Быть тренером... Часть 36

Оля Сома
*** Как правильно прыгать в бассейн с крокодилами ***

Жизнь такова, для того чтобы заниматься любимым делом нужно где-то зарабатывать. Чтобы была возможность заниматься любимым делом.

Можно ли зарабатывать занимаясь любимым делом? Да, можно... но к сожалению это удается не всем и не сразу.

Всей душой и мыслями я была в спортзалах единоборств, но... нужно на что-то покупать еду, нужны деньги на дорогу и одежду, на всякие мелочи... И какой же еще график работы меня устроил бы, как не тот что был когда-то в моей цирковой группе?..

Перебрав все варианты, поняла что придется возвращаться.

Не то что бы я не хотела туда вернуться, просто... вспомнилось как увольнялась оттуда два года назад чтобы учиться...

- Ты с ума сошла! У нас запланировано десять выступлений, отданы билеты и уже много продано!.. Уже зарезервирована гостиница, развешены афиши!..

- У меня в понедельник начинаются пары в училище, а через месяц сессия в колледже. Мне нужно уйти...

- Почему раньше не сказала что поступаешь???

- Я говорила. Вы же настаивали на том чтобы у меня было образование. Вот, поступила, буду учиться. С понедельника.

- Но на режиссера ты заочно учишься! Специально поступала на заочное чтобы продолжать работать. Почему тебе надо увольняться?

- Мой отец считает что мне надо учиться. Это он меня устроил еще в училище. И моё мнение он мало учитывал. Просто сказал что буду учиться и всё.

Враньё конечно, но... как же хорошо что бывают такие родители с собственным железным мнением, которых переспорить невозможно. На моё счастье руководитель нашей цирковой группы Степаныч не был знаком с моим отцом и поэтому можно было свалить всё на него. И он поверил. Или сделал вид что поверил... а что оставалось?

- Иди пиши заявление к директору... Как нибудь без тебя выкрутимся в этот раз, найдем ребят из цирковых студий. Они только рады будут возможности выступить на профессиональной сцене и еще получить за это зарплату!..

- Спасибо, до свидания...

Помним, благодарить и уходить быстро пока не передумал или не придумал еще чего... а нет, не успела...

- ... и к нам больше не возвращайся, обратно не возьмем! Так подставить коллектив! Уму не постижимо!...

В кабинете у директора всё было менее театрально и трагично. Молодой и активный руководитель, он отлично понимал мои планы на учебу и поддержал их. Не скажу что был в восторге, но отпустил и пожелал удачи. Спасибо ему огромное!

И вот теперь... нужно встретиться с ребятами из нашей группы где-то в городе, пообщаться, узнать насколько вообще возможно моё возвращение. Чем они занимались без меня, как изменилась программа, какие новые номера появились.

Пообщавшись лично с каждым из них выяснилось, что они очень не против моего возвращения, ибо в программе не хватает номеров, часто приглашают артистов со стороны. Но все они заметили, что Степаныч очень зол на меня до сих пор и разговор с ним предстоит сложный.

Ну, опыта подобных разговоров мне не занимать. Выводить из себя мужчин а особенно руководителей умею. И договариваться после такого тоже приходилось. Тут ведь вот в чем вопрос - как правильно прыгнуть в бассейн с крокодилами. Абы как нельзя, слопают. Ну покусают точно. Тут умеючи надо, как сказал бы Сэнсэй.

Перебирая все возможные варианты ведения переговоров на пути в филармонию поняла, что нужно действовать не лобовой атакой а в обход. Из опыта, когда в клубе получалось сильно косячить и не знала как подойти помириться с папулей, был один путь - к Сэнсэю. Вот и сейчас эта жизненная мудрость пригодилась.

Договариваться нужно с тем, кто меньше на тебя злится.

И прямо из фойе направилась в кабинет директора на второй этаж. По пути конечно молилась чтобы не встретить Степаныча. Молитвы помогли. Не встретила.

Директор узнал меня сразу, мы с ним мило побеседовали.

- Вот сразу к вам, как только появилась возможность. До окончания учебы в колледже еще год и две сессии, но уже сегодня готова приступить к работе. Если возьмете обратно.

- Да, очень хорошо... твоя ставка не занята. Документы принесла?

- Да

- Секретарь подготовит приказ о приёме на работу, подпишу. Иди в отдел кадров, оформляйся.

- Спасибо...

