Мечта Мули. Глава 15. Последняя птица

Красик Эльвира
Последняя птица тоже приходит в конце.


Мина Эйтан

Перевод

Наступал вечер.Темнело и щенок Рахели уже должен был напрягать глаза,чтобы увидеть,куда приземлилась брошенная палка на этот раз.
Великолеппый автомобиль остановился напротив.Из него вышел Жожо.
- Привет,-сказал смущённо.
Рахела прокашлялась.
- Здесь живёт Муля,верно?
- Зачем?
- Хозе Филип услышал о нём и хочет его увидеть, он прислал за ним машину.
- Это возможно?-Спросила Рахела себя и Жожо. И тогда повернулась и  запрыгала по ступенькам.- Муля! Муля!
Жожо бежал за ней. Муля в это время сидел в комнате на полу и пытался нарисовать голубей, но крылья получались какие-то сломанные.
- Рахела,- спросил Муля,когда увидел ёё в проходе двери,- ты умеешь рисовать правильно крылья у голубей?
- Муля,-сказала Рахела и посмотрела на Жожо.- Он...
- Пойдем,парень,-Жожо схватил его за руку.
- Куда?
- Увидишь.Нашёл кинотеатр где идёт твой фильм.
- Рахела может идти?
- Конечно.
- Мы вернёмся не поздно вечером, под мою ответственность, обещал Жожо вежливо маме Мули.
Муля думал,что нужно идти пешком, но Жожо направил его к машине.
- Ой,- начал Муля,-у тебя есть машина, не знал,что у тебя есть машина.Откуда у тебя машина?
- Твой кинотеатр,-улыбнулся Жожо,-это особенный кинотеатр. Смотри уже.
Рахела села возле одного окна,Жожо возле другого, а Муля сел между ними.Водитель завёл машину.
- Закрой глаза,-попросил Жожо. Он помог Муле закрыть глаза и вдруг ударил руку обо что-то твёрдое, что находилась у Мули под рубашкой.
- Что это?-Спросил Жожо.
Муля смущённо улыбнулся.
- Это ,это....?
Муля кивнул.-Я всё ещё по привычке ношу её везде с собой.-Он застенчиво улыбнулся.

В коридорах гостиницы "Пчела" Жожо шагал с поднятой головой, как будто в честь н вощдвигли это здание в его честь и он сам.  За ним шли Муля и Рахела.Жожо нажал на дверь, и услышав ответ,открыл её настеж. Круговым движением руки он пригласил Мулю и Рахелу войти.
- Господин Хозе Филип, вот Муля,-сказал на испанском.
- Муля, вот Хозе Филип,-сказал на иврите.
Муля раскрыл глаза. Рахела сделала шаг вперёд и три назад.На соломенном кресле, около окна, сидел молодой мужчина и курил трубку. Когда увидел Мулю,улыбнулся и встал.
Муля чесал в голове и не знал куда деть руки.Ноги его как будто приросли к коврику у входа.Жожо  деликатно подтолкнул его вперёд и Муля почувствовал на спине его большую ладонь, как ладонь отца. Хозэ Филип протянул ему руку и Жожо помог Муле поднять его руку и вложить в ладонь Хозе Филипа.
- Не иврит,-сказал Хозе Филип, показал на Жожо и погладил его по спине.
- Испанский.
- Я переведу вам каждое слова,которое вы скажете.- Сказал Жожо.

- Я слышал,что ты очень хотел встретиться со мной.-Сказал Хозе Филип.-Я рад, что не уехал раньше из гостиницы.
Муля кивнул головой.
- Много детей было вчера в вашем саду,-рассказывал Хозе Филип, и я играл им.Не знал,что в это время,в конце парка,шёл маленький мальчик с помятой трубой в руках и плакал.Не знал. Я бы не смог играть...
Муля кивнул головой.
- Ты хочешь послушать,то что я играл там?
- Да,-кивнул головой Муля.
Хозе Филип поднёс трубу ко рту, закрыл глаза. Тёплая мелодия полилась из неё и
обволокла Мулю,как мягкая шерстяная нить. Он тотчас узнал её.Это была приятная мелодия из фильма "Розовое небо".Круглое лицо маленького Хозе Филипа улыбалось ему сквозь эфирные облака мелодии.
- Он спрашивает,почему ты плачешь?- Сказал Жожо.
- Скажи ему,что я не...Он играл так красиво...
- Спасибо,-сказал Хозэ Филип.-Скажи ему, что однажды и он сможет так играть.
- Нет,-Качнул Муля головой.
- Пуркэ но? Пурке но?- Хозе Филип  Схватил Муля двумя руками и приблизил его к себе.

