Сражения за Чудское озеро

Александр Митрофанов 2
По российско-эстонской границе с севера на юг протянулась цепочка соединенных между собою озер - Чудское, Тёплое и Псковское. По площади (3555 км;) они занимают четвертое место в Европе. Само Чудское озеро имеет длину 73 км и ширину от 33 до 47 км. Средняя глубина составляет 7,1 м, а в Теплом озере достигает 15 м. В озеро впадает около 30 рек, а вытекает только одна - Нарва (Нарова), впадающая в Финский залив. На озере расположены 35 островов. С конца ноября до начала мая озера замерзают, при этом толщина льда может составлять 50-60 сантиметров.
На протяжении столетий берега, да и само озеро, становились ареной жестоких битв. Все знают о «Ледовом побоище» 1242 года, а российские (базировались в Пскове) и шведские (выходили из нынешнего Тарту) боевые корабли  во время Северной войны 1700-1721 годов неоднократно сражались на просторах Чудского и Теплого озер.

1915-1920 гг.

В связи с приближением германской армии Военное ведомство Российской Империи в сентябре 1915 года приступило к созданию Чудской военной флотилии из мобилизованных гражданских судов. К августу следующего года флотилия состояла из шести пароходов водоизмещением 90-200 тонн, вооруженных двумя 75 или 47-мм пушками и пулеметами, а также восьми паровых и моторных катеров. На конец 1916 года личный состав насчитывал 320 человек.
База флотилии находилась в бухте Раскопель. Для ее прикрытия было установлено пять береговых батарей с 3-4 орудиями калибром 107-мм или 76-мм в каждой. Командовал флотилией контр-адмирал Н.Н. Коломейцев. После Октябрьской революции флотилия вошла в состав РККФ, а её командующим был назначен Д.Д. Нелидов, комиссаром - анархист Д.К. Морозов.
28 октября 1918 года три корабли флотилии под командованием Нелидова вышли из Раскопеля в Псков, где перешли на сторону белогвардейцев Северного корпуса. Тремя судами, оставшимися в Раскопеле, стал командовать А.Н. Афанасьева и в конце ноября 1918 года они поддерживали наступление РККФ на Нарву.
Перешедшие на сторону белых пароходы участвовали в боях с Красной Армией, а во время зимовки в Юрьеве (ныне Тарту) оказались в руках Эстонии, из них был сформирован «Чудский дивизион».
В начале мая 1919 года Северо-Западная армия белых и эстонский «Чудский дивизион» начали обстрел и блокаду Раскопеля. По приказу советского командования часть флотилии была затоплена, а суда «Ольга» и «Ермак» должны были прорываться в Псковское озеро. Однако, 20 мая под руководством комиссара Морозова эти пароходы перешли на сторону белых, а позднее были переданы эстонцам. 4 августа советская флотилия была расформирована.
Согласно Юрьевскому мирному договору 1920 года Эстония и РСФСР могли иметь на Чудском, Теплом и Псковском озерах только малые таможенные суда, не более пяти, с вооружением не свыше двух 47-мм пушек и двух пулеметов на каждом.

1941 год

Свою новую жизнь Чудская военная флотилия обрела 3 июля 1941 года по приказу Старшего морского начальника в Ленинграде контр-адмирала К.И. Самойлова в связи с приближением немецкой армии.
Флотилия была создана на базе Дивизиона учебных кораблей Высшего военно-морского ордена Ленина инженерного училища им. Дзержинского, базировавшегося в порту Тарту на реке Эмайыги. В его состав входили три парохода, переклассифицированные во флотилии в канонерские лодки:

«Нарова» (водоизмещение 145 т, скорость 9 узлов, построена в 1897 г.) Бывшая эстонская канонерская лодка “Tartu”, ранее служебный пароход Министерства путей сообщений Российской империи «Юрьев».
«Исса» (175 т, 9 узл., 1914 г.). Бывшая эстонская канлодка “Vanemuine”, ранее - товаро-пассажирский пароход «Император».
«Эмбах» (140 т., 9 узл., 1908 г.). Бывшая эстонская канлодка “Ahti”, ранее - буксирно-пассажирский пароход «Ганза».

