: 24), и мы не должны бояться упреков мира в этом, хотя люди презирают нас и считают низменными, мерзкими и сумасшедшими. Идолопоклонники без ума от своих идолов. Поэтому, если есть что-то, чего Бог требует от нас, хотя мир считает это безумием, все же наши сердца должны работать в этом в соответствии с волей Бога. Это позор, что сердца людей могут быть больше для своих богов, чем наши сердца для нашего, потому что нет никого, подобного нашему Богу.
В-третьих, серьезность сердец идолопоклонников после того, как их идолы стали богами, видна из Иер.8:1-2, В то время, говорит Господь, вынесут кости царей Иудейских и разложат их перед солнцем и луной и всем воинством небесным, кого они любили, и кому они служили, и за кем они ходили, и кого они искали, и кому они поклонялись: они не будут собраны и не будут похоронены.Я часто думал об этом месте Писания, оно чрезвычайно примечательно. Я не знаю ни одного места Писания во всей книге Божьей, в котором было бы столько выражений, чтобы показать силу сердец Божьего народа для Бога, как в этом, которое показывает усердие идолопоклонников к их идолам. И они распространят их перед солнцем, и луной, и всем воинством небесным .... Запомните это: (1) кого они любили; (2) кому они служили; (3) за кем они ходили; (4) кого они искали; (5) кому они поклонялись, и все это в нескольких словах. Таким образом, их сердца стремились к своим идолам-богам. Сколько же еще следует сказать о нас о нашем Боге, Которого мы любили, и Которому мы служили, и за Которым мы ходили, и Которого мы искали, и Которому мы поклонялись!
Обратите внимание, как в Священном Писании духи людей сравниваются с их идолами-богами в зависимости от цены, которую они готовы им заплатить. В Ис. 46: 6 говорится: "Они будут сыпать золото из мешка и взвешивать серебро на весах, и нанимать ювелира, и он сделает из него бога". Им все равно, сколько стоит поклоняться своим идолам. О, как было бы стыдно, если бы мы не захотели расстаться с большей частью наших владений ради истинного поклонения истинному Богу! Хотя мы можем потерять наши имения, если мы сможем служить Богу лучше и чище, мы должны быть довольны, потому что идолопоклонники будут щедро одаривать своих идолов золотом из мешка. Сейчас нет никого, подобного нашему Богу, поэтому стыдно, что они должны делать для своих богов больше, чем мы делаем для нашего!
И тогда почему идолопоклонники готовы страдать за своих богов? В I Цар. 18: 28 жрецы Ваала резали себя ножами и копьями, пока не хлынула кровь, чтобы показать свое почтение к своим идолам. Тогда давайте будем готовы претерпеть все, к чему призывает нас Бог. И как они были верны своим идолам. Поэтому Бог говорит в Иер.2: 10-11: "Прилежно подумайте и посмотрите, есть ли такое: изменил ли народ своим богам, которые все же не боги?" Но Мой народ променял свою славу на то, что не приносит пользы. Как плохо Бог воспринимает то, что идолопоклонники не изменяют своим богам, которые бесконечно ниже Его, и все же Его народ изменяет своему Богу, Который бесконечно выше их!
И снова, давайте будем осторожны, чтобы не нашелся кто-нибудь, чьи сердца больше сосредоточены на своих похотях, чем мы на Боге. Возьмите все превосходства в мире, и они бесконечно ниже Бога. Насколько же тогда похоть ниже Бога? Ибо что такое похоть по сравнению со всеми созданиями на небесах и на земле? И все же, как сердца людей настроены на их похоти? Да, как ваше собственное сердце было настроено на злые похоти до этого? Тогда подумайте сами, насколько это бесконечно неразумно, что сердце любого человека в мире или ваше собственное сердце должно быть больше сосредоточено на низменной похоти, чем на живом, вечном и бесконечном Боге. Об Ахаве сказано, что он продал себя, чтобы творить зло (3 Цар.21.20). Тогда будьте готовы продать себя Богу, отдать себя Богу. В Еккл.8: 11 говорится, что сердца сынов человеческих настроены, и полностью настроены творить зло. Не довольствуйтесь какими-то слабыми желаниями и стремлениями к Богу, но пусть ваше сердце будет настроено, и полностью настроено, для Бога. В Мих.7: 3 сказано …они искренне творят зло обеими руками. Отметьте это. Они творят зло, и они творят зло искренне, и они творят зло искренне обеими руками. А теперь, как не стыдно! Не медлите в служении своему Богу. Делайте то, что хорошо, и делайте это обеими руками, и делайте это искренне, от всего сердца.
У нас есть еще одно примечательное место Писания, которое показывает, как сердца людей настроены на то, что является злом. В Притч. 19:28 говорится: "Уста нечестивых пожирают беззаконие". Это элегантное выражение Святого Духа. Это метафора, взятая из практики грубых существ. Возьмите животное, которое долгое время не давали пить и которое испытывает сильную жажду. Если поднести его к воде, он сунет голову в воду, как будто хочет поглотить всю реку и никогда не насытится. Таково значение этой фразы: “уста нечестивых пожирают беззаконие”. Когда человек доходит до своего греха, он так же жаден до него, как зверь, которого не пускали к воде, жаден до воды. О, насколько наши сердца должны быть бесконечно более жадными к Богу и  служению Ему, чем нечестивые люди могут быть жадны до служения своим похотям.
