Переноска

Арнольд Малыгин

Речь пойдёт об обыкновенной автомобильной переноске. У меня имелся новый автомобиль УАЗ с брезентовым тентом. После развала СССР, многие должны были друг другу, а денег не было. Некоторые обменивались производимыми товарами.  Мне одна организация задолжала, за производимую работу, и вместо денег предложила этот УАЗ. Или бери машину, или вообще можешь не получить ничего. Перспектива остаться ни с чем меня не устраивала, поэтому пришлось этот УАЗ взять.  Стоял он долго без дела. Я уже с возрастом постоянно не работал, стабильного заработка не было, поэтому разъезжать на большие расстояния не мог из-за дороговизны топлива.

 
Середина декабря. Собрались как-то с приятелями и решили его подготовить для охоты на сохатых. Сделали профилактику. Поменяли масла с летних на зимние во всех агрегатах автомобиля. Утеплили войлоком стены, потолок, пол, двери так, чтобы струйка холодного воздуха не попала внутрь автомобиля. Поставили шипованную резину, наклеили дополнительные стёкла. Сделали всё, чтобы чувствовать себя комфортно при минусовых температурах. Выехали для проверки автомобиля за город,  повёл он себя удовлетворительно, в салоне было тепло, двигатель работал без сбоев. Решили в пятницу ехать на охоту.


Настал долгожданный момент выезда. С весёлым настроением мы отправились на охоту. Оружие, документы у нас были в порядке. Компания наша состояла из трёх человек. Саша Остапчук- дальнобойщик, Юра Хандобин, в том же амплуа, да к тому же ещё и специалист по топливной аппаратуре. Ребята, закалённые в экстремальных поездках на Крайний Север. Им не раз приходилось в жесточайший мороз, на снегу, у костра разбирать и собирать любой агрегат автомобиля до винтиков. Будь то двигатель, коробка передач, задний мост, любое устройство автомобиля. Так что можно было не бояться, из любой сложной ситуацией, связанной с поломкой автомобиля, мы выкрутимся. Ну и я с ними.

 
Выехали за город, и за руль сел Юрий. Он до конца нашего путешествия вёл машину, и это у него получалось отменно. Ямки, бугорки, глубокий снег, он уверенно справлялся со всеми этими препятствиями.  Проехали более сотни километров по хорошей дороге вдоль реки Лены и свернули в сторону. Машина пошла по нетронутой целине. Вела себя прекрасно. Снег был не очень глубокий, и мы удалялись всё дальше в лес.


Казалось, всё благоприятствовало нашему предприятию. И погода стояла отличная, и дорога нетронутая ни чьими колёсами, предполагала, что впереди нас охотников нет. Даже рассевшиеся на берёзах тетерева тёмными пятнами, говорили нам об этом. Их было больше тридцати штук. Хотя, завидя нас, они снялись с берёз и улетели, но настроение у нас поднялось.

 
Любое путешествие, тем более на охоту, когда встречается дичь в начале пути, скрашивает дорогу и предполагает удачу. Да ещё тут и там стали попадаться старые и новые следы зайцев и косуль, и это совсем радовало нас. Путь наш продолжался. Потекли оживлённые разговоры, предположения, как производить охоту, с чего начинать?  Вдруг впереди заметили на снегу большие следы, пересекающие нашу дорогу. Мы остановились, гадая, чьи это могут быть следы. На лошадиные вроде не похожие. Неужели следы сохатых! Вышли из машины, чтобы определить точно, кому эти следы принадлежат. Разобравшись, что это точно прошли сохатые, определили их количество. Это были четыре особи. Видимо двое взрослых родителей и двух сеголеток. Что и говорить, эта остановка прибавила нам большую надежду наудачу. Когда собирается компания из нескольких человек на охоту, то в таких случаях у каждого есть лицензия на ту или иную дичь. Поэтому у нас был полный набор разрешений, что позволяло охотиться безбоязненно.


