Лирические песни второй половины 50-х годов третья

Борис Пономарев 3
Лирические песни второй половины 50-х годов (третья часть — окончание)

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов открылся в Москве 28 июля 1957 года. Этот год вообще был богат важными событиями: на воду был спущен атомный ледокол «Ленин», на орбиту вокруг Земли запущен первый искусственный спутник. На этот фестиваль приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. За две недели на фестивале было проведено более восьмисот мероприятий. Были показаны 125 фильмов из 30 стран, проходили выставки художников и концерты. О данном выдающемся событии можно рассказывать бесконечно долго, но я остановлюсь только на одном факте, имеющем непосредственное отношение к теме моего данного повествования. Дело в том, что музыкальное жюри фестиваля присудило советской песне «Подмосковные вечера» Первую премию и Большую Золотую медаль, после чего она стала официальной песней данного грандиозного молодежного праздника. По этой причине я и вознамерился рассказать здесь интересную историю ее возникновения.

В августе 1956 года в Москве проходила первая летняя спартакиада народов СССР. В связи с этим кинематографическое руководство поручило Центральной студии документальных фильмов создать документальную киноленту «В дни спартакиады», посвященную этому событию. Музыку к данной ленте написал композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, а вместе с поэтом Михаилом Львовичем Матусовским он создал песню «Подмосковные вечера», которую спел актер МХАТа и эстрадный певец Владимир Константинович Трошин:
«Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера».
Фильм в том же году вышел на экраны страны, но интереса у публики не вызвал, в связи с чем и песня оказалась незамеченной.

Однако, в то время песни из каждого кинофильма в обязательном порядке должны были попадать в фонд Всесоюзного радио. Специалисты этой организации решили перезаписать данную песню, поручив создание новой аранжировки руководителю оркестра Всесоюзного радио Виктору Николаевичу Кнушевицкому — выдающемуся аранжировщику и дирижеру, который сделал совершенно гениальную аранжировку с хоровым вокализом. После этого была осуществлена успешная запись, сразу пошедшая в эфир. Результат сказался немедленно: на Всесоюзное радио в несметном количестве посыпались заявки с просьбами повторить воспроизведение данной песни. Это был большой успех, который на фестивале превратился в настоящий триумф, в связи с чем песня «Подмосковные вечера» получила признание чуть ли не на всем земном шаре, и в течение многих лет исполнялась в разных странах солистами и оркестрами под названием «Moscow Nights» («Московские ночи»).  

Еще раз повторяю свое утверждение о том, что вторая половина 50-х годов была очень результативна по части песенного творчества. На концертной эстраде проявили себя новые исполнители, и песни в их исполнении зазвучали по Всесоюзному радио, их стали записывать на грампластинки. Я получал огромное удовольствие от таланта Нины Ильиничны Дорды, обладательницы чистого, высокого голоса приятного тембра, которая с обворожительной улыбкой пела чрезвычайно душевно, искренне и задорно. В 50-е годы она была солисткой эстрадного оркестра под управлением Эдди Игнатьевича Рознера. До сих пор не могу забыть такие песни из ее репертуара как «Стиляга», «Мой Вася», «Ландыши», «Для вас, влюбленных», «Где же тут любовь?». Мне лично больше всего нравилась последняя из названных мной песен, написанная композитором Андреем Яковлевичем Эшпаем на стихотворный текст поэта Гарольда Габриэльевича Эль-Регистана:
«После работы ждешь у метро ты,
Счастлив, в руках цветы.
Все это было, было, да сплыло,
Вдруг явился ты.
Встречи забыты, утром сердито
Хмуришь теперь ты бровь.
После обеда дремлешь с газетой,
Где же тут любовь?
Что же случилось, милый, с тобой?
Вправе спросить любой».

Певицей примерно того же плана была Гелена Марцелиевна Великанова, исполнительница советских и зарубежных песен и романсов, с 1950 года солистка-вокалистка Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Многие из спетых ею песен стали чрезвычайно популярными: «Ландыши», «Может быть», «Я ждала и верила», «Поезда», «Если нас двое». Самой удачной, по моему мнению, была песня «Все равно весна придет», написанная композитором Оскаром Борисовичем Фельцманом на стихотворный текст поэтессы Зои Алексеевны Петровой:
«Если Вы влюблены
И верны, и нежны,
Но из споров возникла ссора.
Если ваш добрый друг
Вас обидел и вдруг
Потемнело все вокруг.
Все равно весна придет,
Все равно растает лед,
Ваше счастье к вам в окно
Постучит все равно!».

