Мой Бестужеский расцвет или Планета по имени Людми

Луиза Зеленина
Из книги "Дорогами любви" (2023)
(Эссе)

Високосный 2020 год, который связывают со многими бедами, болезнями, пандемией, необъяснимым вирусом КОВИД-19, непредвиденными опасностями. Тяжёлый, долгий, тягучий. Печальные вести приходят одна за другой.
Словно огненная пасть зверя  забирает наших родных, близких, друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Уходят, уходят, уходят…
Как не вспомнить стихи Евгения Евтушенко:

«Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать».

Новый 2021 год! Время надежд на светлое будущее.
Но 26 января 2021 г. опять горечь потери: не стало Людмилы Алексеевной Зябиной, накануне её дня рождения - 7 февраля. Ей исполнилось бы 79 лет.
Воспоминания накатились волной вместе со слезами.  Перед глазами, как в кино, всплывали яркие картинки, сцены моей жизни, в которых дорогая сердцу Людочка играла значимую роль.
Мы познакомились с Людмилой Алексеевной Зябиной в 2009 году в Центре социального обслуживания «Алексеевский».
Я работала заведующим Консультативного отделения, она руководителем кружков в Отделении дневного пребывания. Каждый занимался своим делом, но творческие люди всегда найдут точки соприкосновения. Вместе занимались творчеством, писали сценарии к различным творческим мероприятиям, готовились и готовили участников различных  конкурсов.
Пробегая по делам мимо «кружковой», где скромно царила Людмила, я с восхищением наблюдала, как она что-то рисовала, расписывала тарелки, вазы, бутылки, занималась рукоделием, декупажем, мастерила, учила и училась, организовывала репетиции хора и работу кружка рукоделия.
Вместо обеда сама часто присоединялась к её творческим занятиям. Дома стоят несколько бутылок, вазочек, тарелок, расписанных мной под руководством Людмилы. Храню и её рукодельные подарки.
Вместе с кружковцами Людмила создавала удивительные поделки из старых, вышедших из моды вещей. Проводила мастер-классы в «Творческой мастерской», которые показывали по телевидению на  канале «Доверие».
Взаимодействие с телевидением и СМИ входило тогда в мои должностные обязанности. Мы приглашали районные СМИ и ТВ, рассказывали о жителях районы, посещающих наш Центр.
Пишу свои воспоминания, и оживает история с куклами ручной работы. Автором была скромная, немногословная жительница района Тамара Абакумова, талантливая портниха, работавшая в своё время у знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева.
  Придя в кружок, которым руководила Людмила Алексеевна, она и муж стали делать куклы ручной работы. Супруг Тамары делал ещё и мелкие  поделки  из бисера. Семейные работы не раз выставлялись на районных и городских ярмарках - выставках талантливых пенсионеров.
Помню, Тамара Абакумова сшила несколько потрясающих концертных костюмов для Заслуженной Артистки России, певицы Галины Петровны Кашиной. Концертное платье, расшитое жемчугом и бисером было восхитительным.
Но вернёмся снова к  куклам. В них всё продумывалось до мелочей. Однако все обращали  внимание на их лица, которые были грустны и  печальны.
На одной  творческой выставке журналистка спросила у автора работ, почему у кукол такие  грустные лица. В ответ неожиданно Тамара Абакумова рассказала историю из своей жизни.
Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г. трёхлетняя маленькая девочка встретила у тёти в деревне, куда её привезла мама на лето. Сама  же уехала работать в Москву. Деревню оккупировали фашисты. Жителей согнали на окраину деревни и расстреляли. Тётя прикрыла девочку своим телом.
Перед расстрелом, она дала ей любимую куклу и молила только об одном - не плакать и молчать.
Под грудой расстрелянных тел, окаменевшая от страха девочка, уткнувшись в куклу, пролежала несколько часов,  пока её не нашли спасшиеся в лесу жители деревни.
Девочка молчала несколько лет. Она не разговаривала и не расставалась с любимой куклой. 
Мама нашла её у добрых людей и забрала в Москву.  Долго лечила, но девочка молчала и не плакала. Спустя годы лечения, она стала говорить, но её  страх, боль и грусть взяли на себя куклы.
Рассказ потряс всех участников выставки. Мы не скрывали слёз. Людмила после этого написала эмоциональную «Балладу о куклах».
Так  раскрывались сердца людей, для которых Людмила стала настоящим другом. Она понимала и принимала их боль, отражая это в своём творчестве: стихах и живописи.
Открывая новые таланты, готовя новые сюжеты, мы с Людмилой Алексеевной прикасались к удивительным судьбам людей.
  «Ну что, Звезда, готова к новым съёмкам?»- шутила я. Людмила отвечала с сарказмом, порой язвительно. Но это была наша манера общения, она не обижала, а только сближала нас.
Вспоминаю, как готовили участницу творческого конкурса соцработников. Мы с Людочкой были в составе организационной группы.
Фактически  визитную карточку  и  домашнее занятие - сценку в стихах, мы писали  для участницы  вдвоём. Ругались, смеялись, ссорились и опять смеялись. Творили! Работать с ней было легко. Когда обстановка доходила до точки кипения, Людмила шла курить. Так она снимала напряжение.
Наша конкурсантка играла роль Екатерины 2. Группа поддержки нашей конкурсантки была хороша! По итогам конкурса - Приз зрительских симпатий. 
Вокруг Людмилы всегда были талантливые творческие люди: Кашина Галина Петровна, Ольховский Юрий Борисович, Кулемин Виктор Иванович, Жёлудев Владимир Дмитриевич и другие удивительные люди, ставшие и моими друзьями.
Людмила посвящала своим друзьям стихи.
Мне вспомнился акростих, посвящённый её близкой подруге  Заслуженной Артистке, певице Галине Кашиной.