Кроме того, в состав флотилии в качестве несамоходной плавбазы (неисправна главная паровая машина) была включена «Плюсса» (230 т, 1857 г.). В качестве посыльного судна использовался пароход «Уку» (110 т, 9 узл., 1912 г.), бывшая эстонская канонерка, а ранее буксир «Дельфин». Пароходик «Варрак», переименованный в «Нептун», стал госпитальным судном.
Командующим флотилией был назначен начальник кафедры морской практики ВВМИУ им. Дзержинского капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов (1892—1949), участник Первой мировой и Гражданской войн, член Центробалта. Дивизионом канлодок командовал капитан-лейтенант Н.В. Бандовский.
Личный состав флотилии состоял в основном из курсантов 1-го курса паросилового, электротехнического и кораблестроительного факультетов ВВМИУ, прибывших для прохождения плавпрактики 23-го и 24-го июня. Штатные экипажи учебных кораблей состояли из младших командиров и матросов бывшей эстонской флотилии на Чудском озере, изъявивших желание продолжать службу в ВМФ СССР (всего 18 человек). Полностью отсутствовали такие важные специалисты, как сигнальщики, артиллеристы, радисты и т.д. Корабли не имели вооружения, не считая четырех станковых пулеметов и винтовок личного состава.
В первые дни намеченной практики курсантам пришлось решать совершенно несвойственные задачи - охранять важные объекты в городе Тарту и бороться с вооруженными группировками эстонских националистов в тылу наших войск.
Третьего июля флотилии был отдан приказ изъять у местных владельцев все плавсредства, «вплоть до яликов», и перевести их на восточный берег озера, чтобы противник не мог использовать их для переправы через озеро.
В связи с приближением противника к Тарту, 6 июля флотилия совместно с саперным батальоном Красной Армии занималась минированием мостов и искусственным подъемом воды в реке путем затопления поперек ее баржи, груженной камнями. В тот же день началась эвакуация флотилии в новую базу Гдов на восточном берегу Чудского озера. Для охраны базы из состава экипажей, включая 80 курсантов, была создана береговая рота, вооруженная стрелковым оружием.
Еще в Тарту из местного арсенала для вооружения кораблей флотилии были переданы 12,7-миллиметровые пулеметы Виккерс, использовавшиеся в качестве зенитного оружия. А 10 июля из Ленинграда в Гдов были доставлены две 76,2-мм пушки Лендера, снятые с крейсера «Аврора», девять 45-мм орудий 21-К с боезапасом и орудийными расчетами, речные мины, пулеметы и другое вооружение и боеприпасы.
Из 18 автомобилей, участвовавших в перевозке этого груза, вражеская авиация уничтожила три, а две серьезно повредила, погибли трое краснофлотцев и 5 гражданских шоферов, восемь человек было ранено.
Полученные орудия были использованы следующим образом:
«Эмбах», «Плюсса», - 2 х 45-мм
«Нарова» - 3 х 45-мм
«Исса» - 2 х 76,2-мм, 1 х 45-мм
«Уку» - 1 х 45-мм
Кроме того, на каждый корабль установили пулемет М-1 калибром 7,62-мм.
