Глава 3. Уроки бывают разные

Ася Котляр
Бывает урок-уныние, урок-песня, урок-откровение, урок- разочарование, урок-беда, урок-победа. И много-много других уроков.  Но самый чудесные из всех возможных – это уроки-подарки.

О таких уроках я впервые услышала от Шалвы Александровича Амонашвили, когда он приехал в нашу школу на свой первый семинар. Его урок назывался «Слова-подарки», но я почему-то запомнила этот урок, как «Уроки-подарки». Всего у нас прошло пять его семинаров, и каждый был открытием для меня. Потому что у этого удивительного человека, который стал близким другом нашей школы, есть такое замечательное свойство: он дарит уроки-подарки нам, учителям.

Что такое урок-подарок попробую объяснить.
Шалва Александрович Амонашвили спросил нас, учителей, сидящих в зале:
«Скажите, мои хорошие, когда для вас начинается урок?»
Учителям всё было ясно в этом простом вопросе:
«Когда открывается дверь кабинета, в котором сидит класс…»
«Когда входишь в класс».
Кто-то сказал: «Когда садишься готовиться к уроку»…
Но я понимала, что если бы было всё так просто, Шалва не задал бы нам этот вопрос.
«Так когда же он начинается?» - спросили мы.
«Урок начинается тогда, когда вы только подумали о нём. Вот пришла в вашу светлую голову мысль: «завтра у меня будет урок с таким-то классом», и всё, процесс запущен».

И правда, подумала я тогда. Как всё просто! Вопрос в том, как подумать об этом уроке?
Можно светло: завтра я приду и будет урок, как солнце: яркий, тёплый…
Можно сумрачно: опять эти  «изверги» будут сидеть в мобильных телефонах, а я весь урок буду злиться и отбирать их…
Можно равнодушно: Урок; как урок. Один из ста тысяч, что я успела провести за 40 лет стажа. Как же я устала от этих уроков…
А можно радостно: Я увижу лица ребят, они будут ждать, когда я приду, посмотрят на меня с улыбкой, и я на них посмотрю с улыбкой. И состоится таинство. Состоится наш с ними урок. Я буду учителем для них, они будут учителем для меня.
Я спрошу у них: «Ребята, вы любите подарки?»
А они мне ответят вопросом на вопрос:
«Майя Леонидовна, ну вы даёте! А кто же не любит подарки?»
«Тогда я хочу сделать вам подарок, мои дорогие».
«Какой?»
«Я подарю вам урок…»

Если вы думаете, что подарить урок легко, то вы либо заблуждаетесь, либо никогда не работали в школе.
Чтобы подарить урок, нужно провести тщательную мобилизацию себя, любимой: нужно потратить время, порой в ущерб своему отдыху, своей семье, включить на полную мощь творчество,  подготовить задания и создать презентацию. Не просто скачать её, или, скажем, сделать на скорую руку. Презентация должна быть индивидуальной, вашей, не похожей ни на чью другую. 

Иногда, чтобы создать такую презентацию, у меня уходит от пяти до восьми часов. А иногда и пару лет. Я увлеклась этим делом очень давно, в 2012 году. Откуда я так точно помню? На первых моих презентациях стоит именно этот год. Методом проб и ошибок я создавала простенькие презентации, без анимации, без картинок, но они были мои и ничьи больше.

Задача к уроку - обязательна.
Фраза дня – обязательна. Нужно подключать к процессу обучения детей великих математиков. Нужно дарить ребятам умные мысли тех, кто по крупицам собирал знания. Сейчас это сделать просто: открыл Всемогущий Гугл, и пожалуйста: учёные, их высказывания, их работы и вклад в науку… Казалось бы – зачем тогда я? Ан нет: я – это самая важная деталь урока. Через меня они смотрят на мир математических формул, и именно через меня они понимают, как важно в жизни знать азы предмета «Математика». Да, на самом деле в интернете есть всё, и презентаций – миллион по любой теме. Но когда ты вкладываешь в такую мелочь, как презентация, капельку своей души, происходит волшебство: ребята улавливают на подсознании твои биоритмы, а презентация, как образ, закрепляет их знания.
Гуманная педагогика говорит, что воспитывают только образы. Я много раз находила подтверждение этому постулату.

