Муратов в Колорадо

Павел Кожевников
Дмитрий Андреевич Муратов (род. 29 октября 1961, Куйбышев) — российский журналист, правозащитник. Главный редактор «Новой газеты» (1995—2017 и с 2019 года), один из её основателей.
Лауреат Нобелевской премии мира 2021 года «за усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочного мира»

К нам приехал, к нам приехал ...
или
Муратов в Колорадо

О том, что в наш город приезжает какой-то знаменитый русский, я узнал случайно от своей знакомой Эйми Санчес, профессора Колорадского университета. Мои американские друзья всегда сообщают мне, когда в город приезжает «русский». Они по-прежнему зовут всех иммигрантов из бывшего СССР - русскими.

Наивные люди, они думают, что любой, приезжающий «оттуда», будет несказанно рад знакомству со мной. 30 лет назад, когда я только приехал в Колорадо Спрингс на ПМЖ, такие сообщения, действительно, радовали и меня и редких гостей нашего солнечного города. Но сейчас, к нам понаехало столько «соотечественников», что не до радости от встреч с иными из них. Но это отдельная тема...

Услышав об очередном «русском» от Эйми, я хотел было уже перевести разговор на другую тему, но фамилия, произнесённая ею, заинтересовала меня. И хотя Эйми произнесла ей неправильно, но я догадался, что речь шла о Муратове, лауреате Нобельской премии за 2021 год.

Я знал о Муратове немного. Только то, что прошло по американским СМИ: «русский оппозицонер диктатору Путину, журналист, не побоявшийся выступить против власти, основавший независимую газету, которую Кремль закрыл из-за неудобной для него правды о войне на, пардон, – в Украине, за что ему и присудили Нобелевскую премию мира. Формулировка была традиционной -  "за усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира".

Мне захотелось послушать этого смелого защитника «демократии и прочного мира». Не лауреата Нобелевской премии, а человека и журналиста. Тем более - мы были почти земляками.
 
Я позвонил в университет, где преподавал много лет до ухода на пенсию, и меня включили в список приглашённых на встречу с дорогим (во всех смыслах) гостем.
Как оказалось, г-н Муратов совершал «мировое турне», и наш штат был в программе его посещений.

Встреча прошла в университете (UCCS), в небольшом зале, расчитанном человек на 100. Почти все места были заняты. У сцены стояли полицеские, а по всему залу – студенты-активисты, которые строго следили за тем, чтобы не велась съёмка и фотографирование.

После вступительного слова канцлера университета, назвавшего Муратова «иконой свободы» и «самым свободным и честным журналистом в России», на сцену вышли модератор, переводчик и Дмитрий Муратов и сели на приготовленные кресла. Аудитория дружно встала и поаплодировала.

Слово предоставили Муратову. Он огоршил всех такой фразой: «Когда русские приезжают к вам, они всегда начинают всех учить(!?). Я не буду этого делать, просто поделюсь с вами своими мыслями...» Зал не понял про «русских, которые любят всех учить». Я, признаться, тоже не понял. За 30+ лет жизни в США, я не встречал ни одного выходца-гостя из России, который бы посмел учить американцев в открытую. Во-первых, ему бы не позволили, во-вторых, - это не Россия, здесь такой метод разговора не пройдёт...

Итак, Муратов неуклюже сказал ещё какие-то комплименты в адрес организаторов его турне и заговорил. Говорил он долго, неспеша, часто останавливался, принимал позу Роденовского мыслителя, пытался шутить. Не все шутки проходили, кое-какие были непонятны американскому «высокоморальному», политкоррнетнорному слушателю. Вот одна из таковых:
Отвечая на вопрос, есть ли в России кто-то из окружения президента Путина, который бы «остановил» его, Муратов сально улыбнулся и, посмотрев на сурдопереводчицу, молодую девчушку, отвесил «шутку», видимо, проверенную на другой аудитории, не американской:
 – «Отвечу откровенно, но, боюсь, ваша переводчица не сможет это правильно перевести. Путин всех держит за яйца»! – Зал притих, такое здесь не слышали, видимо, лет пятьдесят. Переводчица покраснела, но справилась, её жест рассмешил аудиторию, и послышались несмелые аплодисменты.

Всю речь г-на Муратова я не запомнил, записывать, делать фото и видео он категорически запретил, сказав полушёпотом, что «вы поймёте, мне же нужно будет возвращаться домой, в Россию».
Аудитория согласно покивала головками. Ведь о такой «диктаторской России», на которую Муратов намекнул, здесь говорят 24 часа в сутки.
               
Вот примерный дайджест выступления Дмитрия Муратова.

- «Бедные украинские дети. В среднем за 2022 год они сидели 960 часов в подвалах, спасаясь от бомб русских агрессоров».
- «Недавно в одном украинском городе была убита разрывом бомбы девочка, которая повторяла одну и ту же молитву – Господи, оставь жизнь мне и моей стране Украине!». Здесь Муратов надолго замолчал, спрятав голову в ладони. Затем неожиданно обратился к залу. «Я знаю, здесь много студентов. Я обращаюсь к вам – соберите все молитвы украинских детей. Их там 7 миллионов! И передавайте эти молитвы к Богу по всем СМИ, каждый час, каждый день!»
- Много говорил о Горбачёве и Ельцине, постоянно подчёркивая свою дружбу с обоими.
- «Русская элита предала народ»!
- «Демократия – для богатых. Такая демократия придумана на Западе (здесь аудитория затихла, ожидая пояснения, так как большинство в университетах – демократы)». Но Муратов этого не заметил, поняв молчание зала как поддержку, поскакал далее ...
- На вопрос модератора: «Как Путин пришёл к власти, ведь о нём никто не знал? Может, у Путина, как агента КГБ, было что-то на него»? – Муратов оживился и даже встал на ноги, подойдя к краю сцены. Ответил:  - «Это очень грамотный вопрос»! Аудитория подумала, что он пошутил, и засмеялась. Но Муратов продолжил серьёзно: - «Открою вам, друзья мои, тайну – Павловский придумал это. Вместо алкоголика Ельцина, должен был прийти солдат КГБ»!

