Аэрокобры против немецких асов - 5

Андрей Грачев 2
Глава третья: В небе Украины. Продолжение.

Конечно же, "Кобры" в августе 1943 года не только одерживали победы, но и несли потери. Им всё же приходилось иметь дело с опаснейшими немецкими асами. Впрочем, потери этих полков были гораздо ниже, чем потери других полков 8-й ВА, летавших на "Яках". Ла-5 в 8-й ВА в то время не прижился.

Так, 22 августа группа 100-го гиап отправилась на патрулирование в район Калиновка. Внезапно ведущего группы атаковал одиночный охотник, сбил и ушёл на вертикаль. Лётчик не успел покинуть самолёт и погиб. Полк лишился командира эскадрильи, капитана Микитянского Гедалия Давыдовича. На счету аса было 12 побед, он был одним из самых опытных пилотов полка, воевал ещё на Халхин-Голе. Сбил его Вальтер Крупински, командир 7 отряда JG52.

26 августа 16-й гиап чуть не потерял аса Клубова Александра Фёдоровича. Он совершал вылет в паре с Карповым. Внезапно пару атаковали бф-109, Карпов был сбит и спасся с парашютом и долго потом добрался до своих. Клубов, оставшись один, бился против вражеской группы, заявил сбитым один бф-109, но под конец был подбит, однако всё же смог оторваться от преследования и, дотянув до аэродрома, посадить самолёт на брюхо. Примечательно, что снова неприятности "Кобрам" принёс Крупински.

29-го числа утром очень тяжелый бой провел 104-й гиап. Шестёрка полка, ведущим был майор Семенишин Владимир Григорьевич, командир полка, атаковала ю-88. Однако бф-109 среагировали молниеносно. Один из них зашёл в тыл Семенишину, который вырвался вперёд во время атаки, однако его вовремя предупредил ведомый Бочаров, и Семенишин успел уйти от атаки врага. Немцы, уйдя на вертикаль, атаковали теперь уже пару Вильямсон - Закалюк. В итоге Вильямсон был сбит, ранен и с большим трудом спасся. Немцы снова ушли на вертикаль и атаковали третью пару. Ведущий пары, капитан и комэск Дрыгин Василий Михайлович, был подбит, а его ведомый, Румм Александр Андреевич, сбит и спасся с парашютом. Дрыгин был вынужден посадить самолёт на брюхо, он был списан, а сам ас тяжело ранен и больше не воевал. А Дрыгин был одним из лучших асов полка, имел на счету 25 побед, одержанных лично и в группе. Оба других сбитых пилота тоже были асами.

Успех немцам в том бою обеспечила правильная тактика - они атаковали с вертикалей и, не ввязываясь в бой на виражах, тут же уходили снова на вертикаль, используя преимущество бф-109 на сто процентов. Отличился лейтенант Фридрих Облезер из 8 отряда JG52, который сбил Вильямсона и Дрыгина, большой мастер подобных атак. Однако он заявил только одну победу, а Румма сбитым заявил его напарник, лейтенант Бенно Бехель.

1 сентября чуть не погиб один из лучших асов 100-го гиап, старший лейтенант Борис Борисович Глинка. Он атаковал, будучи ведущим группы, ю-87, как вдруг сам был атакован бф-109 прикрытия. Ас был тяжело ранен, однако смог посадить "Кобру" в поле, причём на колеса, самолёт впоследствии был возвращен и отремонтирован, а Глинка выбыл на несколько месяцев. Немцы заявлять его самолёт, как сбитый, не стали, поэтому нам неизвестно, кто же подбил Советского аса.

Нес потери и 9-й гиап. Поскольку эти потери разобраны в статье Лавриненко, смысла рассказывать о них нет. Отметим лишь, что потери эти становились почти всегда следствием неожиданных атак немецких асов. Напротив, когда немцы рисковали вести групповые бои, они терпели неудачу.