До лесной избушки, которую знали мои приятели, было сорок с лишним километров от основной дороги. Из города мы выехали довольно рано, всё же до сворота проехали приличное расстояние. По нетронутому снегу пришлось ехать медленно. Останавливались несколько раз, разбираясь во встреченных следах. Время перевалило далеко за полдень и уже приближалось к вечеру. Оставалось немного проехать до избушки. Тут наш автомобиль начал капризничать. Послышались оглушительные хлопки в карбюраторе. Постреляет, постреляет, перестанет. Едем, и опять карбюратор даёт о себе знать. Останавливаемся, выходим из машины, поднимаем капот. Ребята осматривают карбюратор, трогают приводные рычажки. Вроде всё на месте, нет видимых неисправностей. Садимся, едем дальше. Проезжаем немного. Опять стрельба. Не только в карбюраторе, но и пальба добавилась в глушителе.

 
Потеряли много времени в выяснении неисправностей. Наступили сумерки. Уже избушка появилась невдалеке, что немного успокаивало. А автомобиль наш совсем пошёл в разнос. Начинается беспорядочная стрельба то в карбюраторе, то в глушителе. Двигатель глохнет. После нескольких попыток завести двигатель он заводится. Проезжаем небольшое расстояние на первой, пониженной передаче, удавливая педаль дросселя в пол. От оглушительной стрельбы боимся, как бы двигатель не взорвался, и едем дальше. Кое-как добираемся до избушки. Юра с трудом разворачивается в обратную сторону. Двигатель раз за разом глохнет. Ему ещё удаётся несколько раз проехать взад и вперёд, накатывая колею, чтобы утром двигаться с места было легче, как в это время двигатель окончательно замолкает. Радуемся, что добрались хоть до жилья. Здесь можно обогреться, переночевать, начать ремонтировать автомобиль. Главное есть, кому этим заняться.


Кроме большой поленницы возле избушки лежала внушительная куча напиленных чурбаков. Кто колол дрова, кто переносил вещи в избушку. Настроение у нас немного подпортилось, но не окончательно. Надеялись, что с такими специалистами неисправность устранима. Растопили печь. Через некоторое время от нее повеяло теплом. Со временем тепло распространялось по избушке. Чайник на печке стал нагреваться, шуметь, а потом забулькала в нём вскипевшая вода. Пока я хозяйничал, приготовляя ужин, ребята сняли карбюратор и занесли его в избушку. Решили сначала поужинать, а потом заняться ремонтом.


Выстрелы то в карбюраторе, то в глушителе говорили о том, что в двигатель подаётся или бедная или богатая горючая смесь. В умелых руках Юрия карбюратор был разобран до мельчайших частей. Продуты жиклёры, отверстия, очищен отстойник. Визуальный осмотр не обнаружил никаких неполадок. Карбюратор был обратно собран, проверен надлежащий уровень топлива в нём. Решили поставить его обратно на место.

 
В декабре, в три часа дня, у нас  уже наступают сумерки. Работать пришлось с помощью фонариков. К вечеру мороз давал о себе знать. Густой пар изо рта говорил, что температура ниже сорока градусов. Не смотря на это ребята, привыкшие к более суровым условиям, установили карбюратор на место. Попытка завести двигатель ничего не дала. Ни единой вспышки, ни единого хлопка не прозвучало. Времени прошло достаточно много после нашего приезда, на улице стало окончательно темно, и мы решили отложить с ремонтом на завтра. Ничего не оставалось, как идти в дом и готовиться ко сну.


Зашли в дом, подготовили и заняли свои места для ночлега.  Лежали и рассуждали о случившейся неисправности, что же это могло быть? Потом потекли разговоры. Каждому было что рассказать, у любого случались интересные истории. Постепенно разговоры затихли, и мы погрузились в сон.


После утреннего завтрака занялись выяснением причин неисправности нашего двигателя. В этих случаях исследуют по порядку системы, влияющие на работу двигателя. Топливная система была отработана досконально. Карбюратор полностью исправен. В подтверждение этого, вывернутые свечи были залиты бензином. Выходило, что горючая смесь не воспламенялась в цилиндре. Принялись за исследования системы зажигания. Здесь тоже казалось, что всё в порядке. Искра на центральном проводе катушки зажигания была. На свечах тоже искры проскакивали. Отрегулировали заново опережение зажигания, порядок работы цилиндров, но двигатель не заводился.

