О символике Знамени Мира

Дмитрий Саночкин
Один из «ключей» к рериховскому изображению Знамени Мира (см. статью «Знамя Мира» в википедии) можно найти в комментариях к книге Мирча Элиаде «Аспекты мифа» (изд. 2021 г.):

«Мы знаем, о Агни, что ты родился в трех местах. - Речь идет о том, что, согласно ведийской и индуистской мифологии, Агни (др.-инд. Agni, букв. «огонь») - бог огня, домашнего очага и жертвенного костра - родился на небе, среди людей и в водах. Тройственная природа Агни проявляется также в том, что у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (Ригведа X 45)» (c. 196).

Напрашивается следующая линия мысли: божество Агни - Агни Йога - тройственная природа Агни - изображение Знамени мира, «три сферы в круге».
1. Агни Йога - название учения Рерихов - берет свое начало от имени индуистского божества Агни. 2. Агни обладает тройственной природой (см. выше). 3. Учение Агни Йоги и изображение Знамени Мира тесно связаны между собой. 4. Возможна смысловая параллель между понятием тройственной природы Агни и изображением трех сфер на Знамени Мира (конечно, этим толкованием значение изображения не исчерпывается, и сам Николай Рерих объяснял его несколько иначе (см. Википедию)).
К этому можно добавить, что данное изображение, по замыслу Н.К. Рериха, было выполнено амарантовым цветом, что опять же отсылает нас к символике огня - Агни... Известно также, что у греков цветущий амарант был знаком бессмертия, а ацтеки считали его священным (см.: Кассия Сен-Клер. Тайная жизнь цвета. - М., 2019, с. 130).