Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!

Виктор Тарасенко
       Добрый день дорогой читатель! Сегодня, когда вокруг так тревожно и напряжённо, когда в нашей стране проходит специальная военная операция, а по сути – настоящая война, так и хочется сказать всем людям эти особенные - мирные слова, размещённые в заголовке данной статьи.
      Те, из вас, кто постоянно читает Библию, несомненно их узнают. Ну, а для тех, кто не так постоянно обращается к Священному Писанию, я напомню где мы их с вами встречаем.
     Итак, сегодня мы попытаемся с вами поговорить о желании мира и порассуждать о важности этих слов. Давайте откроем с вами первую книгу Царств и прочитаем двадцать пятую главу, где и содержится это пожелание мира.
     По нашей традиции я настоятельно рекомендую вам прочесть всю главу самостоятельно, а затем вернуться к нашему обсуждению, где мы с вами и обсудим прочитанное.

     Итак, данные слова принадлежат Давиду, вернее он поручил их сказать своим людям одному богатому человеку в то время, когда скрывался от преследования царя Саула, и был в определённой нужде: «И услышал Давид в пустыне, что Навал стрижёт овец своих. И послал Давид десять отроков, и сказал Давид отрокам: пойдите к Навалу, и поприветствуйте его от моего имени. И скажите так: «мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему. Ныне я услышал, что у тебя стригут овец. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во всё время их пребывания на горе Кармиле; Спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак, да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдёт рука твоя» - 1 Цар.25:4-8
     Теперь давайте поразмышляем кто такой был на то время Давид и, кто был такой Навал к которому с просьбой о помощи в продовольствии обратился Давид?
      На мой взгляд, Давид в этом обращении сознательно преуменьшал свою роль, называя себя сыном этому человеку, отдавая, как и положено на Востоке, дань уважения к зрелому человеку в годах. Скорее всего Навал был старше Давида, и хотя автор книги говорит нам о том, что он был человек очень богатый (1Цар.25:2-3), всё же он не мог идти ни в какое сравнение с Давидом, ни по богатству, ни по славе.
      Ведь к тому времени Давид был по сути национальным героем (вспомните его удивительный поединок с Голиафом – 1 Цар.17:21-58). Да и по значимости в государстве он был вторым лицом – зятем царя Саула, и по всей видимости любил свою первую жену особенно крепко, да и она отвечала ему взаимностью. Другими словами, он некоторое время был тем, кому надлежало встать во главе всего государства (как, впрочем, впоследствии и произошло), но по зависти Саула о том, что Давиду народ оказывает больше почестей чем самому царю, Саул захотел устранить конкурента на трон (власть развращает, а власть безграничная ведёт к деградации власть имеющих) и убить своего зятя.
     Всё это вы конечно же знаете, я просто освежаю в вашей памяти эти известные факты.
     Да, на момент, когда Давид посылает своих отроков, он по всей видимости в особой нужде. Он уже некоторое время вместе со своими верными друзьями скитается по пустынным местам и пещерам, прячась от неправедного гнева царя Саула. Скорее всего на тот момент съестные припасы уже подошли к концу, и хотя свои скитания
      Давид мог легко прекратить, достаточно было ему убить Саула в пещере, что ему и советовали его люди (1 Цар.24:1-9), он выбрал иной путь – путь скитания, отдавая все вопросы мщения Богу. Как вам такой его поступок?
      Думаю, что не каждый готов на лишения и скитания, причём несправедливые, когда, казалось бы, можно решить все вопросы одним махом.
      К этому не были готовы его мужественные воины, думаю и мы с вами тоже часто совсем не готовы, хотя с нами происходят события и не такие трагичные как это случилось с Давидом, но все же…
      Ну вот, например, вас несправедливо оболгали, а возможно и с работы уволили, но каким-то образом, так к слову сказать, об этой ситуации стало известно какому-нибудь вашему родственнику, который занимает очень, ну очень высокое положение в определённых структурах, и он узнав об этом, желая помочь вам, может легко наказать и лишить должности вашего обидчика. Он просто спрашивает вас, когда это сделать? Какой будет ваш ответ?
      Сможете ли вы простить обиду ему, как это сделал Давид? Вопросы….
      Посмотрите, даже когда, казалось бы произошло явное примирение после милости Давида, его и Саула, он вынужден скитаться и прятаться в укреплённых местах (1Цар.24:23) (что было вполне оправдано, как выяснится чуть позже 1 Цар.26:1-25).
     Тем не менее, Давид, отдавая дань уважение к помазаннику Бога Саулу, не смел сам и запрещал другим делать царю зло, несмотря на то, что его милость доставляла ему, да и его друзьям, чрезмерные трудности, в том числе и в вопросах питания.
     Нам же легко читать: «…. Давид встал и сошел в пустыню Фаран» - 1Цар.25:1 А как было на самом деле? Вам доводилось бывать в безлюдных пустотелых местах? У меня был небольшой опыт горного туризма по молодости, когда мы ходили в горы. Так вот, один участник нашего похода, к слову сказать одарённый творческий человек, на первой стоянке нашего похода, закопал в укромном месте все свои тёплые вещи и продукты, которые мы в равных долях распределили между всеми мужчинами. Он это сделал для того, чтобы убегать от нас вперёд и рисовать пейзажи. Но его глупость мы отчаянно вспоминали всеми недобрыми словами в конечных двух днях похода, когда шли полуголодные, без крошки сухарика.
      Думаю, что нечто подобное было и с друзьями Давида. Трудно быть добрым, когда желудок просит пищи. Тем не менее, смотрите, Давид не посылает к Навалу своих бравых и испытанных воинов с вооружением, но, напротив того, поручает это дело молодому поколению. Тем самым воспитывая и тех и других.
      Не знаю, как у вас, а у меня вызывают трепетный восторг слова Давида, которые он поручает сказать Навалу: мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!
      Посмотрите, тот, кто легко побеждал льва и медведя, кто не убоялся вступить в единоборство с трехметровым великаном (1Цар.17:1-4), тот, кто вдохновлял весь народ на подвиги, в смирении называет себя сыном этого злого человека, давая тому возможность встать с ним на одну плоскость благодати Божьей милости и оказать посильную помощь его воинам.
       Да, это поступок! Это смирение сильного! Это искреннее желания мира всегда, когда это возможно. Как не хватает этого желания современным правителям! Как они стремятся уничтожить друг друга! Им бы поучиться у Давида…
      Но… Да, в этой истории есть продолжение, вы же прочитали всю главу?
Навал, несомненно богатый и злой человек. А что вы хотели? Разве и сегодня богатые добряки? Сколько вы таких видели? Он злой и напыщенный своим – мнимым величием, дерзко отвечает этим отрокам: «… кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? Ныне стало много рабов, бегающих от господ своих;» - 1Цар.25:10 Разве он не понимал и не знал кто такой Давид? Да и говоря об его отце, он тоже не оказывает уважения к годам того, как это сделал Давид по отношению к нему (хочется напомнить, что Иессей – отец Давида был в одно время был самым старым мужем – старейшиной города, что всегда посчиталось на Востоке, и такое пренебрежительное и высокомерное высказывание, несомненно всколыхнуло всё естество Давида. Да, и у терпения бывает конец!
      Давид теперь даёт другое распоряжение, прямо противоположное мирному: «… опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид свои мечом, и пошли за Давидом около четырехсот человек, а двести осталось при обозе» - 1Цар.25:13.
      Вы себе это представляете? Сколько было отроков? Правильно – всего десять безоружных юношей, говорящих такие добрые слова: мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему! И сколько теперь воинов вооруженных, готовых к битве? Правильно, около четырёхсот! Что бы сделалось с тем «олигархом древности горы Кармил» - Навалом? Печальный итог был настолько ясен всем, что тогда, когда этот пьяница пришел в себя после своих дерзких слов (а не надо пить господа!), то просто от осознания что бы такое могло быть с ним, с его домом и со всем его имением, просто умер от ужаса!
      Но у этой истории всё же хороший конец, и тут, как говорят французы: «ищите женщину»! Да, через женщину грехопадение, но через женщину и рождение и жизнь! Умная жена злого Навала – Авигея, смогла разрешить возникший было непримиримый конфликт, и сберечь и дом, и имущество своего мужа, и не допустить напрасных жертв и крови для Давида и его слуг.
       Как нам сегодня не хватает таких мудрых женщин!

