Письма из прошлого

Светлана Асипкина-Черепкова
В нашем семейном архиве хранятся старые письма из прошлого: переписка моих молодых бабушки и деда, моих родителей, времён, когда они не были ещё моими родителями. Сложены в отдельную стопку письма от моего будущего мужа, которые он писал мне из далёкой Монголии, где проходил срочную службу.

Время от времени я выборочно перечитываю письма своих близких. Понимаю, что личная переписка, вряд ли она была предназначена для посторонних глаз, но я себя посторонним в истории этой семьи не считаю, да и авторов этих писем уже давно нет среди нас.

Стопки посланий годами лежат в специальной коробке, в мои руки они попадают с интервалом в несколько лет. Поэтому моё восприятие с высоты собственных лет, меняется. Поделюсь последними впечатлениями о прочитанном.
Буквально вчера, достала аккуратно сложенную стопку и открыла первое попавшееся письмо. Оно датировано 1956 годом. Пишет его мой дедушка из санатория своей семье. На тот момент ему было всего 36 лет - фронтовик, кадровый офицер. Из семейной истории я знала, что по состоянию здоровья его после госпиталя отправили на реабилитацию в военный санаторий. Находясь на отдыхе он регулярно писал письма жене (моей бабушке) и трём дочерям, одна из которых однажды станет моей мамой.

 Вдвое сложенный тетрадный лист с ровными строчками выведенными каллиграфическим почерком: у дедушки другого быть и не могло - очень педантичный человек. Со слов мамы, он был любящим, но очень требовательным, строгим и порой суровым отцом. Я узнала его уже несколько другим - довольно сентиментальным, внимательным, заботливым и в меру строгим дедулей.

Разворачиваю письмо, нахожу первую страницу: пишет, что рад весточки из дома, что очень скучает и хочет скорее обнять своих крошек. Всё повествование пронизано добротой, любовью и заботой, конечно, где-то в середине текста, решаются бытовые проблемы -  поискать в местных магазинах, какой-то дефицитный товар, послать телеграмму брату, чтобы на обратном пути к нему заглянуть, далее рассказывает о людях, с которыми познакомился на отдыхе и о назначенных процедурах. К моей бабушке обращается ласково - “мамулька”. Просит её о нём не беспокоиться, а беречь себя и девочек. Заканчивается письмо: “Обнимаю и крепко целую всех, всех. Ваш родной папочка.”

Отложив пожелтевший листок в сторону, я открыла для себя совсем другого деда, и подумала, как же здорово, что люди раньше слали друг другу весточки. Как много своей души можно было в них вложить. Большинству из нас иногда бывает сложно выразить свои чувства к близким людям. Тем временем, растёт недопонимание, крепнет неудовлетворённость. В народе говорят, что бумага всё стерпит.

Не скупитесь на добрые слова для своих любимых, а если сложно произнести вслух, тогда пишите письма!