В связи с прекращением деятельности Чудского озерного пароходства шесть пароходов, включая три небольших буксира из его состава, были переданы флотилии. Кроме того, в состав флотилии входили 13 моторных катеров, в том числе бывшие пограничные, а также несколько барж, одна из которых была загружена бензином.
14-17 июля корабли флотилии перевезли 1000 бойцов прижатой противником к озеру 118-й стрелковой дивизии с восточного (Гдов) на северное побережье (Васкнарва). При этом канлодки вели артиллерийский огонь по противнику, прикрывая погрузку войск. 19 июля флотилия перебазировались на рейд поселка Муствеэ на северо-западном побережье озера.
Корабли флотилии вели огневую разведку позиций противника, обстреляли колонну противника, двигавшуюся по прибрежной дороге (были уничтожены три повозки и одна грузовая автомашина), доставили оружие и продовольствие для партизан на остров Пийрисаар.
22-24 июля корабли флотилии подверглись ожесточенным налетам вражеской авиации. Только в первый день налетов флотилия потеряла убитыми 17 и ранеными около 100 человек. На канлодке «Исса» через двое суток из 48 человек команды в строю осталось только семь человек. Хотя немцам удалось потопить только одну баржу с продовольствием и рыболовный траулер, некоторые корабли и катера получили тяжелые повреждения, потери личного состава были ужасающими. В связи с этим, особенно из-за потери значительной, а иногда и полной, командного состава кораблей, флотилия стала малобоеспособной. На рейде Муствеэ 23 июля была разоружена и затоплена канлодка «Нарова», а также большинство барж, вспомогательные суда, катера и мотоботы. Остальные плавединицы перешло в район устья реки Раннапунгерья на северном берегу, так как почти все остальное побережье уже находилось в руках противника.
1 августа было установлено, что у противника на озере появились моторные катера. 7 августа из Ленинграда для пополнения убыли личного состава на флотилию прибыла группа офицеров и краснофлотцев.
В ночь с 12 на 13 августа «Эмбах» и четыре моторных катера высадила в районе Гдова 60 разведчиков для поиска аэродромов врага. После высадки группы один из катеров столкнулся с дозорным катером противника. В скоротечном бою катер врага был потоплен. Это была последняя операция флотилии на Чудском озере.
К утру 13 августа под контролем Красной Армии оставалось всего лишь около 10 км побережья, поэтому по распоряжению командующего флотилией вооружение, боезапас и ряд механизмов были свезены на берег и зарыты в землю, корабли и катера затоплены или выброшены на мель.
Личный состав во главе с командующим и комиссаром флотилии с боями через Нарву и Кингисепп вышли 20 августа к Старому Петергофу, а затем прибыли в Ленинград. По рзличным даннм с Н.Ю. Авраамовым вышло 139, 142 или 189 человек.
27 августа Чудская военная флотилия приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района была расформирована.