       Но, возможно вы мне скажите, что эта древняя история к нам не имеет никакого отношения, и что нам до конфликта Давида и Навала?
      На мой взгляд всё очевидно. Воин Давид, проливший много крови врагов с кротостью готов просить об оказании милости ему и его людям у гражданского человека. Он очень ценит жизнь! А тот, кто разбогател в том числе потому, что Израиль одерживал победы над врагами, не готов поделиться с ним даже ничтожно малым своим имуществом – пропитанием. А что сегодня по-другому? Сколько «современных олигархов» помогают на поле брани? Может кто-то и помогает, но некоторые очень именитые и рыжие, хотя и не говорят дерзко, но бегут, бегут…
       Ладно, это мы немного ушли в сторону, давайте вернёмся к этим замечательным словам Давида: Мир тебе мир дому твоему, мир всему твоему!
       Посмотрите, на самом деле, это пожелание благости человеку. Ведь что нам нужно по сути? Самое главное мир! Это сегодня мы осознаём в полной мере!
        Но вот тут я хочу вам задать вопрос, переводя это удивительное пожелание Давида в духовную плоскость: а какой мир вам нужен?
Мои современники, выросшие в Советском Союзе, несомненно помнят лозунг: «Миру мир!». Вот только, история человечества, как говорят историки, это постоянные войны. Да и сегодня, мы с вами свидетели и очевидцы очередного передела, перекроя мира, как бы кто к этому не относился.
     К СОЖАЛЕНИЮ, МИРА В МИРЕ, НЕТ!

     НО, МИР БОЖИЙ, ЕСТЬ В СЕРДЦЕ ТОГО, КТО ПОВЕРИТ В ЖЕРТВУ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА!

     Он и Сам, воскресший, явившийся Своим ученикам в первую очередь сказал:
«Мир Вам!» -Ион.20:19-21.

     Сегодня ничего не изменилось! Все мы нуждаемся в мире как таковом, и молимся за тех, кто подвергается опасностям на полях сражений!
     Но более всего все мы, те, кто на поле брани, или вне, отчаянно нуждаемся в мире с Богом!
     И может быть все эти испытания, допущены Господом для того, что мы покаялись в своих грехах?

     Дай Господь нам всё понять! А закончить наше размышление мне вновь хочется словами Давида, которые уже некоторое время написаны у нас в собрании в Доме Молитвы: Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!

ТВГ, март 2023 г., г. Барнаул.