Бесценная книга Верзилина

Степан Каширин
Мои друзья знают, что с детства я люблю растения и с десяти лет занимаюсь как выращиванием, так и коллекционированием этих зелёных сокровищ. У меня в комнате в кадушках росли лимонные и апельсиновые деревья, при чём кадушки я изготавливал сам из досок, а что бы ёмкости не прогнили, внутрь стелил целлофан. На дно кадушек, как и положено, выкладывал дренаж из камней. Так вот растений у меня было всегда много и я сажал всё, что можно было купить в те советские времена в магазинах. Цитрусовые выращивал из косточек. Лимонное дерево было самым высоким растением в моей комнате, оно превышало 180 сантиметров. Почву я покупал, а так же любил её готовить сам, мастерил своеобразные компостные реакторы для создания гумуса, поливал их ежедневно и за несколько месяцев вся органика превращалась в плодородную почву для цветов.
В том районе в котором мы тогда жили, у нас была огромная квартира, окна очень большие, подоконники почти метр толщиной. На этих подоконниках можно было устанавливать хоть тазы с растениями, но и этого для меня было мало, я мастерил специальные деревянные полки для цветов, что бы больше поместилось, поэтому окно у меня быстро стало “многоэтажным” и каждый этаж заняли жильцы в горшках. Кадушки с цитрусовыми деревьями стояли у окна на полу, над книжными полками на три метра разгулялся сциндапсус, а на балконе у меня летом росли помидоры и даже картошка. Да, всю крышку стола занимал большой ящик с землёй в котором я выращивал настоящий картофель и в последствии собирал урожай. Картофелины конечно вырастали маленькие, но зато очень вкусные, особенно когда пожаришь на сливочном масле.
Огород на балконе имел и ещё одно преимущество своего положения, там никогда не было колорадских жуков. Зелёный лук, петрушка и укроп двенадцать лет снабжали наш семейный обеденный стол своим витаминным комплексом.
С каждым годом растений у меня становилось всё больше и больше. Когда мне было 11 лет, я стал собирать ещё и кактусы. Коллекция со временем разрослась прилично, на полках одного окна уместились  84 штуки и многие из них цвели.
В народе есть такое выражение: <<У тебя лёгкая рука>>, так вот мою руку можно считать лёгкой на 99% поскольку у меня росло всё, что я сажал и это меня радовало, даже яблони,  ёлки и кедры, но у каждого Наполеона есть своё Ватерлоо, не росло у меня никак кофе! Была в те годы мечта, вырастить из косточки кофейное дерево. Найти и купить такое растение всё равно, что слетать на луну, нужно было долго искать, а для этого требовались связи которых у меня не было. С огромным трудом мне папа через кого-то достал зёрна кофейного дерева, это был настоящий праздник, но, увы, ни одно из них у меня не взошло. Все попытки были тщетны. Это единственное растение за всю жизнь, которое меня настолько сильно разочаровало, что я мучился по этому поводу много лет.
Всё было прекрасно в те счастливые времена, только вот мешала одна всеобщая проблема, сложно было достать нужное, в том числе и литературу, да и вообще, самих растений продавалось не так-то много, поэтому информацию я искал везде где только мог. Что касается цветочных магазинов, то в нашем районе их не было, поэтому я ездил на другой конец Москвы на метро, а потом ещё и преодолевал путь на автобусе, что бы купить ценный для меня зелёный товар в глиняном горшочке.
В помощь был Птичий рынок, не смотря на то, что там часто обманывали подсовывая вместо нужного растения совсем другое, очень похожее внешне.
Радостными событиями могу назвать мои поездки на выставки растений. Фотоаппарата у меня не было, поэтому на выставках  я ходил с альбомом и карандашом в руках, с натуры зарисовывал всё, что мне нравилось и рядом с каждым изображением цветка писал его название. Это очень помогло в будущем.
У моих одноклассников были свои увлечения, кто играл в футбол, кто мечтал собрать телескоп, и лишь одного меня тянуло к растениям. Когда все шли на улицу гонять мяч, я отправлялся в библиотеку и садился читать литературу на  любимую тему. Библиотекарь мне каждый раз давала какую-то книгу или брошюру и я с радостью узнавал, что-то новое.