Чтобы завершить все это, у вас есть Исх.30. 34 до конца. Там были благовония, которые должны были быть изготовлены по составу, но было дано следующее поручение: "... что касается духов, которые вы должны сделать, вы не должны делать для себя, в соответствии с их составом, это будет для вас свято для Господа". Итак, я завершаю этот пункт: нет никого, подобного Богу, Он превыше всего. Поэтому, когда ваши сердца находятся в каком-либо хорошем настрое по отношению к Богу, благоухают и возносятся к Богу, обратите внимание, чтобы они не возносились ни к какому творению так же, как к Богу, ибо ваше служение Богу должно соответствовать природе Бога. Нет никого, подобного Богу, поэтому не должно быть никакого служения, которое предлагалось бы кому-либо, как это предлагается Богу. Это главное, благодаря чему имя Бога здесь продвигается. Кто подобен Тебе, о Господь, среди богов!
Теперь мы переходим ко второму, “славному в святости”. Слово, переведенное здесь как “славный”, также означает “великолепный” или “благородный”, и поэтому оно используется во многих местах: Ты великолепен и благороден в Своей святости. Братья, быть святым - это величайшее великолепие, величайшее благородство и высота духа, которые могут быть. Сам Бог - великолепный Бог, и Он благороден Своей святостью. В этом изложено превосходство святости.
“Славный в святости” переводится некоторыми как “славный в святых вещах”, то есть славный в Своих святых ангелах, славный в Своих святых людях, славный в Своем святом Слове, славный в Своих святых таинствах, славный в Своем святом поклонении. Бог, действительно, очень славен в Своих ангелах, в Своих святых, в Своем Слове, в Своем поклонении и в Своих таинствах, но мы будем воспринимать слова так, как они есть у вас здесь: “славный в святости”.
Для объяснения славы Божьей в этом названии необходимо сделать следующие три вещи: во-первых, немного показать вам, что такое святость в Боге; во-вторых, я открою вам, как говорится, что Бог славен в святости; и затем, в-третьих, я покажу вам, почему Бог имеет этот титул, почему о Нем говорят, что Он славен в святости, а не в силе, хотя это был акт силы, который Бог проявил в уничтожении египтян и освобождении Своего народа.
Во-первых, что такое святость в Боге? Мы понимаем это, как и большинство вещей о Боге, путем отрицания: через то, чем это не является, а не через то, что это есть. Мы привыкли говорить, что святость Бога - это то, благодаря чему Его природа свободна от всех видов примесей, от малейшей грязи и нечистоты греха. Поэтому Бог называется светом, потому что свет - настолько чистое создание,  настолько свободное от любой примеси загрязнения, что он может находиться среди нечистоты, не будучи оскверненным сам. Таким образом, Бог может работать с самим грехом без какого-либо осквернения Его природы.
Если бы вы знали, что такое святость Бога в положительном смысле, я бы описал это вам так: это бесконечная прямота и совершенство воли Бога, в особенности то, что Он желает и совершает все, что соответствует бесконечному превосходству Его собственного существа. Превосходство Бога - это высшее проявление и, следовательно, правило всякого превосходства, а воля Бога, всегда соответствующая Его Собственному бесконечному превосходству и неспособная ни в малейшей степени отклоняться от него, является правилом всей святости.
Давайте немного поразмыслим над этим, заглянув в святость творения, и благодаря этому мы увидим что-то от святости Бога, поскольку мы не можем увидеть славу солнца, глядя прямо на него (оно слишком яркий объект для нас, так что мы созерцаем его славу при свете солнца).отражение лучей в воде), поэтому святость Бога слишком ярка, чтобы ее можно было увидеть саму по себе. Мы не можем сразу ощутить бесконечную чистоту и святость Бога, но, глядя на творение, которое является, так сказать, отражением Божьей святости, ее лучом, мы можем прийти к пониманию святости Бога.
Святость творения - это отделение его от обычных вещей для святого использования или посвящение творения каким-либо непосредственным образом Богу для прославления Его имени. Святость святых - это отделение их духа от всего обычного ради Бога как высшей и последней цели. Когда они способны работать для Бога как высшей цели и желать того, что они делают для Бога как конечной цели, и так, как это подходит Богу как высшей цели, это и есть святость их воли.
Так и в Божьей святости. Божья святость - это, так сказать, посвящение Бога Самому Себе; то есть Бог, будучи от Самого Себя и имея Самого Себя в качестве Своей последней цели, отдает Себя Самому Себе и желает Самого Себя в качестве последней и высшей цели, и поэтому желает, чтобы все было в порядке для Себя, ибо Он для Себя есть последняя и высшая цель. Это святость Бога, и образ этой святости - это печать и действие благодати, которые находятся в творении. Когда творение получает возможность желать Бога как высшей цели и всего, что подчинено Ему, тогда о творении говорят как о святом, потому что на нем есть печать Бога. Это Божья святость.
Но что значит “славный в святости?” Как Бог “славен в святости”? Бог славен во всех Своих качествах и делах, и, по правде говоря, в Боге нет ничего более славного, чем другое, каждый атрибут Бога сам по себе одинаково славен. Но в отношении проявления и в соответствии с нашими представлениями одно кажется более славным, чем другое, и Богу угодно говорить с нами в соответствии с нашими представлениями. Поэтому вы можете видеть, как святые особенно славятся в Боге как в святом Боге. Глядя на Него как на святого Бога, они очень радуются и славятся в Нем. Поэтому псалмопевец говорит в Пс.99: 3: "Пусть восхваляют Твое великое и страшное имя, ибо оно свято", и ст. 5: "Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь у подножия Его, ибо Он свят". И позже, в ст. 9, превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на Его святой горе, ибо Господь, Бог наш, свят.