Например, когда я преподаю  тему «Положительные и отрицательные числа», я обязательно рассказываю про поездку по Израилю. Перевозя нас из Иерусалима к Мёртвому морю, автобус остановился возле небольшой таблички, где было написано: «уровень мирового океана». Это сейчас там построен почти комплекс, а в 1994 году, когда я впервые побывала в Израиле, была лишь небольшая табличка. Я  рассказываю ребятам, как образовалась мёртвое море, говорю, что это самая низкая точка земли,, расположенная на 400 метров ниже уровня моря! Показываю картинки, рассказываю о том, как осторожно нужно окунаться в эту солёную воду, чтобы не повредить глаза...
А потом говорю о Голанских высотах, которые находятся на высоте 900 метров от уровня моря. И только после этого перехожу к числам…

Или, скажем, тема «Модуль» в шестом классе. Начинаю не с определения, а рассказываю историю о моём поступлении, о том, как мне попалась задача на вступительном экзамене, которую я не могла решить. Показываю перфокарты, на которых писали задания для всех курсах: именно на таких жёлтых перфокартах для огромной ЭВМ (электронно-вычислительные машины) преподаватели писали задания для всех экзаменов на всех курсах, начиная от первого и заканчивая последним, пятым курсом. Дети, замерев, слушают о том, что я плакала, не зная, как сказать комиссии, что я и в глаза не видела такие задания, и что в школе ничего подобного мы не решали, хоть я и училась в математическом классе. Потом рассказываю, как передо мной извинились члены экзаменационной комиссии, потому что карточка попала не туда, куда нужно, и что это были матрицы, с которыми мы познакомились только на первом курсе…  Когда я с блеском решила новую задачу и ответила на все вопросы комиссии, председатель экзаменационной комиссии сказал:
«Разрешите задать последний вопрос. Скажите, Майя, что такое модуль числа?»
«Модуль числа, - рассказываю я ребятам, – это была моя любимая тема. Я обожала уравнения и неравенства с модулем, учась в школе. 

Ответив на этот вопрос с лёгкостью, я поступила в университет и теперь стою перед вами… Иначе мы никогда бы не встретились… А каждая встреча является судьбоносной, дорогие мои….»
А потом они внимательно слушают, что же такого интересного представляет из себя этот модуль…

Или, например, стихи. Ко многим темам у меня есть маленькие четверостишия, запомнив которые, ребята всю жизнь знают тему, например такую, как
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»:

На примеры смело ринусь –
Их решать я не боюсь:
ПЛЮС на МИНУС будет МИНУС,
МИНУС, МИНУС – это ПЛЮС.

Возвращаюсь к урокам-подаркам, друзья.

Итак, пробую вывести формулу урока-подарка:
Берём профессионализм. Добавляем опыт, труд, улыбку, любовь к профессии, детям и людям вообще. Смело кладём частицу души, оснащаем знанием о том, что такое из себя представляет ребёнок, а в особенности новые дети, пришедшие в наш мир. Добавляем творчество, честность, желание творить добро.  Замечаем успех, пусть даже совсем маленький, каждого ученика. Связываем всё это с жизнью, удовлетворяя потребность учеников понять, как им всё это пригодится в жизни, шлифуем свой язык и превращаем нудный урок в урок-подарок.
Никогда нельзя кричать на таких уроках. Даже голос повышать нельзя. Можно спугнуть птицу счастья, которая тоже прилетает посмотреть на такой урок.
Да, не всегда получаются такие урок, но когда получаются, нужно видеть лица детей: на них восторг и радость. И на следующий урок они приходят  с огромным желанием опять получить подарок… А мне не жалко: берите, милые, их у меня много… Как, впрочем, у каждого учителя…

Продолжение:http://proza.ru/2023/05/28/1578