Аэрокобры против немецких асов - 6

Андрей Грачев 2
Глава четвёртая: в небе Кировограда, Севастополя и Молдавии.

Зимой 1944 года 8-я ВА получила передышку, 9-я гиад отправилась отдыхать. В составе 8-й ВА, таким образом, остался только один полк, вооружённый "Кобрами" - 9-й гиап. Весной, когда началось наступление на Севастополь, полку этому работы хватало. Враг был очень силен: здесь воевали самые лучшие асы JG52. Бои с ними для 9-го гиап складывались с переменным успехом, и полк понёс довольно чувствительные потери. Самой тяжелой из них была потеря 7 апреля майора Карасева Александра Никитовича, одного из лучших асов полка, заместителя командира по ВСС.

Утром группа полка совершала вылет на сопровождение бомбардировщиков, а на обратном пути была атакована бф-109 из 5 и 6 отрядов JG52. В ходе боя Липферт заявил сбитым один "Як", как он решил, хотя это и были "Кобры". На самом деле, в этой фазе боя побед одержано не было. Однако удалось отрезать от основных сил Карасева. Немцы пытались его загнать пониже. Пилоты 5 отряда атаковали сверху, а лейтенант Хельмут Липферт из 6 отряда, большой любитель повиражить, старался измотать аса на виражах. Другие пилоты полка помощи ему не могли оказать, так как не могли бросить бомбардировщики. Улучив момент, известный ас и командир 5 отряда Вильгельм Батц атаковал сверху, решив, что уже сбил Карасева, но тот на самом деле ушёл в пике. Однако тут его всё же подловил Липферт. Самолет был сбит и упал. Карасев его не успел покинуть. Однако сказалась крепость "Кобры" - самолёт упал с небольшой высоты, поэтому не разлетелся на части. В итоге Карасев выжил, отделался травмами и потерей сознания. Он попал в плен. На счету аса было 23 победы. Примечательно, что немцы заявили три победы по итогам боя, хотя одержали одну, да ещё и тип напутали.

10 апреля полк провел тяжёлый бой, погибли два пилота. Немцы на фв-190 провели внезапную атаку, после чего строй полка оказался сломан. Один из погибших пилотов, лейтенант Кильговатов Олег Ануфриевич, был асом с 7 победами. Примечательно, что атаковали полк штурмовики из SG2. Эта эскадра была не совсем типичной штурмовой эскадрой. Она действовала зачастую как истребительная. В том бою как раз отличился её лучший ас, Аугуст Ламберт. Примечательно, что и пилоты JG52 в другом бою с тем же полком заявили сбитыми аж четыре Кобры, на деле не сбив ни одной. Три из них записал наш знакомец Батц. Большой, прямо скажем, любитель приврать.

5 мая был сбит неоднократно нами упомянутый Алелюхин, но, к счастью, спасся с парашютом. Дело было так. Двумя четверками лётчики 9-го гиап сопровождали Пе-2. Ведущим одной из четверок был Алелюхин. Немцы попытались атаковать Пе-2, причём это снова были фв-190 из SG2. Алелюхин пошёл на выручку, как вдруг на него свалилась пара бф-109 (опознаны они были ошибочно тоже как фв-190), и ас был сбит в результате стремительной атаки. Сбил его ас из 8 отряда JG52 оберфельдфебель Карл Грац.

Что касается побед полка в этот период над асами люфтваффе, то нами таких случаев не обнаружено. Во всяком случае, пока. При этом в целом действия полка были достаточно успешные. Особенно доставалось от действий лётчиков полка эскадре SG2.

Много приходилось вести бои 7-му ИАК. Бои эти шли с переменным успехом. Советская армия на юге Украины стремительно шла вперёд, и, если зимой 43/44 корпус воевал в районе Кировограда, то весной уже вёл бои в небе Молдавии и Ясс. Впрочем, бои эти не отличались особой ожесточённостью. Тем не менее, некоторые из них заслуживают упоминания.

Так, 7 января в районе Кировограда был в бою с "Кобрами" подбит унтер Манфред Майвальд из 8 отряда JG52. Он попытался дотянуть до своих, но разбился. На счету этого аса было 14 побед. Это было отражение налета хе-111, на перехват ушли две четверки 9-го иап (не путать с 9-м гиап!). Одна из четвёрок атаковала хе-111, причём ведущим её был сам командир полка, майор Тимофеев Сергей Иванович. Он прорвался к "хейнкелям" и два из них заявил сбитыми. Ещё один сбил лётчик Алексеев. Прикрывала их четверка старшего лейтенанта Леонов Николая Феоктистовича.

Заметив, как бф-109 пикируют на группу Тимофеева, Леонов быстро среагировал и атаковал ведущего. Тот задымил и пошёл к земле. В свою очередь, ещё одна пара бф-109 атаковала уже пару Леонова, которая вырвалась сильно вперёд. Страховала его пара Сахарова Сергея Васильевича. Сахаров, грамотно страхуя Леонова, сбил один из бф-109, ещё один записал на свой счёт его ведомый Антонов.