Таким образом, народ Божий смотрит на Бога в Его святости как на особое основание Его восхваления и возвышения. Да, ангелы на небесах смотрят на Бога в Его святости и особенно превозносят Его из-за этого (Ис. 6:3): Херувимы и серафимы трижды восклицают: свят, свят, свят Господь Саваоф. Вы никогда не найдете ни одного из Божьих атрибутов, упомянутых таким образом три раза подряд. Тем не менее, это правда, что Бог бесконечен в силе и мудрости, а также в святости, но вы никогда не найдете в Писании, что Бог назван мудрым, мудрым, мудрым или всемогущим, всемогущим, всемогущим, но святым, святым, святым три раза подряд. И как ангелы небесные обожают Бога особенно за Его святость, так и Церковь Божья в О, взывает: свят, свят, свят, Господь Бог всемогущий, показывая благословенное состояние Церкви Божьей, когда в будущем она станет более освященной. Бог будет обитать среди святых, и тогда они будут поклоняться Божьей святости в высшей степени, превыше любого другого атрибута.
Да, сам Бог, кажется, превозносит Свою святость превыше любого другого атрибута. Поэтому, когда Бог хочет возвыситься в Своей славе и дать вам высшее выражение Себя, Он делает это в том, что Он свят.  "Ибо так говорит высокий и превознесенный, обитающий в вечности, Чье имя свято"  (Ис. 57: 15). Когда Бог хотел возвыситься, это было в этом: чье имя свято. Поэтому, когда Бог клянется Самим Собой (Ам. 4:2), Он клянется Своей святостью. Теперь, когда в Писании говорится, что когда Бог не мог поклясться ничем большим, Он поклялся Самим Собой, поэтому я говорю, что, когда Бог не мог поклясться никаким превосходством выше этого, Он клянется Своей святостью.
Бог прославляется на самих небесах как обиталище Его святости. Небеса - это обитель Божьей славы. Там Бог полностью проявляет Свою славу, но что это за слава? Да ведь превыше всего - святость Бога:  Взгляни с небес и узри из жилища Твоей святости и Твоей славы (Ис.63:15). Да, престол Божий - это Божья святость,  Бог восседает на престоле Своей святости (Пс.47.8). Вы знаете, что короли на своих тронах возвышены и вознесены, поэтому Бог вознесен на престоле Своей святости. Соломон сделал себе трон из слоновой кости и покрыл его лучшим золотом (3 Цар.10.18), но престол Божий - это престол святости, престол яркой, сияющей святости.
Когда Бог радуется о Своем народе, Он делает это так, как будто они святой народ:, ибо ты святой народ у Господа, Бога твоего Господь, Бог твой, избрал тебя, чтобы ты был Его особым народом над всеми людьми, которые на лице Земли. (Втор.7: 6): Далее, вы обнаружите, что этот атрибут святости в большей степени приписывается Третьему Лицу Троицы. Бог Отец - святой Бог, Сын - святой Божий, но Святой Дух получил Свое имя от святости. Очень заметно, что все три Лица требуют равной доли в работе святости в творении, будучи такой частью Божьей славы, что все три Лица совершают ее, где бы она ни была.
Отец - это Освящающий. Иуда говорит о работе освящения, совершаемой Богом Отцом, в первом стихе своего послания к тем, кто освящен Богом Отцом. О Сыне сказано: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее, чтобы освятить и очистить ее омовением воды Слова (Еф.5: 25-26). Христос отдает Себя за Свою Церковь. С какой целью? Не только для того, чтобы Он мог привести ее на небеса, но и для того, чтобы Он мог освятить ее. Затем Дух Божий,  И такими были некоторые из вас, но вы омыты, но вы освящены, но вы оправданы, во имя Господа Иисуса и Духом нашего Бога.( I Кор.6: 11). Так что все Три Лица принимают участие в этой работе. Это славная работа Отца, Сына и Святого Духа.
Но чтобы еще больше продемонстрировать это, святость должна быть славой Божьей, потому что это высшее совершенство и праведность разумного свободного Лица. Разумный свободный деятель - высшее существо из всех, а святость - это праведность этого существа, и поэтому она должна быть славной. Следовательно, благодать называется образом Бога, потому что это то, что представляет Бога в Его высочайшем превосходстве. Образ чего-либо - это то, что подчеркивает его превосходство. Если она делает это обычным и общим образом, это не образ. В Священном Писании святость называется красотой Бога., Единственное, чего я желал от Господа, чего я буду искать, чтобы я мог пребывать в доме Господа во все дни моей жизни, созерцать красоту Господа и вопрошать в Его храме (Пс.27.4).. Что же такое Божья красота, как не красота святости? Святость Бога, проявляющаяся в Его таинствах и Его поклонении, - это блеск и красота бесконечного Бога славы. В Пс. 110: 3 таинства называются красотой святости: Народ Твой будет желать в день Твоей силы красоты святости.
Да, семена святости, даже самый образ ее в творении называется славой Божьей., Все согрешили и лишены славы Божьей ( Рим.3:23). Самое начало работы святости в сердцах святых называется славой Божьей, и гораздо больше - бесконечной святостью собственной природы Бога. Кроме того, именно святость придает блеск всем другим атрибутам Бога и делает их славными и почетными: Свято и дивно Его имя (Пс.111: 9) Потому  имя Бога достойно почитания, ибо оно свято.