Женщина всегда улыбалась когда меня видела, ведь я был единственным мальчиком на всю школу кто читал про растения.
-Тебе повезло. –Произнесла однажды библиотекарь,- есть прекрасная книга, написал её профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Верзилин. Называется она  “Путешествие с домашними растениями.”
Я взял эту книгу и сел за столик читать.
Существует доказанный факт, когда человек сам любит своё дело, то и другие могут от него заразиться этим самым делом, то есть тоже полюбить или глубоко прочувствовать.
Николай Михайлович Верзилин был не просто писателем теоретиком, который работал только потому что надо, он именно любил своё дело, был фанатично им увлечён. Он даже создавал небольшие лаборатории и уголки живой природы, много ездил по стране, и однажды написал учебник ботаники для школьников. В своих книгах он умел заинтересовать читателя и каждый его труд давал людям новую интересную информацию которую можно было в последствии использовать на практике. Когда Николай Михайлович ещё сам учился в гимназии, он издал свой рукописный журнал <<Луч>>. В 1929-м году была опубликована его первая статья, под названием <<Как сделать интересным преподавание естествознания>>,  а ещё через некоторое время он написал методический материал в помощь учителю биологии <<Практика преподавания ботаники в средней школе.>>
И вот зимой 1987-го года, в школьной библиотеке, я открыл для себя этого прекрасного и талантливого литератора, начав читать его бесценное произведение <<Путешествия с домашними растениями>>.
Люди имеющие теперь интернет даже представить себе не могут, что это была за книга в те годы, в прочем как и все остальные произведения данного гениального писателя и учёного! Если найдёте какую-нибудь из книг Верзилина, то обязательно прочитайте, возможно и у вас тоже появится интерес к изучению или к коллекционированию растений.
На первой странице своей книги, Николай Михайлович Верзилин, обращается к читателю с такими словами:
<< Я не знаю, кто откроет мою книгу. Возможно, её откроют любители цветов.>>
В моём случае всё произошло именно так, читать я начал как лицо очень заинтересованное в растениях.
В те годы, в других странах никто из моих одноклассников никогда не был, в том числе и я, но благодаря нашим советским учебникам и этой прекрасной книге <<Путешествие с домашними растениями>>, я узнал в каких уголках мира и при каких условиях живут и растут наши привычные комнатные растения. Когда я читал главу <<Красавица пустыни>> про Финиковые пальмы, мне очень захотелось увидеть эту экзотику в реальности, поскольку в голове не укладывалось, как это дерево может быть высотой с десятиэтажный дом, ведь все ёлки и берёзы около нашей школы и дома дотягивались своими макушками максимум лишь до пятого этажа?!
Спустя много лет, я был в гостях у одного известного человека и у него на кухне увидел настоящую финиковую пальму, правда всего лишь двухметровой высоты. Он сказал, что вырастил её из косточки. Но это было уже в двухтысячном году, а в том далёком восемьдесят седьмом, я такие растения видел только на картинках в книгах. Сами финики я тогда ни разу не пробовал, но очень хотел отведать, особенно после просмотра мультфильма <<80 дней вокруг света>> в котором верблюда кормили этими вкусными плодами и только после этого он сдвигался с места.
Глава книги <<Зелёные уродцы, или принцессы ночи>> вдохновила меня на коллекционирование кактусов. Как я уже писал, кактусы у меня на подоконнике не только росли, но и цвели. Самыми первыми колючими друзьями в моей жизни были эхинопсисы, пришли они ко мне от бабушки Иры, маминой мамы, ну а после книги Верзилина я уже превратился в очень активного кактусиста  и даже “заразил” своего друга детства этим необычным хобби. Что касается создания паспортов для каждого кактуса, то у меня с этим дела обстояли не настолько скрупулёзно как должно было быть в идеале. Я делал таблички для каждого растения и писал только само название. Например, на горшочек с Маммиллярией  я приклеивал бумажку со словом – Маммиллярия, а в горшочек с Астрофитумом, в землю втыкал палочку с картонным квадратиком, на котором было написано – Астрофитум. Каждый такой паспорт я оклеивал целлофаном. К сожалению со временем таблички выцветали, надпись исчезала, и названия оставались лишь в моей памяти.