Где, скажи, в каком подворье
Алым цветом проросли,
Лёгкой озимью взошли,
Иль в студёном Беломорье
Напитались русской долей
Ах, песни звонкие твои!

Край родной,
А в песне слиты
Ширь и даль, и свет, и мрак,
И веселье, и молитва!
Наша песня всем открыта,
А не петь нельзя никак!
(Л.Зябина. «Акростих»)

Воспоминания. Много было в жизни моментов, когда Людочка поддерживала словом и верой  в меня. Память бережно хранит лучшее.
И всё же самое дорогое воспоминание о Людмиле – это мой «Бестужеский расцвет». Октябрь 2011.
Людмила уже не работала, вышла на пенсию. Но с её уходом наше общение не прерывалось. Мы общались чаще по телефону.
Моя жизнь в тот сложный период состояла из одной работы. Много работы. Суета сует. И вдруг нежданно-негаданно выпадают две недели отпуска в октябре. Куда ехать? Денег нет, выплачиваю ипотеку. Хоть и не сезон, но так хочется к морю. С грустными мыслями засыпаю. 
Утром ранний звонок от Людмилы: «Луизка, приезжай  ко мне на дачу в Адлер. С весны сижу на даче, все родственники по очереди приезжали. Внучку увезли. Школа. Поговорить не с кем. Меня сын ещё через месяц только заберёт в Москву, а я так устала здесь одна, схожу с ума. Приезжай!». 
Я даже прослезилась. Господи, неужели так бывает! Вчера думала, что делать с этим отпуском. И неожиданный звонок!
  «Хорошо, Людочка, если получится с билетами, приеду!»
Всё сложилось как в сказке - дешёвые билеты на самолёт по акции. Быстро собралась и полетела в Адлер с 1 по 11 октября
Люда встречала меня в аэропорту. Миниатюрная женщина с аккуратной короткой стрижкой. Она всегда казалась юной девушкой. На комплименты отшучивалась: «До старости щенок…» И весело смеялась. Её улыбка и неповторимый смех – отдельная страничка памяти.
Тогда из аэропорта мы взяли такси и поехали к ней на дачу в Бестужевку.
Следующие три дня зарядил проливной дождь. Я отсыпалась. В подаренной мне авторской  книге стихов «Троицын день» есть надпись: «Луизочке, с душевным уважением в туманном Адлере».
Людмила написала и стихи о первых днях моего пребывания в Адлере.