Так что примите всю высоту превосходства, которая есть в Боге. Если некие качества таковы, какими вы можете представить их отделенными от Его святости, они не делают Его имя достойным почитания. Это показывает, как бесконечно важно для нас стремиться к святости. Если все превосходства Бога не могут сделать Его имя достойным почитания, будучи отделенными от святости, тогда пусть творение обладает тем превосходством, которое оно пожелает в отношении частей, имущества, достоинства и чести в мире. Уберите святость, и вы не сможете сказать, что Его имя дивно, но Он свято, а потому Его имя дивно. О Боге сказано, что Его имя дивно, потому что оно святое.
Имя Бога славно благодаря святости, потому что это особая цель всех Его дел - продвигать святость. Когда художник рисует что-то, он показывает свое искусство уже в начале, но когда он подходит к концу, он показывает превосходство своего мастерства. Так и с Богом. Бог будет почитаться во всех Его делах творения и провидения, но сейчас Он достигает вершины и зенита всего, и это для того, чтобы Его почитали как святого Бога и чтобы у Него был святой народ, который будет почитать Его здесь и во всю вечность. Святость - это то, к чему стремился Бог, создавая небо и землю. Это то, к чему Бог стремится всеми путями Своего провидения. Это великое дело, ради которого Сын Божий пришел в мир: чтобы Он мог искупить для Себя людей, чтобы Они служили Ему в святости. Это цель великого совета Бога от вечности: чтобы Он мог проявить красоту Своей святости в этих двух великих качествах - милосердии и справедливости. Это ветви Его святости. Чтобы Он мог заставить их сиять всю вечность, это то, к чему стремится Бог. Поэтому святость должна быть славой имени Божьего.
Но по какой причине этот титул дан Богу в песне Моисея “славный в святости”? Причина в том, чтобы показать, что бесконечное превосходство Божьей силы таково, что в ее применении нет ни малейшей примеси зла. Здесь был проявлен акт могущественной силы, и Бог был бесконечно свят в этом акте силы. С людьми все иначе (обратите внимание на разницу между Богом и людьми). Человеку очень трудно совершать великие дела и проявлять великую силу без примеси зла. Когда вода мелеет, она может течь ясно, но как только вода поднимается и переливается, она мутнеет. Обычно с большими потоками поступает много грязи. Мы проявляем свою нечистоту не в обычных делах, а когда стремимся совершать великие дела. Редко мы не проявляем много грязи, но с Богом все иначе. Бог велик в силе и в этом хранит славу Своей святости. И Бог проявил здесь величие Своего гнева на Своих врагов, а также славу Своей святости.
Людям очень трудно это делать. Пусть люди немного раззадорят свой гнев, и сколько грязи они обнаружат! Сколько есть людей, которые чрезвычайно кротки и любвеобильны, пока им это нравится, но позволяют чему угодно разжигать их страсть, и сколько грязи появляется! Подобно пруду, который полон грязи на дне и прозрачен наверху, немного перемешайте его, и будет не что иное, как грязь. Отец или мать не могут быть недовольны ребенком или исправлять его, не подвергая свой гнев изобилию растления, так же как и губернатор со своим слугой. Кто может вершить правосудие над другими, не заботясь о себе, своих целях и личных интересах? Но в этом слава Божья, что, когда Он проявляет Свой гнев, хотя это сильный гнев, Он все равно славен в святости в великом гневе.
Он бесконечно силен в Своем гневе и в исполнении Своих приговоров, и в то же время бесконечен в святости. Поэтому говорят, что сосуды Божьего гнева сделаны из золота, которое является чистейшим металлом. Таков и Бог в исполнении Своих судов. О, давайте будем стараться подражать Богу в этом. Вы, обладающие страстным духом, легко поддаетесь раздражению и обнаруживаете изобилие мерзости, насколько вы не похожи на Бога! Хотя вы недовольны тем, что является греховным, и можете исправлять своих детей и своих слуг, обязательно сохраняйте то, что составляет красоту всего в исправлении других, и это святость.
Этот титул дан Богу, потому что в этом Своем великом деле Он проявил Свою верность, выполнив Свои обещания Своему народу. Бог дал много обещаний Своему народу о его сохранении и освобождении, и Бог выполнил эти обещания. Теперь Божья верность - это ветвь Его святости. Поэтому, поскольку Он проявил Свою верность в этой работе, Моисей и другие люди превозносят Его имя этим великим титулом “славный в святости”. Для нас очень полезно, что Божья верность является ветвью Его святости. Если вы сравните два места Писания, вы обнаружите, что это так. В Ис. 55: 3 Бог говорит: "Я заключу с тобой вечный завет, верное милосердие Давида". И это место Писания цитируется в Деян.13:34: "Я дам вам верные милости Давида". Именно так мы читаем это, но в оригинале это “святые и верные дела Давида”. Так что, когда Бог приходит, чтобы проявить милосердие в соответствии со Своим Словом, Он являет славу Своей святости, и это замечательно помогает Божьему народу укреплять свою веру.
Вы слышали, что слава Божья - это Его святость. Теперь одной из составляющих этой святости является Его верность в выполнении Своих обетований Своему народу. Поэтому, поскольку Бог любит Свою славу, быть верным в выполнении Своих обетований - это забота Бога, поскольку Он любит Свою славу, и Бог смотрит на это как на Свою славу. Вам дороги ваши утешения, и вам дорого ваше спасение, но Божья слава Ему дороже. Да, Божья слава Ему дороже, чем ваша душа или ваше вечное состояние могут быть для вас. Вершина Божьей славы - Его святость, и Его святость заключается в этом, прежде всего, в Его верности Своим обещаниям.
