Утраченные смыслы. Спорина

Геннадий Берестнев
Человек живет в мире смыслов. И мир открывается ему в смыслах, которые им освоены, введены в сознание. Нет смысла – нет и отвечающей ему сущности.

Важный смысл, утраченный сознанием современного «цивилизованного» человека, - «спорина». Совсем недавно это был организующий центр его мировидения. Но экспансивная научная парадигма сначала лишила этот смысл значимости, а затем и вовсе вывела за рамки осознания. Важная сторона мира перестала для человека существовать.

Что же такое – спорина?

Этот смысл под разными именами встречается в самых разных культурных традициях.

У народов Меланезии и Полинезии он называется «мана» - это нематериальная субстанция эффективности, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, предметы. Наличие этой субстанции определяет успешность в делах, достижение ближайших целей, урожайность, излечение от болезней, эффективность предметов (например, оружия), продуктивность чего-либо и т.п.

У ирокезов Северной Америки это «оренда», у алгонкинских народов это «маниту». У народа понгве на Занзибаре это «еки». В иудейской традиции это «браха», у арабов (особенно у суфиев) это «барака» - мистическая благодать Бога. Воины пожимали друг другу руки, чтобы обменяться баракой как субстанцией доблести. В христианской традиции это  «благодать» (харис) - особый дар для человека от Бога. Дается исключительно по Его милости, без всяких заслуг со стороны человека (благодать нельзя заслужить или вымолить). Благодать радикально меняет духовную и душевную стороны человека, наделяет его необычными способностями – умением исцелять, понимать чужие языки, творить чудеса, проповедовать (I Кор.12, 7-12).

Спорина у восточных славян – это такая же нематериальная субстанция, обусловливающая все виды успешности и благополучия. «Спорый дождь» - несильный, но хорошо увлажняющий  почву, «работа спорится» - при небольших усилиях оказывается продуктивной, «спорая мука» - такая, которая в небольшом количестве дает большое количество хлеба. Спорину можно украсть, но ею можно наделить что-то по желанию. Когда человек входил к кому-то в дом, он приветслововал его обитателей словами: «Спорина в квашню» (В.И. Даль).

Как же думать об этой «субстанции блага», не привязываясь к ее различным названиям?

• Это нечто такое, чем можно располагать;
• Это нечто  такое, что разлито в мире, и может быть накоплено (украдено, подарено);
• Это нечто такое, что радикально меняет жизнь человека в лучшую сторону; обусловливая продуктивность его деятельности во всех аспектах;
• Это нечто такое, что дает человеку здоровье, благополучие, достаток, счастье и т.д.;
• Это нечто такое, что открывает в человеке необычные способности;
• Особое  качество, которое человек получает в этих условиях, - его душа открывается Богу. Человек начинает слышать голос Бога, но и его голос (его молитва) достигает ушей Господа.

Принимая смысл спорины (и близких смыслов) сегодня, человек делает первый шаг в направлении реального овладения этой силой. Но главное – он возвращается к полноте мировидения, некогда утраченной.