Раневская, фига в кармане и прыжки

Геннадий Мартынов
   Я, как многие, тоже смотрел этот фильм. И я не понял, о чём этот фильм. О жизни и особенно о творчестве великой актрисы, особенно в фильмах "Мечта" и «Подкидыш».  Или о жертве сталинского режима, получавшей однако Сталинские премии (трижды) и ордена, получившей  замечательную квартиру в знаменитой сталинской высотке у Яузы. А в конце жизни - машину с персональным шофёром. Что же получается? Она, жертва режима, всё это время фигу в кармане держала? К этой мысли подталкивают нас создатели фильма.
 
    Фильм вызывает откровенное неприятие, при всём моем уважении к Фаине Раневской. Зачем же так? Просто подстава какая-то. Я думал пойдет речь о творчестве и жизни в искусстве человека ( и было  о чём сказать) , а на самом деле смачно плюнули в нашу  историю. Особенно это актуально   сегодня. Говорим о консолидации общества и воспитании исторического сознания, а на самом деле этим фильмом  плюнули в это сознание от всей души. Говорят о пятой колонне. Где она? А она вот она. Первый федеральный канал под руководством Эрнста.
 
     А чтобы сказала сама Раневская, увидев это всё про себя. Посмотрев на себя в это телевизионное зеркало. А это тренд, как скажут сегодня. Там наверху в руководстве канала   знают то, что нам можно показывать и как нужно показывать. Вот, к примеру, недавно нам показали фильм о жизни Рудольфа Нуреева.

    Маленький мальчик Рудик родился в бедной, можно сказать, нищей  татарской семье. Настолько бедной, что дети часто голодали. Отец был на войне. Повезло. Вернулся с войны живым. Рудик танцевал в местном танцевальным ансамбле. Потом, не знаю как, попал в знаменитое Вагановское училище. Там из него сделали человека и танцовщика. Хотя был он очень непростым в общении. Часто хамил и наглел. Однажды нахамил самому Григоровичу.

    Но был и талант. Талант в танце. У него была какая-то необыкновенная ступня и невероятный прыжок. Стал знаменитым солистом. Благодаря прыжку. Природа сделала ему этот подарок. Но и при его участии, надо признать.
 
   А потом Родик бежал на Запад. Оставив позади себя Родину, родных, мать больную.  Причем в прямом смысле бежал. Перепрыгнул своим чудесным прыжком через кусты. Помогла ему перепрыгнуть парижская светская львица Клара Сен Мальро.  Ему 23 года. А потом была у него, благодаря прыжкам,  блестящая карьера. Он умер во Франции. В том фильме так стыдливо не сказали, от какой болезни умер. От СПИДА он умер. У него не было жены, семьи и детей. А зачем? У него был друг Эрик Брун. Тоже солист балета.

    Когда он долго  умирал, его спросили, где он хотел быть похоронен. Вероятно, в России, думали. На земле предков.  Невольно вспомнилось:

   И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

     Это Пушкин. Но Нуреев не Пушкин. Не захотел в Россию. Его похоронили на кладбище Сен-Женевьев - дё – Буа не далеко от Парижа Я был на этом кладбище и видел эту могилу. Она сразу бросается в глаза. Роскошная могила. Печальный холмик покрыт ярким, красочным ковром. Он весь как бы соткан из мелких камушек. Мозаика. Но цветочек на могилу я не положил. Для меня – предатель.

     Ну убежал и убежал. Его дело. Меня слегка щемит другое. Его побег у нас назвали «прыжком в свободный мир»». И как бы восхищаются этим. Любуются. И нас восхищаться призывают, как вещь само собой разумеющейся.

   Что же получается. Его подняли из грязи, из его голодного существования. Создали, сотворили, воспитали этот талант. За что им не было заплачено ни копейки. Все за счёт режима. Его сотворили лучшие люди и большие мастера своего дела. А он убежал, не сказав спасибо.

    Это восхищение видится и воспринимается сегодня по-особенному. Сколько богемной публики перепрыгнули на ту сторону  в наши дни. Ранее они получали ордена и медали, получали всевозможные награды, а ещё многометровые квартиры, шато и крутые автомобили. Очевидно, держа фигу в кармане. А теперь перепрыгнули. А мы, следуя мысли авторов  вышеприведенных фильмом, тоже должны восхититься этими прыжкам? И прыгнуть, забыв, кто мы и откуда.