Что значит воровать демократически

Эдуард Островский
На фото сцена обмена американского  шпиона на советского разведчика. Фильм "Мёртвый сезон", "Ленфильм", 1968 год.


      Здравствуйте, Андрей Сергеевич!* Вчера получил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из УЭБ и ПК УМВД по Екатеринбургу, по факту приобретения оптом картофеля сотрудниками СОКПБ 19 10 2022 (обращение от 22 11 2023 n 1304161) Прилагается.
      Всего понадобилось 9 обращений и почти 3 месяца, чтобы этот факт зарегистрировать в полиции в соответствии со ст 145 УПК РФ. Месяц длилось дознание и вот "отказной" по факту этой отдельной закупки, вне связи с аналогичными материалами по оптовым закупкам картофеля СОКПБ, по которым дознание шло 5 лет с 2017 по 2023 гг. И вот в 2022-ом мною было представлено для регистрации ещё 4 факта оптовых закупок СОКПБ и её двух филиалов, последний - самый красноречивый (о закупке 23 тн картофеля по 27 рублей, при наличии предложения на рынке по 11) - он и был зарегистрирован полицией и в дальнейшем расследовании отказано, поскольку "не обнаружено событие преступления".
Начальник управления по надзору за следствием Областной прокуратуры - Костин, на основании того, что "Нет нарушений торгов в действиях работников СОКПБ, а конкретные данные о совершении преступления отсутствуют", - 23 03 2023 также отказался направлять этот материал для проверки в правоохранительные органы: исх. 161-1784-2018 .
      Объединил я эти два ответа -городского УЭБ и ПК и прокуратуры СО, поскольку они пришли в один день, по поводу одного материала, а главное, раскрывают общий, и , на мой взгляд неправильный подход работников прокуратуры и полиции Екатеринбурга и Свердловской области.
      Поскольку я намерен просить вас направить вместе с этим обращением жалобу областному прокурору на решение полиции по факту отказа в возбуждении уголовного дела, решил изложить существенные обстоятельства в форме обращения в администрацию Президента, а уже в самой жалобе ограничиться только перечислением оснований, поскольку все мои развёрнутые доводы  прокуратурой исследовались 5 лет и, как видно, безрезультатно.
      Итак, полиции не хватает события преступления, а прокуратуре конкретных данных о его совершении. Полицейские даже не стали оспаривать мои данные про то, что картофель был куплен по цене в три раза дороже рыночной, поскольку не без оснований полагают, что сам факт какого угодно завышения цены не обязательно является событием преступления, поскольку данное преступление, предусмотренное статьёй 285 УК РФ, имеет объективную (действия) и субъективную ( умысел) стороны.
Объективная сторона по мнению полиции, опровергается опросом А.А.Ваулина - начальника межрайонного управления Минфина СО, который пояснил, что нарушений в данной закупке работники СОКПБ не допустили, а все прежние мои жалобы о таких нарушениях не подтвердились.
      Товарищ Шабунин, ВРИО начальника УЭБ и ПК УМВД России по Екатеринбургу, отказавший в возбуждении уголовного дела, наверное вполне логично пришел к выводу, что если нет нарушений в действиях, то какой смысл исследовать умысел должностных лиц?
      На мой взгляд неточность в том состоит, что всё же экспертной оценки Ваулина недостаточно, чтобы, видя такую разительную разницу рыночной оферты и контрактной цены, про которую утверждает заявитель, ограничиться словами представителя Минфина СО. Ваулин, ссылаясь на ведомственную инструкцию, утверждает выводы противоположные закону о закупках-фз 44, в части соблюдения принципа экономичности, установленного ст 6.
       Кроме этого, у Ваулина вполне может быть конфликт интересов: он контролирует законность закупок на территории области среди региональных учреждений - значит и СОКПБ контролирует. Этого конечно недостаточно, чтобы высказывать такие претензии к уважаемому человеку. Но я прочитал отчеты Комиссии по Противодействию Коррупции СО. Данные о контроле в госзакупках представляются Минфином, и они следующие: среди типичных нарушений законодательства о контрактной системе, завышение НМЦЗ (начальная максимальная цена закупки) вообще не отображено среди других типичных нарушений. Указано 400 и 200 (год к году 21-22) фактов привлечения к административной ответственности за эти нарушения. Всех сделок порядка 50 ти тысяч на сумму 300 млрд в год. Данные о самом распространённом и массовом виде наказания работников - дисциплинарном - даны в сравнении процентов роста - падения год к году, само количество таких наказаний за нарушения в закупках - не публикуется. Данных о привлечении за нарушения закупочного законодательства путём злоупотребления должностными полномочиями - ст 285 УК РФ - не приводятся, видимо их нет. Последние такие случаи были в 2017 - 5 уголовных дел.
       Дело не в Ваулине, а в самом подходе к контролю Минфина за деятельностью в закупках: количество проверок существенное, но всё ограничивается дисциплинарной или административной ответственностью "госзакупщиков". При том, что существенных, связанных с завышением НМЦЗ, нарушений там тысячи, а уголовных дел по инициативе Минфина вовсе не возникает, - не передаются материалы в отношении нарушителей в полицию для регистрации и возбуждения уголовного дела. А вся эта бурная деятельность по привлечению к дисциплинарной и административной ответственности госзакупщиков при том, что существенных нарушений там тысячи, вольно или невольно, является ни чем иным как маскировкой самой этой коррупции должностных лиц-руководителей региональных и муниципальных предприятий, которую они осуществляют при помощи своих подчинённых - работников контрактных отделов своих предприятий.
