Золото

Яков Заморённый
    Лет пятьдесят назад, я отдыхал  в Богом забытой деревне. Да и то добраться  туда можно было только вплавь. Нет не на острове она приютилась, а просто, когда сойдя с рейсового автобуса проходишь по тропинке через лесок и подходишь к речке, то орёшь во всё горло - « перевезите» . И как ни странно этот крик срабатывал не хуже, чем паром с расписанием .

   Обычно дед Василий или кто-то из его сыновей выходил на берег неся на плече самодельные вёсла. Через минут пять, скрипя уключинами, он причаливал и забирал тебя. Ехали как всегда молча, дед был занят вёслами, положив две подаренные болгарские сигареты за оба уха. Речка была не широкая, но несмотря на аж пятьдесят лет советской власти не была перекрыта мостом.

   Жили тогда все не особо богато, и домам тем слегка скособочившимся, было лет по сто. Очень давно они были выстроены с размахом и мастерством, но век, что для человека, что для дома срок серьёзный. О былом богатстве свидетельствовали лишь самовары, приколоченные в качестве рукомойников, в каждом дворе, да не простые, а тульские, и не просто тульские - а все в медалях да в узорах. Но не про быт хочу рассказат, не мастер я описывать деревню , потому как долго могу отдыхать в деревне - дня три, максимум  неделю, если приковать цепями.

     Короче, как был я « дитя асфальта»,так им и остался. Поэтому «если вовремя не подтащить меня к выхлопной трубе» легко могу задохнуться от воздуха чистого да звонкого. Сами знаете как жизнь течёт в деревнях, и что там за серьёзные события происходя. Ну например пёс Пират брехал всю ночь, или там антенна покосилась и телевизор третью программу из рук вон плохо  показывать начал.

     А тут вдруг такое - газик милицейский приехал, не через речку конечно, а со стороны колхоза, если ехать не на автобусе, а с большака вокруг, считай почти из райцентра. И приехали с обыском, вы наверное никогда не видели, что бы в деревню да с обыском.  Вот и я такое в первый раз, даже в кино про Анискина не глядел. А тут они к Кузьмичу прям без повестки или предупреждения, взяли из соседей понятых и стукают в дверь по - серьёзному. И зашли и дверь притворили, и тут в селе, ну то есть в деревне все затихли .

        И с избы почти до темна никто не выходил. Но потом со штукой которой мины ищут, давай огород утюжить уже и солнце вроде за лес закатилось. Искали до темна ,и хотя вроде там нашли какие то слиточки , забрали деда с собой в газике. Ну на следующий день только и разговоров, что про вчерашнее.

  И хоть подписку с понятых взяли, но даже я знал, что искали золото. Какое к чёрту золото у Кузьмича то .  Он что из кулаков что ли. Да у него даже радиоприёмника в  доме не было. Нет деньги может какие и водились, но то с города дочка помогала, у неё муж по зубной линии вроде как. И у них и машина, говорят была и квартира кооперативная. Правда редко приезжали к нему всё по югам, потому как его только в избе и видели .

     Я пробыл в тот раз в деревне  до конца недели. Кузьмич при мне не вернулся обратно. Да и потом я узнал,что срок дали бы  Кузьмичу за оборот драгоценных металлов, сдал его родственник, который по коронкам то золотым. Но не  дожил он до суда, сердце не выдержало. Вообщем тайна так и осталась тайной откуда у старика золото было ,может от родителей или ещё откуда только поговаривали чуть не килограмм нашли.

      Прошло время дом его ветшать стал, ибо бобылём был и дочка, так в деревне то и не показывалась. А потом и вовсе детвора туда по вечерам лазить повадилась сначала в сад, а потом и внутрь. А вот только  к осени и сгорел дом, лихо занялся да и весь дотла, аж до углей и пристроечка с дровами, что запасал из реки. Он всё топляки собирал и сушил и на дрова пускал.   Ну и забыл бы я про всё это, но вот только подарил он мне тогда колобашку дуба морёного, что из речки. Долго она у меня валялась, лет десять наверное. А тут как то пришлось чёрный ромбик ключевинку менять, ну там кто-то вместо морёного дуба берёзовую вставку поставил и покрасил тушью. Но ведь не гоже на «павловском комоде» оставлять неправильные вставки.

      Тут я про колобашку и вспомнил. Отпилил от неё кусочек подходящий, а глазки то тогда у меня молодые были - глядь на спиле  какие то точечки блестят, тоньше волоса раза в два. И блеск не стальной, а слегка жёлтым отдаёт. Тут у меня в голове искорка щёлкнула, как если в розетку штепсель сунуть. Пошёл я к ребятам знакомым металлистам, у которых печка муфельная настоящая. Положили деревяшку на огнеупорную плашку и врубили печку на полную. Через час открыли и ссыпали всё что от  деревяшки осталось в стакан с водой. Ясное дело вся угольная пыль всплыла сразу, её и слили.   А на дне смотрим песчинки как шарики микроскопические - золото одним словом. Короче золота там может если сплавить комару если обручальное кольцо сделать на мизинец. Так значит и добывал дед видать  по песчинкам, не для себя для дочки старался.

    Это уж потом  подтвердилась моя версия, вы наверное и не слышали про такое дерево «анегри» - разновидность африканского ореха. А только заказали нам из него шкафы и мебель для кабинета сделать.  Не успели мы всю заготовку на станке прострогать, как строгальные ножи затупились. Пришлось купить новые, не проходит неделю тоже самое.

  Я прихожу в фирму поставщика и устраиваю им разнос - как мол ваши хвалёные бундесовые ножи через неделю тупые напрочь, где ваше проверенное немецкое качество , или производство уже переехало из неметчины в сарай на берегах славной реки «Хуанхэ». Но они клялись и божились, что никакие не китайцы к этому руку не прикладывали. И как делали гансы так и делают.

        Ушёл я от них не солоно хлебавши. Но вот только зря  камень держал на них за пазухой. Пришёл домой и стал читать книгу про древесные породы и обомлел - анегри оказывается через свои сосуды капиллярные песок вместе с водой из почвы в себя затягивает. И вот этот то  песочек и тупит любые ножи, да хоть из самой что ни на есть легированной стали.

  Так что похоже и те брёвна у Кузьмича золотой песочек то всосали, может и у дуба капиляры  не хуже работают ...

про золото