«Над абхазскими горами
Дождевые облака
Солнце жаркими лучами
Их не тронуло пока.
Солнце, выгляни в оконце!
Распрями свои лучи!
Дождь стеною льётся, льётся
Даже дом наш промочил.
Всё в тумане, лужи, брызги
Сколько можно поливать!

Ведь приехала Луиза…
А когда же загорать?»
(Дождливый день в Бестужевке  02 октября 2011)

Потом погода наладилась. И на удивление всем температура воздуха поднялась в дни моего пребывания до +25  + 31 тепла в октябре.
Солнце радовало, настроение было распрекрасное.
Мы болтали  много и обо всём. Не могли наговориться друг с другом. Внучка Ульяна была для Людмилы радостью и светом в окошке. Она рассказывала о летнем совместном отдыхе с ней.
Вечерами до поздней ночи читали вслух стихи.
Людмиле недавно подарили  сборник стихов  Эдуарда  Асадова  и  мы перечитывали их. Обычно читала Людмила. Она отлично декламировала стихи. Разные. Я обожала в её исполнении «Сероглазый король» Анны Ахматовой.
Много  стихов она знала наизусть. Наши поэтические посиделки незабываемы и надолго остались в моём сердце.
 
«Листая старые страницы
Стихов забытых, как всегда,
Меня уносит память-птица
В уже ушедшие года»
(Л.Зябина)

Мы листали страницы нашей жизни…
Счастливое для меня время, проведённое вместе Людмилой в поселке Бестужевка, спустя десять лет, вновь предстало перед моими глазами.
Из поселка открывались довольно интересные виды на гору Ахун, Адлер, Каштаны, на речку Хероты.
Небольшой маршрутный автобус ходит редко с  большими перерывами. Если посчастливилось попасть в  автобус, то с интересом  отмечаешь, что здесь все друг друга знают, общаются с водителем, обсуждают жизнь  соседей, словно одна большая семья.
Помню, как спускалась и поднималась по горной дороге, направляясь в город и возвращаясь из него. Иногда попутная машина подвозила. А чаще бежала сама – 40-50 минут, любуясь красотами вокруг.
Двухэтажный каменный дом располагался высоко в горах и стоял в удалении от других. Людмила очень любила свой дом в Адлере и с любовью писала:

«Дом на юге. Предгорье. Адлер.
Торжество восходов и звёзд».
(Л.Зябина. «Дом на юге»)

Она любила и сам Адлер, и свою Бестужевку.

« Здесь в одиночестве бескрайнем,
Встречая раннюю зарю,
На горы дальние смотрю
И постигаю жизни тайны».
(Л.Зябина. «Поездка в Адлер»)

Здесь, высоко в горах, редко проходили чужаки, в основном  местные жители.
Этим я с удовольствием пользовалась: загорала, гуляя в купальнике с маской на лице по фруктовому саду.
- Не пугай соседей! - шутила Люда.
- Какие соседи? Только Барошку и пугаю, - отвечала я в ответ. Речь шла о большой и с виду грозной собаке. Барошка любил гульнуть ночью, навестив всех своих подружек  в посёлке. Возвращался пёс утром усталый и измученный, спал без задних ног целый день.
Людмила говорила, что пёс почувствовал, что она не одна, и отрывался от души.
  Дни отпуска проходили в дружеских беседах легко и просто. Из окна моей комнаты были хорошо видны  снежные вершины гор.

«Рано утром в моё оконце
Из-за гор выплывало солнце.
И ласкало меня, и будило…
В новый день за собою манило».
(Л. Зеленина. «Рожденье дня»)

Просыпалась я с первыми лучами солнца, любовалась рассветом, потом спешила в сад. Там уже сидела в кресле моя подруга с большой кружкой кофе и курила.
Сколько знала Людочку, она всегда курила.  Бросала и вновь начинала курить с новой силой.
После  отпуска, в Москве написала стихи «Бестужевский рассвет» и «Рождение дня», где отразила свои воспоминания, посвятив подруге.