- Он спрашивает,почему нет,-сказал Жожо.
- Жожо,скажи ему,то,что я сказал тебе,-попросил Муля.
Жожо объяснил по- испонски.-Он не может привыкнуть к новой трубе.Трудно ему расстаться с с раздавленной трубой.Не смотря на то,что она немая,он не может её бросить...
- Бросить? Чего вдруг бросать?-Сказал Хозе Филип.-Где она?
Муля вынул кулёк из под рубашки и вытащил оттуда трубу.Дрожащими руками передал её Хозе Филипу.Прищурившись, тщательно осмотрел Хозе Филип  трубу и погладил её. .Потом показал пальцем на две свои ноги и заговорил медленно,чтобы Жожо успевал переводить каждое слово. И сказал так.
-Что-то похожеена твою катастрофу случилось со мной,когда я был ребёнком.Мне было тогда семь лет. Ребёнок,как все дети,бегал,прыгал,лазил на дереввья и радовался.
Счастливый ребёнок.Вдруг,однажды,проснулся в чужом месте и две белые и тонкие ноги выглядывали в конце кровати- мои ноги.

- Какие у меня выросли странные ноги,-подумал я,- и какое это странное место,- удивился я. И что я делаю в этой белой кровати,-поражался я. Тот час поднялся и намеревался покинуть комнату. Сразу ударился головой об пол.Попробовал встать и снова упал.Снова попробовал и снова упал. Двумя кулаками ударил по полу и закричал: "Мама!Я сломался! Ма-ма! Я испортился!"
 Мама и врач поспешили в комнату и положили меня на кровать.
- Ты был тяжело болен,-сказала мне мама.- У тебя был детский паралич.
- Но почему я не могу ходить,-я заплакал.-Я хочу ходить!
Врач шептался мамой и она плакала. Постепенно я вернулся к хотьбе и уже мог выйти из дома и дойти до ближайшего тутового дерева.Каждый раз,когда выходил,я шёл медленно и вытирал пот с лица, добирался под тень дерева и садился.
Перед моими глазами другие дети бегали,толкали друг друга, залазили на дерево,  падали и вставали, вставали и падали, а я сидел в тени дерева и грыз маленькое сахарное печенье, которое спекла мне мама.

Потихоньку грыз их и думал- как это,из-за одной болезни, я теперь просто неполноценный ребёнок,ребёнок который не стоит ни гроша.В эти часы я удивлялся,почему на печенье такой солёный сахар...
У меня был учитель математики. Учитель старый. Однажды он пригласил меня в свою комнату.Показал мне красивую картину и спросил.
- Хозе,что по твоему на этой картинке?
- Очень красиво,-ответил ему.
- Может  быть ты знаешь,как её рисовали?-Спросил учитель
-Что значит как?- ответил я ему,-Руками! Как рисуют?
- Нет.-Сказал учитель.-Эту картину рисовали ртом.
- Такого не бывает,- возразил ему.
- Почему ты говоришь нет? Есть!- Ответил учитель.-Эту картину рисовала девочка,
которая болела детким параличём, как ты,и две её руки парализовало и поэтому она училась рисовать ртом.
- Почему ты рассказал мне эту историю?-Спросил я.
- Потому,что и ты можешь делать вещи,которые ещё не делал. И это будет красивая
вещь, которая выйдет у тебя.Впрочем ты болел и у тебя повреждены ноги,но у тебя хорошее зрение и здоровые руки.Почему,например, не играть тебе на трубе?
Учитель открыл шкаф,в нём он хранил все наши тетради, и вынул оттуда чёрный, кожаный футляр.

Каждый человек в нашей деревне знал этот его футляр. Каждый праздник или какое-то радостное событие наш учитель математики превращался в другого человека.Он выпрямлялся,морщины на лице разглаживались.Уже после обеда он появлялся с чёрным футляром.Осторожно вынимал из него маленькую трубу и начинал играть.Он всегда появлялся первым из гостей,люди собирались возле него и потом приходила вся деревня.Его окружали,а он стоял в центре и играл без перерыва, до самого последнего танца,когда всё уже падали от усталости.Небо начинало окрашиваться в розововые цвета восхода, и даже тогда он ещё сидел один,прислопившись спиной к стене, и играл.
Сначала я сказал своему учителю.
- Я не хочу играть,я хочу бегать и прыгать,как все дети. А он,-пожалуйста,беги!
Потом я сказал ему,что не могу взять его трубу, потому,что так исчезнут все красивые песни и танцы,а он улыбнулся. Сказал,что и так уже ему трудно играть,руки дрожат и зрение слабеет.
- Но вы не можете без трубы,что вы будете делать без трубы?

Я уже делаю,-сказал он,-я читаю истории путешествий, которые происходили в Африке, или на северном полюсе, или
в южной Америке...Эти книги я рассказываю своим ученикам,-и подмигнул мне.
- А я думал,что вы путешествовали в эти места,так красиво вы рассказываете,-сказал ему.
Он рассмеялся.
Когда вышли из его дома,я уже точно знал, что хочу играть на трубе.Я хотел найти эти весёлые мелодии моего учителя, эту его радость...Стоять в группе людей и радовать их. Ты думаешь,что есть что-то более красивое,чем это?
Муля и Хозе Филип смотрели друг на друга.Оба улыбались.Муля кивнул головой.
- Нет вещи более красивой.
- Ну, пока я не встретил своего учителя, я думал, до этого дня ,что меня нужно выбросить...
- Детей не бросают,-сказал Муля.
- Трубы тоже,-сказал Хозе Филип,- обрати внимание,-сказал ,вдруг, и начал двумя сильными руками гнуть и гнуть  раздавленную Мулину трубу.
Муля и Жожо затаили дыхание.
- Она уже не может играть, твоя труба,-сказал,-но она может делать что-то другое.Что-то красивое.
Залотая чаша блестела в руках Хозе Филипа.
-Ой,-сказал Муля,- это моя труба...это была моя труба.
Хозе Филип вынул розу из букета,который стоял на его столе, и поставил в чашу.
- Чудесно,-сказали Муля и Рахела одновременно.
На их глазах свершилось волшебство.
- Теперь у твоей трубы новая функция , но ты должен хранить её,как и прежде... Хорошо её чистить, менять в ней цветы на свежие,понял?
Муля кивнул.
Хозе Филип взял маленькие руки Мулии и посмотрел на них.Потом приложил одну руку к другой и немного их приподнял.
- На что это похоже?-Спросил.
- На сердце,-сказал Жожо.
-На крылья птиц,-сказал Муля,а Жожо перевёл.
Хозе Филип сказал что-то по испански и Жожо улыбнулся.
- Он сказал тебе что-то нехорошее обо мне?- Спосил Муля.
- Нет,-сказал Жожо,- он сказал, что только птицы могут взлетать и садиться по своему желанию.
Не человек.

По своей воле она взлетает
По своей воле она ныряет

На испанском есть эти стихи,-добавил Жожо.
- Это такая песня?
- Да.
Хозе Филип добавил что-то и показал рукой в открытое окно.И сказал Муле закрыть глаза.
Муля стоял в центре комнаты, глаза закрыты и руки распростёрты вверх.Вдруг почувствовал что-то холодное и тяжёлое на ладонях.
- Открыть!- объявил Хозе Филип.
Маленькая,золотая труба невинно легла ему на руки..
Муля быо ошеломлён.
Жожо открыл рот.
- Это труба моего старого учителя математики,-сказал Хозе Филип. Сегодня я уже играю на другой трубе, но эту хранил как сувенир.Она уже чуточку тоскует о работе.Пожалуйста.Она твоя!
- Это... труба... из фильма?-Спросил медленно Муля.- Я не верю,- сказал Муля,- это как во сне,- ему казалось,что он маленькое цветное пёрышко,летящее на ветру.
- Сыграй что-нибудь,-попросил Хозе Филип.
- Что?-смутился Муля.
- Что-нибудь,-улыбнулся ему Хозе Филип.
Муля медленно поднёс трубу ко рту и десятки одиночных звуков вышли из неё.
- Браво,-сказал Хозе Филип,-попробуем вместе.Дуэтом. Он подал Муле знак головой.Друг против друга стояли Муля и Хозе Филип и между ними,как маленькие гусеницы, текли звуки.Муля опустил руку и хотел объяснить, что до сюда учил,но труба Хозе Филипа продолжала громко звучать.
Муля посмотрел на Жожо и глаза его задавали вопрос.Жожо пожал плечами.
- Большое спасибо за утро,-сказал Хозе Филип и пожал Муле руку.Муля посмотрел вверх,в чёрные глаза Хозе Филипа.
Такие же красивые и такие же сверкающие,какие от помнил по фильму.
- Большое спасибо,-сказал Муля,- я сначала думал,что ты ребёнок...как в фильме...но  это очень хорошо,что ты мужчина...Я не понял,зачем ты дал мне так много подарков...
-- Может быть потому, что я всё таки ещё ребёнок,-улыбнулся Хозе Филип,- может более высокий,но это так...

Он похлопал Мулю по плечу и сказал.-Кальма тэ,нотэ экстэс,дмасидо.Не волнуйся,милый,не волнуйся,-и подмигнул Жожо. Сейчас я действительно должен спешить, - сказал Хозе Филип и проводил детей к двери.

                ЭПИЛОГ

Всё что случилось потом с Мулей,Жожо,Рахелой, Лиором и другими ребятами,это уже другой рассказэ.
На вечеринке,по поводу Бат-мицвы (религиозное совершеннолетие девочек в Израиле),через полтора года после этих событий, было очень весело.Один мальчик,по имени Муля, с оранжевыми волосами, стоял в центре зала и много часов без перерыва играл весёлые песни.И,конечно,на нём была чёрная рубашка.