 
Хорошо Юра взял с собой запасной комплект карбюратора, прерывателя-распределителя, катушки зажигания, сопротивления. Поменяли всё, кроме карбюратора, но результат нулевой. Наличие искры в системе зажигания проверяется проворачиванием заводной ручкой коленвала двигателя при включённом ключе зажигания. Я сидел в кабине и по просьбе товарищей включал или выключал ключ зажигания. В очередной раз я повернул ключ. Саша что-то замедлился с проворачиванием коленвала. «Ёлки-палки, воскликнул Юра, искры-то на свече проскакивают постоянно!» Двигатель не вращается, а искры равномерно проскакивают. Только когда я выключил зажигание,  свеча перестала искрить. Мы все  удивились такому сюрпризу, как такое может быть? Вывернули все свечи, подсоединили их к проводам. Я включил зажигание, и все четыре свечи начали искрить. На этом экспериментировать мы перестали и пошли в избушку.

 
За обедом стали рассуждать о таком случае. Выходит, что во все цилиндры одновременно поступают искры независимо от степени сжатия в цилиндрах и порядка их работы. В таком случае двигатель работать не будет. Если раньше распределением подачи искры в цилиндры занимались контакты прерывателя-распределителя, то в нашем электронном зажигании эту роль стал выполнять коммутатор. Из этого мы сделали вывод, что у нас неисправен коммутатор. На такой случай предусмотрено подключение устройство, которое работает без коммутатора, но на автомобиле оно отсутствовало. Не было установлено на заводе. Как всегда, бывает в таких случаях, Юра запасного коммутатора не взял.


В это время мы услыхали шум приближающей машины. Вышли из избушки в надежде, что это подъехал Уазик, но это подъехали охотинспектора на ГАЗ-66. Первым делом они проверили документы, наше вооружение. Затем разговорились о нашей беде. Их водитель согласился с нами о нашей неисправности. Удивился, как такое может быть. Коммутатора у них не было, но они пообещали, что завтра, в воскресенье постараются возвращаться этим же путём и возьмут нас на буксир. Нам ничего не оставалась, как ждать. Может быть, какие-то охотники мимо поедут, и у них окажется коммутатор.


Чтобы как-то занять время, решили пристрелять наше оружие. Тем более Юра только что купил СКС. Отмерили расстояние в 200 метров. Наши пули с Сашей легли в цель, а Юриных пуль не нашли. Сократили расстояние вдвое. Результат тот же. Дошли до расстояния в двадцать пять метров, только тогда нашли следы одной пули в снегу далеко вправо и внизу. Остальные вообще были разбросаны в неизвестном направлении.

 
В последнее время в продажу поступили военные карабины для применения их на охоте. Чтобы снизить их поражающую способность, стволы немного рассверливали. Канал ствола был так разработан, что разброс пуль был огромным. Юра решил, что по приезде в город тут же карабин сдаст обратно в магазин. Как такие карабины поступают в продажу, не укладывается в голове.


После такого расстройства Юра пошёл ставить петли на зайцев. Он говорил, что всегда ставит на ночь петли там,  где они останавливаются ночевать, как правило, с положительным результатом. Недалеко от нас были следы зайцев, и можно было найти их тропки. Мы с Сашей занялись хозяйством. Кололи дрова, расчистили снег из-под колёс, готовили еду. Вернулся Юрий. Сказал, что установил четыре петли в хорошем месте. Я мало верил, что в них заскочит заяц. Мне редко удавалось ловить их петлями. Собрались в избушке, легли на свои места и замолкли, занятые каждый своими мыслями. Лежали недолго.

