Дежавю

Ник Худяков
Фр. d;j; vu, - психическое состояние,
при котором человек ощущает, что
когда-то уже был в подобной ситуации
или видел во сне или в подобном месте,
однако не может связать это воспоминание
с конкретным моментом своего прошлого.

Чудеса в снах встречаются в жизни каждого. Только одни не обращают на них внимания или прозаически объясняют их несварением желудка или лишним стаканом чая, выпитым на ночь…

После окончания школы мне несколько раз снился один и тот же сон…
Будто иду я по шпалам в шахте метрополитена, пахнет креозотом и цементом. Когда слышу нарастающий сзади гул поезда, прижимаюсь к стенке, держась за скобы крепления кабелей. Состав проходит мимо меня, гулко постукивая колесами на стыках рельсов, сияя окнами вагонов, в которых не видно пассажиров. Иду как в гору, на подъём. Круглая шахта в какой-то момент становится квадратной, с ровными бетонными плитами, затем плиты стен сменяют бетонные столбы, видны соседние пути и свет в конце тоннеля. Я выхожу из темноты на освещённое пространство. Впереди ещё идут рельсы, но слева коричневым цветом привлекает внимание дощатый забор, за ним рубероидная смолёная крыша складского сарая и высокая кирпичная труба котельной. Несколько ночей я повторял этот путь, как бы выходя с работы. Бывало, что вместо состава меня догонял грузовой электровоз с платформами, бывало – дрезина.

Утром я старался понять, почему мне послан такой сон, что он означает, но логического объяснения не находил  кроме одного – мой одноклассник говорил, что дядя обещал устроить его работать в метрополитен, а его впечатления о работе в ночную смену как-то передавались мне.

Прошло десять лет. Я женился, стал отцом семейства. Необходимо было перевезти какую-то мебель с одной снимаемой дачи на другую. Коллега  посоветовал мне обратиться к водителю автобуса, который мог помочь в этой перевозке, дал его телефон. Я созвонился с этим человеком, мы договорились  встретиться у него дома, чтобы обсудить детали поездки и её стоимость, он объяснил, как до него добраться. В том направлении я никогда раньше не ездил.

Вечером после работы я спустился в метро и вошёл в первый вагон, как мне было указано, прислонился к двери машиниста и собрался почитать. На следующей станции вошёл мужчина в метрополитеновской форме и, попросив меня отодвинуться, вошёл в кабину машиниста. Я повернулся к двери и увидел дырочку в окраске стекла. Любопытство заставило заглянуть в неё. Было необычно глядеть на тоннель метрополитена в таком ракурсе. Круглый тоннель, составленный из тюбингов, скреплённых болтами, посередине стены скобы, держащие несколько рядов кабеля. Я уже был инженером и представлял себе, какой труд кроется за каждым погонным метром тоннеля. Мощные лампы светили в сторону движения, периодически исчезая за спиной машинистов. Тоннель просматривался далеко вперёд. Вдруг потихоньку стало вспоминаться, что это я уже видел. Мелькали пятна света, мимо проплывали входы во внутренние служебные и технические помещения.
 
- Следующая остановка - конечная станция, «Дачное» - объявил машинист. После вида одного из проёмов в стене тоннеля тревожное чувство нахлынуло в полную силу – я узнал дверь технологического тоннеля, из которой я выходил в своих давних ночных путешествиях. Что находится за ней, я не помнил, но отчетливо представлял все изгибы пути и его разветвления. На затылке волосы поднялись дыбом, мороз побежал по загривку, слёзы волнения подступили к глазам. Я всматривался в исчезающие под колесами шпалы, а внутренний голос подсказывал:
- Скоро тоннель станет квадратным» - так оно и стало,
- Через десять метров сплошные бетонные стены перейдут в отдельные опоры» - и вправду я увидел мелькание соседних путей и свет в конце тоннеля.

Услужливая память подсказывала, какие строения и какой забор я увижу… И действительно зелень травы на фоне коричнево-рыжего забора, прикрывающего склад, и основание кирпичной трубы, вызвали у меня шок.

Изумление мое было беспредельным. Вот этой открытой платформы «Дачное» в тех давних снах я не видел, а путь к ней помнил отчётливо. Что со мной случилось, мне было непонятно.

Переговоры мои закончились удачно. За доступную цену, в нужное мне время автобус подъехал к нашему дому, мы погрузили необходимую мебель, доехал до поселка Ленинское, недалеко от Репино, и забрав остатки мебели и  багаж, отвёз всё в садоводческий посёлок, заполнив обстановкой времянку, в которой мы стали проводить лето.

Дальнейшая работа, командировка в Киев на полгода сгладили в памяти этот волнующий эпизод.

Прошло ещё лет пять, и меня направили на курсы повышения квалификации по теме «Некоторые вопросы изобретательского творчества», где преподавали ТРИЗ («Теорию решения изобретательских задач» азербайджанского изобретателя Альтшуллера).
 Одним из методов активизации творческого мышления было психологическое представление себя предметом, который необходимо улучшить. Поэтому начала знаний по психологии нам были даны. При рассказах о типах личностей с психологическими крайностями (типы: шизоидный, истероидный, лабильный…) родилось странное ощущение, что всё рассказывают обо мне… Во время перекура я обратился со своим недоумением к преподавателю, но он успокоил меня тем, что все эти качества в комплексе уравновешивают друг друга. Вот если бы я узнал в себе только одно из качеств, это было бы поводом навестить психиатра.
Вспомнив тот навязчивый сон, я попросил психолога объяснить причину этого «предвидения». В ответ услышал, что у меня нечасто встречающийся дар, и я обязан его развивать под руководством опытного человека. Он мне сказал, что в скором времени будет объявлен набор на курсы экстрасенсорики в Доме культуры им. Первой Пятилетки. В первый год там развивают способности к расслаблению, вглядыванию в себя, проникновению в историю перерождений своей души (реинкарнация). На следующий год отсеивают менее способных и обучают методам усиления силы излучаемого поля и методам экстрасенсорной диагностики и лечения. На третий год отбирают самых «морально устойчивых» и обучают гипнозу.

О таких духовных практиках, требующих напряженной работы души, некоторой самоотверженности, и небезопасных для психики впоследствии писала моя коллега из конструкторского отдела Воробьёва Светлана в самодеятельных литературных сборниках «Мозаика дилетантов».

Это сейчас газеты полны объявлений: «Магистр черной и белой магии избавит от сглаза…», «Потомственный экстрасенс приворожит…», «Академия ясновидения и экстрасенсорики объявляет прием слушателей…», а в те времена это было фантастикой.

Я тогда готовился в скором времени  к поездкам в длительные командировки в Киев на сопровождение изготовления и сдачу разработанной мной системы и понимал, что совмещать это обучение с поездками будет невозможно.

На всякий случай спросил, возможно ли проходить обучение человеку совсем не йоговской духовности – семейному, курящему и в праздники выпивающему?  Преподаватель ответил, что общение с женщинами и курение не противопоказано при этих занятиях, а вот один бокал шампанского отбивает способности на две недели.
 
Поразмыслив, я не почувствовал в себе ни сильного стремления, ни практической необходимости постигать эти премудрости, ни достаточных сил для совмещения этих занятий с семейной жизнью (дочке было четыре года и я вечерами ходил с ней на прогулки). На этом и закончились мои воспоминания о чудесных сновидениях, хотя в дальнейшем, в книгах Карлоса Кастанеды и Лобсанга Рампы я находил косвенные объяснения этим снам.

Фото из Интернета