Дервиш

Рач Сароян
В прекрасном городе моего тёплого детства жил один дервиш.

Наверняка, у него и было какое-то имя, только я его никогда не слышал.

Он неспешно ходил по улицам, заходил во дворы, присаживался на скамейку, или пил воду из-под крана, стоящего посреди двора - для всех, степенно разговаривал с живущими там людьми.
Он мог говорить с греками по-гречески, с евреями - на идише, с турками и азербайджанцами - на турецком, с армянами - на армянском, с грузинами - на прекрасном грузинском. Ну, и на русском...

Никто не знал, какой он национальности.

А тогда, впрочем, это никого не волновало, народ был настолько толерантен!
Это было неважно, поскольку почти все вокруг были метисами и в одном дворе очень дружно жили представители разных конфессий и народов.
Именно — ЖИЛИ. А не «уживались», как сейчас модно говорить!

Его радушно угощали домашней выпечкой, мясом, фруктами, компотом. Иногда давали обувь, не подошедшую по размеру, одежду.
Всегда отказывался от спиртного — чачи, водки, самогона.

Но вечером жаркого дня мог пригубить немного домашнего вина. Да и то - слегка разведённого холодной водой.

Денег он не брал никогда. От продуктов не отказывался, с достоинством и лёгким поклоном, приложив правую руку к сердцу, благодарил, складывая аккуратно в висящую через плечо торбу (хурджин).
Одна сторона его была кожаной, вторая-ковровой. Узор со временем вытерся, и эта сума нам, детям, казалась неким рогом изобилия, таинственным сундуком, набитым старинными динарами, абазами, дирхамами, таньга.

Мы боязливо наблюдали за дервишем издалека, и только самые смелые могли подойти к нему и послушать его разговор. Он был немногословен, но каждое его изречение звучало как откровение и столько в нём было мудрости, что взрослые часто просили у него совета. Сразу вспоминался знаменитый молла Насреддин))) Мы его за глаза между собой так и называли.

Когда удавалось подобраться поближе, он всегда смотрел на тебя добрыми и очень умными глазами. Лез в хурджин и угощал чем-то вкусным, хлопал заскорузлой ладонью по скамье, отодвигаясь в сторону — садись! Смотрел снова в глаза и улыбался!

И вся боязнь проходила.

Ты садился, бормотал «спасибо!» и вгрызался в яблоко.
Поданное им.
С улыбкой и добрым словом.
И оно тогда казалось самым вкусным на свете!!!
Тебя переполнял щенячий восторг, ведь ты знал, что из глубины двора за тобой с восхищённой завистью наблюдают твои сверстники.
Жутко завидуют! До безобразия!!!

В этот день ты был героем, и даже самый задиристый забияка начинал с тобой заискивающе дружить.
Вот таким магическим обаянием обладал этот человек.

Я, помнится, как-то раз проследил за его пешим путешествием.
Благо, мне на велосипеде сделать это казалось не утомительно. Он дошёл до городской мечети и всё вырученное днём во дворах отдал нищим. Оказывается, он ТАК делал всякий раз, как только заканчивал свой путь.
Он подавал и у православной церкви, и у рынка, и у вокзала. (Синагога, греческая и армянская церковь, католический храм тогда были заняты какими-то организациями) Это мне потом сказали. Нам, малым и неразумным, его мотивация была непонятной: набрать столько вкусностей и тут же их раздать!!!

Но вот таким он был тёплым человеком, наш городской дервиш.

Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаю, что это был ЧЕЛОВЕК, про которого мы читали, но никогда в этой жизни не видели.

Человек созданный по образу и подобию Божьему! Минимум - себе, остальное - сирым и убогим. А его советы простым обитателям дворa всегда помогали.

Что он сказал нашему соседу-грузину, не знаю, но когда тот поделился с дервишем своим несчастьем-сын подсел на морфий, тот с этим сыном тихо говорил минут 6-7, потом похлопал по плечу и ушёл.
Парень с трудом, но сам слез с иглы. Сейчас живет в Израиле. Свой небольшой бизнес. Успешный человек. Что это было — мне неведомо!

Когда я вернулся из армии, мне сказали, что он из нашего Батуми перебрался в Тбилиси. Город будто опустел...

Поколение моего старшего сына уже росло без него! Жаль!

Желаю всем вам, мои дорогие, встретить такого святого человека и подпитываться от него энергией жизни! Энергией добра и терпимости. Мудростью и человеколюбием!
И пусть мир и благоденствие всегда будут в Вашем доме!
Ибо если в каждом доме будет мир, то воевать будет некому и не за что!

Мир Вашему дому!