 Саша предложил снять коммутатор и посмотреть, что у него внутри? Сказали, сделали, разобрали. Обычная печатная плата размерами со спичечный коробок. С малюсенькими сопротивлениями, ёмкостями, диодами. При внимательном рассмотрении я заметил, что одно сопротивление в середине немного почернело. «Ребята, сопротивление сгорело, оповестил я товарищей!» Они тоже осмотрели неисправную плату. Но где его взять, здесь, в лесу, виновницу нашего несчастья? Решили обыскать наше пристанище в надежде найти сломанный радиоприёмник или другое устройство с электронными схемами. Залезли на чердак избы, заглянули в сарай, но результат нулевой.

 
Опять разлеглись по своим местам размышлять о своём незавидном положении. Мне приходит мысль, что все электроприборы, это и есть сопротивления, что тебе электроплитка, утюг, или лампочка и прочее. Делюсь своими соображениями с ребятами. А Юра тут же восклицает, что давай разобьём лампочку от переноски и впаяем спиральку накаливания вместо сопротивления.  Стали развивать эту мысль, но отказались от неё. Вольфрамовая спираль очень хрупкая, поломаем её, когда с нею будем работать. Полежали, немного раздумывая, и кто-то предложил впаять саму переноску вместе с проводами.

 
Провода медные паяются хорошо. Отсоединим вилку от проводов и впаяем провода вместо сопротивления вместе с переноской, не выкручивая лампочку. Мысль-то хорошая, но как её осуществить. Был бы с нами Вадим, наш приятель. У него чего только нет в машине на случай неисправности автомобиля. Паяльник с припоем обязательно есть. А у нас нет ни паяльника, ни кислоты, ни олова. Но, недаром говорят, что голь на выдумки хитра. А ребята битые, дальнобойщики, и стали действовать.

 
Решили паяльник сделать из гвоздя. Выбрали подходящий гвоздь в стене. В лесных избушках их всегда много набитых в стены. Вбивают их для просушки одежды, рукавичек, обуви, различных охотничьих принадлежностей, развешивая вещи на них. Отожгли гвоздь на паяльной лампе и отковали на обухе топора нужную форму кончика гвоздя. Колдовал над выпайкой сопротивления из платы Саша. Работа эта тонкая, ювелирная, а мы в такую хрупкую конструкцию с гвоздём лезем. Но жизнь и обстоятельства заставили этим заниматься.  Выпаять сопротивление не составило большой трудности. Приставил раскалённый гвоздь к ножкам сопротивления на плате. Олово расплавилось, и сопротивление вынули из гнезда. А вот как концы проводов переноски впаять на место-это большая проблема.


 С кондачка Саша попробовал это сделать, но не получилось. Да и не должно было получиться. Это всё равно, что хозяйка решила вымыть холодной водой очень жирную посуду.  Нужна смывающая жидкость. Так и у нас. Концы проводов должны быть облужены. Но для этого необходимо иметь канифоль или кислоту,  олово, но у нас этого нет. И опять тут включилась смекалка дальнобойщиков. У нас есть автомобиль, а на нём есть аккумулятор, а в аккумуляторе кислота, а клеммы аккумулятора выполнены из свинца. Была бы предложена дельная мысль, а эти ребята претворят её в дело, что бы это не стоило.


Уже поздний вечер, сели батарейки и родные и запасные в фонариках, работаем при свече. Но есть любопытная идея, и мы работаем с увлечением. Главное нам интересно, будет ли положительный результат. Пошли к машине выкрутили пробку аккумулятора. Палочкой макали в электролит и смачивали им концы проводов переноски. Затем ножом нарезали стружек свинца с клемм аккумулятора и вернулись в избу. Саша занялся ювелирным делом. Юра разжигал паяльную лампу, плавил свинец в столовой ложке. Я наблюдал за происходящим колдовством, что-то дельное советовал. И для нас, у нас на глазах происходило чудо. Саша самодельным паяльником из гвоздя, в расплавленном свинце, в ложке облуживал концы проводов переноски, они покрывались каплями серебра и сверкали в свете свечи, радуя нас. После этого Саша аккуратно впаял концы проводов переноски на место сопротивления на плате. Мы с облегчением перевели дух. Часть нашего авантюрного предприятия свершилось благополучно. Настроение наше поднялось. Глянули на часы. Наша увлекательная работа, казалось нам, прошла быстро, а время было уже одиннадцать вечера.