       Вот и получается, что сотрудники уголовного розыска, сбиваясь с ног, ведут расследование по каждой квартирной краже, а такие факты регистрируются по заявлениям потерпевших немедленно, а на торгах по госзакупкам одним контрактом должностные лица "выносят" бюджетных денег на суммы равные кражам одновременно в целом подъезде, но до этого никому нет дела - ни прокуратуре - ни полиции. Да, возможно, инженера по закупкам предупредят или лишат премии, по материалам проверки Минфина или Департамента по Закупкам СО. А если кто то, вот как я, начинает ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности, то полиция, "посоветовавшись" с работниками соответствующих Департамента и Министерства, отвечают: "Нет факта преступления, уважаемый товарищ". А прокуратура, докажет это более обоснованно: "Нет конкретных данных о преступлении. Нет данных что "откаты" берут из перечисленных денег руководители предприятий, а если так, за что же их уголовно - наказывать? А госзадание по освоению средств и обеспечению деятельности учреждения успешно выполняются".
       Других обоснований, кроме доводов Ваулина, товарищ Шабунин не приводит. Но даже если допустить что событие, нарушающее фз 44 имело место, это вовсе не значит, что это преступление. Товарищ Шабунин, видимо, оставляет эти выяснения на возможное будущее, как это в течение пяти лет происходило. И эти 5 лет я и занимался тем, что пытался убедить полицию и прокуратуру в том, что не нуждается ст 285 Ук РФ в доказательствах корыстной заинтересованности должностных лиц "почему то" завышающих закупочные цены, как делают это в Областной психиатрической. Не нуждается, поскольку ещё в 2009 году Верховный Суд постановлением n 15 нацелил в правоприменении по статье 285 добиваться выяснения не только мотива корыстной заинтересованности, но и мотивов иной личной заинтересованности, и пленум привёл примерный перечень таких мотивов, оставляя судьям и следователям оценивать такие мотивы, являются они они "иными личными" или нет.
      В процессе работы с возражениями прокуратуры на мои жалобы, я предположил, что сам факт перечисления завышенных сумм, а в данном случае это происходило систематически - годами, и свидетельствует о наличии,так называемой, "иной личной заинтересованности", в соответствии со ст. 285 УК РФ. Пленум говорит о мотивах маскировки преступления, о карьерном мотиве, указав далее, - "И тому подобные".
Прямое перечисление сумм заведомо - больших, чем необходимо, что это, как не заинтересованность в выгоде исполнителя контракта, а не предприятия "на которое работает" должностное лицо? Он обязуется государственной дисциплиной, выраженной должностными инструкциями, и законом - ст 6 ФЗ 44, - действовать в интересах своего предприятия. А что это значит в закупках? Это значит, во всяком случае с этим картофелем, что он должен быть приобретён по минимальной рыночной цене сложившейся на день торов в данном регионе. В данном случае, картофель был представлен в рознице ( В Ленте) от 19 руб, а оптом - от 11-ти.
Но год за годом СОКПБ практиковалось именно завышение в среднем на 100%, ответственности за это не наступало. А полиция, проявляя крайний инфантилизм, или ожидала что появятся доказательства корыстного умысла, или пыталась их как то добыть, чтобы уж преступление было доказано, но не используя понятие "иная личная заинтересованность".
       Для того, чтобы заниматься оценкой иных личных мотивов самостоятельно, нужна была воля работников дознания, следствия и прокуратуры. А суды бы эту волю проявить смогли, если бы такие дела по обвинению в соответствии со ст. 285 УК РФ, в судах появились.
       Итак, правомерное применение ст 285 Ук РФ, при том, что умысел может быть не только корыстный, открывает дорогу к полной и немедленной ликвидации преступлений связанных с умышленным завышением цен при госзакупках. У нас таких сделок 3-4 млн. год к году на 40 трлн. Как только начнётся правомерное применение ответственности, должностным лицам придётся отказаться от своих преступных намерений, поскольку наказание ( до 10 лет) становится неотвратимым.
       Вот я, с вашей помощью, в течение 5-ти лет пытался убедить в необходимости законного применения статьи 285 УК РФ. Но мне и сегодня своими решениями, как бы говорят полицейские и прокуроры, что главное в работе по госзакупкам, это соблюдение процедуры торгов, а при обращении должны иметься конкретные данные о совершении преступления. Никто прямо не возражает против того, что действия в интересах исполнителя - недостаточны для доказательства преступного умысла, но, тем не менее, раз за разом, отказывая самые убедительные материалы, где преступления предусмотренные ст 285 - очевидны.
       Надеюсь, администрация Президента сможет составить своё мнение о данных, изложенных мною, фактах и доводах.
На основании вышеизложенного, прошу содействовать законному решению по следующей жалобе -