В сентябре особо активных боев не велось, всё ограничивалось стычками. Однако 29 сентября 43 года стало трагичной датой для полка.

В 9:23 на задание ушла восьмёрка 104-го гиап. Двумя четвёрками прикрывали свои войска в районе Пришиб. Ведущим был штурман полка, капитан Вишневецкий Константин Григорьевич. Из-за того, что в бою 29 августа был ранен Вильямсон и Дрыгин, пришлось перетасовать хорошо слетанные пары, и теперь у Вишневецкого ведомым был молодой и не очень опытный пилот Скорняков, Закалюк летал с другим новичком - Ворошиловым, Румм теперь был ведущим пары и летал с Графиным.

В ходе патрулирования были замечены хе-111, которых тут же и атаковал Вишневецкий, однако сильно оторвался во время атаки. Он подбил одного из них, однако и сам был атакован с тыла истребителем сопровождения. Ведомый Скорняков, вместо того чтобы надёжно прикрывать тыл Вишневецкого, погнался за подбитым "хейнкелем" в надежде его добить, но сделать этого не смог. В итоге Вишневецкий был подбит. Остальная группа ему не оказала помощи, атаковали на сей раз ю-87, однако тоже большого успеха не добились, правда и потерь не понесли, отделавшись лёгкими повреждениями.

Вишневецкий был ранен, он так и не смог довести самолёт до аэродрома и вынужден был его сажать на брюхо. Ранение поставило крест на его летной карьере. Ас имел 31 победу на счету, считая и личные и групповые. Подбил аса Эрих Хартманн, который падения не видел, но тем не менее победу себе засчитал. В принципе не без основания.

Но самый страшный бой для полка состоялся в 15 с лишним часов. На отражение налёта хе-111 были подняты восемь "Кобр" полка, ведущим был сам командир полка, майор Семенишин. Стоит сказать, что Семенишин, став командиром полка (до этого он был штурманом), продолжал активно ходить на боевые задания. На сей раз всё получилось очень неудачно.

Пара Румм Графин решила зайти на хе-111 спереди, остальные шесть экипажей - с тыла. Однако новая пара Бочаров Баранов потеряла строй во время атаки. Этим тут же воспользовались немцы. Оба пилота были сбиты и погибли. Лейтенант Бочаров Дмитрий Алексеевич ранее постоянно ходил ведомым у  Семенишина, ему было непривычно ходить ведущим. Ведомый Семенишина, Скорняков, отстал от своего ведущего. В итоге Семенишин остался один на один с бф-109 сопровождения. Ему засчитали три победы в том бою, которые, к сожалению, немецкими данными не подтверждаются. На обратном пути самолёт командира полка сорвался в штопор и разбился. Семенишин на момент гибели имел 27 побед на счету.

В том бою нашим пилотам противостоял 10 отряд JG51. Немцы заявили две победы, хотя реально сбили три самолёта: падения Семенишина они не видели. Отметим, что в этот период немцы были довольно объективны в оценках своих действий. Обе победы пошли на счёт Рудольфа Вагнера, весьма сильного аса. Вероятно, он же одержал и третью победу.

Как видим, в 104-м гиап не всё было гладко с взаимодействием во время боя. Возможно, перегруженность полка асами играла и негативную роль: не получалось создать крепких групп. Остальные полки потерь несли гораздо меньше. Впрочем, в 44 году 104-й гиап стал гораздо более сплоченным полком, и успехи пошли резко в гору, а потери уменьшились.

Остальные полки если и страдали, то в основном от внезапных атак немецких асов, однако потери были невелики. Второго октября, к примеру, с совершенно вертикального пике внезапной атакой одиночный охотник сбил Аркадия Фёдоровича Ковачевича, одного из лучших асов 9-го гиап, но ас спасся на парашюте. Атаку провел лейтенант Хайнрих Штурм. А 26 числа Бернхард Фехтель из JG51 чуть не сбил Королева Ивана Георгиевича из того же полка. К счастью, пилот смог дотянуть до аэродрома на подбитом подобной атакой самолёте. Примечательно, что, хотя других потерь в тот день "Кобры" не понесли, немцы записали целых четыре победы над этими самолетами по итогам дня.