Сходство, имевшееся в манере исполнения этих двух талантливых певиц, привело, в конечном итоге, к тому, что между ними возникло соперничество, творческая ревность, своего рода конкуренция, которая особенно ярко проявилась после того как они обе исполнили песню «Ландыши», написанную композитором Оскаром Борисовичем Фельцманом на стихотворный текст поэтессы Ольги Яковлевны Фадеевой:
«Ты сегодня мне принес
Не букет из пышных роз,
Не тюльпаны и не лилии,
Протянул мне робко ты
Очень скромные цветы,
Но они такие милые!
Ландыши, ландыши!
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши,
Белый букет».
Нина Ильинична спела ее первой по Всесоюзному радио, а Гелена Марцелиевна тоже первой исполнила ее на телевидении. По этой причине обе они считали себя первыми исполнительницами данной песни, имевшей совсем не простую судьбу, и которая, по собственному признанию Оскара Борисовича Фельцмана, принесла ему не только признание, но и многие печали. Дело заключалось в том, что в партийных документах ЦК КПСС, а затем и в прессе, эту весьма скромную и непритязательную песню стали называть примером пошлости, бездумного восприятия жизни и мелкодумья, в результате чего ее запрещали исполнять в течение двадцати трех лет, и она вновь зазвучала в концертных залах, по Всесоюзному радио и на телевидении только после ее окончательной реабилитации.

Одновременно с Н.И.Дордой и Г.М.Великановой на концертной эстраде блистала чрезвычайно популярная у публики высокоодаренная певица Капитолина (Капиталина) Андреевна Лазаренко, признанная красавица, ставшая Мастером с большой буквы в связи с тем, что она прошла школу Леонида Осиповича Утесова, будучи солисткой его замечательного Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Она великолепно спела много самых разнообразных песен и романсов, получивших всеобщее признание, таких как «Вишневый сад», «Может быть», «С первой встречи с тобой», «Не обижай меня», «Старый клен», «Ты, только ты». Но больше всего я ценил в ее исполнении «Песню Наташи» из кинофильма «В поисках адресата», написанную композитором Арно Арутюновичем Бабаджаняном на стихотворный текст Норы Георгиевны Адамян, при этом мне особое удовольствие доставляло изумительное звучание оркестра с великолепной аранжировкой, сделанной дирижером Вадимом Николаевичем Людвиковским.

Вспоминая эти годы, я всегда мысленно выражаю громадную благодарность Эльдару Александровичу Рязанову и Ивану Александровичу Пырьеву за то, что они при создании потрясающего фильма «Карнавальная ночь» утвердили на главную женскую роль Леночки Крыловой Людмилу Марковну Гурченко, благодаря чему эта чрезвычайно одаренная актриса и певица получила возможность проявить все свои таланты. Фантастический успех данного фильма (его посмотрели более 48 миллионов зрителей) в немалой степени имел место именно благодаря ее участию и тем великолепным песням, которые она в нем спела. Эту киноленту зрители до сих пор с удовольствием смотрят при повторных показах по телевидению, и с не меньшим наслаждением подпевают при этом Людмиле Марковне:
«Если вы, нахмурясь,
Выйдете из дома,
Если вам не в радость
Солнечный денек, —
Пусть вам улыбнется,
Как своей знакомой,
С вами вовсе незнакомый,
Встречный паренек».  

Я с большим удовольствием писал данное повествование по той причине, что вторая половина 50-х годов была, по моему мнению, самым благоприятным временем жизни в нашей стране. Естественно, такое мнение у меня сложилось и в связи с тем, что я был тогда молодым студентом, полным сил и надежд на светлое будущее. Но для такого ощущения были и более серьезные основания: в стране реально имел место энергичный рост благосостояния нашего народа. Он продолжался такими быстрыми темпами до первого января 1961 года, то есть до того момента, когда состоялась денежная реформа в виде деноминации со скрытой девальвацией советских денег по отношению к твердым валютам. После этого уменьшилась платежно-покупательная способность рубля, что привело к увеличению цен и к замедлению роста благосостояния.

Борис Пономарев