 В зале загоготали. Муратова понесло:  - «Народу нужен был свой Джеймс Бонд! (опять смех в зале!). Путин категорически не хотел быть президентом, но его уговорили дочь Ельцина и её муж. Вот вам и все наши выборы»! – Смех в зале усилился.
Модератор: «Но теперь Путину это нравится»? – Муратов показал на свою шевелюру, покачал головой и выпалил:
- «Ему-то нравится, а я стал из-за этого седым». – Зал вновь взорвался аплодисментами.
- «Любовь Путина к России стала любовью Путина к власти».
- О чеченской войне: «Путин её придумал, ему нужна была быстрая война...».
- «Ельцин не закрыл ни одного СМИ, Путин решил, что все СМИ должны быть государственными. Коррупция стала индустрией. Богатые стали героями гламурных журналов».
- «6 моих журналистов убили. Это сделало КГБ со связями в Bank of New York(!?)» -
       - «В смерти Политковской виден след Кадырова. Ведь в Чечне ничто без него не делается. Также Кадыров виноват и в смерти Немцова...».
- «Путин закрыл мою Новую Газету. Он также закрыл свыше 300 независимых медиа платформ, так как они говорили правду о СВО. Журналистику в России объявили вне закона, тысячи журналистов вынуждены были уехать из путинской России».
- «В России сейчас более 500 политических заключённых».
- «Думаю, в этом году Оскара получит фильм «Навальный», которого отравили «Новичком».
«За одно слово правды, журналистов бросают в тюрьму. Алексей Горин отказался проводить конкурс детского рисунка, сказав, что не время для этого, когда в Украине дети гибнут. За эго высказывание его посадили на 7 лет».
- «В России произошёл новый переворот, люди у власти те же, а строй новый. Путин будет вечно у власти, он уже 23 года, плюс имеет право ещё два срока».
- «Путина кто свергнет? Народ? Нет такого народа, на которого бы не подействовала пропаганда. В руках Путина все СМИ. Газпром? Но разве Каин убьёт Авеля»? (смех в зале).
- «Среди читателей моей газеты было 90% против войны в Украине. А по стране – 50% русских против неё».
- «В России началось воспитание культа смерти. Даже РПЦ призывает умереть за Россию! Смысл жизни – смерть за Родину! Смерть – хорошая инвестиция! Погибнет солдат, его семье выплатят $180 000».
- «Нарратив путинской пропаганды – народ как горсть конфет, одна конфета пропадёт, остальные останутся».
- «Беженцев сейчас больше, чем во Вторую мировую. Путин победил свой народ»!
- «Но русский народ начинает понимать, куда его Путин ведёт. Недавно посмотрел данные о продаже маек с буквами V и Z. Поясняет, что это символы войны! Количество проданных маек упало катастрофичемки на 70-90%. Идея войны больше не продаётся»!
- «Что такое Путинский режим? Кто его создал - русский народ? Нет! Его создали политики запада, такие как Шрёдер и нефтяные воротилы США и Запада. Россия всё ещё получает огромные деньги от продажи нефти западу»!
- «Сейчас началась пропаганда ядерной войны. На гласных каналах страны ведущие призывают бросить ядерные бомбы на Англию и Францию! Их сотрём, говорит один из них, никто и не заметит. Пусть запад остановит Украину, мы тогда не уничтожим Планету! Медведев проснулся и стал грозить всему миру ядерной дубинкой, мол, на карту поставлена судьба всей цивилизации. То есть напали они, а отвечать будут все. Мои слова запомните: в мире появилась первая ядерная диктатура...»...

Вот примерно то, что я услышал и успел записать «на коленке» из сказанного Д. Муратовым.

Мои вопросы про минские договорённости, про право наций на самоопределение, про Сноудена и Ассанжа и их попранные свободы, про право русскоязычных на Украине, про бандеровские марши – были проигнорированы то ли модератором, то ли самим г-ном Муратовым...

Я хотел было подойти к нему после представления, но меня не подпустили охранники, сказав, что такие встречи не предусмотрены организаторами.

Словом, шёл я к Муратову-человеку, а попал к «Нобелевскому лауреату». Мне показалось, что сам Нобель зарыдал на небесах!

США, Колорадо. 28 февраля 2023. (На плакате, который организаторы встречи с Д. Муратовым, выставили в интернет, ошибка -  указан год 2022, должен быть 2023)!
_________________________________________________

UCCS College of Public Service, Ent Center for the Arts, Colorado Springs World Affairs Council
Founded in 1979, the Colorado Springs World Affairs Council is a non-partisan, not-for-profit, educational organization. The Council is a member of the World Affairs Councils of America, a national network of over 90 autonomous councils across the United States, and Global Ties US, a non-partisan organization established to promote excellence in citizen diplomacy.