Что такое мир? в смысле моего восприятия его, осмысления и осознания?
И что такое мир в смысле абсолютном: что он такое сам по себе — вне моего восприятия?
Что значит сам по себе ответ на этот вопрос? Любой ответ.
Мир есть нечто внепространственное и вневременное, что мы воспринимаем пространственным и временным.
Мир есть нечто, что разделяет между собой все сознающие существа (единицы), а мы воспринимаем мир как нечто объединяющее или вмещающее в себя все возможные сознающие существа. От понимания или непонимания ничего не изменяется, а мы воспринимаем, что изменяется всё.
Существует сознание, а не мир. Но оно существует только в форме, которую мы называем миром?
Зачем? Почему?
Возникает противоречие: чистое вечное сознание есть ужас, потому что ничего не происходит в нём. Всё происходящее происходит в мире, то есть в чём-то нереальном по отношению к сознанию.
(Я это хочу выразить во сне Дрюши о бессмертии, об ужасе бессмертия.) http://proza.ru/2019/09/05/1692
То есть в заданной форме страшна бессмысленность (бесцельность).
А почему, до смерти по крайней мере, задана именно эта форма мира?
Жизнь — это те пределы в отношениях между «Я» и «не Я», которые до смерти я преодолеть не могу. Но до них нужно добраться, до этих пределов, то есть изжить потенциал жизни, весь возможный потенциал.
Задан коридор, за пределами которого для мышления находится бессмысленность. А это означает, что наше содержание жизни как процесса — это осмысленность. (Второй сон.)
Сегодня тепло, но пасмурно.
Задремал и проснулся к завтраку с: человек рождается, когда рождается сознание — разделено «Я» и «не Я». Потом «не Я» начинает делиться на части, а части на части и т. д. Как в Библии — происхождение жизни: свет отделяется от темноты, твердь от неба, растения от животных и т. д., и т. п.
И так делится до тех пор, пока дальнейшее деление не становится бессмысленным. Это деление находит отражение в понятийном аппарате, которым оперирует человек.
Этого всего достаточно для телесного существования человека, когда разум есть инструмент достижения телесного блага.
А вот дальше начинается самое интересное:
1). Разум заявляет о своей самодостаточности. «Когито эрго сум» — «Cogito ergo sum».
2). Телесное существование представляется ему бессмысленным: умру я, умрёт всё человечество и остынет вселенная.
3). Человек начинает осознавать, что деление на «Я» и «не Я» происходит не только на телесном (чувственном) уровне, но и на сущностном: остаются «Я» и «не Я», но «не Я» теперь не пространственный мир, существующий во времени, а внепространственный Бог, существующий вечно.
И вот тут происходит второе рождение (воскресение), когда содержание, казалось бы неделимого, «Я» меняется. И только потому, что меняется соотношение между «Я» и «не Я».
И вот это-то не изменение сознания (сознание «Я» не может меняться, оно неизменно), а переход его на новый уровень, на другую орбиту в отношении к «не Я» — и отражается во всех религиях.
Это и есть «дыхание жизни».
На чужом опыте это можно воспринять только как фантастику. В реальности это можно только прожить.
Это как раз тот случай, когда размышления о смерти, которая вроде бы прекращает всё, даёт возможность бессмертия.
(Когда всё это понимаешь, Кант становится неинтересен.) А это странно.
_________________
[...]
_________________
Действительность всегда действительна и потому прекрасна. Вопрос, что есть действительность?
_________________
Добраться до неё не всем удаётся: Гоголю не удалось.
Но:
Человек не един в своей сущности, как многие говорят, а один в буквальном смысле слова. А разделение телесное на индивидуальности есть разделение кажущееся. И как бы человек себя ни осознавал, казаться так будет всегда. Точно так же, как вещь кажется нам вещью, на самом деле таковой не являясь.
_________________
Нам в жизни всё время приходится подавлять телесное: сексуальное, агрессивный эгоизм, тщеславие и пр., и пр.
Индивидуальное доминирование.
_________________
[...]
_________________
Время есть опыт деления мира на составляющие: было, есть, будет.
Сначала было светло, сейчас темно, а потом будет опять светло. Это опыт.
Время — абстрактное понятие, отражающее восприятие мира. Мозг наблюдает изменение отношения с миром и изменение мира.
_________________
Сознание себя собой тоже, впрочем, эмпирично.