МОЩЬ И ЗАБВЕНИЕ «УРАЛА»
В 1981 году на ленинградском Балтийском заводе имени С. Оржоникидзе по проекту 1941 «Титан» ЦКБ «Айсберг» Министерства судостроительной промышленности СССР началась закладка суперкорабля «Урал» с атомной энергетической установкой. Он должен был стать флагманом морской разведки Советского Союза.
Со стапелей «Урал» сошёл в 1983 году, получив бортовой номер ССВ – 33 (судно связи). За основу корпуса этого гигантского судна принималась конструкция атомного ракетного крейсера «Киров» проекта 1144 типа «Киров». Поражали размеры «Урала» - высота от киля до клотика – 70 м, что соответствовало высоте 28 – и этажного дома, длина – 265 м. Для экипажа численностью более 900 человек предусматривались все условия для отдыха – спортзал, кинотеатр, бильярдная, бассейн, сауны, игровые автоматы. В декабре 1988 года «Урал» спустили на воду одновременно с тяжёлым ракетным крейсером «Калинин», и в 1989 году корабль вошёл в боевой состав ВМФ СССР.
«Урал» предназначался для неограниченного патрулирования без дозаправки в нейтральных водах вблизи побережья США и с помощью своего радиоэлектронного оборудования наблюдать за американскими базами межконтинентальных баллистических ракет, аэродромами стратегической авиации, собирать всю информацию о любом суб-космическом объекте. Для этих целей на нём устанавливалась система специальных технических средств разведки «Коралл», созданная при участии более 200 НИИ, КБ, заводов – изготовителей и монтажно – настроечных организаций. Уникальный вычислительный комплекс был способен расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1,5 тысяч км, определять состав топлива баллистических ракет по их выхлопам и состав теплозащиты ядерных боеголовок.
Вооружение «Урала» соответствовало вооружению эсминца, имелся специальный ангар на корме для вертолёта.
Главный конструктор корабля – разведчика М. Архаров получил Героя Социалистического Труда, и ему – штатскому, не находившемуся на военной службе, присвоили звание «контр – адмирала».
Два месяца «Урал» под командованием капитана 1 ранга И. Кешкова затратил на переход с Балтийского моря к месту постоянного базирования – порт Тихоокеанск (Фокино). По пути следования корабль посетил базу в Камрани, зафиксировал пуск шатла «Колумбия», вывод на орбиту двух американских спутников, параметры военных баз, выявил корабли и самолёты НАТО, его сопровождавшие.
Случалось, что в ходе работы сложнейшая аппаратура выходила из строя, давала сбой система охлаждения реактора, появился не устраняемый крен на левый борт. Прибыв к месту своего базирования, «Урал» стал флагманом 38 – й Бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота. Жизнедеятельность корабля, расположившегося на рейде, обеспечивали непрерывно работающие дизель – генераторы.
«Урал» готовился к походу в район Маршалловых островов – расположению военных баз США. Однако, устранить все возникшие на корабле неполадки не удавалось, к тому же большинство младших специалистов экипажа уволились в запас по вступившему в силу в 1989 году закону СССР «О воинской обязанности», а выпускники военных училищ и академий – специалисты по эксплуатации комплексов корабля не желали уже служить на флоте.
Большую часть времени огромный корабль с малочисленным экипажем был вынужден стоять на швартовых бочках в заливе Стрелок, и ни о каких – либо походах говорить уже не приходилось. Дальше – больше. В 1990 году на «Урале» возник пожар, из строя вышло кормовое машинное отделение, сгорели электрокабели. В 1991 году распался Советский Союз, и «Урал» окончательно «осиротел». Командир И. Кешков обратился с письмом – просьбой к Президенту России Б. Ельцину о спасении уникального корабля, но не получил никакого ответа.
Корабль погибал. В 1992 году заглушили его ядерные реакторы, оборудование и имущество постепенно расхищалось. От некогда большой команды осталось около 20 человек, которые с грустной иронией стали называть свой корабль «специальным спальным вагоном» от ССВ. В 2008 году «Урал» сдали в утилизацию, и на заводе «Звезда» в г. Большой Камень её произвели.
Таким образом, колоссальные средства, вложенные в строительство «Урала», пошли в буквальном смысле на ветер. Жаль, конечно, что не удалось сохранить, а потом модернизировать такой уникальный корабль – разведчик до наших дней, но, как говорится, было не суждено.
23 марта 2023 года Вячеслав Прытков