Из века в век

Владимир Сосновцев
Ещё в школе мы познакомились с поэмой Тита Лукреция Кара «De Rerum Natura» – «О природе вещей», написанной в первой половине первого века до Р.Х.

Описание им нашего мира как созданного из отдельных частиц – атомов, и с этих философских позиций описание развития всего мира и его части - человеческого общества, где культура и искусство играют весьма важную роль, производило на нас, школьников, сильнейшее впечатление.

Однако, в этом же произведении содержится картина «звериной борьбы человека за существование, картину бесконечной алчности, стремления к наживе, к богатству и славе и вообще мрачную картину человеческих пороков и преступлений», как отметил один из авторов «Проза.ру» (Алекс Боу «Лукреций»).

Из этого мы видим общественная жизнь в человеческом обществе формируется не только из складывающихся исторических обстоятельств, но в то же время она обусловлена психологическими особенностями самих людей.

Вот вам культурологический текст совсем из другой эпохи.

Он грубоватый по форме, но верный по содержанию.

«Зачем, впрочем, говорю я о том или ином виде тщеславных и блаженных глупцов, когда Филавтия создаёт счастливцев повсюду и самым чудесным образом?

Иной уродливее обезьяны, а самому себе кажется Ниреем.
Другой, проведя кое-как при помощи циркуля три кривых линии, мнит себя Эвклидом.

Этот в музыке – что осёл, играющий на лире, и поёт не лучше курицы, которую оседлал петух, а изображает себя Гермогеном.

А вот ещё один, без всякого сомнения приятнейший род помешательства, - когда господа тщеславятся дарованиями своих слуг, словно своими собственными.

Нужно ли поминать здесь служителей свободных искусств?

Им всем так близка Филавтия, что иной скорее откажется от отеческого достояния, нежели признает себя лишённым таланта; таковы в особенности актеры, певцы, ораторы и поэты, из коих кто невежественнее других, тот и наглее в своём самомнении, громче хвастается, больше пыжится.

Но на всякий товар свой купец найдётся, и, мало того, чем бездарней такой человек, чем больше у него почитателей; самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное большинство людей, как уже сказано, заражено глупостью.

Невежда и сам собою доволен, и другие им восторгаются, так зачем же стремиться к истинной учёности, добываемой великими трудами, приносящей с собой робость и застенчивость и, наконец, ценимой столь немногими?!».

Этот текст написан в самом начале XVI века от Р.Х.

Автор знал несколько языков. В его время греческий был языком науки, влияние греческой культуры проявлялось не только на древний Рим, но и на Европу в целом.

Поэтому в тексте есть греческие имена и слова.

Флавтия – греческое философское понятие, означающее любовь к себе, но это не эгоизм в нашем понимании.

Нирей - один из персонажей древнегреческой мифологии, сын Харопа, царя острова Сими и нимфы Аглаи, жених Елены, был царём острова Книд. После Архипа считался самым красивым греком.

Эвклид - (от «добрая слава») древнегреческий математик, геометр, создатель формата математики «эвклидова геометрия».

Гермоген - имя, распространённое в Греции, видимо имелся ввиду древнегреческий архитектор, он проектировал много величественных храмов и написал несколько теоретических статей об архитектуре. Кстати, один из учеников Сократ также носил имя Гермоген.

Открытия того, что мы видим в нашей сегодняшней поп-культуре, литературе, театральном искусстве, частично и в политике, оказывается, произошло более полутысячи лет назад.

У нас в России есть замечательные поэты и писатели, артисты и певцы, заслужившие любовь и уважение народа.
Немало и других представителей нынешней российской культуры.
Часть их них по-предательски сбежала из своей страны.

И вот среди наших современников нам легко увидеть и таких, которые удивительно похожи на служителей искусств, о которых сообщил великий учёный-философ, гуманист, живший в XV-XVI веках.

Не буду называть фамилии, но читатель и сам сможет узнать в описаниях философа известных ему деятелей искусств.

Приведённые мной слова из трактата «Похвала глупости» принадлежат Эразму Роттердамскому (при рождении он записан как - Герхард Герхардс).

Меняются исторические эпохи, поколения людей приходят на смену другим поколениям людей, но природа людей не изменяется веками.