Прокурору Свердловской области Крылову Борису Александровичу

Здравствуйте, Борис Александрович! 23 03 2023 получил извещение и сам текст постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по КУСП n 6287 от 22 02 2022 вынесенного руководителем отделения (ВРИО) УЭБ и ПК УМВД Росси по Екатеринбургу Шабуниным Е.Р. , по факту нарушений законодательства о закупках - ст 6 фз 44, сотрудниками СОКПБ при закупке 23 тн. картофеля 19 10 2022 по цене 27 рублей за кг при предложении на рынке - от 11 рублей.
Егор Романович, на мой взгляд, без всяких оснований утверждает, что в материале по моему обращению не содержится события преступления. Упоминая о моём утверждении, что цена сделки завышена в три раза, он мои доводы никак не комментирует. Но мною, кроме утверждений, были представлены и источники информации о цене картофеля в то время в том месте. Информация была направлена в обращении по этому факту в администрацию Президента 22 11 2022 регистрационный номер 1304161.
На основании вышеизложенного данное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст 285 УК РФ прошу

ОТМЕНИТЬ

Материал направить для дальнейшей доследственной проверки, с целью установления обстоятельств наличия или отсутствия состава преступления в действиях должностных лиц сокпб.


*Чоботов Андрей Сергеевич, начальник Управления Администрации Президента по вопросам противодействия коррупции


**См.:
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2009 г. N 19

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/