Довольная тем что всё так быстро и гладко получилось летела в отдел кадров сдавать документы. Там конечно удивились вновь увидев меня.

- Ну здравствуй... Разве Степаныч тебя взял обратно?..

- Здравствуйте. Меня директор взял. Отправил к вам.

Дальше подробности сплетен и шушуканья опущу, не интересно. В итоге я снова в штате цирковой группы в качестве артиста на своем прежнем месте. На следующий день Степаныч был сильно удивлен обнаружив меня в репетиционном зале с обручами. Но ругаться не стал. Только сказал что ближайшие гастроли через неделю и мне нужно быть готовой.

Понимая что с этого момента жизнь моя легче не станет, бешеными темпами восстанавливала номера. Трюки, рисунок номеров, музыка... всё почти забылось за два года. И у меня всего неделя чтобы выйти на сцену такой какой была. Сложно? Страшно? Да. Однозначно. Но пути назад нет.

Иногда мне кажется, что вся моя жизнь состоит из авралов и невыполнимых задач. И часто не бывает времени толком испугаться, просто некогда. Просто зажмуриваешься и... ныряешь в эти проблемы. И делаешь всё чтобы их решить. И получается.

И в этот раз всё тоже получилось. Пусть не сразу гладко, но получилось.

Через неделю мы уже ехали на выступления нашей веселой шумной компанией. Как долго этого не было. Даже не думала что так соскучилась по всему этому.
Жизнь налаживается.

*** Везде эти обручи... ***

Вопрос с работой решился. Хао. Теперь тренировки.

Клуб, счастье моё, душа моя.

Приезжая снова с радостью бежала к груше, к макиварам, крутила нунчаки и длинную палку. А когда не было занятий в малом зале дополнительно занималась с обручами.

Восстановить номер и легко выполнять трюки задачка непростая, требующая постоянных длительных занятий. И вот обручи появились еще и в клубе... Угадайте кто мне их купил? Ну конечно Сангер.

Чтобы не возить из города в город связку из десяти обручей он предложил купить тренировочный комплект и хранить его в клубе.

В то время обручи мне начинали сниться в страшных снах... так много заниматься с ними вредно для психики, но... время поджимало и я это делала.
Проверено, новые обручи в кошмарах снятся не так часто. И это хорошо.

Иногда Сангер в перерывах между тренировками поднимался в малый зал и смотрел на мои репетиции. Это на сцене была девочка в купальнике легко прыгающая и крутящая кучу обручей, и всё это с улыбкой весело под бодрую музыку. В зале было совсем не так. и его это забавляло.

Обычные шорты и обтягивающая футболка, чешки и никакой музыки. Только пыхтение по время очередной попытки сделать "трубу" из четырех обручей... и снова всё летит в тартарары, и снова я кричу и ругаюсь на обручи... а он смеётся.
 
- Доча, может обручи не виноваты?

- Да что ты понимаешь! Это уже сотая попытка! Как еще поймать эту ... волну?! Я не понимаю!.. Закручиваю верхний и перестаю чувствовать второй снизу... и он роняет первый. Чёрт! Чёрт!..

- Не ругайся, ты же девочка

Посмотрела на него ненавидящим взглядом

- Да ладно?.. У девочек тоже бывают плохие дни.

- Бросай всё, пойдем вниз. Ты тут уже третий час, отдохни.

И мы пошли. Обручи остались на полу где упали. Обиделась на них, не стала поднимать.

*** Призрак Миши ***

Когда он предлагал "отдохнуть" имелось в виду не полежать или попить чай. Внизу нас ждала очередная группа уверенно разносящая зал. И их беготню и крики могло остановить только одно -

- Группа стройся!

И как-то легче стало на душе. Вмиг улетучилось плохое настроение. Никаких обручей. Только самооборона, груша и папуля. Хорошо то как... как будто домой вернулась.

Запустив группу бежать по кругу он обратился ко мне -

- Пока идет разминка займись чем нибудь, минут через пятнадцать растяжка будет.

Ну да, мне после трех часовой репетиции с обручами разминка была явно не нужна и вот мои личные пятнадцать минут. Здравствуй макивара! Почему не груша?..

Вспомнились Мишины тренировки на которых он отрабатывал точность ударов на макиваре. Так он однажды назвал обычный стул который закреплял в шведской стенке. И мне понравилось это название. А тут настоящая макивара, с люфтом, с мягкой подушкой... сказка! Решено, на макивару.