«Дорогая моя, подружка!
Помнишь в Адлере наш рассвет:
Ты курила,  ворчал всё Барошка,
Я же смехом будила весь свет…»

Людмила курила, а я бежала в сад к фруктам.
В саду росли мандарины, виноград «Изабелла», фейхоа, инжир, гранат. Мандарины ещё не вызрели, а вот виноград и инжир я наелась от души. Рвала прямо с кустов. Впервые попробовала варенье из  плодов фейхоа и привезла их в Москву. Благодаря моей подруге, стала делать варенье без варки из этих плодов для повышения иммунитета.
От воспоминаний и сейчас текут слюньки.
Разница в возрасте не мешала нам приятельствовать, делиться личным и радоваться каждому дню. Я чувствовала себя девчонкой, хулиганила, много шутила.
У Людмилы уже тогда болели ноги, поэтому она только раз выбралась со мной к морю. Я же ездила в Адлер и Сочи. Много гуляла. В этот период в Адлере и Сочи были большие пробки, готовились к Олимпиаде-2014 года. Строились спортивные объекты. Я съездила в Красную Поляну. Хотелось посмотреть одну из самых красивых олимпийских строек.
 «Розу Хутор» уже построили, но фотографировать не разрешали до полной сдачи объекта.
Посетив Сочи, «Красную Поляну» и Адлер в 2021 году, была поражена тем, какая огромная  работа была проделана и сколько прекрасных объектов нам подарила Олимпиада-2014 года. И конечно нахлынули  незабываемые воспоминания о Людмиле и Бестужевке.
Сын Людочки Павел продал дачу и, если не ошибаюсь,  она сама там уже больше не была.
В Москве мы встречались довольно редко, больше общались по телефону. Успевали обсудить жизненные проблемы и оставаться добрыми друзьями.
Как  горько, больно и жалко чувствовать горечь потери близких людей. Уходят в иные миры значимые в твоей жизни люди. Они уходят, а мы остаёмся. Возможно, больше мы жалеем себя. Как мы без них?
Людмила всегда была для меня дорогим и значимым человеком: ценность её мнения, критические и положительные отзывы на мои стихи, прозу. Её видение моего творчества.
Мне приятно было слышать от неё: «Ты - Молодец! Я очень рада за тебя!» «Слушай, Луизка! Ты стала лучше писать! Ты профессионально выросла!»
А в начале нашего общения было иначе. Людмила говорила о высокопарности стихов,  пафосности,  торжественности и т.п.
Потом сама же отвечала на свои же вопросы:
« И что я от тебя хочу? Ты же с детства впитала в себя Восток.  В тебя с молоком матери вошли стихи Омар Хайяма, Алишера Навои, восточные сказки и рубаи». Простые слова, но как они были нужны мне и важны.

« Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего…»
(Е.Евтушенко)

Да, именно так! Зная всё про своих родных, мы ничего не знаем о них! Лучше бы нам узнавать близких и любимых людей  при их жизни…

Для кого я пишу это эссе? Хороший вопрос.
Для себя, для близких людей, друзей, её сына Павла, всем, кто хорошо знал и любил Людмилу. И ничего о ней не знал. Знакомая и незнакомая Людмила, порой, по-детски наивная, с огромным любящим сердцем!
Каждый  вспомнит свою Людмилу Алексеевну.
Собирая по крупицам свои воспоминания, мы чуть ближе прикоснёмся к Планете по имени «Людмила Алексеевна Зябина».

«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
И нет планет, похожих на неё». (Е.Евтушенко)

Милая моя Людочка! Светлый, тонкий, душевный, талантливый, интеллигентный человек!
В последние годы и месяцы твои болезни измучили тебя. Беды, свалившиеся на твои хрупкие плечи, подорвали здоровье и желание жить, но ты вынесла и это! Ты ушла, оставив в наших сердцах свет своей любви!
Спасибо за твою дружбу, надёжность, за радость общения, звонок в октябре 2011 года и приглашение провести вместе с тобой отдых в Адлере. За то, что много лет была рядом со мной!

«Дорогая моя, подружка!
Наш, Бестужевский, помни  рассвет:
Ароматного кофе кружка
И душевность тех ранних  бесед».
Благодарю Судьбу за встречу на жизненном пути со значимым для меня человеком – Людмилой Алексеевной Зябиной. 
Светлая тебе память и вечный покой!
 
26.01.2021 - 03.02.2021
 г.Москва