Мощь и забвение Урала

Вячеслав Прытков
                МОЩЬ   И   ЗАБВЕНИЕ   «УРАЛА»

В  1981  году  на  ленинградском  Балтийском  заводе  имени  С. Оржоникидзе  по  проекту  1941  «Титан»  ЦКБ  «Айсберг»  Министерства  судостроительной  промышленности  СССР  началась  закладка  суперкорабля  «Урал»  с  атомной  энергетической  установкой. Он  должен  был  стать  флагманом  морской  разведки  Советского  Союза.
Со  стапелей  «Урал»  сошёл  в  1983  году, получив  бортовой  номер  ССВ – 33  (судно  связи).  За  основу  корпуса  этого  гигантского  судна  принималась  конструкция  атомного  ракетного  крейсера  «Киров»  проекта  1144  типа  «Киров». Поражали  размеры  «Урала» - высота  от  киля  до  клотика – 70  м, что  соответствовало  высоте  28 – и  этажного  дома, длина – 265  м. Для  экипажа  численностью  более  900  человек  предусматривались  все  условия  для  отдыха – спортзал, кинотеатр, бильярдная, бассейн, сауны, игровые  автоматы. В  декабре  1988  года  «Урал»  спустили  на  воду  одновременно  с  тяжёлым  ракетным  крейсером  «Калинин», и  в  1989  году  корабль  вошёл  в  боевой  состав  ВМФ  СССР.

«Урал»  предназначался  для  неограниченного  патрулирования  без  дозаправки  в  нейтральных  водах  вблизи  побережья  США  и  с  помощью  своего  радиоэлектронного  оборудования  наблюдать  за  американскими  базами  межконтинентальных  баллистических  ракет, аэродромами  стратегической  авиации, собирать  всю  информацию  о  любом  суб-космическом  объекте. Для  этих  целей  на  нём  устанавливалась  система  специальных  технических  средств  разведки  «Коралл», созданная  при  участии  более  200  НИИ, КБ, заводов – изготовителей  и  монтажно – настроечных  организаций. Уникальный  вычислительный  комплекс  был  способен  расшифровывать  характеристики  любого  космического  объекта  на  удалении  до  1,5  тысяч  км, определять  состав  топлива  баллистических  ракет  по  их  выхлопам  и  состав  теплозащиты  ядерных  боеголовок.
Вооружение  «Урала»  соответствовало  вооружению  эсминца, имелся  специальный  ангар  на  корме  для  вертолёта.
Главный  конструктор  корабля – разведчика  М. Архаров  получил  Героя  Социалистического  Труда, и  ему – штатскому, не  находившемуся  на  военной  службе, присвоили  звание  «контр – адмирала».

Два  месяца  «Урал»  под  командованием  капитана  1  ранга  И. Кешкова  затратил  на  переход  с  Балтийского  моря  к  месту  постоянного  базирования – порт  Тихоокеанск  (Фокино). По  пути  следования  корабль  посетил  базу  в  Камрани, зафиксировал  пуск  шатла  «Колумбия», вывод  на  орбиту  двух  американских  спутников, параметры  военных  баз, выявил  корабли  и  самолёты  НАТО, его  сопровождавшие.
Случалось, что  в  ходе  работы  сложнейшая  аппаратура  выходила  из  строя, давала  сбой  система  охлаждения  реактора, появился  не устраняемый  крен  на  левый  борт. Прибыв  к  месту  своего  базирования, «Урал»  стал  флагманом  38 – й  Бригады  разведывательных  кораблей  Тихоокеанского  флота. Жизнедеятельность  корабля, расположившегося  на  рейде, обеспечивали  непрерывно  работающие  дизель – генераторы.

«Урал»  готовился  к  походу  в  район  Маршалловых  островов – расположению  военных  баз  США. Однако, устранить  все  возникшие  на  корабле  неполадки  не  удавалось, к  тому  же  большинство  младших  специалистов  экипажа  уволились  в  запас  по  вступившему  в  силу  в  1989  году  закону  СССР  «О  воинской  обязанности», а  выпускники  военных  училищ  и  академий – специалисты  по  эксплуатации  комплексов  корабля  не  желали  уже  служить  на  флоте.
Большую  часть  времени  огромный  корабль  с  малочисленным  экипажем  был  вынужден  стоять  на  швартовых  бочках  в  заливе  Стрелок, и  ни  о  каких – либо  походах  говорить  уже  не  приходилось. Дальше – больше. В  1990  году  на  «Урале»  возник  пожар, из  строя  вышло  кормовое  машинное  отделение, сгорели  электрокабели. В  1991  году  распался  Советский  Союз, и  «Урал»  окончательно  «осиротел». Командир  И. Кешков  обратился  с  письмом – просьбой  к  Президенту  России  Б. Ельцину  о  спасении  уникального  корабля, но  не  получил  никакого  ответа.
Корабль  погибал. В  1992  году  заглушили  его  ядерные  реакторы, оборудование  и  имущество  постепенно  расхищалось. От  некогда  большой  команды  осталось  около  20  человек, которые  с  грустной  иронией  стали  называть  свой  корабль  «специальным  спальным  вагоном»  от  ССВ. В  2008  году  «Урал»  сдали  в  утилизацию, и  на  заводе  «Звезда»  в  г. Большой  Камень  её  произвели.
Таким  образом, колоссальные  средства, вложенные  в  строительство  «Урала», пошли  в  буквальном  смысле  на  ветер. Жаль, конечно, что  не  удалось  сохранить, а  потом  модернизировать  такой  уникальный  корабль – разведчик  до  наших  дней, но, как  говорится, было  не  суждено.

23  марта  2023  года                Вячеслав  Прытков