Кактусы я пробовал прививать, несколько попыток были неудачными, а потом всё срослось и прижилось. Весь процесс был для меня ужасно интересным и растениями я мог заниматься часами, при этом не уставая.
Алоэ росло у меня и у моей бабушки, но у бабушкиной подруги столетник бил все рекорды по размеру. Растение стояло на полу в большом глиняном горшке, а своей верхушкой упиралось в потолок. Что бы ствол Алоэ не сломался, бабушкина подруга тётя Люся привязывала его лентами к длинной палке, которая тоже доходила до потолка. Это растение у тёти Люси однажды даже зацвело, что считается явлением весьма редким, тем более для городской квартиры.
Когда я прочитал про хлорофитум, то посадил это растение у себя дома в пластмассовый ящик на подоконник. Хлорофитумов было много и у нас в школе, в нашем классе это растение стояло на шкафу, я его поливал. Наша классная руководитель Зинаида Фёдоровна знала, что я люблю растения и поэтому мне доверила всё зелёное хозяйство, то есть полив и уход за всеми цветами в классе был на мне. Однажды я даже создал маленький огород. На трёх подоконниках нашего класса мы с Зинаидой Фёдоровной установили пластмассовые ящики с почвой для цветов, но посадил я в землю обычные луковицы репчатого лука. Через какое-то время выросли длинные зелёные побеги и Зинаида Фёдоровна их срезала ножницами, а потом раздала всем ученикам. Это был незабываемый день, ребята и девочки съели весь урожай.
Глава книги Верзилина <<Растения с фальшивыми листочками>> не вдохновила меня на покупку нового растения, так как аспарагус у меня уже несколько лет был в наличии, а вот глава <<Плакса>> из лесов реки Амазонки , подтолкнула меня на создание флорариума. Сейчас объясню каким образом это произошло. Читая про монстеру, мне захотелось самому создать тропики, то есть построить оранжерею, в которую я бы посадил растения и создал бы все условия влажного тропического леса, но поскольку это физически не возможно, когда ты всего лишь ученик четвёртого класса, то единственным выходим было бы создание очень маленького аналога этой оранжереи, леса в миниатюре. У меня были аквариумы на 20 литров и на 60, вот их я и превратил в два флорариума, в которые высадил растения и накрыл стеклянными крышками, что бы влага не испарялась, а стекала дождиками. С тех пор прошло уже 36 лет, а запечатанные флорариумы со своей маленькой атмосферой, до сих пор живут у меня дома. Что же касается монстеры, то я после прочтения этой замечательной книги, много лет мечтал купить это растение и посадить у себя в комнате в большом деревянном ящике, но увы, в те годы ни в одном магазине этой лианы не было, поэтому моя мечта так и не сбылась. Монстеру я часто видел в разных учреждениях Столицы, но только из этой книги Николая Верзилина я узнал, что оказывается, это растение на своей родине цветёт и даже приносит ягоды-плоды имеющие вкус и сильный аромат ананаса.
Если монстеру я не нашёл ни в одном из магазинов Москвы, то с антуриумом дела обстояли получше. Однажды на выставке растений я увидел этот цветок и сразу нарисовал его там же на месте в своём альбоме, что бы с этим рисунком потом приехать в магазин и купить себе нового друга с листочками в виде сердечек. Так я и сделал, поехал на другой конец Москвы в цветочный магазин и сказал продавщице, что хочу купить антуриум.
Моя цель не была достигнута, поскольку мне ответили, что все антуриумы разобрали и сегодня их уже не будет. Именно в тот день мне просто не повезло, а так антуриум в отличии от монстеры купить было можно, просто мне уже было некогда искать по всему городу магазин в котором мне могла бы улыбнуться удача.
Вся дорога от моего дома до этого цветочного магазина занимала почти два часа, поэтому возвращаться назад, что называется “пустым”, было бы обидно. Совсем без покупки я назад безусловно не приехал, в моих руках было новое для моего окна растение – колеус. Да, это не то, что я хотел, но лучше чем ничего вообще.
