Что интересовало в 17 лет. Продолжение следует

Магда Кешишева
 - Бабуля, а что такое "холоку" и "паттеран"? - спросила внучка, перелистывая одну из моих многочисленных тетрадей с записями давно минувших лет.
 - Это ты читаешь тетрадь в чёрном кожаном переплёте?
 - Да, я как ты узнала?
 - Солнышко, я просто помню содержание каждой тетради. А, скажи, там после этих слов, нет объяснения?
 - Нет, только слова, а дальше - в скобках написано Джек Лондон.
 - Вот это и есть подсказка.
 - Какая подсказка?
 - Подсказка - откуда слова эти. А, что они значат, я запомнила и, если тебе интересно, расскажу.
 - Конечно, интересно!
 - Тогда слушай. Ты знаешь, что у меня много тетрадей с выписками из книг. Тогда я была, примерно, твоего возраста, много читала. Эти два слова из "Маленькой хозяйки большого дома" Лондона. В то время мне очень нравилось это произведение, я переживала за главных героев. А когда главная героиня застрелилась, я даже плакала. Теперь скажу про эти слова.
   Холоку - традиционное платье женщин Гавайских островов. Оно ещё называется "муу - мууу". В книге героиня как - то надела такое платье и Лондон пишет, что холоку придаёт прелесть даже некрасивым женщинам, а красивая становится ещё прекраснее.
 - Бабуля, а какой фасон у такого платья?
 - Особого фасона нету. Это простое, свободного покроя платье с открытыми плечами и свободными складками. Прелесть его скорее в расцветке, яркой, цветочной.

   А паттеран?
 - А поттеран - знак, своеобразный путеводный знак, который оставляли друг другу цыгане на дороге. Он говорил о том, что здесь прошёл человек, который оставил тебе как бы подсказку, как его найти. Паттеран представляет собой два прутика, которые особым образом перекрещивают и оставляют на дороге. И прутики эти должны быть обязательно от разных пород кустиков или деревьев. Когда человек - друг, товарищ, любимый - смотрел на паттеран, он понимал, куда ему надо идти, где его ждут. То есть паттеран словно говорил:"Я здесь проходил".
 - Интересно.
 - Конечно, интересно! Потому и называют книги "молчаливыми учителями".
 - Бабуля, помнишь, мне понравилось твоё пальто на одной фотографии какого - то необыкновенного цвета? А ты сказала, что этот цвет называется "индиго", и в одной твоей тетради я прочитала про растение индиго и про то, как из него получают краску.
 - Помню, конечно. Это было терракотовое пальто. А ты помнишь, как?
 - Помню, но не очень подробно. Помню, что растения складывают под навес в большие котлы. Их, кажется три и они находятся друг над другом и соединяются краниками.
 - Молодчина! В этих котлах - чанах растения замачивают, выжимают, осадок выливают. В общем, процесс долгий. Главное, ты узнала, что краску получают из растения, и "индиго" - глубокий синий цвет, вроде цвета черносливы.

 - Бабуля, в этой тетради много разного написано. Я постепенно буду читать, но с чего ты мне посоветуешь начать?
 - Если не ошибаюсь там должны быть материалы из книги Симонова "Япония 46". Помнишь, когда мы были в Америке, у Яны в саду зацвела сакура, японская вишня?
 - Помню, помню, Яна ещё всю ночь вставала и смотрела в окно, чтобы не пропустить момент, когда сакура зацветёт.
 - Да, а утром Андрей жаловался, что она ему мешала спать, т.к. поминутно вскакивала и отодвигала штору, чтобы посмотреть на деревья... В моих записях есть то, что МНЕ было интересно. После Великой Отечественной войны Симонов с тремя другими писателями посетил Японию, чтобы познакомиться со страной и написать о ней. Они пробыли в Японии почти пять месяцев. Но так получилось, что, вернувшись в Москву, другие дела навалились на Симонова, и к запискам про Японию он вернулся только через 30 лет.
 - Через 30 лет?! Значит ... в 1976 году.
 - Да, ты права. Почитай, там много интересного.
 - Бабуля, а, может, ты расскажешь...
 - Динуль, ты же умеешь читать, родная!
 - Но ты интересно рассказывашь.
 - Хорошо, лисичка моя, но не сейчас.
 - Ладно,подожду.
 
  P.S.На фото - женщины в холоку.