Проспект Северодвинска имени министра Бутомы

Виталий Сергеевич Смирнов
45 лет назад новому проспекту Северодвинска присвоено имя Бориса Бутомы

В семидесятые годы прошлого века в различных районах города велась активная застройка. Почти каждый месяц появлялись всё новые и новые объекты – жилые дома, бытовые и культурные учреждения, а также сложные в техническом отношении промышленные объекты на предприятиях судостроительной отрасли. В это время трудящиеся Северодвинска на каждый год принимали социалистические обязательства по постройке и вводу в эксплуатацию одного только жилья общей площадью порядка 100 тысяч квадратных метров.

Именно в эти годы началось возведение домов на территории между улицей Октябрьской и Приморским бульваром, расположенной с южной стороны микрорайонов 9-10 на острове Ягры. Первые два многоквартирных пятиэтажных жилых дома в этом районе были введены в эксплуатацию в 1977 году. Выросли они по одну сторону улицы, а по другую – тянулись заснеженные дюны. Здесь ещё не было завершено благоустройство, и на объектах не успели появиться таблички с названием улицы.

И вот наконец 11 января 1978 года решением исполнительного комитета Северодвинского городского Совета народных депутатов новому элементу улично-дорожной сети было присвоено наименование – проспект имени Б.Е.Бутомы. Информация об этом событии в городской газете появилась лишь через месяц. В номере «Северного рабочего» от 18 февраля в небольшой заметке говорилось о новосёлах, въехавших в свои квартиры. Однако имя человека, в честь которого назван проспект, было указано с ошибкой: «Б.Н.Бутома». Сложно сказать, с чем связана такая неточность.

О том, что это бывший Министр судостроительной промышленности СССР, посвятивший всю свою жизнь развитию отечественного кораблестроения и внёсший большой вклад в развитие города, вообще не отмечалось. Скорей всего, тут было несколько нюансов, характерных для того времени. Во-первых, имя Бутомы было на слуху только у специалистов отрасли. Город-то был секретный, и лишнее упоминание, в том числе в газете, о человеке, имеющем отношение к судостроению, было недопустимо. Во-вторых, люди готовившие материал в номер, могли просто ошибиться, только лишь потому, что имя для них было неизвестным.

Борис Евстафьевич Бутома (1907-1976) – советский государственный деятель, кораблестроитель, инженер, доктор технических наук, профессор, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению – Министр СССР (1957-1963), председатель Государственного комитета по судостроению СССР – Министр СССР (1963-1965), Министр судостроительной промышленности СССР (1965-1976).

С его именем связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот СССР стал океанским ракетно-ядерным.

Он много внимания уделял развитию судостроительных и судоремонтных предприятий, подготовке их к созданию атомных подводных лодок и ракетоносцев. Б.Е.Бутома был ответственным за строительство первой в стране атомной подводной лодки и первой в мире ракетной подводной лодки. Значительным был его вклад в организацию строительства АПЛ 2-го поколения, реконструкцию предприятий в 1970-х годах и подготовку к строительству АПЛ 3-го поколения.

В гражданском судостроении в 1950-1970-х годах были созданы сухогрузы с горизонтальным способом грузообработки, специализированные контейнеровозы и пассажирские суда, мощные атомные ледоколы, непревзойдённые по мореходным качествам научно-исследовательские суда, отечественные супертанкеры, балкеры.

Много времени он уделял технологической политике в развитии отрасли, считая технологические процессы, реализованные на предприятиях, важнейшими элементами всей системы судостроения и военного кораблестроения. Трудно назвать проект боевого корабля или судна, в создании которых Б.Е.Бутома не принимал бы личного участия. Из 220 заводов судового машиностроения большая часть была создана по его личной инициативе и под его руководством.

Особое внимание он уделял преемственности в отечественном судостроении, вопросам демонстрации достижений, а также формирования и сохранения его истории. По указанию Б.Е.Бутомы предприятия-строители имели подробные фотографии всех созданных ими кораблей и судов, а также их модели, выполненные в едином масштабе с одинаковой деталировкой.

В 1959 году за выдающиеся достижения и внесённый большой вклад в дело выполнения задания Правительства по созданию специальной техники ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также был награждён пятью орденами Ленина (1959, 1961, 1963, 1967, 1971), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (1952) и «За трудовое отличие» (1950). Его заслуги перед государством в развитии отечественного судостроения были отмечены Ленинской (1974) и Сталинской (1949) премиями.

Позже на единственном на Яграх проспекте стали появляться и другие объекты жилищного строительства, в том числе пятиэтажные и девятиэтажные жилые дома. Полностью окончательный облик проспекта Бутомы, в котором он существует и поныне, был сформирован к концу 1980-х годов. За десять лет здесь появилось ещё 14 многоквартирных домов. В 1990-х и 2000-х годах строительство в этом районе не велось. Только лишь в 2010-х годах появилось несколько новых современных зданий для жителей города.

Через 18 лет после присвоения проспекту имени Бутомы – 26 октября 1996 года, к 300-летнему юбилею Российского флота, – на фасаде дома № 14 по проспекту Бутомы была открыта аннотационная доска в честь Министра судостроительной промышленности СССР, посвятившего всю свою жизнь развитию отечественного кораблестроения. Память о нём продолжает жить в сердцах жителей города корабелов и моряков.

Опубликовано 23 марта 2023 года (к 45-летию присвоения проспекту Северодвинска имени Бориса Бутомы)

На фото многоквартирный жилой дом по проспекту Бутомы, 2, введённый в эксплуатацию в 1983 году. 1987 год. Фото В.П.Капустина.