Я и Другой. Теология и философия

Записки Охотоведа
Философия стояла на вершине греческой образованности. Она, по Филону, занимается «целой природой вещей; ибо этот космос и все видимые и невидимые сущности вещей являются для нее материалом».

В теологии важна разница между «пониманием» и «объяснением». Так, будучи образом Бога, человек связывает собой все земные явления с Божественным замыслом. Текст Библии обладает уровнем чувственным, приспособленным для восприятия, и уровнем идеальным, умозрительным, который в свою очередь делится на физический (этический) и мистический (богословский).

Для полного и глубочайшего понимания Библии необходимо специальное посвящение в тайны аллегории. Как соотносится философское в Абсолюте, и библейское, -  следуем откровениям Филона Александрийского. Философия принималась Филоном как единое целое, хотя он вслед за классиками Античности он под разделял ее формально на логику, физику и этику.

Теория не отделялась от практики; но кто тот человек, посредством которого может быть возвещено сверхъестественное божественное откровение, содержащее в себе ответы на все философские вопросы? Для Филона ответ очевиден: это Моисей — как эталон пророка.

Египтяне научили Моисея арифметике, геометрии, музыке, а также «символической философии», с помощью которой он мог скрыть свою премудрость от преждевременного любопытства непосвященных, одновременно передав ее будущим иерофантам в священном тексте. «Божественная философия» Моисея имеет две стороны: созерцание и вдохновение.
Первое требуется от человека, второе приходит от Бога.
Бог является естественной границей (краем) и для неба, и для человеческого ума. Три части мира (земля, вода, воздух) являются постижимыми, а четвертая (небо) — непостижима. Так же и в человеке три части (тело, чувство, речь) можно постичь, а четвертую (ум) постичь нельзя.

Учение Филона о человеке принадлежит к тем редким элементам его системы, для которых имеет значение не только аллегорический, но и буквальный комментарий Книги Бытия. Человек в его интерпретации есть образ Божий в смысле духовной субстанции.

Ум восходит к понятию о Боге, прежде всего, из рассматривания самого себя как занимающего в человеке-микрокосме то же положение, что и Бог в космосе. Он пронизывает собой всё тело подобно солнцу, проникающему мир своими лучами.

Что может в этой области важного для человека знания - утверждать наука? Можно сформулировать некие онтологические вариации, критично воспринимаемые апологетами «научно познаваемого Бога»: 1) всеобщая и единая сущность; 2) высшая субстанция вселенной; 3) созидающий все Перводвигатель.

Первый признак, подразумевает две различные трактовки: а) Бог есть сама вселенная, эти понятия являются тождественными; б) Бог есть нечто большее, чем вселенная. Если первую мы можем сопоставить с философией античности и средневековья, то во втором варианте - есть мир природный, который вторичен по отношению к миру сверхъестественному.

В текстах сети я нашел, что есть «торсионная модель Бога» Ю.И. Кулакова. В его работе «Синтез науки и религии» отмечается: 1. Объективно существующий мир не исчерпывается миром эмпирической материальной действительности – вещественным миром, воспринимаемым органами наших чувств.

2. Существует иная реальность с иной формой бытия, лежащая вне области существования материального мира, – Мир высшей реальности.

3. Физический мир, в котором мы живем, является вторичным, производным, тенью Мира высшей реальности.

4. Мир высшей реальности бесконечен, вечен и неизменен. В нем отсутствуют такие категории, как пространство, время, движение, эволюция, рождение, смерть.

5. Универсум, то есть Мир, включающий в себя Мир высшей реальности и мир материальной действительности, представляет собой открытую систему.

6. В основании Универсума лежит внешнее по отношению к нему некоторое всеобъемлющее Первоначало – трансцендентный, трансрациональный, непостижимый, сверхличностный Бог, доступный через откровения лишь мистическому знанию.

Авторские выводы прозрачны, и выведены из множества того, что найдено философией, что может быть исключительного еще?