Проходя мимо груши и папули заметила краем глаза его удивленный взгляд. Что? Думал всё про меня знаешь? А вот и нет.

Делая отдельные резкие удары с подходом и отходом замечала как время от времени меня изучает пристальный взгляд. Да и пусть. Увлеченная своим занятием добавляла скорость и разные перемещения. Когда представляешь бой и понимаешь что делаешь, занятие на снарядах становится намного интереснее и продуктивнее. И моё время пролетело незаметно.

После занятия с группой снова вернулась к своей макиваре. Сангер еще какое-то время наблюдал со стороны, потом подошел -

- Руки стала высоко держать, корпус открыт постоянно, сделай ниже...

Не останавливая своих движений ответила -

- Миша сказал так правильно, так и держу.

- Я тебе говорю, так неправильно, это высоко, держи ниже и двигайся легче, не задерживай ногу на ударе...

- Миша сказал защита головы должна быть такая. И ногой упираться во время удара.
 
- Да мне плевать что там твой Миша сказал!..

Он начинал кипеть. Странно, повод довольно незначительный как мне казалось...

- ... пока занималась у Миши, могла хоть за спиной руки держать, хоть на макушке. Сейчас ты у меня занимаешься, держи локти ниже, на ударе не останавливайся, двигайся дальше.

- Но Миша сказал...

На этих словах обернулась и встретила его взгляд. Машинально посмотрев нет ли поблизости предметов которые могли бы полететь в меня... решила промолчать.

- Где сейчас твой Миша? Здесь? Нет. Сейчас ты в моем зале, а значит делай так как я тебе говорю. Закрепишь ошибки, потом замучаемся исправлять.

Молча смотрела на него и думала: зачем тогда весь прошлый год занималась у Миши? Училась новому? Чтобы сейчас взять и всё разом забыть? Ну уж нет. Думаю стоит согласиться с этим огнедышащим драконом и сделать вид что сдалась. А по ночам когда не видит буду вспоминать Мишины тренировки. Вслух сказала -

- Хорошо, как скажешь.

Он понял что я не довольна своим вынужденным ответом и переспросил уже более спокойно -

- "Хорошо, как скажешь ПАПОЧКА?.."

Изобразив очень наигранную улыбку ответила снова -

- "Хорошо, как скажешь ПАПОЧКА!"

- Другое дело. Пошли пить кофе, Сэнсэй купил большую банку.

Слышала в Африке у животных на водопое не принято нападать друг на друга. Как это работает непонятно, но видимо благодаря каким-то животным инстинктам с кофе в клубе работало так же. И мы забыв только что вспыхнувший конфликт отправились доставать свои чашки.

Со временем выполняя почти любое упражнение на общих тренировках я ловила себя на мысли что каждое из них мне "правил" Миша... И что я уже привыкла к этим новым ощущениям и двигалась в них комфортно.

С точки зрения Миши я сейчас выполняла всё правильно, но... где сейчас тот Миша... Сангер снова и снова подходил ко мне, поправляя положение рук, корпуса, ног. Напоминал "правильность" перемещений, ударов и бросков. Поправки были небольшими, практически незаметными со стороны человеком не занимающимся единоборствами, но... Но все они меняли положение тела, траекторию ударов и защиты. Не очень заметно снаружи, но очень ощутимо внутри.

Чтобы было понятнее сравню этот процесс с регулировкой сход-развала у автомобиля. Со стороны разницы никакой, а на деле механика меняет весь процесс движений, распределяет нагрузку на другие части мышц.
 
И получилось так, что оба тренера регулировали их по-разному.

Со временем решила идти по пути наименьшего сопротивления, соглашаться с Сангером и делать как получается. А на случай когда совсем не получалось перестроиться работала "железная" отмазка -

- Папуль, ну я же девочка! Это парням просто взять и перестроиться. А я вот долго соображаю. Не приспособлены мы к дракам... Да и на улице не дралась уже давно.

Враньё конечно, девчонки дерутся только пыль летит! Иногда похлеще мальчишек. Но почему-то мужчинам тренерам такая история очень убедительно нравится. Вероятно их мужское эго только подтверждает в очередной раз - "Да, драки не для девочек, что они там могут. Бойцом может стать только настоящий мужчина. Куда уж там девчонкам." И девочки этим пользуются... да ведь?..