Теперь о применении этого. Из этого вы можете понять, правильно ли вы когда-либо понимали Бога. Позвольте мне задать вам этот вопрос: что это за превосходство Бога, для которого раскрывается ваша душа? Мы много говорим о Божьем превосходстве, и все мы говорим, что любим Бога, восхищаемся Богом и благословляем Бога. Но теперь, что есть в Боге, что привлекает ваше сердце к Нему и заставляет вашу душу любить вашего Бога, благословлять вашего Бога и радоваться вашему Богу? Неужели Бог проявит к вам милосердие, простит ваш грех, спасет вашу душу и приведет вас на небеса? Это то, за что мы должны любить и благословлять Бога, но должно быть и нечто большее. Наши сердца должны быть захвачены самой Личностью Самого Бога, и это должна быть личность Бога в Его превосходстве, и что это такое? Его высочайшая святость!
Сиял ли когда-нибудь блеск бесконечной святости Бога в вашем сердце и привлекал ли ваше сердце к Нему? А ваше сердце когда-нибудь трепетало при виде сияния Его святости? За это ты Его любишь? Если это так, вы правильно знаете Бога, и ваше сердце правильно обращено к Нему. Давид говорит: 0, слово Твое очень чисто, поэтому слуга Твой любит его (Пс.118.140). Можете ли вы сказать это? “О Господь, Ты чист, Ты свят, и поэтому Твой слуга любит Тебя. Твое Слово свято, и Твое поклонение свято, и Твои слуги святы, и Твои таинства святы, и поэтому Твои слуги любят все это”. Если красота Божьей святости - это то, что привлекает ваше сердце любовью к Богу, тогда пропорционально это будет красота святости во всех святых вещах, которая привлечет ваше сердце к любви и наслаждению ими. Тогда вы будете смотреть на Его святых как на славных в святости, на Его поклонение, Слово и таинства как на славные в святости, и поэтому ваше сердце будет привлечено к ним. В Пс.33: 21 вы видите, как святые Божьи радовались в Господе, и их сердца тянулись к Нему из-за Его святости,  ибо наши сердца возрадуются в Нем, потому что мы уповали на Его святое имя. Доверие к святому имени Бога - это то, что заставляет наши сердца радоваться в Нем.
Во-вторых, исходя из этого, народ Божий должен очень утешаться в Боге тем, что им приходится иметь дело с Ним как со святым Богом. Хотя Его люди встречаются с большим количеством нечестия в духе людей, с которыми они общаются, в Боге нет ничего, кроме святости, да, самой красоты и славы святости. Братья, это восхитительно, да, это редкое и благословенное событие - встретиться с другом, у которого чистое и непорочное сердце, в котором нет примеси, который свят в своих целях и в своих целях, у которого дух свободен от лукавства. Какая радость, когда один друг, у которого чистое и чистое сердце, свободное от лукавства, может встретиться с другим, таким же, как он, и они могут быть близки друг другу во всем! Но какое же это наслаждение - встретиться с Богом, Который бесконечен в чистоте и святости, в Котором вообще нет ничего смешанного! Бог радуется нам, потому что в нас есть всего несколько капель Его святости. О, как же нам тогда радоваться в Нем, Который безграничен в святости?
Когда мы имеем дело с людьми, мы не всегда находим их такими, какими мы ожидали. Много раз мы встречаемся с людьми, наделенными выдающимися качествами и дарованиями, но когда мы сближаемся с ними, мы не находим их пути и дух, соответствующие величию и превосходству этих качеств и даров. Это очень досадно для святых, когда они смотрят на выдающихся и превосходных людей и надеются найти в них подходящую долю духа, но вместо этого они находят обилие грязи в их душах. Хотя это может вас беспокоить, благословите своего Бога в том, что, когда вы будете иметь дело с Богом, вы не найдете в Нем ничего, кроме святости. Вы увидите, что Он действует в соответствии со Своим превосходством, ибо я сказал вам, что такова природа Божьей святости. Это совершенство Его воли, посредством которого Он совершает все, что соответствует Его возвышению и превосходству. В человеке есть превосходство, но не всегда благодать в его сердце, чтобы использовать его должным образом. Но Бог всегда действует так, как подобает Его превосходительству и превосходству. Теперь, когда наши сердца возвышаются созерцанием Божьего превосходства, и мы думаем, что всегда найдем Бога, действующего в соответствии с этим, какое это утешение для милосердной души против всего зла, с которым он встречается в душах людей, с которыми Он общается.
Для дальнейшего утешения святых, если Бог славен в святости, то и святые славны в святости. Помните первый пункт: поскольку нет никого, подобного Богу, поэтому нет никого, подобного Его народу; каков бог человека, таков и он. То, что может сделать бесконечного Бога славным, должно сделать бедного червя славным созданием. Это правда, то, что прославит бедняка, не прославит короля, но то, что прославит короля, должно прославить нищего. Святость придает блеск и славу самой Божественной природе, бесконечному Богу, так что, если она у вас есть, она должна прославить вас.
Поэтому можно заметить, что сообщение о святости Бога нам выражается иначе, чем Он сообщает нам какие-либо другие атрибуты. Когда Бог сообщает нам Свои знания, о нас не говорят, что мы приобщаемся к Божественной природе через это, Его силе и тому подобному. Но когда Он сообщает нам о Своей святости, тогда говорят, что мы становимся причастниками Божественной природы. Святость святых - это то же самое, что и святость Бога, как бы Его луч. Так говорит Писание в Евр.12: 10: Он наказывает нас для нашей пользы, чтобы мы могли быть причастниками Его святости. Отметьте это: “Его святости”. Поэтому это придает нам удивительную славу и превосходство, поскольку позволяет нам действовать как Бог и жить как Бог, ибо что такое святость Бога, как я уже говорил, как не то, что Он действует для Себя в качестве Своей конечной цели, соответствующей Его собственному превосходству?