Хоть и нечасто, но пилотам  "Кобр" удавалось одерживать в этот период победы над значимыми асами. Мы рассмотрим два самых ярких эпизода.

10 октября лётчикам 100-го гиап удалось почти полностью уничтожить четверку румынских бф-109. Причём с нашей стороны тоже проводила атаку четверка, ведущим был Иван Ильич Бабак. Румыны допустили ряд ошибок, несмотря на то, что четвёрка была укомплектована сильными лётчиками, а ведущим был второй ас румынских ВВС Александр Шербанеску. Четверка румынов сильно снизилась, сверху она не имела прикрытия, ведомые плохо следили за возможными атаками. В общем, цель была идеальная. С вертикалей бф-109 были атакованы в районе Мордвиновки. Бабак выбрал себе в качестве цели ведущего одной из пар, второго взял на себя лётчик Петров. Бабак с первой атаки сбил свою цель, пилот Константин Никоарэ, 10 побед на счету, погиб. Петров сбил не ведущего, а ведомого второй пары, лётчика Ливиу Мурешана, который чудом спасся, хотя и упал в море. Ну, а ведомый Бабака Гучёк начал преследование уходящего лидера группы, Шербанеску, догнал его и поджёг его самолёт. До позиций он дотянул, там только посадил горящий самолёт на брюхо и вернулся в часть. Как видим, Гучёк уже второй раз за карьеру сбил великолепного аса. Любопытно, что румыны доложили, что их атаковала "большая группа советских истребителей", что совсем не соответствует действительности.

Ещё один интересный эпизод произошёл 1 ноября в районе Джанкоя. Во время сопровождения Илов-2 их пытались атаковать бф-109, но были связаны истребителями сопровождения. Завязался ожесточённый бой. В разгар боя на помощь пришли "Кобры" 9-го гиап, ведущим был Алелюхин Алексей Васильевич. Используя преимущество по высоте, он атаковал ведущего бф-109 и сбил с одной атаки. По немецким данным, бф-109 был не сбит, а подбит. Пилотировал его оберфельдфебель Рудольф Тренкель из 2 отряда 52 эскадры. Ас этот уже успел утром сбить штурмовик и теперь надеялся ещё пополнить счёт. На его счету было уже 98 побед, и он в преддверии сотой победы всё чаще превышал уровень допустимого риска. 20 октября ему уже преподали урок пилоты 5-й ВА (кстати, возможно как раз пилоты "Кобр", но точными данными мы не располагаем). Тогда он благополучно посадил самолёт на брюхо. Теперь же всё для него закончилось менее успешно. Алелюхин меткой очередью чуть не убил аса. Несмотря на тяжелое ранение, он дотянул до своих и посадил самолёт на брюхо. Сам он выбыл до июля 1944 года.

В целом, подводя итоги, мы видим, что в составе 8-й ВА "Кобры" действовали более чем успешно. Потерь они несли не очень много, и сами эти потери большей частью были следствием мастерства противника, а не итогом ошибок самих пилотов. Несколько выделяется в этом плане 104-й гиап, потери которого были существеннее, чем у других. Причиной, как мы отметили, было не всегда хорошо отработанное взаимодействие пар между собой. В остальных трех полках взаимодействие было налажено прекрасно. Лётчики этих полков в основном использовали при победах над асами и обычными пилотами бф-109 тактику чисто немецкую - атаки с большой высоты, и она себя оправдывала. В ряде случаев удавалось застать немецких асов врасплох. Эти атаки требовали большого искусства от пилотов, но с этим проблем у пилотов "Кобр" не было.