Мужчины этого в упор не видят, а мне как девчонке всегда были очевидны такие "приёмчики" как:

- Ой, а я не понимаю как это делается. Наверное так только мальчики могут... (Слышала такое когда отрабатывали бросок через бедро. Смысл в том что им не хотелось падать с высоты на маты. Всё они поняли, всё получилось бы... просто не захотели и решили сачкануть и не падать, не получать синяки. Да страшно, да больно, но выполнимо. Но им было проще обмануть и не делать).

- Ой, мне больно, руки больше не выдержат. Мальчики сильные, им можно такое, а девочкам трудно... (Планка на кулаках. Скажу по секрету мужчинам тренерам - у кулаков нет гендерного разделения ! Больно всем одинаково. Нервные окончания и болевые рецепторы зависят только от болевого порога человека. И он у девочек всегда выше чем у мальчиков... так то...)

- Я устала, это мужчины выносливые, а девочки нет, мы слабенькие, нас даже в армию не берут... (Мужики, вас в этот момент хвалит лисица ждущая когда вы каркните от удовольствия и выроните сыр... Почитайте анатомию, выносливость у девочек больше. Если не верите, зайдите в любую спортшколу гимнастики или акробатики. Одни девчонки, и по восемь часов ежедневных тренировок перед большими соревнованиями! И никто из них не пискнет что она девочка и не может и устала. Знаете почему? Потому что их тренер женщина и она точно знает что это ерунда).

И только девчонки видят как кто-то из них вешает лапшу на уши мужику. И замечают как часто другие этим пользуются. И отсюда складывают свое мнение о других девчонках. При этом мужчины всего этого не видят и очень удивляются почему все остальные очень не любят ту девочку. Вот как им объяснить?.. Никак. Не понимают они этого. Значит и бог с ними. Значит и не надо. Сами виноваты. Пусть мучаются, глупые.

Где бы ни занималась - и на фигурном катании, и на ушу и на джиткундо, и у Сэнсэя, и у Сангера, и у Миши... везде находились девчонки отлынивающие от упражнений под предлогом "Ой, я девочка" И каждый из них верил.

С одной стороны конечно хорошо иметь такой козырь в рукаве, но с другой... может поэтому они на занимались со мной в полную силу как с мальчишками? Может поэтому все нагрузки и спарринги были с поправкой на то что я "девочка"?.. Грустно.

Уж кто-кто, а Сангер мог бы понимать что раз дралась не улице, то могу это делать наравне с мальчишками. Там в темноте особо не разбирались кто ты, просто били и всё. Конечно они были уверены что перед ними парень... а значит было всё по-честному. А возможно он как раз это и понимал. И не хотел чтобы я такой оставалась.

Вспомнился его довольный лучистый взгляд наблюдающий за моими репетициями номера с обручами... Наверное он хотел бы чтобы я занималась только цирком и забыла про бои.

Эх... мужчины никогда не могут угадать чего хотят женщины. Я бы с удовольствием променяла сцену на ринг, если бы на этом можно было зарабатывать. Но такой возможности не было.

*** Привидение в ночи, я тебя знаю ***

Очередная ночь в клубе. Тишина и спокойствие. За окном ярко светит луна. Все возможные мышцы болят. В животе булькают две большие кружки кофе с молоком. Рассматривая стенд с оружием постепенно проваливаюсь в счастливый сон...

Что значит "после кофе не уснуть"? Кому вы это рассказываете?! Чудно засыпается после дня тренировок даже после банки кофе.

Что это? Нет, не послышалось. В окно тренерской снова постучали. Странное чувство дежавю... кто это? Джон? Не видно ничего...

Мурашки побежали по рукам от воспоминаний той ночи. Сейчас клуб точно не открою. Нетушки! Ни за что...

Минут через десять снова стук... теперь уже в дверь... ЗАЛА?!

Я не на шутку испугалась. Кто мог стучать изнутри зала? Всех точно проводили домой и точно всё закрыли... Но стук повторился сильнее.

И тут я вспомнила что одно из окон зала не закрывается на шпингалет... И в зал можно попасть с улицы если влезть по высокой ровной кирпичной стене. Но там два метра до подоконника!

Помнится, чтобы Сангер не заметил что я отсутствовала ночью в клубе вернувшись с прогулки парни меня подсаживали в то окно. Но одному туда влезть очень сложно.
 
А вот тот что стоит сейчас в зале и стучит в дверь смог. Да кто он такой?! Об этом окне знает всего несколько человек...