Итак, святые приходят, чтобы трудиться для Бога в соответствии со своей мерой, как своей конечной целью, соответствующей бесконечному превосходству Самого Бога. Они живут так, как живет Бог, и действуют так, как действует Бог, и поэтому подходят для общения с Богом. Жизнь растения делает его непригодным для общения с животными,  жизнь животных не имеет общения с людьми, и люди без святости не имеют общения с жизнью Бога. Итак, святость - это высшая жизнь всех существ, являющаяся жизнью Бога. Следовательно, это делает человека пригодным для общения с Богом, поскольку в общении должна быть та же жизнь. Следовательно, ни одно создание не может иметь общения с Богом, если оно не живет той же жизнью, что и Бог, но если вы приобщаетесь к святости, вы живете жизнью, которую ведет Бог, и поэтому достойны общения с Самим Богом.
Кроме того, святость прославляет не только вашу личность, но и все, что вы имеете и делаете. Она освящает все. Как золото освящается  алтарем, так и самые естественные действия и пути общего Божьего провидения освящены для Божьего народа. Все блага, которыми они наслаждаются, сияют благодаря той святости, которую Бог вкладывает в них. Как Божья святость придает блеск всем Его атрибутам, так и святость в святых придает блеск их ролям, именам, сословиям и общению с другими. Святость придает красоту всему. Если у человека с прекрасными качествами нет святости, в нем нет блеска и красоты; но возьмите человека, у которого также есть способности и святость, о, каков блеск, который тогда появляется в нем!
Святость - это сам принцип вечной жизни, самое начало вечной жизни в сердце, и то, что непременно перерастет в вечную жизнь. Святость - это надлежащий объект Божьего восхищения. Богу нравятся не ноги человека, а его святость. Пусть человек будет тем, кем он хочет, если Бог видит в нем хоть какое-то впечатление святости, Его душа сливается с этой душой.
Святость - это то, что отделяет творение для Бога и вечной жизни. Существует двойное разделение творения для Бога. У вас есть выражение в Пс. 4:3: "Господь отделил благочестивого для Себя". Он пассивно отделен, а затем у него есть активный принцип, чтобы отделить себя для Бога. Бог в Своем вечном избрании выделяет тех, кого Он намерен спасти для Себя. “Вот те, - говорит Бог, - кого Я выделил из общей массы человечества, чтобы Они приумножали богатство Моей благодати и жили со Мной всю вечность”.
Если бы Бог посмотрел с небес на мужчину или женщину в собрании и сказал: “Да будет известно всему миру, что Я от вечности отделил этого мужчину и эту женщину, чтобы прославить их вместе со Мной навсегда”, все бы смотрели на такого мужчину или женщину как на действительно славных созданий. Но теперь знайте, что если Бог запечатлел на вас образ Своей святости, у вас столько же чести от Бога, как если бы Он так говорил с вами, а в некоторых отношениях и больше. Ибо, если бы Бог объявил, что от вечности вы были отделены от творения для Бога, это было бы славно; но когда Бог вложил в вас принцип Своего собственного Духа, чтобы вы могли отделиться и посвятить себя и все, что у вас есть, Богу, это более славно. В другом вы пассивны, но в этом вы активны.
В нечестии больше зла, чем в осуждении. Люди боятся осуждения, того, что Бог отделит их от вечности, чтобы возвеличить славу Своей справедливости над ними, и это действительно ужасно. Но пока вы воспринимаете это как ужасное, вы активны в том, что еще ужаснее. Грязью и порочностью своего сердца и жизни вы активно обрекаете себя на вечный гнев и страдания. В другом вы пассивен, и вы только отделены, но в порочности своего сердца вы активны и отделяете себя. Святость - это посвящение творения Богу, отделение его от всего остального Богу с помощью активного принципа. С другой стороны, грех - это отделение творения активным принципом от Бога ко всем страданиям.
Как святость делает имя Бога почитаемым, так и святость в святых вызывает почтительное уважение к ним в самой совести нечестивых людей. Возьмите самого мерзкого из нечестивых людей. Хотя они кричат против вас, если вы будете ходить строго, ваше близкое хождение с Богом вызовет уважение и почтение в их сердцах, даже несмотря на их сердца. Причина, по которой народ Божий не пользуется людским почетом и уважением, заключается в том, что люди не ходят строго. Многие люди обманывают самих себя. Они думают, что другие строгостью пренебрегают и осуждают ее, и поэтому они начинают ослабевать в своем строгом хождении. Но это делает их неуважаемыми, и это справедливо по отношению к Богу, и так и должно быть.
Помогает ли вам уменьшение святости завоевать больше уважения? Нет, ходите ближе к Богу, и вы получите уважение со стороны человеческой совести. Делайте то, что люди не могут, вы разозлите их похоть, но вы убедите их совесть. В своем самом серьезном настроении они скажут: “О, если бы моя душа была в душе этого человека!” Как часто они говорят это на смертном одре! Святость придает превосходство и славу даже низким вещам. Вот закон: какую славу он придавал куску дерева, кожи или меди, когда он был освящен для священного использования. Это было Божье установление. Бог вложил этот дар, а не человек. Для человека думать, что во власти его воли заставить Бога почтить творение или что другие, относящиеся к Богу, значит ценить творение больше, чем то, что Бог вложил в него, и это является большой ошибкой. То, что я должен приписывать Божественное превосходство тому, что имеет превосходство только естественное, было бы большой дерзостью с моей стороны, но если таково Божье установление, тогда на это возложена слава, как в храме. Поскольку оно было посвящено Богу Его учреждением, само дерево, медь и все остальное имели превосходство. Если церемониальная святость придает такое превосходство куску кожи, то что же образ Божий должен придать бессмертной душе!
