Размышление о зарплатах и производительности труда

Леонид Рабин
в Израиле.

Вначале кое-какие факты из моей жизни последнего времени.

Торговая сеть, в которой я проработал восемь лет, поменяла хозяина и бренд. Фирма, которой она теперь будет принадлежать, решила единовременно открыть в Израиле 50 отделений, для этого необходимо было провести капитальный ремонт. Наше отделение с середины января закрылось на ремонт. Каждому работнику предложили временно поработать в других отделениях. Обеспечивали подвозку за счет фирмы на такси и микроавтобусах, так что жаловаться грешно.

Однако поскольку ремонтировались сразу многие отделения, получалось так, что примерно три человека должны были делать работу, которую до этого делал один. У меня обычно получается много сверхурочных, а теперь приходилось быть на работе восемь часов, не более того. Мне эта ситуация не нравилась. И я ушел в отпуск.

У меня к этому времени накопилось 43 неиспользованных отпускных дня. "Деньгами" их взять нельзя, сейчас это запрещено. Уезжать куда-то не было смысла во-первых потому что учебный год, без семьи я уезжать не хотел, а во-вторых потому что я в течение предыдущего года по-глупому пролюбил разными способами от 15 до 20 тысяч шекелей, и лишних денег у меня не было.

Я сделал иначе. Решил найти себе на это время работу и получать зарплату одновременно с отпускными по основному месту. Никто не может мне это запретить, надо только сделать по итогам перерасчет налогов в налоговой службе.

И я обратился в две службы по трудоустройству. Почувствовал себя так, как будто снова стал новым репатриантом. Я уже примерно 20 лет не стучался в такие места, и мне было интересно сравнить ситуацию с той, какой она была в 90-е годы прошлого века.

А ситуация стала намного лучше. Во-первых, прижали мошенников - бич алии 90-х, когда никто не мог быть уверенным в том, получит он свои заработанные деньги или нет. Во-вторых, если раньше устраивали "напрямую" после девяти месяцев работы через посредника, сейчас устраивают через два месяца, причем с полным пакетом всех социальных условий, которого раньше приходилось ждать примерно три года. Он включает пенсионные отчисления, медицинскую страховку и даже отчисления в фонд повышения квалификации. Работайте на здоровье. Я там сразу сказал, что я работаю временно, от полутора до двух месяцев, никто не возражал.

Устроился я в большую торговую сеть, в очень большой супермаркет в промышленной зоне города-спутника Тель-Авива, раскладчиком товаров. Добираться туда на общественном транспорте - если повезет, час, если не повезет, два. Неделю в первую смену, неделю во вторую. И начал наблюдать за тем, как организована работа.

Организована она была технически хорошо, потому что у них огромные площади для складирования всего, не уступающие торговым площадям. Обзавидуешься. Работать легко и приятно. Но...

Работу, которую запросто могли бы сделать два человека, делают пять. В лучшем случае четыре. Причем как на уровне рабочих, так и на уровне низового и среднего начальства. Вытаскиванием из компьютера акций (мивцаим) и распечаткой и расстановкой соответствующей наглядной информации занимается специальный человек. Списанием некондиции занимается специальный человек. У нас всё это делалось "между делом".

Поэтому народ половину времени сидит по углам и втыкает в айфоны. Никто этому не препятствует, это совершенно нормально.

То есть, в принципе имеется возможность повысить производительность труда сотрудников вдвое и, соответственно, вдвое увеличить зарплату, которая там минимальная. Однако это не делается. Почему?

А потому что такая ситуация очень удобна всем. Всегда имеется возможность заткнуть любую "дырку", а дырки появляются регулярно. То кто-то не вышел на работу, то надо что-то где-то поменять, ну и так далее. Низкая израильская минимальная заработная плата делает такую ситуацию возможной. А работники ходят на работу для того же, для чего это делали сотрудники статистического бюро в советском культовом фильме "Служебный роман". В первую очередь для простого человеческого общения.

Если бы я был очень большим начальником, я сделал бы две вещи:

1. Поднял бы минимальную заработную плату по Израилю вдвое.

2. Передал бы право распределять фонд заработной платы между сотрудниками Советам трудовых коллективов, которые были бы созданы на каждом предприятии. Потому что если просто поднять минимальную заработную плату, хозяева соответственно поднимут цены, плохо станет потребителям, и ничего не изменится.

Мне ответят, что для того, чтобы это осуществить, необходимо упразднить капитализм, а это нереально. Я с вами полностью согласен, поэтому мои предложения носят чисто теоретический характер. Но у меня есть одна оговорка - это нереально на данном этапе, а в перспективе неизбежно.

-------------------

Полтора месяца закончились, я там заработал порядка семи-восьми тысяч шекелей, которые совсем не лишние, и вернулся на основное место работы, где между тем закончился ремонт, и надо было готовить отделение к открытию под новым брендом. В помощь нам дали целую компанию типа-туристов из России, Украины и Белоруссии, знающих на иврите в лучшем случае пару слов. "Ты говоришь по-русски, вот ты их и загружай". Это совсем другая история, но проблема та же - израилькие менеджеры избалованы переизбытком доступной рабочей силы. Эта проблема формировалась десятилетиями. "Рабочих как песка в пустыне", поэтому об эффективном использовании труда людей речь вообще не идет.

Да, главное забыл. "Чтобы решить экономические проблемы Израиля, надо ввести в программу религиозных школ курс математики". Мантра для идиотов.