1944 год

На Псковском озере первый немецкий «флот» появился в июле 1941 года, а затем и на Чудском. С 27 августа по 2 сентября в распоряжение WSP-Station Peipussee со штаб-квартирой в Тарту, находившейся в ведении сухопутных войск группы армий «Север», было перебазировано 9 буксиров, 15 барж и три катера. Основной задачей этой флотилии являлись транспортные перевозки между Тарту и Гдовом в интересах 18-й армии вермахта. Задачу охранения этих судов осуществляли два катера военно-морского флота, вооруженные противотанковыми пушками и пулеметами.
За август по этому маршруту было перевезено 2793 тонны грузов, в том числе боеприпасов - 1215 тонн, горючего - 1325 тонн, продовольствия - 432 тонны, а также 500 раненых и 600 военнопленных. Противодействия со стороны противника немцы не встретили.
В сентябре 1941 года немцы подняли и ввели в строй «Иссу» (переименована в “Vanemuine”), «Нарову» (“Haimat”), «Плюссу» (“Ilmatar”), «Эмбах» (“Baltenland”) и «Уку».
В 1942-1943 годах перевозки по озеру продолжались, в них было задействовано до 18 самоходных и 39 несамоходных судов, подчиненных армейскому Feld-Wasserstrassen Abteilung 4. За 1943 год было перевезено 114 850 человек, 78 510 тонн леса и 15 520 тонн других грузов.
В связи с наступлением советских войск германское командование заблаговременно начало создавать на северо-западе оборонительную линию «Пантера» (“Pantherlinie”), которая пролегала и по Чудско-Псковским озерам. В связи с этим с конца 1943 года Кригсмарине начало переброску с Балтики в Тарту боевых катеров типа V (42 единицы), KM и KS (всего 14 единиц), а в январе 1944 года была создана Чудская военная флотилия, вернее 4-я флотилия канонерских лодок (4 Artilletr;gerflotille). Главная база этих сил располагалась в деревне Кастре в устье реки Эмайыги.
Основной ударной силой флотилии являлись 12 морских артиллерийских барж (MAL 13 - MAL 24) типа MAL Ia, вошедшие в строй в мае-июле. При водоизмещении 146 т они были вооружены двумя 88-мм орудиями и 37-мм зенитным полуавтоматом (по некоторым данным, еще и счетверенным 20-мм автоматом), ходовая рубка была бронирована. Скорость MAL достигала 8 узлов, экипаж состоял из 28 человек.
Модульная конструкция  позволяла перевозить баржи железнодорожным и автомобильным транспортом в разобранном виде, а повторная сборка занимала всего лишь 6-8 часов. Уже через 24-30 часов после прибытия корабль был готов к боевому применению.
В июле 1944 года в Тарту из Германии прибыли два «разборных боевых полицейских катера» (Zerlegbares Polizei Kampfboot) ZPK-2 и ZPK-3. Катера были вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» и имели частичное противопульное бронирование.
Весной 1944 года своим «флотом» на озере обзавелись и сухопутные войска - из Дании был переброшен 772-й саперно-десантный батальон (Pi. Lndg. Btl. 772). На вооружении батальона первоначально состояли 9 паромов «Зибель» и 77 штурмовых и десантных катеров.
Для противодействия вражеской флотилии на Чудском, Теплом и Псковском озерах и обеспечения высадки десантов на их западном побережье, 18 февраля 1944 года Главный штаб ВМФ запросил штаб Краснознаменного Балтийского флота о возможности переброски боевых катеров на Чудское озеро. Новое соединение предполагалось сформировать на базе выводимого с озера Ильмень 25-го отдельного дивизиона катеров.
Окончательное решение о создании группировки на озёрах было принято наркомом ВМФ 18 марта. Катера предполагалось отправлять сначала водным путем по маршруту Ильмень - Ладога - Ленинград, а далее по железной дороге до Гдова. 6 апреля 1944 года приказом Наркома ВМФ 25 отдельный дивизион катеров был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота с оперативным подчинением командующему Ленинградским фронтом.
Переброска сил 25- го ОДК началась 3 мая, а 18 мая первые катера прибыли в Гдов. 13 мая в дивизион передали 1-й отряд бронекатеров из состава Бригады шхерных кораблей Краснознаменного Балтийского флота в составе пяти катеров проекти 1125. 7 июня к ним присоединился бронекатер проекта 1124.
18 июня дивизион катеров был переформирован в Отдельную бригаду речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере. Командиром бригады был назначен капитан 3 ранга (с сентября 1944 года – капитан 2 ранга) Аржавкин Александр Федорович.
На 19 июля 1944 года корабельный состав бригады был следующим:

Отряд бронекатеров - четыре бронекатера проекта 1124 и восемь проекта 1125;
Отряд минных катеров - пять катеров типа Я-5 вооруженных НУРС;
Отряд сторожевых катеров - пять катеров типа БМК-70 и шесть катеров типа КМ;
Отряд полуглиссеров - четыре полуглиссера типа НКЛ-27;
Самоходный тендер;
Береговая база и другие береговые службы.