Еще одно применение: если Бог славен в святости, тогда, конечно, Бог будет поддерживать святость в мире. Это одна из причин, среди прочих, почему этот титул дан Богу, потому что Он работает для Своей церкви. Бог будет чтить Свои собственные таинства и поклонение и будет поддерживать Своих святых, которые святы. “Сохрани меня, Господи, - сказал Давид, - ибо Я свят, и Ты не дашь святому Твоему увидеть тление”. Если ты Божий святой, Он не оставит тебя во власти растления. Он защитит вас и поддержит вас. Поэтому, говорит псалмопевец в Пс. 68: 35, о Боже, Ты страшен в Своей святыне.
Есть ли кто-нибудь, кто причинит вред Божьему народу, когда он стоит на пути Его святого поклонения? Бог будет страшен в Своей святыне мест для таковых. Эти выражения направлены против врагов Бога, потому что они выступают против святости Бога и народа Божьей святости. Пусть все люди обратят внимание на то, что они делают, выступая против святых и путей святого поклонения Богу, ибо Бог сохранит святость. Поэтому для всех нас важно самим почитать святость и как можно больше прославлять Божью святость в мире. Давайте все будем стараться быть святыми, как свят наш Небесный Отец. Пусть Пс.89: 17 будет нашей молитвой, Пусть красота Господа, нашего Бога, будет на нас. О, возрастайте больше в святости, в которой заключается красота Бога! Больше беседуйте с Богом, чтобы вы могли быть святыми. Когда Моисей сорок дней находился на горе, беседуя с Богом, он сошел с сияющим лицом, и, конечно, у тех людей, которые много беседуют с Богом, их лица будут сиять святостью. Многое можно получить, беседуя с Богом, Который является святым Богом.
Покажите красоту святости в своем поведении, чтобы другие могли сказать, что если один луч святости так восхитителен в человеке, то насколько славен в святости Сам Бог! Я помню, что сказал один язычник о Боге христиан, когда увидел их мужество. Он сказал, что Бог христиан - великий Бог. Давайте ходить так свято перед другими, чтобы они могли прочитать святость в нашем поведении и были вынуждены сказать, что Бог этого народа - святой Бог. Особенно следите за своим сердцем, чтобы очистить его, когда вы приближаетесь к этому святому Богу в этом святом поклонении. Тогда трудитесь, чтобы освятить Его имя. Посмотрите под ноги. Не вносите своей грязи в присутствие  святого Бога.
Это примечательное выражение Иисуса Навина в его книге (Иис.Нав.24.19), когда люди говорят: "Мы будем служить Господу, ибо Он - наш Бог". Иисус Навин сказал: вы не можете служить Господу, ибо Он святой Бог. Это как если бы он должен был сказать: “Служить Господу - совсем другое дело, чем вы думаете, потому что вам приходится иметь дело со святым Богом. Просто внешнее поклонение не послужит Его славе”.
Это доказательство того, что люди не знают Бога, когда они могут так незначительно отклонить Его служение. Видение Бога поставило бы вас в другое положение. Если бы вы знали Бога в Его святости, вы бы смотрели на служение Богу как на великое служение. Вы бы служили святому Богу. Как сказано в 3 Цар. 6: 20, кто может устоять перед этим святым Богом? Если бы вы восприняли Бога как святого Бога, ваше сердце было бы поражено страхом и благоговением, и вы бы сказали: “Кто может устоять перед этим святым Богом?” В Пс. 89: 7 говорится, что Бога следует бояться в собрании Его святых и почитать тех, кто вокруг Него. Все люди должны почитать Бога, но если вы приближаетесь к Нему, тогда вы должны потрудиться, чтобы освятить свои сердца. Как вы можете предстать перед блеском и красотой Божьей святости с умышленной нечистотой в своем сердце?
 Книга Иова 13:11 - замечательный текст. Не устрашит ли вас Его превосходство? Вы слышали, что Божья святость - это Его превосходство, поэтому я говорю вам, которым приходится иметь дело с Ним, разве Его превосходство не заставит вас бояться? Осознаете ли вы свою нечистоту, и приходите ли вы в присутствие святого Бога и не боитесь и не трепещете перед Ним? О, какое у вас смелое, дерзкое сердце, которое может прийти в присутствие святого Бога с нечестивым сердцем и не трепетать! Было бы замечательно полезным во всех наших отношениях с Богом иметь ясные представления о Его святости.
Трудитесь, чтобы таким образом возвеличить Бога. Как Бог славен в святости, так и являйте Его во славе, сохраняя Его поклонение чистым. Это особая вещь, на которую смотрит Бог, чтобы мы обращали внимание на то, что мы делаем, оскверняя Его поклонение. Божьи таинства - это красота Его святости. Поэтому мы должны трудиться, чтобы прийти к ним чистыми и непорочными. Это то, что Бог повелевает Своей Церкви: хранить сосуды Своего святилища в святости, и это таинства. В Исх. 20:24-25 Бог поручает Израилю построить Ему жертвенник, но Бог говорит: "Если ты хочешь сделать Мне жертвенник из камня, не строй его из тесаного камня: ибо, подняв на него орудие твое, ты осквернил его". “Что, - могут сказать они, - у нас будет алтарь из грубого камня? Разве мы не должны отшлифовать его и сделать прекрасным и роскошным? Разве это не сделает ее более привлекательным для взгляда? ”“Нет, - говорит Бог, - если ты поднимешь на него инструмент, ты его осквернишь”. Мы склонны думать, что такие-то и такие-то изобретения людей и такие-то и такие-то церемонии сделают поклонение Богу славным, но это большая ошибка.