Саша ни за что не хотел установку на место коммутатора отложить на завтра и решил это проделать сейчас. Так было нам интересно, будет ли проскакивать искра на свечах при включённом ключе зажигания. А на улице мороз. Об  этом говорило то, что пар изо рта шёл синим, густым паром. Ниже сорока пяти, это точно. Со свечкой, с коммутатором и припаянной к нему переноской пошли к машине. А провод у неё длинный. Он рассчитан на то, что переноской можно пользоваться у самой дальней точки автомобиля. Коммутатор прикручен к передней стенке кабины в ногах у пассажира. Надо работать лёжа на спине пассажирского сиденья в неудобном положении.

 
Ох, и ругал он инженеров о таком решении установки коммутатора. Они бы точно в таких условиях не смогли бы это сделать и плакали от досады. Дело в том, что коммутатор прикручивался на место винтами с крестообразной головкой, а провода к нему с обычной. Поэтому необходимо для этой операции две отвёртки. Но Саша с трудом всё же установил злосчастный прибор на место. Я должен был проверить результат нашей авантюрной, но обещающей положительный результат, работы. Повернул ключ зажигания. Искры на свечах не проскакивали. Хотя было и темно, но широкие улыбки удовлетворения светились на наших лицах.


После проделанной  работы пошли в избу. Заводить УАЗ решили завтра. Время было позднее. Масло в двигателе замёрзло так, что с большим трудом проворачивалось заводной ручкой. Провода к свечам превратились в кость и сломались бы при изгибе, во время установки свечей зажигания на место. Поужинали с хорошим настроением и легли спать. Я лежал и думал. Заведётся ли наш двигатель, сможем ли мы выбраться отсюда, и незаметно уснул?

Утром, с нетерпением размышляли о предстоящих событиях по запуску двигателя, позавтракали. Как только начало светать залили две полные паяльные лампы бензином. Разожгли их и установили внизу под двигатель. Сверху капот закрыли куском брезента. Через полчаса одной лампой стали отогревать коробку передач, раздаточную коробку и задний мост. Чтобы хорошо отогрелся двигатель и другие агрегаты, паяльные лампы горели около часа. Попробовали прокрутить двигатель заводной ручкой, коленвал вращался свободно. Недаром поработали паяльные лампы. Подсоединили все провода на место, они размякли от тепла, и проблем в этом не было. Осталось проверить все наши изобретательные труды и наши надежды.
Я сел в машину , повернул ключ зажигания, довернул его в положение запуска двигателя. Вжик! И двигатель завёлся с пол-оборота! Мы закричали от счастья. Стали хлопать друг друга по плечам, улыбаться от такой развязки. Потом спохватились. Хватит радоваться. Надо быстрее убираться отсюда пока работает двигатель. Живо вернулись в избушку, похватали свои вещи, загрузили их в машину и тронулись в обратный путь. Провод переноски собрали в компактный узел и вместе с переноской привязали к ручке пассажира на приборной панели, чтобы не держать её в руках. Хоть бы добраться до дороги. Там ходят машины, у кого-нибудь найдётся коммутатор.


Вдруг Юра остановил машину. Мы с Сашей удивились. А Юра говорит, что петли на зайцев надо проверить и снять их. Через некоторое время выходит на дорогу, а в руках у него белоснежный заяц. Утверждение его, что он между основным охотничьим делом ловит зайцев, подтвердилось. Оказывается, что мы ещё и с добычей возвращаемся домой.

 
Доехали мы и до дороги, и сто шестьдесят километров по ней до города. Я развёз товарищей по домам. Доехал до своего тёплого гаража. Пока открывал ворота, двигатель окончательно заглох и не заводился. Включил первую передачу, и при помощи стартера завёл машину в гараж. Потом оказалось, что в коммутаторе сгорело ещё одно сопротивление. Но это уже мелочи. Главное, что мы выпутались из такого сложного положения, и память об этом у нас останется надолго. Главное не теряться в таких сложных ситуациях и искать из них выход.