В общем, полк провел бой очень грамотно, потерь избежал, сбил сильного немецкого аса. Кто конкретно его сбил из трех претендентов, установить затруднительно.

В последующие дни полк нес тяжёлые потери. Так, 15 января полк отражал налет ю-87. Было заявлено сбитыми целых девять ю-87 (цифра эта, увы, завышена существенно) и один бф-109. Но и сам полк потерял двух опытных лётчиков - младшего лейтенанта Алексеева Бориса Михайловича, восемь побед, и командира эскадрильи Илларионова Андрея Ивановича, 4 победы. Отличились пилоты 9 отряда JG52 Ханс-Йоахим Биркнер и Херманн Вольф.

Следующий день был для полка ещё тяжелее. Пришлось отражать ряд ударов врага. День стоил полку шести самолётов и четырёх пилотов. Особенно тяжелой потерей была гибель комэска Леонова. Вылетев на перехват в составе четверки, он атаковал хе-111 и сбил его, однако сам был атакован бф-109. Его ведомый Суриков пытался воспрепятствовать атаке, но сам попал под удар и был сбит. Леонов тоже из того боя не вернулся. На счету аса было 23 победы. Сбил его лейтенант Франц Шалль из третьего отряда JG52.

Именно 9-й иап понёс в тех боях самые значительные потери и весной в боях участвовал ограниченно. Другие полки понесли потери менее значительные и сохранили полную боеспособность.

Весной 44 года корпус вёл бои в районе Ясс. Бои эти, как мы уже отмечали, были скорее репетицией к боям конца мая и начала июня. Тем не менее, они были довольно сложными.

Помимо JG52, приходилось биться с штурмовиками из SG10. Эта эскадра уступала SG2 по умению вести воздушный бой, но всё же, как мы увидим, была далеко не безнадёжна. Кроме того, сюда была брошена на некоторое время IV группа JG54.

Характер боев во многом изменился. Поскольку пилоты "Кобр" теперь были весьма бдительны и реагировали на внезапные атаки без промедления, а в составе действующих здесь немецких частей было не так уж много мастеров этих атак (основные асы бились в Крыму), то всё чаще немцы старались втянуть "Кобры" в бои на виражах, в групповые схватки. Заметим, что немцы здорово завышали свои достижения, зачастую довольно нагло накручивая результаты.

К примеру, 17 апреля было заявлено три сбитых Кобры, однако реально сбита была одна: был сбит пилот Лусто из 129-го гиап, спасся с парашютом. Лётчик достаточно сильный, имевший 10 побед на счету. Сбил его лейтенант Манфред Эбервайн из 2 отряда JG52. Второго мая было заявлено 13 Кобр, реально потеряно было всего шесть. Третьего мая удалые немецкие ребята заявили целых восемь Кобр, но реальные потери составили два таких истребителя.

Вместе с тем, бои были непростые, и порой в них бывали сбиты сильные советские асы. 18 апреля в районе Чимишени немцы атаковали небольшую группу 129-го гиап, бой шёл на виражах, немцы постепенно отжимали группу к земле. Им удалось сбить замечательного аса, младшего лейтенанта Кошелькова Николая Филипповича, который был постоянным напарником другого отличного аса, Бекашонка Михаила Васильевича. Советский ас погиб. На счету его было 18 побед. Примечательно, что сбили его именно в бою на виражах, а сделал это тот же самый Эбервайн.

28 апреля был сбит в ходе подобного же боя старший лейтенант Аскирко Иван Адамович из состава 438 иап. Он имел 11 побед на счету. Ас попал в плен, потерял руку по ранению, однако смог сбежать из плена и вернулся в полк. На задания, конечно, больше не летал, но службу в ВВС продолжил. Сбил его лейтенант Франц Шалль из третьего отряда JG52.

2 мая погиб ас 129-го гиап, лейтенант Королев Виктор Григорьевич, имевший 12 побед на счету. Ошибку допустил его ведомый Мариинский, во время боя с большой группой вражеских истребителей он потерял из виду Королева, чем и воспользовались немцы. Отличился командир 10 отряда JG54 Пауль-Рудольф Деттера.

5 мая группа "Кобр" 69-го гиап, заметив ю-87, атаковала их, но была и сама атакована, причём истребители сопровождения старались сбить ведущего группы. Увы, это им и удалось сделать. Погиб комэск капитан Лавриненко Афанасий Кондратьевич, имевший 9 побед на счету. Сбил его оберлейтенант Зигурд Хаала из 10 отряда JG54.

Итак, в групповых боях на вираже "Кобра" лишалась перевеса над вражескими истребителями, что и доказали эти бои. Потери были весьма неприятные, кроме того сбить в ответ немецких асов в тот период не получалось. Хотя в целом побед одержано было немало. Но и в принципе асы на этом участке фронта в тот период были наперечет, зато выросло число малоопытных пилотов, которых периодически ловили в прицел пилоты "Кобр". В итоге к по-настоящему серьёзным боям пилоты "Кобр" подошли, имея отличный опыт, и были готовы дать немцам жестокий отпор.