Вы спросите:
-А как же антуриум? Неужели за 35 или 36 лет ты ни разу ни в одном магазине его не нашёл? Ведь наверняка посетил такое количество мест где продаются цветы, что невозможно сосчитать?!
Да, долгожданный антуриум наконец-то появился у нас дома, но купил его не я, а моя мама, произошло это лишь в прошлом году. Лучше поздно чем никогда.
А вот с чем мне очень сильно везло в те годы, и не только мне одному, так это с сансевьерой. Растение которое люди привыкли называть <<щучий хвост>>, во времена моего детства можно было встретить в любой больнице, школе, в кинотеатре и почти в каждом магазине.  Из книги Николая Верзилина я узнал, что оказывается индусы делают из сансевьеры верёвки и морские канаты, а для нас это просто привычное комнатное растение. Оно росло у меня дома и у моей бабушки, в больших глиняных горшках.
У бабушки Иры на окне тоже росло много цветов, одним из которых был бальзамин, но мы его привыкли называть - <<Ванька мокрый>>.  У бабушки “Ванька”  был зелёного цвета, а у меня красного.
На самом верху моего огромного окна висел горшок с традесканцией зелёной. Это растение тоже уже стало привычным для наших домов и учреждений.
Помню как я прочитал про водную культуру растений и придя в школьную библиотеку увидел у библиотекарши банку в которой стояли черенки традесканции зелёной. Глядя на этот букет из побегов я сразу задал библиотекарше вопрос:
-Вы занялись водной культурой традесканции?
-Нет,- засмеялась библиотекарша,- я просто хочу, что бы растение пустило корни, а потом посажу. Мне оно очень нравится.
Моя бабушка Ира часто называла меня – “Мичурин”, поскольку я любил заниматься растениями и всё время то опрыскивал цветы, то рыхлил почву, то что-то пересаживал.
Как я уже писал вначале своего рассказа, у меня росло всё кроме кофейного дерева. Семена, которые мой папа с таким трудом достал, к сожалению не взошли. Николай Верзилин в своей книге пишет, что лучше размножать кофе черенками, но, увы, где их было мне взять в те годы?! Это растение ни в одном магазине тогда не продавали. Честно говоря, в одиннадцать лет я кофе не пил вообще. В детском саду и в школе давали вместо него кофейный напиток,  в его состав входил цикорий, молоко и ещё, что-то. Вкус был привычным, но лично мне он не нравился, я мечтал попробовать настоящий кофе, чёрный. Кофейное дерево ассоциировалось у меня с этим прекрасным напитком, который я мечтал попробовать.
Прочитав главу книги <<Похищенное сокровище>>, про кофейное дерево, я начал читать <<Папирус древнего Египта>>. Про такое растение как циперус нам много рассказывала наша учитель истории Наталья Владимировна, а её можно было слушать хоть целый день, она была прекрасным педагогом и умела удерживать внимание учеников. В те годы попасть в другую страну, всё равно, что слетать на Марс. Я мечтал, побывать в Египте и увидеть своими глазами как растёт папирус на берегах Нила. Много лет спустя я слетал в Египет и в другие страны, но самым первым выездом за границу, самой первой страной в моей жизни была Болгария. Книгу Николая Верзилина я прочитал зимой, а через пол года, летом, мы с мамой поехали в эту балканскую страну. Незабываемая поездка подарила мне много восхищений и новых для меня знаний. Именно в Болгарии мне удалось купить циперус! Растение, о котором я читал в учебниках и в книге Верзилина, я привёз из Болгарии в Россию и посадил у себя на подоконнике в огромном пластмассовом ведре.
Эта добыча стала для меня настоящей победой и огромной радостью на долгие годы. Циперус жил у меня много лет и даже цвёл.