Для блудниц нормально раскрашивать свои лица. Они не будут довольствоваться своей естественной красотой, но будут более помпезны в своей одежде, чем целомудренные матроны. То же самое и с Вавилонской блудницей. Насколько славны ее сторонники во всем своем поклонении? Какие странные вещи они совершают, чтобы затронуть внешние чувства, не имея чистоты поклонения Богу? Конечно, эти вещи оскверняют поклонение Богу. Сравните два текста для этого. , Все они, делающие истуканы, тщеславны, и их сладости не принесут пользы ( Ис. 44: 9) Заметьте, изображения идолопоклонников - восхитительные вещи в их уважении, но посмотрите, что Бог говорит о них в Иез.7: 20, Что касается красоты Его украшения, Он придал ему величие, но они сделали их образами своих мерзостей и отвратительных вещей в них. Они называют их восхитительными вещами, но Бог называет их отвратительными. Но когда Бог говорит о Своих собственных таинствах, Он говорит, что Он придал красоту явлению Своего величия.
О, поклонение Богу в простоте и ясности Евангелия! Это украшение Бога, красота Его украшения, и красота Его украшения в величии! Какие фразы здесь? Это поклонение Богу, но если человек примешивает что-то свое к поклонению Богу, это отвратительно для Бога. Поэтому, если мы хотим почитать и возвеличивать Бога в Его святости, давайте сохраним Его поклонение чистым, ибо святость навсегда становится поклонением Богу.
Размышление об этом должно смирить нас и заставить устыдиться остатков нечестия, которые есть в наших сердцах. Вид Божьей святости заставил Исаию воскликнуть горе мне, ибо я погиб, потому что я человек с нечистыми устами, и я живу среди народа с нечистыми устами, ибо глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Ис. 6: 5), Конечно, ничто в мире не обладает такой силой смирять сердце, как Божья святость. Ваше сердце правильно смирено для греха, когда вы смотрите на него как на то, что противоречит чистой природе Бога. Я беспокоюсь не только о своем грехе, потому что боюсь, что он принесет с собой ад, но и потому, что я увидел бесконечную святость Бога и чистоту Его природы. У меня очень грязная натура, противоположная Его бесконечной святости. Исследуйте свои сердца, правильно ли ваше смирение или нет. Это хороший аргумент, когда бесконечная святость Бога заставила вас увидеть свою нечистоту и, исходя из этого, смирила вас.
И, наконец, как мы все нуждаемся в Иисусе Христе. Если Бог славен в святости, мы все должны сказать: “Кто может устоять перед таким святым Богом!” Если бы не святость благословенного Посредника, Который стоит между Отцом и нами и представляет Отцу Свое бесконечное удовлетворение за наши грехи и одевает нас Своей праведностью, горе, горе нам! Если бы вы могли представить, что все превосходства неба и земли были вложены в одно существо, кроме святости, если бы в этом создании была хотя бы капля нечистоты и нечестия, Бог вечно ненавидел бы это существо. Если бы не было Посредника между этим созданием и Богом, Бог вечно изливал бы на него Свой гнев, ибо Бог настолько славен в святости, что Он бесконечно ненавидит грязь. Мы удивляемся, когда слышим о великих страданиях, угрожающих нечестивым людям, но мы бы не удивлялись, если бы знали святость Бога.
Бог так бесконечно ненавидит грех, что Он немедленно отослал всех ангелов, которые пали в цепях вечной тьмы и отказался вступить в малейшие переговоры или примириться с ними. Итак, в чем причина того, что, хотя в нас так много нечистоты, Богу угодно примириться с нами, и он допускает нас в Свое присутствие, и дает нам надежду видеть Его лицо с радостью всю вечность? Это так: потому что у нас есть Посредник, а у них его нет. Если бы не это, мы могли бы проливать потоки крови из наших глаз, а Бог ненавидел бы нас. Его гнев вечно тяготел бы над нами.
Поэтому, хотя вы можете радоваться присущей вам святости, пусть ваши сердца будут сосредоточены на совершенной святости Иисуса Христа и принесите это Богу. Хотя в вас самих и в ваших обязанностях много нечистоты (ибо что для нас - предлагать долг святому Богу), пусть это вас утешит. Вам не нужно иметь дело с Богом в себе, но через Христа, и в Нем у вас есть свобода прийти. Вы можете смело смотреть в лицо Бога. Это великая тайна благочестия, открытая в Евангелии, что, несмотря на безграничность Божьей святости, для нас, оскверненных созданий, есть способ смотреть на этого Бога с радостью. Этой тайне учит только Евангелие. Хотя сейчас люди думают, что могут прийти и воззвать к вам, а вы приходите, чтобы увидеть свою нечистоту, ваше сердце погрузится в вечное отчаяние. Тогда вы не сможете вынести созерцания Бога. И если вы не познакомитесь с Богом на таком пути примирения, вы будете погублены навсегда. Поэтому изучайте тайну Евангелия. Используйте Христа, чтобы слава Божьей святости была не для вашего ужаса, а для вашего утешения.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn