Иверская икона в соборе баварского Мосбурга

Анатолий Гурьевич Холодюк
 
Фото: список иконы Иверской Божией Матери соборе г. Мосбург. Фото  автора.

В Верхней Баварии на берегу реки Изар расположен основанный  в XII  веке на месте  бывшего бенедиктинского  аббатства  небольшой  город Мосбург (Moosburg an der Isar). Главной его достопримечательностью является большой католический собор Св. Кастула (Kastulusmuenster). Мощи св. Кастула († 286), замученного и заживо погребенного в песчаном карьере на Via Labicana в Риме, во второй половине VIII века попали в баварский Мосбург.  Монахи-бенедиктинцы и верующие горожане очень почитали этого святого мученика, чье имя  тесно связано с жизнью  и легендой св. Севастьяна (Себастиана). В 1171 году в городе началось строительство   собора в честь св. Кастула. Гордостью современного собора является редкий по красоте  Лейнбергерский алтарь работы (1508 — 1514) Ганса Лейнбергера — скульптора и резчика по дереву  из  соседнего с Мосбургом  города  Ландсхут.

В  южной  части собора имеется боковой алтарь св. Алоизия (Aloisiusaltar). Он посвящен итальянскому монаху-иезуиту Алоизию Гонзаге (1568 — 1591), которого Католическая церковь считает покровителем молодежи и студентов.  Алтарь привлекает внимание паломников встроенными в него  копией  православной иконы  Иверской Божией Матери и вотивной табличкой под нею, кратко поясняющей  историю происхождения образа. Однако история появления  самой иконы  в  Мосбурге  окутана тайной.

Иверская икона, прославленная своими чудесами,  принадлежит, как известно, к иконографическому типу Одигитрия («Путеводительница»). Ее оригинал, с которого   воспроизводятся иконы-реплики, хранится в Иверском монастыре на Святой горе Афон. Хотя  первые  упоминания об Иверской  иконе  появились только в IX веке,  христиане верят, что лик Богородицы был создан на ней самим евангелистом Лукой.

Справочное издание о соборе Св. Кастула сообщает, что выставленный в алтаре  св. Алоизия  список  Иверской иконы создан в XIX веке[1]. Однако авторы книги умалчивают, когда и при каких обстоятельствах он появился в Мосбурге. Неизвестно и лицо, передавшее на хранение или подарившее собору икону. Ответы на эти вопросы не найти  и в тексте  вотивной таблички.  На ней  витиеватым почерком  и   одним  предложением представлена  история-легенда иконы. На первом плане таблички изображены дорога, часовня с иконой на скалистом морском  берегу и  человеческая фигура с поднятой правою рукою.

Первые слова надписи заставили задуматься: «Napoli di Romunia in Morea…» Что это за место на земле, где неизвестным художником была создана копия Иверского образа? Поиски ответа оказались недолгими. Оказывается, это итальянское название греческого города Нафплион, что находится на омываемом водами Арголидского залива восточном «пальце» полуострова  Пелопоннес. 

…В этом историческом городе жил некий «турецкий живописец». Однажды он подошел к каменной часовне и предстал  перед  Иверской иконою. В помрачении ума или в озлоблении он ударил ножом или другим острым предметом по образу Богородицы  и «пронзил  щеку» на Ее лике. Когда из пораженного места на его глазах потекла кровь,  изумленный художник оторопел и  раскаялся в содеянном.  Чудным образом в нем произошли перемены убеждений, сердца и жизни. Далее обращенный  художник  написал список этой чудотворной  иконы. Он взял с собою икону и  отправился  в Вену,  где «крестился» и стал христианином… Вот, пожалуй,  и все, что известно об истории   Иверской иконы в Мосбурге…

В отличие от картин библейского содержания, развешанных  в  католических храмах  Баварии, список Иверской иконы  Божией Матери в соборе Мосбурга не просто украшает его интерьер, создавая в нем религиозную обстановку. Здесь Иверский образ выполняет другую функцию — он предназначен для сугубой молитвы верующих,  возбуждает  у них  молитвенный настрой, вызывая интерес католиков к православным иконам.