Так, он знает про окно, он знает что я в клубе, он зачем-то хочет меня увидеть... и он смог один влезть в окно. Кто это???

Чем дольше думала об этом, тем становилось больше интересно чем страшно.

Понимая что зал изнутри без ключа не открыть, а дверь сверху прозрачная, убедила себя - вполне безопасно пойти посмотреть кто там.

Ночь, пустой темный клуб... В зале неизвестный человек влезший по двухметровой стене... Страшно...

А чего собственно я испугалась? Надо вести себя как дома. Сегодня я тут хозяйка!

Надела штаны (без штанов гостей встречать неприлично, даже ночью) смело открыла дверь тренерской и включила свет в фойе. По пути к двери зала громко начала обращение -

- Это еще кто тут ночью шатается?! Сейчас милицию вызову! Заберут за незаконное проникновение в чужое помещение...

Последние слова прозвучали уже не так громко. За прозрачной дверью передо мной стоял Паша...

- Привет. Я звонил, у вас телефон отключен. Слышал ты вернулась...

- Привет. Вернулась.

Вот как на это реагировать? Я готова была смотреть на него всю жизнь, пойти за ним куда скажет и прожить рядом с ним до конца дней, но... Но он предал меня. Я так долго пыталась его забыть. И уже забыла. Спустя два года этот шрам на сердце перестал кровоточить и успокоился. Но вот увидела его и всё полетело к чёрту!

Иногда стихи самопроизвольно врываются в мою жизнь. И вот сейчас гладя на него через дверь зала подумалось -
         
  " Упаси меня боже
               влюбиться опять в него же !
    Умерев еще раз
               возродиться душа не сможет..."
 
- Дверь откроешь?

Всё внутри меня кричало: НЕТ! ни за что не впускай его в свою жизнь снова! Он снова поступит с тобой так же. И это плохо. Будет снова очень плохо! Вспомни как было плохо, вспомни!

Помню. Вздохнув решила не повторять ошибок. Вернув наглое выражение лица с которым вышла в фойе ответила -

- Неа, не открою. Как залез сюда, так и вылезай.

- Открой, нам надо поговорить.

- Это ты так решил? А я вот считаю что нам не о чем разговаривать. Уходи.

Повернувшись пошла к тренерской, выключила свет в фойе и закрылась изнутри на ключ. Нет, не потому что испугалась. Для того чтобы он точно понял - ждать ему нечего и правильно будет уйти.

Еще долго не спала. Понимала что вылезти в окно на улицу можно, но нельзя закрыть за собой это окно, не за что зацепиться руками и не на чем стоять ногами. А значит когда он вылезет, мне нужно будет открыть зал, зайти и закрыть окно изнутри плотно... и задернуть занавеску.

Если сейчас не закрою это окно, утром его увидит Сангер... и тогда будет скандал. Придумывать подробности возможного скандала не было сил, поэтому просто лежала в темноте борясь со сном, выжидая время в надежде что Паша точно ушел и не встретит меня в зале как только открою дверь.

Встретиться с ним мне не хотелось. Отлично понимала, что едва попав в его объятия пропаду... сразу и основательно. И это не входило в мои планы.

Подумав что сидеть до утра в зале он не станет, выбрала самое безопасное решение - поставила будильник на пол часа раньше обычного. Проснусь пораньше и до прихода ребят и тренера уже при дневном свете спокойно всё закрою. И его там точно уже не будет. Отлично.

Но призраки так просто не уходят. На следующую ночь он снова стучал в окно и ждал. Правда в зал больше не лазил. Не кричал, не шумел, просто стучал в окно, убедившись что я его заметила продолжал стоять под окном.

Вспомнила Серёгу, который так же вот стоял под этим же окном три года назад. Тоже чего-то ждал. С такой же регулярностью приходил... и где он теперь? Ах да, женат и воспитывает маленькую дочку.

Вот и этот наверное скоро успокоится, вернется к жене и ребенку. Кстати... почему его жену не беспокоит регулярное отсутствие мужа по ночам?.. Странно это. Ну да сами разберутся. Мне теперь нет никакого дела до них.

Господи, чем я занимаюсь по ночам?! Слежу за призраками прошлого за окном... Такие трудные дни, работа, тренировки, сессия скоро. На сон вечно не хватает времени, а тут еще этот экземпляр всплывает в ночи.

Хватит отвлекаться на мужиков!.. ого, начала рассуждать как папуля...

Всё, спать, спать, спать...