Байки бабушки Нюси 2

Ирина Маракуева
совм. с А.Трепаковой                фото из интернета

Начало: http://proza.ru/2023/02/24/1403


Любила я, страдала я…
               
   Дольше всех продержалась мимическая сцена, разыгрываемая Нюсей за спиной классной дамы — ну, просто невозможно было удержаться! В те времена существовало негласное правило не отвергать людей со странностями, да ещё благородного происхождения, пусть и с малыми средствами на жизнь. А потому для такой подыскали место по способностям: классная дама отвечала за поведение учениц и присутствовала на уроках, а также вела у девиц уроки музыки. Ну и что, что в её собственном поведении были забавные странности? Она справлялась. На переменах бродила с отстранённым взором (однако тотчас реагировала на любые нарушения поведения), нюхала сухую селёдочную голову, что-то мурлыкала и постоянно вытирала углы рта изящно оттопыренным мизинцем. А за ней следовала Нюся, повторяя все движения. Девочки смеялись, но учителя ни разу не поймали Нюсю за этим издевательством. Однако скоро и это прискучило, взросление отнимало детскую жизнерадостность. Классную даму оставили в покое.

   Только вот она девочку не забывала, часто навещала семью, поскольку проверка положения семей учащихся за государственный счёт вменялась ей в обязанность.

   И однажды навестила так, что оставила незабываемый след в памяти всех детей. Прошло немного времени после смерти матери. Нюся готовилась перейти в дополнительные классы, чтобы получить специальность. Предстояло ещё два года обучения. Классная дама нанесла семье прощальный визит.

   Все были дома. Зайдя в квартиру, дама ринулась в гостиную и принялась обмерять её портновским сантиметром, распевая то, что в школе только мурлыкала: «Любиила я, страдаала я, а он, такой, забыл меня».
- Что вы делаете? - удивился отец.
- Если сюда встанет мой рояль, я выйду за вас замуж! - сообщила дама и понюхала селёдочную голову. Последовал общий шок, но, к счастью, роялю места не хватило, и суровая дама отказалась от матримониальных планов. Ушла.

   Иван Михайлович позже страшно смущался, когда 11-летний Володя и 9-летний Павел, поднявшие хулиганское знамя Нюси, изображали эту сцену, а Нюся с Лидой смеялись. Бедный отец! Вот уж ни сном ни духом! И обидеть её, вроде, нельзя. А что, если бы рояль поместился?

Горькое и смешное

О чём молчала бабушка Нюся? - В её рассказах совершенно не фигурировала мать, Матрёна. Груня, её подруга, упоминалась часто — но не мать. Архивные поиски прояснили ситуацию. Лидочка и Нюся были добрыми подругами, разница в годах меньше полутора лет. Младшие братья составляли такую же замкнутую пару.

   Нюся очень любила Лидочку и переживала за её судьбу: в те времена незаконнорожденность ставила печать на будущем, лишала возможности нормально выйти замуж или найти работу. Если Нюся по окончании дополнительных классов получила диплом семейной учительницы, как, видимо, и Лида, и смогла найти работу, Лида оставалась без работы ещё пару лет.

   Обе были потрясены, когда к Лиде посватался старичок — титулярный советник. В предварительном разговоре с отцом он объяснил, что у Лиды нет шансов выйти замуж, а его предложение выведет её на новый социальный уровень и сотрёт печать незаконнорожденности. Иван Михайлович, понимая обстоятельства, не решился отказать самостоятельно — решение предстояло Лиде.

   Титулярный советник явился с букетом, Лидочка приняла его в гостиной. А в гостиной было высоко расположенное окно из передней, под ним стоял шкаф! Нужно ли объяснять, что на шкаф тут же забрались младшие братья и прильнули к окну!

   Вежливая и добрая Лидочка отказала, найдя верные слова… Старичка проводили. После чего выяснилось, что он преподнёс букет, встав на колени! И Володя и Павел, кряхтя и пошатываясь, упали перед Лидочкой , протягивая руку, и никак не могли потом встать! Да, Лидочке пришлось поднимать соискателя, не оставлять же его на полу. Нюся хохотала, Лидочка сердилась, требуя к старичку уважения, но братья были так забавны… В итоге хохотали все четверо.

   А у сестёр болело сердце. Нюся винила мать за Лидочкину судьбу. Да, о деталях событий им рассказали. И сейчас эти детали отдают надуманностью. Князь-то был, однако рядом, по соседству. Его брак совпадает с датой зачатия Лидочки. А рассказывалось иное. Мол, Матрёна и Груня навещали родню в Саратове и возвращались в Баку на пароходе. Там познакомились с князем и купцом, что направлялись в Баку на свадьбу шаферами. Обе девушки подпали под чары друзей — но Груня удержалась в рамках приличий и позднее вышла замуж за своего купца, а Матрёна решила достать звезду с неба, не подумав о разнице положения на социальной лестнице. Осталась беременной и одинокой, хотя Груня, похоже, обеспечила ей денежную компенсацию через своего мужа.

   Одно свидетельство в пользу этой версии: в четырёх случаях в других ветвях семьи или женихи перед свадьбой, или шаферы оказывались виновниками рождений, либо последующими мужьями. Опасно это, девушки, на шаферов заглядываться!

   А Нюся фатально повторила судьбу осуждаемой ею матери. Об этом чуть позже. Что же мы знаем о Матрёне? Она была красива безусловно, и фиолетовые глаза Нюсе достались от матери.  Трудно сказать, что сломило её — девичья неудача, или ярость и сдерживаемое мщение, но она увядала быстро. Всего она родила девятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили пятеро. Иван Михайлович крестил всех в православие, слабых — сразу после рождения. Дочери были ещё малы, когда, прожив полтора года, умерла Екатерина — разве что страдали, потеряв «куколку». Николай прожил день, его смерть прошла незаметно, а вот Вера наверняка затронула души тринадцатилетней Нюси и четырнадцатилетней Лиды, она задержалась на полгода.  Надежда прожила долгую жизнь вдали от родных, но разница в десять лет была слишком велика. Нюся помнила её лишь юной, потому что обрела куколку для нарядов — Наде 15, Нюсе уже 24. Одевать можно, разговаривать о чём? Надей занимались братья.

   Туберкулёз свирепствовал в конце 19 века. Изношенную родами и тайным неприятием судьбы Матрёну он сломил быстро, прихватив и только рождённую дочь Марию.  Иван не был плохим мужем и наверняка был хорошим отцом даже Лидочке, он был старше и мудрее — но преодолеть уныние жены ему не удалось. Когда началось кровохарканье, он переместил Матрёну в комнату с отдельным выходом, прорезал окошко в двери напротив и полностью изолировал жену от детей. Ухаживал за женой сам, только шестнадцатилетней Лидочке позволялось поставить на окно еду и воду, когда он был на работе. Сыновей ежевечерне водил на бойню и поил стаканом бычьей крови — для защиты. Девочки категорически отказались. Вряд ли в отсутствие отца Лида соблюдала запреты. Потому что унаследовала болезнь спустя несколько лет.

   В двадцать три она устроилась на работу в Бакинскую управу, пройдя конкурс и получив разрешение в жандармерии. И вскоре встретила своего будущего мужа — американского нефтепромышленника. А чахотка уже начиналась. Врачи категорически не рекомендовали ей терять девственность, боясь обострения болезни — но любовь! И жених увозил её на лечение в Италию… Лида прожила в Италии менее года.

   А тем временем Нюся…

продолжение будет