Корабли бригады базировались в устье реки Гдовка, а также в заливе Раскопель. Для их прикрытия с воздуха 6-7 июня туда были перебазированы шесть истребителей Як-1. Кроме того, для усиления ПВО 42-я армия выделила одну 45-мм и одну 37-мм зенитные батареи.
Перед соединением была поставлена задача нести дозорную службу у восточного берега Чудского озера с целью воспрепятствования высадки вражеских десантов на наше побережье, постановка минных заграждений, ограничение плавания противника в озере, разведка мест базирования его плавучих средств, содействию наступлению 8-ой армии Ленинградского фронта. Кроме того, в связи с подготовкой высадки десанта на западном берегу озер предписывалось уничтожить плавучие средства противника силами катеров 25- й бригады и фронтовой авиации.
В свою очередь, немецкие силы на озере заняли в основном оборонительную позицию. Их корабли и катера должны были нести дозорную службу на расстоянии 1-2 километров от западного побережья и в случае появления кораблей противника сообщать об этом наземным войскам.
При первом же выходе в дозор (28 мая) наши бронекатера столкнулись с противодействием вражеской авиации. Четыре «фокке–вульфа» атаковали два дозорных катера, БКА-214 получил серьезные повреждения.
В ночь с 12 на 13 июня в районе деревни Заполье на восточном берегу Чудского озера произошел бой между четырьмя дозорными советскими бронекатерами и четырьмя немецкими катерами КМ. Благодаря превосходству советских катеров в вооружении и бронировании им удалось одержать победу - КМ 8 был потоплен таранным ударом БКА-213 (командир - лейтенант А.А. Смирнов), а КМ 19 получил повреждения и был уведен немцами на буксире. Двух моряков с затонувшего катера удалось взять в плен. Бронекатер БКА-213 также получил ряд повреждений, ранены два члена его экипажа.
Всего же с 13 июня по 18 июля зафиксировано семь артиллерийских боев между кораблями противников. Почти во всех случаях сообщения сторон о понесенных потерях не совпадают.
19 июля в преддверии будущего десанта командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров приказал нанести авиационные удары по местам базирования немецких кораблей. Командование Краснознамённого Балтийского Флота выделило для этого из состава ВВС флота 9-ю Ропшинскую штурмовую авиационную дивизию в составе четырех полков: 7-го гвардейского штурмового полка, 35-го штурмового полка, 12-го истребительного полка и 13-го Краснознамённого истребительного полка. Появление на озёрах мощного (154 штурмовика и истребителя) авиационного соединения, нацеленного исключительно на решение «морских» задач, сразу резко изменило обстановку в нашу пользу. В итоге на 1 сентября в составе флотилии числились только MAL-14, MAL-21 и около полутора десятков сторожевых катеров, которые к 19 сентября были затоплены экипажами.
В 04:30 16 августа 1944 года с катеров Отдельной бригады речных кораблей началась высадка первого эшелона десанта на западном берегу Теплого озера при огневой поддержке бронекатеров и полевой артиллерии с восточного берега.
Вражеская авиация оказала серьезное противодействие высадке: с 10 часов утра немецкие самолеты группами по 18-25 машин наносили непрерывные удары по советским кораблям, перевозившим силы второго и третьего эшелонов десанта, пунктам сосредоточения войск и их посадки на корабли на восточном берегу.
В результате за два дня авианалетов были потоплены бронекатер, три десантных тендера, два минных катера и два катера-тральщика, из 14 паромов затонули семь, из 21 десантных тендеров в строю осталось 6. Личный состав частей десанта также понес серьезные потери. Несмотря на свое полное превосходство в силах в районе высадки, советская авиация не смогла обеспечить воздушное прикрытие.
По немецким данным, вечером 16 августа четыре баржи MAL обстреляли район погрузки советского десанта, наблюдались многочисленные взрывы и пожары. В советских документах об этих обстрелах упоминаний нет, возможно это отнесли на действия авиации.
Несмотря на серьезные потери в высадочных средствах, к 18 августа 1944 года через Тёплое озеро были переправлены части обеих задействованных стрелковых дивизий: около 7000 бойцов, 170 орудий и миномётов, свыше 300 тонн боеприпасов и других грузов. Кроме того, 159-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон переправил свыше 1000 бойцов, 34 тонны груза и 65 орудий и миномётов.
18 августа из личного состава 4 AT-Flotille была сформирована сводная рота, принявшая участие в боях за Тарту. 28 августа в них погиб командир флотилии корветтен-капитан Пауль Кале.
С 5 по 19 сентября катера и суда Отдельной бригады речных кораблей осуществляли оперативную перевозку войск 2-й ударной армии Ленинградского фронта через Чудское озеро: были перевезены управление 2 ударной армии, 8, 30 гвардейский и 108 стрелковые корпуса, 100 тысяч человек, тысяча орудий, 4 тысячи автомашин, 13, 2 тысячи лошадей, 14 тысяч тонн боезапаса, 67 тысяч тонн продовольствия.
20 сентября бригада осуществила переброску стрелкового полка 109-й стрелковой дивизии на севере Чудского озера, подавив при этом береговую батарею противника. Это была последняя боевая операция бригады.
18 сентября провела свой последний бой и 4 AT-Flotille - MAL 14 и MAL 21 отразили попытку высадки советского десанта в устье реки Омеда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 года Отдельная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере была награждена орденом Красного Знамени.
14 ноября 1944 года Отдельная Краснознаменная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере была расформирована.