Ворон. Часть 1. Сапсан

Ибрагимов Анвар
               
                ВОРОН




                И вот тогда — из слез, из темноты,
                Из бедного невежества былого,               
                Друзей моих прекрасные черты,
                Появятся и растворятся снова.
               
                Белла Ахмадуллина

                Часть 1

                Сапсан
       Глубоким вечером «Сапсан» подъезжает к Питеру. Я, безотчётно, вглядываюсь в сумрак. В предвкушении чувства былого.
       Мимо бегут подсвеченные рокады. Смазанные киноленты встречных поездов. Глаза выискивают то, что я всегда выглядывал в этих местах.
       Многоточия дальних огней.
       Мне кажется - они были всегда. По крайней мере, пока живу. Я узнаю, открываю заново, те же улицы и те же ровные линии фонарей, бывшие в моем воображении прелюдией к величественной симфонии. Ленинграда.
       Меня охватывают беспокойство ожидания и трепет встречи.

       В придорожной ложбине стелется белесый туман и памятная c детства, картинка оживает.
       Тогда. Поезда водили паровозы, и сизый дым тянулся по сумеркам вдоль бегущих деревянных телеграфных столбов. Пахло хрусткими сушками и крепким сладким чаем. Неожиданно, впереди появлялась цепочка далёких огоньков, она равнялась со мной и пропадала прочь, убегая в угасающий горизонт.
       Огни невидимых улиц. В своей чужой непостижимой жизни.
       Я же, отодвинув занавеску, стоя на коленках, на деревянной полке жесткого плацкарта, зачарованно смотрел на то возникающие, то ускользающие за дымами и деревьями линии далеких огней, а то и, долго и размеренно, бегущих наравне с поездом.
       Когда-то. В моем городке, улицы были не длинные, не широкие, а цепочки огней короткие. Но здесь...
      - Мама, это – Ленинград?
      - Нет, сынок, это... пригороды, - думая о чем-то своем, тихо отвечала Мама.
            .............................................
      
      Длинные Огни - там же, там, где и светили более полувека назад.
            ..............................................
      Общая картина не изменилась. За окном - те же потускневшие заборы, дома, укрытые сетью листвы, освещенные фонарями, станционными прожекторами или рампами.
      Взгляд не выглядывает деталей, он просто зрит панораму жизни, мелькающей мимо. И душе является щемящее чувство чего-то близкого и родного, забытого и вновь обретенного.
      Возвращения к былому.
      
      Уж осень – листва облетает. Серо и стыло. Появляются и пропадают острые ветви деревьев старого Волкова кладбища. Над ними вОроны. Еще чуть-чуть, и поезд простучит по аркам железного Американского моста и мимо побегут стены домов, памятные с детства.
      А вот и острый мыс платформы Московского вокзала –
      Уж ночь. 23-35.
      «Здравствуй, Питер».

       Чувство, близкое к «дежавю», не отпускает меня или я не отпускаю его и сам ловлю себя на мыслях, созвучных прошлому. И почти верю им. Но нет. Вокруг алюминий и пластик «Сапсана» и все по-настоящему, без прошлого.
      Точка возврата где-то рядом. Но канула. Может на годы, а может на Вечность. 
       Ритмы нового века стирают это чувство, подобно «Галереи», сменившей старые дома Лиговки..., но не изъятые до конца из памяти.
       И только спущусь в метро, как запах ленинградской подземки напомнит мне о былом. Запах чего-то неуловимого, технического с нотками нагретой резины. Так пахло на «Маяковской» и десять, и тридцать, и сорок лет назад.
       Ленинград.
       И тот же чуть хрипловатый мужской голос объявит, что двери закрываются и следующая остановка.... Душа ответит аккордом, интонацией, которую я забыл, но сполохом вспомнил. И вновь, капля по капле, капля по капле, чувства наполнят меня, выплескиваясь набежавшей слезой в задумчивых скверах Петроградки или Щемилихи.
       И былое овладеет мной....
               -----------------------------------------------
       Человек остановился, огляделся и умиротворенно произнес:
       «В парках и садах липы шелестят
        Доброй ночи, родной Ленинград»*


* - Марк Бернес «Вечерняя песня».

продолжение http://proza.ru/2023/03/26/1086