Я вырос в Москве, наш зелёный Кунцевский район изобиловал берёзами, соснами, встречались высокие ёлки и даже дубы. Как я уже писал, верхушки самых высоких деревьев доходили максимум до пятого этажа, это приблизительно 13-15 метров. Когда я прочитал в книге Верзилина про эвкалипты, превышающие высотой Петропавловскую крепость в Ленинграде и колокольню Ивана Великого в Москве, то мне было очень сложно представить это фантастического размера дерево. В те годы самым высоким зданием на нашей улице, был четырнадцатиэтажный дом, на фоне остальных строений он выглядел небоскрёбом. Его высота равнялась 40 метрам, а тут в книге написано, что найдены эвкалипты размером 155 метров! К сожалению в Австралии я никогда не был и таких деревьев не видел.
Занимаясь своими растениями я даже ради интереса никогда не прививал томат к картофелю, как это делал Иван Владимирович Мичурин, но помидоры на балконе я выращивал и их вкус мне нравился, они были маленькие и очень сладкие.
Только из книги Верзилина я узнал, что оказывается смородину и крыжовник можно выращивать не только на дачном участке, но и дома на подоконнике.
Мне всегда очень нравился плющ, поэтому он путешествовал со мной по всем квартирам в которых я жил. Это растение у меня ассоциировалось с древностью, с поэзией, с заброшенными средневековыми замками. Будучи взрослым, я его видел в Германии, в Норвегии и других странах, но в далёком и счастливом советском детстве, плющ мне встречался лишь на моём окне и в книгах. Самый необычный его облик меня поразил в герцогстве Люксембург, когда там проходила моя персональная выставка. В Люксембурге я имел честь побывать не только в городе, но и в лесу. До сих пор не могу забыть свои ощущения, мне казалось, что я попал в сказку или лицезрел не настоящий лес, а декорации к фильму. Высокие деревья стояли во влажной тишине, в траве лежали поросшие крупным мхом камни, но самое удивительное, что толстые стволы деревьев и валуны были обвиты плющом. Я много раз видел это растение, но таких огромных листьев у плюща какие меня встретили в Люксембурге, я никогда и нигде больше ни разу не видел.
В книге Николая Михайловича Верзилина есть глава о тюльпанах:  <<Каменный дом за луковицу>>. Из неё я узнал, что в 1634-м году за три тюльпановые луковицы, в Амстердаме были проданы два каменных дома. Что же касается моего личного вкуса, то красный тюльпан это – мой самый любимый цветок с детства. Каждый год, десятого июня, на мой день рождения, мама мне дарила три красных тюльпана с большими бутонами, они быстро распускались и от их красоты нельзя было оторвать взгляд. Поэтому этот цветок до сих пор для меня является символом дня рождения, праздника и самых лучших воспоминаний.
Однажды я как и обычно пришёл в школьную библиотеку за очередной книгой, но той самой библиотекарши которая мне всегда улыбалась, уже не было, вместо неё за  кафедрой выдачи литературы стояла другая, незнакомая мне женщина.
-Дайте  пожалуйста какую-нибудь книгу про растения.- попросил я.
Новая библиотекарша посмотрела на меня с недоумением и воскликнула:
-Какие тебе растения? Ты ведь мальчик! Про Ленина иди читай!
-А про растения книги есть?- не отступал я.
-Есть.- ответила она и стала предлагать мне книги которые я уже прочитал. В последствии выяснилось, что оказывается  я прочитал вообще все книги которые были в школьной библиотеке на эту тему. С одной стороны это прекрасно, а с другой – печально.
Не смотря на то, что книга Николая Верзилина <<Путешествия с домашними растениями>>, ни на минуту не покинула стен школьной библиотеки, ведь всё это бесценное произведение я прочитал за несколько дней там же сидя за столиком, этот труд пропутешествовал со мной по моему детству, вдохновив на многое.
Я вырастил кучу разных растений, моя комната удивляла всех кто был у нас в гостях. Почти все мне говорили, что <<это не квартира, а ботанический сад!>> и для меня эти слова были наивысшим комплиментом, тем более я занимался любимым делом!
Растения люблю до сих пор, книг на эту тему я прочитал море, среди них были такие издания как <<Движение у растений>>,<<Ботанические сады СССР>> и.т.д. ну а вышеописанная книга <<Путешествие с домашними растениями>> была моим самым первым банком знаний. Спасибо Николаю Верзилину гениальному писателю, педагогу и учёному за его бескрайний литературный и педагогический талант!